Мировой тренд – отложенное деторождение – затронул и мужскую половину населения. Эксперты ВОЗ предсказывают, что тенденция к повышению возраста отцовства будет продолжаться, и не последнюю роль в этом играют женщины: выдерживая паузу в деторождении, они вынуждают своих мужчин откладывать статус родителя.
Немного статистики. В 1970 году менее 15% всех родившихся в Нью-Йорке детей имели отцов в возрасте 35 лет и старше. Сегодня – 25%. Даже в группе 50-55-летних мужчин наблюдается «всплеск рождаемости». На сегодняшний день существует расхожее убеждение, что мужчина и в 78 лет может так же легко, как и в 18, воспроизвести на свет своих потомков: Майкл Дуглас, Род Стюард, Дональд Трамп, Олег Табаков, Андрей Кончаловский... Список «возрастных» отцов достаточен для вдохновляющего примера.
Мне не встречались здоровые мужчины 50-60 лет - все с болячками. Женщины, в принципе, тоже. Но, как говорит статистика, мы живем дольше.
С возрастом в мужской репродуктивной системе происходит не так много анатомических изменений. В отличие от женского, мужской климакс, называемый красивым научным словом «андропауза», не наступает внезапно. В отличие от менопаузы, для андропаузы не характерно быстрое (в течение нескольких месяцев) угасание определенных функций, вплоть до полного их прекращения.
Функции мужской репродуктивной системы присутствуют всегда и лишь немного видоизменяются с возрастом: яички продолжают производить сперму, но темп производства сперматозоидов замедляется. Семявыносящие протоки становятся менее упругими, предстательная железа претерпевает изменения, но продолжает генерировать жидкость, которая помогает доставлять сперматозоиды в полость матки и далее в маточные трубы для оплодотворения. Но мужчина сохраняет способность иметь детей, даже если его предстательная железа будет удалена.
Кроме всего прочего, в современном мире пожилые отцы становятся все более социально привлекательными – финансовая стабильность и успехи в карьере достигнуты. Однако эксперты различных медицинских сообществ говорят, что решение о «возрастном отцовстве» имеет определенные риски.
Если сравнивать поколение «кому за 50» и «кому за 30», то в рядах первых намного больше здоровых людей.
Статистика убедительно доказывает, что после 40 лет возможность иметь детей у мужчин снижается: в промежутке от 41 до 45 лет на 7% ежегодно, после 45 лет скорость падения фертильности увеличивается до 11% (данные журнала Obstetrics & Gynecology, 2004). Однако, если мужчина не курит, умеренно употребляет алкоголь, регулярно занимается спортом и сексом, влияние возраста на фертильность не так значимо.
Существуют и другие риски. В результате крупномасштабных исследований (более 2 млн. детей) было доказано, что вследствие большего числа мутаций de novo в сперматозоидах мужчин старшего возраста, у отцов в возрасте 45-49 лет более вероятно рождение детей с шизофренией, чем у мужчин моложе 25 лет. Этот риск утраивается для мужчин старше 50 лет.
У детей, рожденных от отцов в возрасте 45 лет и старше, по сравнению с потомством пап моложе 30 лет, почти в 4 раза выше риск развития расстройств аутистического спектра, в 2 раза выше риск возникновения психозов и суицидальных попыток. Дети возрастных отцов в 2,5 раза чаще употребляют психоактивные вещества и подвержены большему риску интеллектуальных расстройств (данные JAMA Psychiatry, 2013).
В Европе и Америке набирает обороты тенденция к замораживанию спермы в молодом возрасте с целью уменьшения возможных рисков для будущих детей. Но на данном этапе развития медицинской науки отдаленные последствия ВРТ с использованием замороженной спермы и ее длительном хранении – неизвестны.
Мужские репродуктивные часы, все-таки, существуют. В их состав входят: репродуктивные возможности, репродуктивное качество и еще один важный элемент – энергия. Именно энергия дает много преимуществ, чтобы стать молодым отцом. Конечно, у возраста тоже есть свои весомые аргументы – стабильность, мудрость, финансовая безопасность, но не так много энергии. Задумайтесь об этом!
Читайте также: Звезды, которые стали отцами после 50 лет