Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Почерк ребенка: на что обратить внимание?

С одной стороны, красивый почерк – это искусство, вершин которого многие люди добиваются годами. С другой, почерк – это не только красота букв и строк, но и признак уровня грамотности, физического развития и здоровья, и даже душевного состояния ребенка.


Идеальный почерк – большая редкость в наше время. Сейчас в средней школе уровень требования к почерку ребенка заключается только в том, чтобы буквы были разборчивыми и хорошо читались как самим ребенком, так и преподавателем. И, к сожалению, далеко не все ученические работы соответствуют этим требованиям. Однако неспроста в начальной школе оценки могут снижать не только за грамотность, но и за помарки, неровные буквы и кривоватые строчки: плохой почерк может стать причиной неуспеваемости ребенка. Если ребенок неаккуратно пишет, то, как правило, у него неправильно «поставлена» рука, а значит, и снижается скорость письма. Результатом такого снижения скорости может стать отставание ребенка на контрольных и диктантах, и, как следствие, плохие отметки.

Сегодня на наши вопросы про детский почерк ответит учитель русского языка и литературы Семакина Елена.

«Красивый почерк – это очень значительный признак организованности, грамотности и старательности ученика. И наоборот: корявые, неровные строчки, буквы разной высоты, неправильные соединения между буквами и многие другие признаки о многом могут сказать учителю, и чаще всего – это сигнал тревоги». 

Причины плохого почерка могут быть самыми разными, и в каждом случае необходимо разбираться индивидуально.

Неправильная посадка ученика, неправильное положение руки и захват ручки. Эти ошибки имеют огромную роль в начальной школе, и именно в это время их еще легко исправить, обратив на них пристальное внимание родителей и самого ученика.

Торопливость, отсутствие усидчивости и старательности. К сожалению, это – признаки темперамента ребенка, и бороться с ними довольно сложно. Однако существуют специальные методики работы с такими детьми, и они дают хорошие результаты.

Неразвитая мелкая моторика. К сожалению, неразвитая мелкая моторика в школе – это упущенное время в дошкольном возрасте ребенка. Наверстать это упущение бывает довольно сложно, однако возможно. Для развития мелкой моторики существует множество упражнений, которые нужно постоянно выполнять дома под контролем родителей.

Плохое пространственное воображение. Это – врожденное качество, но и его можно развить, если вовремя обратить внимание. Существуют специальные тесты на уровень развития пространственного воображения ребенка, и родители могут проделать их дома самостоятельно, либо обратиться за помощью к специалистам.

Врожденные особенности мозга (дисграфия, дислексия, леворукость, зеркальное письмо). Это очень серьезные причины, каждая из них – повод для незамедлительного обращения к специалистам – педагогам- и врачам-дефектологам.

Психологические факторы (нелюбовь к школе, проблемы с учителем или одноклассниками, проблемы в семье, нелюбовь к себе, депрессия, переутомление, отсутствие мотивации к учебе). Да, очень часто причиной плохого почерка является психологическое состояние ребенка – стресс, депрессивное расстройство, а также общее переутомление организма. Родителей должно встревожить ухудшение почерка ребенка, особенно если раньше такого не наблюдалось.

Во время загрузки произошла ошибка.

Рассмотрим некоторые самые распространенные погрешности детского почерка.

1) Неразборчивость букв и, п, н, к, ш, неправильные соединения букв а и о.
2) Замена букв.
3) Дезориентация на листе.
4) Строки уходят вверх или вниз.
5) Буквы разного размера (увеличиваются или уменьшаются к концу строки).
6) Буквы одной строки имеют разный наклон и высоту.
7) Слишком слабый или слишком сильный нажим.

Для каждого вида погрешностей существуют свои способы отработки. Чаще всего эти погрешности не встречаются поодиночке, а наблюдаются в комплексе, и причины у этих погрешностей имеют разную природу. Задача учителя – вовремя отметить эти погрешности, и обратить на них внимание родителей ребенка для своевременного начала работы над ними.

Во время загрузки произошла ошибка.

Существует множество методов исправления почерка, перечислим некоторые из них.

  • Прописи. Самый простой и доступный способ исправления почерка ребенка – начать с начала: купите несколько прописей, в которых нужно совершать самые простые действия – рисовать палочки и крючочки, обводить кружочки и квадратики. Это поможет развить мелкую моторику, скорректировать посадку и постановку ручки в руке.
  • Рисование. Это гораздо веселее, чем прописи, тем более, что рисовать можно и нужно на совершенно любую тему, чем больше, тем лучше.
  • Штриховка. Во время рисования уделяйте особое внимание штриховке – все участки бумаги должны быть равномерно и ровно заштрихованы, без белых полос и пятен.
  • Перевод рисунка при помощи кальки, копировальной бумаги, перевод рисунка на стекле. Такие занятия также позволяют улучшить контроль над рукой и развить мелкую моторику.
  • «Обведи контур, продолжи узор». Такие упражнения развивают пространственное воображение ребенка и помогают научиться удерживать ровные строчки и представлять границы листа.
  • Упражнения для развития пространственного воображения: мозаика, плоские и объемные паззлы, аппликации, занятия квиллингом, складывание оригами, конструкторы, лепка и конструирование.
  • Упражнения на развитие мелкой моторики: игрушки-шнуровки, вырезание из бумаги и картона, пальчиковые игры.

А теперь давайте рассмотрим несколько образцов детского почерка и попробуем найти в них особенности и погрешности.

Пример № 1. Образец почерка ученика 5 класса. Местами отсутствуют связи между буквами, все буквы разной высоты и ширины, кое-где строчки не совпадают с линовкой тетради. Неотчетливо прописаны буквы а, о, с, п, м, х, л, т, и. Ошибка в переносе слова, отсутствуют знаки препинания, концы слов налезают на линию полей, помарка. Можно сделать вывод, что у этого ученика проблемы с пространственным восприятием листа, излишняя торопливость, проблемы с мелкой моторикой. Все это необходимо прорабатывать с помощью специальных упражнений.

Пример № 2. Образец почерка ученицы 5 класса, левши. Связки между буквами присутствуют не везде. Проблемы с написанием букв – разная ширина, наклон, высота. Задета линия полей. Кое-где дополнительный обвод буквы, что может свидетельствовать об излишней старательности и волнении. Отсутствует запятая. Я бы рекомендовала дополнительные упражнения на пространственное воображение.

Пример № 3. Образец почерка ученика 5 класса. Небрежность, отсутствие связок между буквами, все буквы «прыгают», нет гладкости строчек, каждая буква дается с усилием. Отсутствует наклон. Необходимы упражнения, начиная с самых простых – палочки, петельки, крючочки, прописи с наклоном. Отработать правила пунктуации (лишняя запятая, восклицательный знак).

Пример № 4. Образец почерка ученика 9 класса. Слабый нажим, отсутствие наклона, буквы практически не читаются. Отсутствуют связки между буквами, дефекты в написании букв к, л, ж, о, а, и, я, т, ы, м, н, ч, х, п. Строчки и буквы разной высоты, отсутствуют некоторые знаки препинания. Почерк мелкий, неразборчивый. Рекомендуются упражнения для развития почерка, начиная с самых простых.

Пример № 5. Образец почерка ученика 5 класса. Неровные строчки, разная высота и ширина букв. Слова наползают на поля. Отсутствуют связки между буквами, наклон. Дефекты в написании букв ш, ч, ж, ы, е, н. Пропуск буквы «н» в слове «осенние». Помарка. Сильный нажим. Рекомендуются упражнения на правильный наклон и нажим, а также стоит обратить внимание на знаки препинания.

​Также читайте о том, нужны ли домашние задания в начальной школе.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
187
Ушла в баню
Это все почерки моих знакомых, уже очень взрослых людей ))))
СсылкаПожаловаться
Butterfly
Посмотрите у врачей какой почерк, просто ужас(((
СсылкаПожаловаться
Татьяна
Нет сейчас контроля за подчерком.2клас и уже поскакали изучать периметры и прочее.главное знание вбить детям.остальное пофик.ребенок левша пишет неакккратно.как ни старались(некому пример подать тк мы родители правши
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимНа 70 тыс вдвоем с ребенком.
Дамы,  у меня что-то голова пухнет.  
Мы с дочкой живем вдвоем.  Сейчас уходим на съем (без подробностей). 
И я не знаю как жить (( москва.  
Чистыми у меня за 70 тыс.  
Квартира 35 выйдет.  
Детский сад 4 тыс + занятия в саду 4 тыс.  
На танцы ходит 7 тыс.  
Проезд в месяц еще минимум 3 тыс.  
И еще ведь жить на что-то надо.  

Я что-то совсем в растерянности... Отказываться от танцев и всех занятий придется.  Не считая уже что про отпуск теперь точно только мечтать можно... 
379
АнонимВещи дороже людей...
Как жить с человеком, которому вещи дороже людей?? Как можно устраивать трагедию из-за поломанной вещи (сломали дети), пусть даже и дорогой? Покрывая матом всех вокруг.. Ну и денёк сегодня . . 
209
АнонимСын-студент. Руки опускаются(
Доброй ночи. Не сплю вот( есть сын студент-первокурсник. Мединститут, лечебное дело. Захотел сам. В середине 9го класса. Условия, репетиторы, курсы, были обеспечены. Сдал егэ неудачно, попали платно в региональный вуз. Были разговоры о переводе на бюджет. Главное условие -сессия. И вот - экзамен и практика на отлично, а два зачета (физика и информатика) не сдал. Затупил, не сдал рабоиы вовремя, теперь, вроде, сдал работы и зачет, но по факту в зачетке не расписались, тк сданы  ведомости. Нужно направление. Как понимаю. 
Это страшно и противно. Но страшнее и противнее, что он врал. Мне, отцу, бабушке с дебом, чтт все сдал. 
И это не в первый раз. Тут выяснилось в ноябре, что купил убитую шестерку (бредил машиной), попался сотрудникам гибдд без прав. Отделался штрафом. Хоть в вуз не сообщили!!
Что беспокоит - вранье и радикальность высказываний (все продажные и тп).
Поведение и отношение. Очень. У меня чувство, чтт не ценит, чтт делаю. Что кивает лишь бы оисиала.
Упрекаю, чтт вложены деньги (репеииторы не дешев, а он оивечает, что егэ не показатель знаний и он не напрягался(
У меня чувство, что меня используют. Или просто мой перфекционизм играет(
Мысл  разные бродят. Не оплачмвать второй курс. Пусть берет академ, арммя, работает, воссианавливается.
Перетерпеть, авось мозг на место встанет. Пока в ритм не вошел.
Анатомию и прочие профпредметы учит и сдает вовремя. При этом на мои предложения, что университетских знаний недостаточно, нужно самому грести, отвечает про специализацию после 3 курса. А я дероаюсь, что опоздает.
Хотел стать хирургом, сейчас привлекает психиатрия и паталогоанатомия.
Я оч боюсь сына потерять, боюсь, что воспитала потребителя. Очень его люблю. В личной и профжизни все хорошо, бьет активно ключом.
Сын - единственное, за что сердце болит. Боюсь, что упустит время, что останется терапевтом в районой поликлинике (никому не в обиду). Чувство  что легко раньше давалось все, а сейчас жизнь усложнилась и он просто "в домике". Были разговоры о возможном переводе в моск вуз (хотя бы пытаться) он соглашается, а на деле вот так(
Приезжает сегодня, я даже встречать не хочу, впервые. Доьереися сам(
И преподаватели, проясните, что за зверь  бальная система в вузах? Спасибо всем кто ответит конструктивно.
172
АнонимНужен совет
Жена с дочкой уехала к себе на родину, я еду навестить дочь 23 февраля. Моя мама хочет поехать со мной.Соскучилась без внучки.Остановимся в гостинице.
Дело идет к разводу, стоит ли маме ехать?
110
АнонимПродолжу про 70 тыс.
Во первых хоч4тся сказать,  что ухудшать свое финансовое положение всегда сложно. Что с миллиона до 5000 тыс,  что с 70 до 35. Всегда.  И,  о ужас,  н косу это не понравится.  
Почитала комментарии.  И назрел вопрос.  
Есть теоретическая возможность переехать к матери в двушку.  Это не так чтобы очень далеко.  И теоретически по будням дома только ужинаем и ночуем.  Но это все равно будет вынос мозга.  И тысяч 15 она возьмет за нас.  Стоит ли это того? Если даже обозначить,  что на год к ней переехать.  Сумма за это время накопится тысяч 150-200... Но ребенка можно не лишать занятий...  Стоит ли того - не знаю 
110
АнонимВетрянка.Прививка.За и против
Добрый день. С дочкой спорили страшно о нужности прививки от ветрянки. Внуку 2,5 года. В саду дети болели, а наш как раз с простудой был дома, и сейчас сидит ждет когда карантин закончится.
Дочь как молодая сторонница новых веяний, хочет его привить, а я пытаюсь убедить, что не стоит. Не так страшна ветрянка в детстве и лучше пусть она случится сейчас.
Мамочки, как у вас, были ли случаи тяжелого течения болезни и как у привитых детишек дела с этим обстоят.Дочка говорит, якобы сейчас ветрянка очень тяжелая, мутиованная. А я так помню, что все не так и страшно, в зависимости от количества высыпаний.
Рассудите.
100
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru