Так почему же ребенок, который провел 4-5 часов в школе, придя домой, должен снова садиться за уроки? Этим же вопросом задалась Уэнди Уизнер – живущая в Нью-Йорке мама, писательница и блогер. Ее старшему сыну девять лет, она полностью довольна его школой и учителями, но вот домашние задания... О том, чем бы ей хотелось, чтобы сын занялся, вместо того, чтобы делать уроки, она написала в своей статье, которая нашла отклик у многих мам.
«Когда я забираю сына из школы, начинается самая ужасная и для меня, и для него часть дня. Все что я хочу – чтобы он отдохнул и расслабился после многочасового пребывания в учебном заведении. Просто получил шанс быть ребенком. Но домашняя работа мешает этим планам, она приводит в отчаяние нас обоих.
Задают ему совсем немного, для выполнения заданий нужно минут 15, не больше. Но когда он устал и просто хочет хотя бы какое-то время не думать о школе, эти 15 минут легко превращаются в час и больше. Вот как обычно у нас это происходит:
– 15 минут я упрашиваю сына открыть школьный рюкзак, вынуть тетрадку, положить ее на стол и сказать мне, что задали;
– еще 15 минут я упрашиваю, умоляю, приказываю, шантажирую, стращаю его начать делать уроки;
– следующие 15 минут уходят на поиски карандаша, выпрашивание перекуса, проливание сока на тетрадку, вытирание его, поход в туалет, толкание младшего брата по дороге, конструирование телескопа из пустого ролика для туалетной бумаги, чтобы посмотреть, как белка съедает весь корм для птиц из кормушки на соседнем участке;
– и наконец 15 или гораздо больше (это как повезет) минут – непосредственно на выполнение домашнего задания.
Если честно, мне гораздо больше хотелось бы, чтобы он провел это время, работая над телескопом из ролика для туалетной бумаги. Я бы с большим удовольствием посидела рядом с ним, и мы бы обсудили, почему белке так нравятся зерна из птичьей кормушки, чем обычно питаются грызуны и как устроены телескопы. Вокруг так много интересного, чему он мог бы научиться, и что не высасывало бы из него жизнь, как эти уроки.
Вот только несколько примеров деятельности, которой с гораздо большей пользой стоило бы заняться сыну вместо выполнения домашних заданий.
1. Пойти погулять. И заняться на прогулке чем угодно – копать землю или песок, искать и рассматривать камни, наблюдать за муравьями, включать и выключать воду в шланге для полива. Все это может быть бесценным наглядным пособием в изучении любых наук.
2. Почитать книжку. Если бы чтение не было частью школьного задания, думаю, сын мог бы читать гораздо больше требуемых 20 минут в день. Просто для собственного удовольствия.
3. Заняться заливающими весь дом грязью научными экспериментами. Понятно, что мне не хотелось бы, чтобы он сооружал вулкан из липкой грязи каждый день, но это все же лучше, чем уроки.
4. Поиграть (подраться) с братом. Хотя половину времени общения они тыкают друг в друга кулаками, мне кажется, моему старшему нужно проводить с младшим больше времени. У младшего самое потрясающее воображение в мире и старшему будет полезно вспомнить, каково это – наряжаться в разные костюмы, придумывать истории и никуда не спешить.
5. Сделать что-нибудь по дому (несмотря на протесты). Это, конечно, совсем не то, что ему нравится делать, но я подумываю даже расширить список его домашних обязанностей, чтобы он приучался к дисциплине.
6. Поиграть в одну из миллиона настольных игр, которые ему подарили на день рождения. У него целый шкаф настольных игр, наборов для творчества, для научных экспериментов, но он в лучшем случае добирается до них в выходные или не добирается вообще. Мне бы хотелось, чтобы он занимался ими каждый день, но, к несчастью, вместо этого у нас есть домашнее задание.
6. Поиграть в видеоигры. Я понимаю, что много играть в видеоигры в его возрасте вредно, но после школы сыну нужен отдых. И далеко не все видеоигры глупые, среди них много интересных и обучающих. Сын даже начал изучать программы для создания собственных игр.
8. Поскучать. Иногда, когда ему нечего делать, он начинает скучать, валяться, слоняться и ныть, что нормально для мальчика его возраста. Такое поведение, конечно, сводит меня с ума, но я готова потерпеть и предоставить ему больше времени для таких «пустых» моментов (естественно, без каких-либо электронных гаджетов), так как почти всегда они в итоге приводят к рождению чего-то интересного и креативного.
Если цель домашних заданий состоит в продолжении обучения в домашних условиях, то для достижения этой цели существует так много способов помимо тетрадей с ручками. Я совершенно не обвиняю в существовании домашнего задания учителей. Это системная проблема.
Многочисленные исследования показывают, что домашние задания в начальной школе просто не работают, но, похоже, что в большинстве систем обучения просто пропускают эту информацию мимо ушей.
Только дайте детям время и пространство, и их естественная тяга к постоянному обучению – через игру, свободное исследование окружающего мира, с мягкой помощью родителей – неминуемо возьмет верх. А домашние задания просто гасят это стремление».
Также читайте о пяти ошибках мамы первоклассника.