Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

О чем расскажет почерк ребенка

Один ребенок старательно выводит каждую букву, другой пишет «как курица лапой». Говорит ли это о том, что один вырастет умницей, а второй лентяем? И что вообще может почерк рассказать о характере человека?


Фотобанк Лори

Считается, что наука о почерке появилась одновременно с письменностью – нельзя было не обратить внимания на то, что буквы одинаковые, а все пишут их по-разному. Этим интересовался знаменитый древнегреческий философ Платон, а его ученик Теофраст настолько был очарован почерковедением, что смог облечь его в научные формы. С тех пор графология, наука о почерке, обросла многочисленными исследованиями и наблюдениями. Мы попросили эксперта-графолога Светлану Сибирскую помочь нам приоткрыть тайны почерка.

– Светлана, расскажите, как и когда у ребенка формируется навык письма?

– Письмо – это комплексное умение, состоящее с одной стороны из графического навыка, а с другой – из личностных особенностей. Графический навык формируется постепенно и зависит от физиологии ребенка и степени сформированности личности. Начальный этап обучения письму для 5-7-летних идет параллельно с формированием костной системы. Никакое форсирование письменных навыков недопустимо. Ребенка нельзя торопить и требовать от него писать быстрее. Нервозность во время этого периода может отразиться на личностных качествах ребенка и его развитии.

К 10-11 годам навык письма сформирован, и почерк становится более-менее стабильным. Однако и этот период еще не повод для полноценного анализа почерка, поскольку личность еще не сформирована. В почерке будет отражена именно эта несформированность. И только когда процесс письма достаточно беглый и неосознаваемый, становится возможным анализировать его. Это происходит приблизительно к 16-17 годам, хотя возраст индивидуален. Одни в 17 лет уже готовы к взрослой жизни, а другие в 20 лет еще дети.

Почерк Мурата (11 лет)

Образец почерка №1. Мурат, 11 лет

В этом почерке видна некоторая напряженность, старательность. Беглости еще нет. Буквы выписаны подробно и старательно. Рука движется негладко, часто останавливается. Подробные буквы, практически без упрощений, указывают нам на то, что мышление ребенка конкретное, приземленное. Он еще не может оперировать абстрактными, отвлеченными понятиями. Поэтому новый материал ему надо подавать с примерами из реальной жизни. Видна замедленная скорость, сжатость в буквах и между буквами. Каждое слово пишет в несколько заходов, часто останавливается, чтобы отдохнуть. Видно, что скорость мыслительных процессов еще невелика. Ребенку требуется основательное время, чтобы что-то понять и усвоить. Он все понимает слишком конкретно, буквально, узко. В то же время просматриваются зачатки аналитического мышления. В целом ребенок эмоционально открытый и мягкий. С ним можно договориться, им можно управлять, что и делается. С дисциплиной его все в порядке. Он старательно исполняет все, что от него требуется, хотя ему это дается с трудом. Можно предположить, что воспитывают его в строгости.

– Кто-то пишет размашистыми буквами, а кто-то угловатыми и колючими. От чего это зависит?

– Вид почерка зависит как от механических навыков руки, так и от личностных особенностей человека. Сам процесс воспитания, история жизни, история формирования личности напрямую влияют на вид почерка. Личности разные – почерки, соответственно, тоже.

– А можно ли по почерку что-то сказать о характере человека?

– Да, но с большей достоверностью начиная с 18-20 лет, когда личность более-менее сформирована. Почерк показывает почти все: стиль мышления, манеру поведения, страхи, комплексы, морально-нравственные принципы, отголоски воспитания, таланты, способности, желания, самооценку. Легче рассказать, что по почерку не определяется. В почерке не выявляются национальность, вероисповедание, пол и биологический возраст. Все остальное в почерке зашифровано.

– Беспокоиться ли маме, если у ребенка плохой почерк? Не говорит ли это о каком-то психическом нарушении?

– Нет, не стоит, конечно. Понятие «плохой почерк» в бытовом и графологическом смысле не одинаков. Не красивый, но разборчивый почерк может говорить о творческом потенциале ребенка. А каллиграфически красивый почерк может свидетельствовать о посредственной, скучной и неинтересной личности. Поэтому красота почерка относительна. И только специалист способен определить, существуют ли вообще проблемы. В графологии все так же, как в обычных науках.

Почерк Ксении (16 лет)

Образец почерка №2. Ксения, 16 лет

В этом почерке сразу виден динамизм, легкость. Буквы более простые, многие лишние элементы убраны, есть беглость. Основные параметры почерка устойчивые и стабильные. Например, ход строки, наклон, высота букв. Наблюдается динамизм письма, хотя и не сильно. Личность, соответственно, достаточно раскрепощенная, открытая, знающая себе цену. Дисциплинированная и самокритичная. Мышление этой девушки также конкретное, приземленное, логичное и узкоспециализированное. Однако эта конкретность отличается от конкретности предыдущего (детского) почерка – она связана с установкой личности на задачу, на поставленную цель. Этот человек, не желая распыляться, сужает свои задачи. Конкретность же почерка Марата связана с личностной несфомированностью, с отсутствием личного опыта. Девушка по поведению целеустремленная, настойчивая и умеющая отстаивать свои интересы. Умеет сказать «нет». Есть карьерные запросы. Желание преуспеть, показать себя, выделиться из толпы.

– Часто в школе учителя рекомендуют заниматься с ребенком правописанием, чтобы улучшить его почерк. Есть даже разные чудо-прописи с алгоритмом написания букв. Как вы считаете, стоит ли на это тратить время?

– В начальной школе действительно стоит обучить ребенка алгоритму написания букв. К тому же такие занятия обучают не столько письму, сколько дисциплине. Умение управлять собой – важный фактор личности. В XX веке многие первоклашки приходили в школу, совсем не умея писать, и их учили по единому стандарту, причем, замечу, достаточно хорошему.

Современная школа в погоне за западными веяниями сломала хорошо налаженную систему. К тому же многие родители считают своим долгом научить ребенка читать и писать еще до школы. Как они это делают – неизвестно. Поэтому дети учатся писать не по стандартной методике, а кому как придется. Современная школа по-своему приспособилась к такому положению вещей и уже не считает себя обязанной обучать ребенка правильному письму, тем более что половину детей надо не учить, а переучивать.

 

Почерк Ольги (30 лет)

Образец почерка №3. Ольга, 30 лет

Почерк обладает внутренним динамизмом, абстрактностью форм и изменчивостью некоторых факторов – наклон, размер и форма строк меняются. Эта личность по складу характера очень динамичная, сообразительная и гибкая в поведении. Мыслительные процессы протекают быстро. Мыслит последовательно, но не догматично. Видение мира многооконное, многостороннее, что позволяет ей находить оригинальные решения жизненных задач. Такое мышление обладает определенным запасом прочности в трудных ситуациях. В крайних проявлениях такой человек может увлекаться и перескакивать с интереса на интерес, надолго не задерживаясь на одном и том же. Умеет планировать и действовать последовательно. В то же время свои планы он способен гибко менять под ситуацию. То есть глобальное планирование устойчивое, а тактическое – гибкое. В результате в личности гармонично сочетаются устойчивость и динамичность. Это человек умеет постоять за себя, отстаивать свои интересы без ущерба для интересов окружающих.

– И как же поступать мамам?

– На мой взгляд, лучше вернуться к советским методам обучения письму – они были самые лучшие. Теперь про прописи: они хороши только в самом начале обучения и только на короткий период. Остальное время обучения ребенок должен писать самостоятельно, не опираясь на «костыли-прописи». И если почерк действительно слишком беспорядочный, то имеет смысл немного его подкорректировать. Когда из беспорядочного почерка вы делаете более упорядоченный, тем самым вы учите ребенка самодисциплине, что является положительным моментом. В любом случае целенаправленная коррекция почерка является коррекцией всей личности. И надо смотреть, какую черту характера вы пытаетесь усилить у ребенка, изменяя элемент письма.

– Действительно ли так вредно переучивать левшей, как говорят?

– Да, вредно. Переучивание – это большой стресс для ребенка как будущей личности. И этот стресс навсегда изменит характер ребенка. У такого человека навсегда останется психологический надлом.

– Что вы можете в целом сказать о трех образцах почерка, представленных выше?

Эти три почерка условно можно считать иллюстрацией развития личности. Однако это три разных человека. И у 30-летней Ольги в ее 16 лет вряд ли был почерк, похожий на почерк Ксении. Мышление Ксении более одностороннее, что сказывается на ее способности решать поставленные задачи. Она эффективна в ситуациях привычных и подобных. И ее решения продиктованы наработанным опытом.

У Ольги же иная ситуация. Она способна быть эффективной не только в устойчивой среде, но и в переменчивой, новой. Ее решения продиктованы интуитивным озарением. В стабильных условиях она может уступать таким людям как Ксения, но во времена перемен, когда меняются правила игры, способности Ольги более ярки.

Можно предположить, что почерк Ксении еще изменится, не глобально, конечно, а локально. Что-то уменьшится, что-то увеличится. То, чего нет сейчас, конечно, не появится. Она будет таким же однонаправленным и целеустремленным человеком. У нее может сгладиться угловатость, колючесть, юношеская критичность. Она может стать мягче и податливее, но останется желание быть особенной и заметной. Интенсивность этих качеств в течение жизни меняется, но не исчезает навсегда.

Если родители желают подробно проанализировать почерк ребенка, то имеет смысл делать это начиная с 16 лет. Лучше обратиться к опытному специалисту.

Читайте также: Почерк ребенка: на что обратить внимание?

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
109
Наталья Калинина
Графология, как и песочная арт-терапия-"науки", основанные на высосанных из пальца специалиста субъективных (иногда просто выдуманных) фактах. Красивому тире понятному почерку учат человека любого возраста с 5 лет. Есть методика из 12 занятий. Моего сына научили в 5 лет в школе развития интеллекта-потрясающий результат. Потом привела туда старшего 5классника. Он сам очень доволен :аккуратное и понятное ему и учителям письмо сняло кучу проблем. Так что советую не верить этим лженаукам, а заплатить деньги и научить ребенка красиво писать и рисовать.
СсылкаПожаловаться
66
Не уверена насчет точности графологической экспертизы, а вот грамотность у автора статьи "хромает".
СсылкаПожаловаться
Лидия Архипова
В садике ребенок должен развиваться, но не учиться писать. Часто дети приходят из садика где их пытались научить писать буквы, не умеют правильно держать ручку.. А переучивать ребенка гораздо сложнее, чем учить. Поэтому будет лучше, если каждый станет заниматься своим делом.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Ваше ВеличествоResort - 2020
Всем привет! В светской жизни случилось небольшое затишье и чтобы не скучать предлагаю окунуться в мир моды. 
Resort или Cruise - это промежуточная коллекция, она предваряет весенне-летнюю и демонстрирует основные ее тенденции. 
442
НаталияОбязательно ли наряжать ребенка на выпускной как на свадьбу? (из сада)
Всем доброго вечера!
Сейчас смотрела фото (знакомая прислала),у дочери её  выпускной в садике был и как всегда сердце кровью обливалось-терпеть не могу платья в пол, на девочках тем более((
Все бы ничего, посмотрела и забыла, но через год и меня это ждет. А я не хочуу его (платье) покупать и "доширак" ей на голове крутить.
Но она ребенок, все будут, а она как же..Хотя дочь активная, любит бегать, предпочитает вещи, не сковывающие движения. Заплетаться не любит, после НГ попросила волосы ей "отрезать", каре у неё.
У кого на выпускной ( у дочек)  не было бальных платьев и взрослых причесок? Какой был наряд?
387
Я сегодня прелесть какая гадостьФеминитивы
Всем доброго времени суток. 
Недавно в одной популярной соцсети наткнулась на такой пост:
«Привет! Таня, что за фишка такая — на ресурсе стали писать „директорка“ или „стилистка“ вместо привычных „директор“ и „стилист“. Вот это перебор, я считаю»

На, что блогер (блогерша, блогерка?) ответила:
Привет! Наоборот, это компенсация недобора. Русский язык не разрешает маркировать женским родом уважаемые, престижные и высокооплачиваемые занятия, он нам прямо говорит, что женщины — второсортные существа. И внедрение феминитивов эту ситуацию меняет. Ситуация изменится в том числе и потому, что нам перестанут резать ухо слова, демонстрирующие, что женщина — это человек. А пока общество формирует негативный по отношению к женщинам язык, а язык форматирует сознание и представление о мире конкретного человека.

Несколько примеров. Мы только в мужском роде называем статусные творческие профессии: поэт, композитор, балетмейстер — полно обсуждений в духе «не называйте Ахматову поэтессой, она поэт». Только в мужском называем людей, обладающих властью: президент, полицейский, министр, депутат. Только в мужском определяем людей с мозгами: гений, ученый, мудрец. При этом женщинам на малооплачиваемых и низкоквалифицированных работах (уборщица, официантка, санитарка) никто не говорит, что пол маркировать не нужно, и достаточно названия профессий в мужском роде: уборщик, официант, санитар.

Когда женщина делает что-то плохое, нет никакой проблемы использовать феминитивы: садистка, живодерка, воровка, — и указание пола опять становится достаточно уместным. Более того, если спросить себя, какие ассоциации вызывает слово «профессионал», это будет мужчина в костюме или рабочей одежде рядом с какими-то устройствами или инструментами, либо просто кто-то очень востребованный в офисе. Первая ассоциация на слово «профессионалка» — проститутка. Вторая, впрочем, тоже.

Так представления о женщине как о недочеловеке с исключительно обслуживающими функциями сформировали соответствующий вокабуляр, а он в свою очередь указывает нам наше место в этом мире. Мне лично это место не нравится, и никто такого отношения просто по факту рождения не заслуживает. 

Как вы думаете это уже перебор????
А, да феминитивы - это слова женского рода, альтернативные или парные к аналогичным «мужским» понятиям.
Я вот считаю, что это передергивание и бред. Представляю договор с должность. генеральная директорка. Или счет подписывает главная бухгалтерка. Или секретарка
307
Эляне верю я в этих псевдо-мусульманок
Гуляла с детьми и встретила бывшую коллегу, она была несколько лет в любовницах у нашего начальника (он женат был, имея тогда уже двух жен,мусульманин,со всеми вытекающими), а тут смотрю она идет, одета в мусульманскую одежду, в платке с ребенком в коляске, она то славянка православная была, а тут чего????? я честно в шоке от ее вида, и не оттого,что я что-то против мусульман имею, а оттого,что ну не верю я, что это от души и от сердца она так облачилась. девушки-опомнитесь.
238
Мария СоболеваКазнить нельзя помиловать
Встретились на прошлой неделе две истории. Одна, о девушке, которая пыталась спасти щенка, и была проклята любителями животных, прозвучала в новостях. Для тех, кто не слышал, повторю коротко. Щенка сбила машина, случайно оказавшаяся рядом девушка отвезла его к ветеринарам, потратила больше 5 тыс. на обследование и стала искать опекунов щенку в соц.сетях, т.к. сама не имела возможности о нем заботиться. Ветеринары дали неутешительный прогноз, за два часа на призыв девушки никто не откликнулся. Щенка усыпили. После этого зоозащитники проснулись и начали оскорблять и проклинать девушку
Вторую историю рассказала приятельница по дороге на дачу. Дачи у нас в деревнях, которые в 60-е годы начали вымирать, в 90-е - превращаться в дачные поселки, а сейчас некоторые превращаются в коттеджные. В одном из таких поселков инициативная группа провела собрание и собирает подписи под требованием отрубить голову единственному в населенном пункте петуху за то, что недисциплинированная птица встречает рассвет звонким "ку-ка-ре-ку" 
А вы бы подписались под приговором петуху?
235
ГражданкаДети друзей гнобят нашего ребенка
Есть вот такая проблема. Дружим с родителями, давно работаем вместе, ну и хобби нас связывают. Их дети старше наших на два года. Встречаемся нечасто, но всякий раз наш старший ребенок от них страдает. Очень их ждёт, дети друзей вроде тоже с удовольствием к нам идут и ждут в гости. Но всякий раз наш ребенок пытается играть, рассказывает что-то, предлагает игрушки, развлечения, угощения, а те ее в игнор. Нет сначала-то все нормально, но потом начинается двое против одного. Возьмут спиной повернутся, просто уйдут посреди игры. Наша за ними бежит. Та мама иногда это пресекает,но редко. Мне очень обидно бывает. С другими детьми вообще проблем нет. Прекратить общение не получится. Как правильно себя вести, хочется послушать мнения. Считает их подругами, я уже не акцентирую на этом внимание, но на ДР друг к другу ходят (потому что мы дружим). Но там то же самое происходит, нашу именно эти две сестры игнорят. Их родители очень хотят наших детей подружить, может, проблема в этом? Ещё и живём в одном районе.
Только не надо меня сразу обвинять, что я плохая мать, и что мой ребенок не умеет дружить. В идеале бы прекратить отношения, но не хочется терять друзей из-за этого. Те родители ничего не замечают, все нормально . Поделитесь мыслями, девушки.
205
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru