Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Не лечите здорового

У вашего ребенка всё в порядке с самооценкой? А с произвольностью поведения? Не слишком ли он импульсивен или, может быть, наоборот - заторможен? Достаточен ли его словарный запас? Соответствует ли уровень его интеллектуального развития возрастным нормативам?


Даже если вы не готовы сходу ответить на все эти вопросы, то, по крайней мере, вряд ли они вас удивили - столкнувшись с ними, большинство современных родителей хорошо понимают, о чем идет речь. И в этом отношении намного превосходят своих собственных родителей, которые и понятия не имели о детских фобиях, гиперактивности, аутизме, дефиците внимания и прочих премудростях, которыми переполнена современная литература о детях. Правда, им каким-то чудом удалось вырастить нас - своих детей - вполне приличными и душевно здоровыми людьми. Не обошлось, конечно, и без «заусенцев», но уж мы-то, родители современные, психологически «подкованы» гораздо лучше и любых ошибок наверняка избежим. А в чем сами не разберемся - помогут профессионалы, благо сегодня услуги детских психологов и психотерапевтов вполне доступны, да и популярных книжек ими написано предостаточно.

Знакомая точка зрения, не правда ли?
Еще лет пятнадцать назад принято было сетовать на массовую психологическую неграмотность родителей, не умеющих учитывать закономерности психического ребенка в тонком деле воспитания. В наши дни впору бить в набат по другому поводу. Поощряемые советами специалистов, нынешние родители чутко присматриваются к поведению собственных детей и подмечают всевозможные психологические проблемы, требующие компетентного решения. Увы, такой взгляд нередко приводит к отысканию проблемы несуществующей, либо по крайней мере такой, которая и проблемой-то не является. К тайной радости экспертов-«душеведов» родители осаждают их со всевозможными жалобами и вопросами, требующими компетентного совета и помощи - прилично оплачиваемой, разумеется. К сожалению, далеко не все выявленные проблемы удается решить даже профессионалам, ибо, по меткому замечанию Марии Эбнер-Эшенбах, «вымышленные болезни неизлечимы». К тому же иной раз желания отыскать проблему оказывается достаточно, чтобы ее действительно создать.
Кому-то эти слова могут показаться брюзжанием дремучего консерватора, упорствующего в своей домостроевоской ограниченности. Но в том-то всё и дело, что подобные суждения раздаются не из лапотной глубинки, а всё громче звучат в солидных западных изданиях из уст авторитетных экспертов. На протяжении последних десятилетий западное воспитание оказалось настолько «психологизировано», что это уже вызывает тревогу даже у тех, кого должно бы радовать - самих психологов и психотерапевтов. Разумеется, немало остается и тех, кто заинтересован и дальше распалять массовую поп-психологическую истерию. Но всё больше находится и здравомыслящих специалистов, предостерегающих от излишнего и вредного «психологизирования».

Одно из недавних свидетельств этого - выступление в американской прессе семейного психотерапевта Джона Роузмонда из Индианаполиса. По его мнению, полвека назад детям жилось психологически намного более комфортно, поскольку их родители подходили к делу воспитания проще и спокойнее. А сегодняшние родители, начитавшись «полезных» советов, нередко сами создают проблемы себе и детям. Примеры, которые приводит психолог, звучат просто анекдотически, не будь они по большому счету печальны. Вот один из вопросов мамы двухлетней девочки: «Мы столкнулись с проблемой приучения дочери к горшку. Как следует себя вести, чтобы не поколебать ее самооценку и не сформировать у нее негативного отношения к телесным отправлениям?»

Можете вы себе представить, чтобы таким вопросом, да еще в такой формулировке, задавалась ваша мама? И вообще любая мама с четверть века назад? Для нее и проблемы такой не существовало, вернее решалась она самым простым и естественным способом. В положенный срок ребенка начинали высаживать на горшок, всячески поощряя его успехи в этом «деле» и терпимо относясь в тому, что успех будет достигнут не сразу, после многих неловкостей - вполне естественных и простительных. Кому-то удалось освоить эту премудрость за несколько дней, другому - недель, третьему - месяцев, но во всех случаях нужный результат был достигнут. Причем без особых душевных терзаний, если только родители не принимались обостренно акцентировать внимание на данной «проблеме». Те же, кто носился с горшком как с писаной торбой, действительно могли ребенка психологически травмировать, обеспечивая будущие гонорары его психоаналитикам.

Впрочем, таких «психологически озабоченных» родителей никогда не было много. Сегодня их миллионы. И надо ли удивляться, что, по оценкам американских специалистов, которые цитирует Роузмонд, за последние четверть века втрое возросло количество детских неврозов и депрессий? Небезынтересно, что за то же время еще более возросло количество специалистов по лечению этих недугов. Но как одно связано с другим?
Из истории медицины известен примечательный факт: было время, когда количество хирургов на душу населения в Соединенных Штатах вдвое превышало такой же показатель в Великобритании. Соответственно и хирургических операций на душу населения в Новом Свете делалось в ту пору вдвое больше. Означает ли это, что несчастные американцы вдвое больше англичан нуждались в ампутациях и трепанациях? Разумеется, нет. Просто хирургам надо на что-то жить. Психотерапевтам, понятно, тоже. Невольно закрадывается подозрение, что рост предложения психотерапевтических услуг не вызван возросшим спросом на них, а скорее наоборот. А потенциальных потребителей любой услуги необходимо убедить, что она им жизненно необходима. В случае детских психологических проблем это, похоже, успешно удалось.

На самом деле - и для непредвзятого взгляда это очевидно - большинство так называемых проблем относятся либо к индивидуально-психологическим особенностям того или иного ребенка, либо к вполне естественным возрастным особенностям, которые могут доставлять неудобства и производить неприятное впечатление (как, например, сыпь при ветрянке), но при правильном отношении сами собой со временем проходят. Но вот если начать сыпь расчесывать! А ведь именно чем-то подобным в психологическом плане мы порой и занимаемся.
К примеру, интерес маленького ребенка к строению своего и чужого тела, к естественным отправлениям и, о ужас!, к вопросам сексуальности, заставляющий родителей в тревогой вчитываться в писания фрейдистов, на самом деле не выходит за рамки общего познавательного интереса. Ведь малышу еще неведом окружающий мир, в нем интересно всё - в том числе и это. Обостренным и даже нездоровым этот интерес становится тогда, когда вызывает беспокойство и озабоченность родителей, стремление бороться с якобы возникающими порочными наклонностями.

А так называемая детская импульсивность? Истоки ее как правило лежат в недостаточной сформированности произвольного поведения, которой еще рано требовать от малыша. Конечно, если предоставить его самому себе или умиляться любому его капризу, как советуют иные записные гуманисты, то в итоге можно получить инфантильного невротика, не умеющего держать себя в руках. Если же с малолетства прививать ему понятия «можно», «нельзя» и «надо» - как это со всеми нами и делали - то со временем внешние тормоза превратятся во внутренние и не позволят подросшему человеку сорваться на жизненных виражах. Если же поверить иным проповедникам свободного воспитания и всеми силами стараться не задеть ранимую детскую самооценку неодобрением или упреком, то кого мы воспитаем в итоге? За ответом не надо далеко ходить.

Или взять, к примеру, детскую застенчивость, о которой в последние годы исписаны тонны бумаги. В каждом конкретном случае родителям самим необходимо разобраться, действительно ли данная психологическая проблема существует и так ли она остро проявляется, как кажется. Дело в том, что у разных людей, причем начиная с самого раннего возраста, потребность в общении выражена в разной степени. Есть люди, которые легко завязывают контакты, умеют поддержать разговор на любую тему, у них масса знакомых и приятелей (правда, нередко в таком широком кругу общение бывает довольно поверхностным). Иным, напротив, достаточно одного-двух близких друзей или подруг, с которыми они поддерживаются по-настоящему глубокие, доверительные отношения. Не исключено, что ребенок относится ко второму типу и просто не склонен общаться со всеми подряд, а близких товарищей пока найти не удалось. В этом случае вряд ли следует добиваться расширения круга общения: для ребенка это было бы неестественно, да и попросту ему не нужно. Не исключено, что некоторая скованность в его поведении сохранится надолго. Впрочем, это вряд ли можно считать недостатком: родители иных "раскованных" юнцов и девиц будут вам еще завидовать...

Обо всём этом и многом другом автором этих строк в свое время была написана целая книга - «Нормальные проблемы нормального ребенка». Она о том, что проблемы бывают у каждого ребенка, но это в большинстве случаев не мешает ему оставаться нормальным. С этих позиций, наверное, и стоит подходить к воспитанию наших детей. Как это делали в свое время наши родители, не обремененные психологической эрудицией. Может быть, поэтому мы и выросли душевно здоровыми людьми? Если же вы чувствуете, что ваши родители допустили какие-то ошибки, осложнившие вам жизнь, то просто постарайтесь не повторять их по отношению к своим детям. И это, пожалуй, тот главный психологический совет, к которому, ей-богу, стоит прислушаться.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
14
Юлия Сергеева
Смешно читать ваш комментарий. Немного не по теме. Но всё что не Москва, то глубинка))). Я вас умоляю, в "глубинках" тоже грамотные люди, которые читают книги, журналы и интернет. То то удивляются москвичи и петербуржцы, что из "глубинок" наприезжают дети с отличными оценками по ЕГЭ, все места в Университетах позанимают. Не обижайте "глубинку", или как москвичи говорят "замкадье"!
СсылкаПожаловаться
Elena Gavryushina
В ответ на комментарий от kasatka
Комментарий удален.Почему?
Родители "старой закалки", не читавшие никакой литературы по психологии, тоже могут уродовать своих детей. Они просто знают, "как положено", ориентируясь на развитие самих себя и окружающих, и подгоняя своих детей под эти стандарты. И если ребёнок в них не вписываются, они насильно его "ломают" и переделывают.
СсылкаПожаловаться
Elena Gavryushina
В ответ на комментарий от nikcher 8282
nikcher 8282
Есть только один тип проблем из-за которых стоит переживать - это те, которые угрожают жизни и здоровью ребенка. Я не консерватор, но раньше не было психологов и не было такого количества законченных невростеников среди детей. И вот начинается: не говорит в три года - все, жизнь кончилась!!! А моя дочка практически не говорила до 3,5 лет. А потом в один день начала всего Чуковского наизусть пересказывать и песни петь!!! Сейчас нам четыре - мы без проблем ориентируемся в политической карте, можем объяснить круговоорот воды в природе, фотосинтез и кучу других вещей, которые, в принципе ей и знать-то рановато... Причем я ее ничему принципиально не учу, но если спрашивает даю исчерпывающий ответ. Если не интересно - не настаиваю, надо будет еще спросит. Нет никаких проблем. Дайте вашему ребенку развиваться в соответствии с тем темпом, который он сам для себя выбирает. То же самое и про детскую застенчивость. Мы были очень застенчивыми и всех боялись, но я не акцентировала на этом внимания...опять же не хочет - нечего приставать. Мама вот моя очень нервничала и пыталась дите переломить. И в итоге - мы очень общительные и не стесняемся никокго...кроме бабушки. Уважаемые родители - РЕБЕНОК ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!!!! Он может устать, приболеть, у него тоже может быть плохое настроение - точно так же как и у нас с вами. Делайте на это скидку, пожалуйста, и не делайте из мухи слона!
СсылкаПожаловаться
Вот, сами говорите, что ваша мама пыталась переломить ребенка. У нее, видимо, есть чёткое представление о том, "как положено". Вот вам человек "старой закалки", воспитывавшийся в те времена, когда не было никаких психологов. В старые времена действовал естественный отбор по Дарвину - слабые просто выбывали из игры.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
EXTAМуж крутит нервы
Девочки, кто в курсе событий, просто поговорите со мной, я очень нервничаю.

Завтра мой выход на работу после 10 лет перерыва. Я ооочень боюсь, хотя сейчас мне писала начальница, спрашивала все ли в силе, сказала что ждет завтра и что это будет первый рабочий день. Но я таак боюсь, хотя знаю, что не тупая и справлюсь, просто надо войти в курс дел.

Муж крутит нервы, с утра позвал в кафе, все нормально вроде, а теперь орет завтра ты не выходишь, сначала съездишь на родину с ребенком потом делай что хочешь! Какая нафиг родина, кто меня ждать будет месяц. Я выхожу полюбому, в нашем городе место в офисе не найти! Но этот урюк давит на больное, живи отдельно тогда, ультиматумы ставит и т.д. Все как всегда, мне поддержка нужна, а тут такое.

Домой грозится меня завтра с работы не пустить. Боюсь как бы не случилось чего со здоровьем с нервов, давление скаконет и [ удалено модератором  ], и поеду я в больничку заместо работы!
520
МаковаяПлавание и бассейн. Растроилась :(
Девочки ,подскажите, у кого как. я понимаю, что все индивидуально ,но все же.
У меня неплавающая семья. Бабушка с дедом, Мама, ее сестра, их 4 детей на двоих - все мы плавать не умеем. Исключение мой папа и на счет деда еще не уверена.  Я первый раз на море поехала лет в 20 и немножко научилась: вдоль берега проплыву по лягушачьи метров 20, на спине побольше, и мне достаточно. Воды не боюсь, с маской могу плавать долго.
Отдала сына в бассейн в октябре этого учебного года. В том числе ,чтоб мать спас, если что :) и чтобы прервать эту череду неплавающих детей! сын море любит очень! ныряет хорошо, прям подныривает, прыгает, бегает, скачет, бесится... Вроде вот-вот поплывет, но нет. Но мы ездим нерегулярно и не надолго, он не успевал научиться. Да и я тот еще учитель. Бассейн - спортшкола, но группы частные, тренеры те же, что и в школе. Три раза в неделю, по 45 минут. В группе человек 25, но по факту ходят 6-10, редко когда больше 10. Бассейн - малая ванна, 17 м. Я его регулярно спрашивала, что они делают, они то так учатся, то так, но меня напрягало, что всегда в руках или дощечка нетонущая, то трубка или как шланг. И я его спрашивла, а как же по-лягушачьи? На что он сказал, что, по словам тренера, это лучший способ утонуть. :) ну мало ли, может и так. Ноги у него и попа такие мускулистые стали. Я ходила на открытый урок дважды в ноябре и январе. везде они с доской или трубой. плавают на спине без доски, а так то одной рукой гребут, то другой, и держатся за дощечку. ныряют много.
Было жарко в выхи, поехали на карьер местный на даче. Он не плавает вобще! никакого прогресса. Ныряет хорошо, под водой плывет, на спине. но на животе - 2-три взмаха и на спину переворачивается :(( ну как так? :( Сыну 8 лет. из-за аллергии он не ходил с апреля в бассейн, даже с середины марта. Но до этого довольно регулярно. И на турник ходит, не могу сказать, что слабак. Тренеры у него два разных, иногда третий заменяет первого или второго.
есть какие-то сроки, за которые можно научиться? и как должны занятия проводится? или моему не дано? поделитесь, пожалуйста... Очень обидно за него. В сентябре хотели возобновить.
202
Елена НаумоваЛишний вес у девочки (?)
Здравствуйте! Хотелось бы спросить у вас совета.

Дело в том, что моей дочке (12 лет) на танцах сказали, что она за последние пару месяцев потолстела, и что до конца июня надо бы сбросить лишний вес. Но на самом деле она у меня даже худенькая (ну так, на взгляд).

Я спросила у неё, говорил ли ей кто-нибудь о том, что она "довольно пышненькая". Она грустно ответила, что некоторые друзья. Но она совсем не полненькая и очень активная. Вот и что с этим делать?
201
ЛягушенцияОкорочка с картохой гостям это совсем отстойно?
В духовке. Ещё думала блинов напечь с сёмгой...ну и салат свежий, или кабачок в панировке
Обещают жару 32 градуса, но времени и желания делать окрошку абсолютно никакого нет. Гости нежданные и нежеланные. Поэтому в принципе вообще заморачиваться не хочу!!! Закупаться идти тоже не хочу.
Или всё же придумать что то другое?..
129
enchantéeИзучение иностранного языка
Дамы, здравствуйте!
Вопрос такой - кто-нибудь учил иностранный язык с нуля в нешкольном уже возрасте? И если да, то с каким успехом?
Я этим сейчас как раз занимаюсь (французский). И нахожусь почти в отчаянии. Упираюсь как следует, все есть - учебники, консультанты, упражнения (вот практики разговорной маловато), но результат... имею все описанные в инете проблемы: затыки, забывание слов и грамматики в самый нужный момент, неспособность устно построить простейшую фразу (письменно легче, но тоже один мильон ошибок на страницу)
Безуспешно пытаюсь вспомнить, кто в семье был такой тупой((
кто-нибудь такое проходил? 
117
я верю... ты не подведешь...че делать?
топят соседи, сейчас, сантехник отключил всю воду по стояку....дома никого из соседей на 2 этажа выше нет, у тех кто еще выше сухо...т.е. это один из 2х этажей над нами...телефонов в ЖЭКе собственники не оставили. Как будет решаться эта ситуация? как то можно починить не проникая в квартиру? Как собственников найти...че делать вообще? сидим без воды. и на сколько непонятно.
108
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru