Весь в меня!
С первых дней жизни ребенка мы умиляемся, отыскивая сходство с родителями: «Глазки мамины! Ушки папины!» Ребенок действительно является продолжением рода. Очевидно, что родителям бессознательно хочется, чтобы детям, а потом и внукам досталось от них как можно больше внешних черт. Таким образом они будут «жить», даже когда физически их не станет. Поэтому, когда ребенок вырастает, и становится ясно, что он перенял не только внешность, но и какие-то черты характера, темперамента, это тоже становится предметом гордости. «Весь в меня!» - удовлетворенно констатируют родители.
Но так происходит не всегда. Иногда сдержанная мама обнаруживает, что ее дочь выражает свои чувства слишком открыто, а отец-гуманитарий, собравший дома прекрасную библиотеку, приходит к выводу, что литература совершенно не интересует его сына. Понимая, что «яблочко упало далеко от яблони», некоторые родители начинают подгонять ребенка под собственные стандарты совершенства: внушать «открытой» девочке, что демонстрировать эмоции на публике не нужно, а мальчика заставлять ежедневно читать Пушкина, Достоевского и т.д. О том, что равнодушие к литературе постепенно превращается в ненависть, они, увы, не замечают.
Жертвы династий
Воспитывая ребенка, родители часто пытаются передать им не только страсть к своим увлечениям, но и нереализованные мечты. Так, мама, у которой не получилось стать балериной, муштрует дочку для поступления в балетное училище, а отец с ранних лет внушает сыну, что тот должен стать физиком, потому что эта его детская мечта так и осталась несбыточной.
Желания детей, к сожалению, в таких семьях часто подавляются. Родители оправдывают свою «политику тоталитаризма» тем, что им виднее. На самом деле, став взрослыми, мама и папа просто не могут смириться с тем, что их мечты остались неисполненными. Часто желания детей игнорируются в семьях-династиях, где определенная профессия переходит из поколения в поколение. Решение отпрыска пойти своим путем может встретить непонимание и даже агрессию у родственников, которые мечтают, чтобы ребенок не просто их копировал, но был улучшенной копией. Если детские желания успешно подавлены, сопротивление, скорее всего, проявится на физиологическом уровне: например, начнется бессонница, появятся хронические заболевания, заторможенное поведение и т.д.
Бабушка ворчит
Это нормально, что ребенок на папу больше похож, где-то читала, что это природой заложено, чтобы папы не сомневались, что это их дети. А потом уже со временем черты меняются и может уже больше на маму быть похож.
Непохожесть или похожесть ребенка на одного из родителей может стать причиной сильного стресса для первого. Причем довольно часто этому способствуют бабушки и дедушки. Например, недолюбливающая зятя теща может ворчать, наблюдая за внуком: «Копия отец! Такой же безалаберный!». Нередко свекровь позволяет себе вздыхать, глядя на внучку: «Если бы ты была похожа на папу, то были бы у тебя волосы густые и красивые. А ты в материнскую породу пошла, вот они и жидкие».
Ребенок, регулярно выслушивающий подобные замечания, приходит к выводу, что быть таким, как мама или папа – не очень хорошо. «Наверное, я плохой, раз меня не любят такого, какой я есть» – думает отпрыск, которого все время оценивают близкие люди.
У разведенных родителей сходство ребенка с ушедшим папой может вызывать раздражение: «Дочка так похожа на мужа, что иногда я смотрю на нее и чувствую злость». Это очень сложная ситуация, но ребенок не должен страдать из-за уязвленных чувств мамы. Психологи настоятельно советуют воздержаться от подобных характеристик в адрес подрастающего поколения.
Стать собой
То, что ребенок не является копией родителя, порой очень трудно осознать. Но очень важно вовремя понять и перестать лепить из него что-то очень похожее на вас, не давая при этом проявиться чертам, заложенным от природы. Дайте ребенку расти, раскрыться. Интересуйтесь его увлечениями, поддерживайте их. И помните слова Януша Корчака: «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».