Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Не лечите здорового

У вашего ребенка всё в порядке с самооценкой? А с произвольностью поведения? Не слишком ли он импульсивен или, может быть, наоборот - заторможен? Достаточен ли его словарный запас? Соответствует ли уровень его интеллектуального развития возрастным нормативам?


Даже если вы не готовы сходу ответить на все эти вопросы, то, по крайней мере, вряд ли они вас удивили - столкнувшись с ними, большинство современных родителей хорошо понимают, о чем идет речь. И в этом отношении намного превосходят своих собственных родителей, которые и понятия не имели о детских фобиях, гиперактивности, аутизме, дефиците внимания и прочих премудростях, которыми переполнена современная литература о детях. Правда, им каким-то чудом удалось вырастить нас - своих детей - вполне приличными и душевно здоровыми людьми. Не обошлось, конечно, и без «заусенцев», но уж мы-то, родители современные, психологически «подкованы» гораздо лучше и любых ошибок наверняка избежим. А в чем сами не разберемся - помогут профессионалы, благо сегодня услуги детских психологов и психотерапевтов вполне доступны, да и популярных книжек ими написано предостаточно.

Знакомая точка зрения, не правда ли?
Еще лет пятнадцать назад принято было сетовать на массовую психологическую неграмотность родителей, не умеющих учитывать закономерности психического ребенка в тонком деле воспитания. В наши дни впору бить в набат по другому поводу. Поощряемые советами специалистов, нынешние родители чутко присматриваются к поведению собственных детей и подмечают всевозможные психологические проблемы, требующие компетентного решения. Увы, такой взгляд нередко приводит к отысканию проблемы несуществующей, либо по крайней мере такой, которая и проблемой-то не является. К тайной радости экспертов-«душеведов» родители осаждают их со всевозможными жалобами и вопросами, требующими компетентного совета и помощи - прилично оплачиваемой, разумеется. К сожалению, далеко не все выявленные проблемы удается решить даже профессионалам, ибо, по меткому замечанию Марии Эбнер-Эшенбах, «вымышленные болезни неизлечимы». К тому же иной раз желания отыскать проблему оказывается достаточно, чтобы ее действительно создать.
Кому-то эти слова могут показаться брюзжанием дремучего консерватора, упорствующего в своей домостроевоской ограниченности. Но в том-то всё и дело, что подобные суждения раздаются не из лапотной глубинки, а всё громче звучат в солидных западных изданиях из уст авторитетных экспертов. На протяжении последних десятилетий западное воспитание оказалось настолько «психологизировано», что это уже вызывает тревогу даже у тех, кого должно бы радовать - самих психологов и психотерапевтов. Разумеется, немало остается и тех, кто заинтересован и дальше распалять массовую поп-психологическую истерию. Но всё больше находится и здравомыслящих специалистов, предостерегающих от излишнего и вредного «психологизирования».

Одно из недавних свидетельств этого - выступление в американской прессе семейного психотерапевта Джона Роузмонда из Индианаполиса. По его мнению, полвека назад детям жилось психологически намного более комфортно, поскольку их родители подходили к делу воспитания проще и спокойнее. А сегодняшние родители, начитавшись «полезных» советов, нередко сами создают проблемы себе и детям. Примеры, которые приводит психолог, звучат просто анекдотически, не будь они по большому счету печальны. Вот один из вопросов мамы двухлетней девочки: «Мы столкнулись с проблемой приучения дочери к горшку. Как следует себя вести, чтобы не поколебать ее самооценку и не сформировать у нее негативного отношения к телесным отправлениям?»

Можете вы себе представить, чтобы таким вопросом, да еще в такой формулировке, задавалась ваша мама? И вообще любая мама с четверть века назад? Для нее и проблемы такой не существовало, вернее решалась она самым простым и естественным способом. В положенный срок ребенка начинали высаживать на горшок, всячески поощряя его успехи в этом «деле» и терпимо относясь в тому, что успех будет достигнут не сразу, после многих неловкостей - вполне естественных и простительных. Кому-то удалось освоить эту премудрость за несколько дней, другому - недель, третьему - месяцев, но во всех случаях нужный результат был достигнут. Причем без особых душевных терзаний, если только родители не принимались обостренно акцентировать внимание на данной «проблеме». Те же, кто носился с горшком как с писаной торбой, действительно могли ребенка психологически травмировать, обеспечивая будущие гонорары его психоаналитикам.

Впрочем, таких «психологически озабоченных» родителей никогда не было много. Сегодня их миллионы. И надо ли удивляться, что, по оценкам американских специалистов, которые цитирует Роузмонд, за последние четверть века втрое возросло количество детских неврозов и депрессий? Небезынтересно, что за то же время еще более возросло количество специалистов по лечению этих недугов. Но как одно связано с другим?
Из истории медицины известен примечательный факт: было время, когда количество хирургов на душу населения в Соединенных Штатах вдвое превышало такой же показатель в Великобритании. Соответственно и хирургических операций на душу населения в Новом Свете делалось в ту пору вдвое больше. Означает ли это, что несчастные американцы вдвое больше англичан нуждались в ампутациях и трепанациях? Разумеется, нет. Просто хирургам надо на что-то жить. Психотерапевтам, понятно, тоже. Невольно закрадывается подозрение, что рост предложения психотерапевтических услуг не вызван возросшим спросом на них, а скорее наоборот. А потенциальных потребителей любой услуги необходимо убедить, что она им жизненно необходима. В случае детских психологических проблем это, похоже, успешно удалось.

На самом деле - и для непредвзятого взгляда это очевидно - большинство так называемых проблем относятся либо к индивидуально-психологическим особенностям того или иного ребенка, либо к вполне естественным возрастным особенностям, которые могут доставлять неудобства и производить неприятное впечатление (как, например, сыпь при ветрянке), но при правильном отношении сами собой со временем проходят. Но вот если начать сыпь расчесывать! А ведь именно чем-то подобным в психологическом плане мы порой и занимаемся.
К примеру, интерес маленького ребенка к строению своего и чужого тела, к естественным отправлениям и, о ужас!, к вопросам сексуальности, заставляющий родителей в тревогой вчитываться в писания фрейдистов, на самом деле не выходит за рамки общего познавательного интереса. Ведь малышу еще неведом окружающий мир, в нем интересно всё - в том числе и это. Обостренным и даже нездоровым этот интерес становится тогда, когда вызывает беспокойство и озабоченность родителей, стремление бороться с якобы возникающими порочными наклонностями.

А так называемая детская импульсивность? Истоки ее как правило лежат в недостаточной сформированности произвольного поведения, которой еще рано требовать от малыша. Конечно, если предоставить его самому себе или умиляться любому его капризу, как советуют иные записные гуманисты, то в итоге можно получить инфантильного невротика, не умеющего держать себя в руках. Если же с малолетства прививать ему понятия «можно», «нельзя» и «надо» - как это со всеми нами и делали - то со временем внешние тормоза превратятся во внутренние и не позволят подросшему человеку сорваться на жизненных виражах. Если же поверить иным проповедникам свободного воспитания и всеми силами стараться не задеть ранимую детскую самооценку неодобрением или упреком, то кого мы воспитаем в итоге? За ответом не надо далеко ходить.

Или взять, к примеру, детскую застенчивость, о которой в последние годы исписаны тонны бумаги. В каждом конкретном случае родителям самим необходимо разобраться, действительно ли данная психологическая проблема существует и так ли она остро проявляется, как кажется. Дело в том, что у разных людей, причем начиная с самого раннего возраста, потребность в общении выражена в разной степени. Есть люди, которые легко завязывают контакты, умеют поддержать разговор на любую тему, у них масса знакомых и приятелей (правда, нередко в таком широком кругу общение бывает довольно поверхностным). Иным, напротив, достаточно одного-двух близких друзей или подруг, с которыми они поддерживаются по-настоящему глубокие, доверительные отношения. Не исключено, что ребенок относится ко второму типу и просто не склонен общаться со всеми подряд, а близких товарищей пока найти не удалось. В этом случае вряд ли следует добиваться расширения круга общения: для ребенка это было бы неестественно, да и попросту ему не нужно. Не исключено, что некоторая скованность в его поведении сохранится надолго. Впрочем, это вряд ли можно считать недостатком: родители иных "раскованных" юнцов и девиц будут вам еще завидовать...

Обо всём этом и многом другом автором этих строк в свое время была написана целая книга - «Нормальные проблемы нормального ребенка». Она о том, что проблемы бывают у каждого ребенка, но это в большинстве случаев не мешает ему оставаться нормальным. С этих позиций, наверное, и стоит подходить к воспитанию наших детей. Как это делали в свое время наши родители, не обремененные психологической эрудицией. Может быть, поэтому мы и выросли душевно здоровыми людьми? Если же вы чувствуете, что ваши родители допустили какие-то ошибки, осложнившие вам жизнь, то просто постарайтесь не повторять их по отношению к своим детям. И это, пожалуй, тот главный психологический совет, к которому, ей-богу, стоит прислушаться.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
14
инеза назз
Как же я с вами согласна! И как часто даже спокойных родителей начинают накручивать педагоги и врачи. В ход идут неизвестно когда и кем составленные таблицы, в которых прописано, что якобы ребенок должен уметь "в два года и три месяца". И какие гримасы демонстрируются, когда выясняется, чего-то из этого нелепого списка ребенок не умеет, сколько направлений к специалистам выдается, чтобы разобраться с "проблемой"! И сколько выдержки и душевной твердости требуется родителям, чтобы не сходить с ума от каждого такого "приговора" и не изматывать себя и ребенка исполнением бесчисленных ненужных предписаний.
СсылкаПожаловаться
ТАЛДОМЧАНКА
очень хорошая статья. у меня застенчивый ребенок, и я все время пытаюсь кудато ее подтолкнуть к общению с ровесниками, а оказывается напрасно я переживаю - ей это просто напросто не требуется. зато в 13-15 лет будет так же как и я сидеть дома с книжками,а не болтаться по подъездам с наркоманами.
СсылкаПожаловаться
Татьяна Ханина
Моему ребенку 3 года он плохо говорит, я очь переживаю!! И врачи нас замучили нас со своими обследованиями! Хотя мышление у него оч. хорошо развито ,он знает алфавит и все авто марки машины!!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимУчитель мужчина с макияжем и маникюром
Я спросить мнение общественности. Не знаю как относиться к этому случаю.

Инцидент с внешним видом учителя одной из школ Ростова-на-Дону исчерпан — мужчина подстриг ногти, никаких дисциплинарных взысканий не будет. Об этом сообщила глава отдела по работе с персоналом городского управления образования Светлана Пушкаш журналистам.
«Меры приняты: ногти острижены. Инцидент исчерпан. Никакого дисциплинарного взыскания не будет, ведь никакой закон не нарушен», — заявила она.
По словам бывшей одногруппницы педагога из Южного федерального университета, он всегда следил за собой. Она отметила, что «ухоженные брови и элементы макияжа» всегда были на его лице, и к этому относились спокойно. Кроме того, во время учебы в университете он был старостой и «целенаправленно хотел преподавать».
Ранее на внешний вид учителя пожаловалась мать одного из учащихся школы, в которой он преподает. Она утверждала, что мужчина приходит в школу с нарощенными ногтями, накрашенными ресницами и «тональником на лице». По ее словам, нести «такую культуру» в школу недопустимо.

А вы бы были против такого учителя? Если нет, то почему, а если да, то тоже почему?
Прочитала в комментах к новости, что как учитель он прекрасный профессионал, дети его уроки любят.
273
Счастлива по умолчаниюЯ не на долго )
Привет всем, кто меня помнит!
Смотрю много изменений на форуме. Изредка просто почитываю- смотрю старичков совсем мало осталось- много новых и анонимов и форум приобрел другой формат.
У меня все хорошо- работаю на новой работе (кажется тут я была как раз в прошлом году весной еще со старой и изредка отписывалась потом). Работа супер, мне нравится и в плане самой работы и то, что я за нее получаю. С понедельника я в отпуске и сегодня в 11 вечера с мужем на неделю мы улетам отдыхать- 5 дней Грузии и два дня Армении- вина, шашлыки, чурчхела, долма и другие вкусности с национальными ужинами-обедами, дегустациями вин и экскурсиями. + экскурсия на коньячный завод Арарат с дегустациями и ужином. Надеюсь привезти с отпуска пару-тройку кг 
.
Лера моя еще в декабре прошлого года уехала на пмж в Голландию- там есть все- работа с неплохим вознаграждением, жилье, служебное авто и любимый человек. Я рада за неё.
Ну вот как-то так )) Многих помню и люблю!!! Ваша счастлива по умолчанию- Иришка рижанка 

233
АнонимПодруга не может найти работу в Москве
Подруга находится в поиске работы , уже просто в полном отчаянии , чувствуется на грани , рассматривает - оператор call-центра, менеджер интернет магазина , оператор ПК и другие тоже. Опыт большой есть , но возраст - за 40 и ребенку 5 лет. Ребенок бывает что болеет . Последний не работала , занималась здоровьем ребенка , сейчас получше. Работа очень нужна , материально муж не тянет , т к у них большая часть его зарплаты идёт на ипотеку. На каждом собеседовании спрашивают - есть ли кому сидеть на больничных с ребенком , но кроме нее некому. Как бы вы посоветовали правильно отвечать ? Зарплаты совсем небольшие - 30- 35 тыс , но и то не берут . На собеседованиях , как говорит , нормально общаются , но не перезвантвают.
   Ей при любом раскладе , если график 2/2 придется брать няню или пятидневка до 18 часов - тоже няню из сада забирать . Я советую найти няню на время больничных , да это будет сложно и дорого наверное , но хоть будет возможность работать , иначе потом она вообще никуда не устроиться . Удаленка - не лучший вариант , такое есть у нее - но там совсем копейки . 
   Тяжело ей очень ездить на собеседования , потому что  все впустую и деньги на это нужны , т к ездит из ближайшего Подмосковья. Уже представляет страшные картины - что не сможет найти работу , ипотеку не потянут , квартиру отберут , ребенка тоже. Не брать ипотеку не вариант , т к  за съем платили больше .
   Хотелось бы реальных советов - стоит ли искать няню на время больничных , намного ли это дороже , у кого то был такой опыт ? 
224
МаковаяЖивотное в офис - тема болтательная
Тема несерьезная :)
Выбираем в офис животное. Раньше была огромная улитка, года два точно, потом ее основная хозяйка ушла в декрет и улитку забрали домой коллеги. Теперь вот думаем, кого :) я предложила паука и василиска, кто-то хомячка, кто-то карликового хамелеона :) работаем с 8 до 20, а то и позже, часто в выходные и праздники. Оупенспейс. Кого посоветуете? 
А у вас есть какая живность в офисе? 
174
АнонимДиктат школы
Только что разговаривала с подругой. Пришла моя крестница из школы сегодня и рассказывает, что к ней на перемене подошла завуч и сделала замечание, чтобы она собрала свои распущенные волосы в косичку. На что крестница тут же собрала их в хвост, но услышала: "Я сказала косичку заплести! Быстро! Иначе сейчас же отрежу!" Далее, учитель по обществознанию предложил крестнице и её однокласснице участвовать в олимпиаде по его предмету. И знаете как он их мотивировал? Ну, таким девочкам надо больше уделить внимание именно гуманитарным предметам, поскольку математика, явно, не для них. Я вот чего-то не понимаю, до каких пор в школе будут работать такие люди с отбитыми мозгами? Я не обо всех учителях, я именно о тех, у кого явные проблемы с психикой, кто обозлён, не любит детей и свою профессию. К слову сказать, завуч, которая сделала замечание по поводу распущенных волос, выглядит как-то не очень со своими седыми, не крашенными волосами. Не люблю я это слово "совок", но из некоторых он так и не вышел. Как внешность влияет на умственные способности? Почему девочка в школе не может ходить с распущенными волосами? Девочка, которая отличница, которая в своей жизни ни разу слова матерного не сказала. Девочка, которая очень не плохо решает задачи по математике. И почему детям так усердно в школах продолжают прививать комплекс неполноценности? Я ненавижу форму школьную, я ненавижу, когда начинают обсуждать внешность человека. Ненавижу, когда кто-то вдруг решает, что вправе устанавливать критерии нормальности внешности и поведения. Я ненавижу тупость.


174
olesia olesiaВ вашей школе ввели 2ой иностранный язык?
Здравствуйте. У нас ввели 2ой иностранный язык. Гимназия. Было 5 часов английского языка. Теперь разбили 3 часа английский и 2 немецкий.
Жаль своих детей
Бесконечные уроки. Слышала в СПб один иностранный язык.
А как у вас? У нас Новгородская область.
140
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru