«У меня появился человек, который говорит: «Я тебя люблю»
Иван, 20 лет. Мама – Ольга Красильникова.
Я пришел в семью в 15 лет. Казалось бы, 5 лет – это немного. Но за это время мама смогла создать для меня образ того человека, которого мне не хватало, – образ настоящей мамы.
В приюте воспитатели выполняют свою работу, они не могут заменить маму, такого отношения между ними и детьми нет. С приходом мамы в мою жизнь у меня появился человек, который говорит: «Я тебя люблю».
Мы похожи характерами, наверное, это облегчило нашу семейную адаптацию, привыкание. Вообще-то я себя не видел в семье – наверное, боялся. Я долго не решался назвать маму мамой. Сначала – «Оля», «тетя Оля», а потом я начал настолько ценить этого человека, что не только называю ее «мамой», но и взял ее фамилию. Теперь я – Иван Красильников.
В 18 лет я стал жить самостоятельно, работаю, но часто навещаю маму. И я очень благодарен ей, ведь она потратила столько усилий, чтобы изменить меня. Она всегда говорила, какой я умный, красивый, – вроде бы мелочи, но это очень важно!
Мама многому меня научила. Дети, выходящие из приютов, не приспособлены к жизни. Например, для меня первое время было трудно просто сходить в магазин за покупками. Мне было непонятно, как выбирать и что. Большая часть ребят-детдомовцев сталкиваются с такими сложностями. Благодаря маме я теперь многое умею и могу сам о себе позаботиться.
Мама помогла мне понять важность свободы выбора. Она могла в чем-то быть несогласной со мной, но все равно поддерживала. Например, я поступил в университет, но потом ушел – понял, что это не мое. Мама поняла меня, и я ей за это благодарен. «Взрослей!» – сказала она.
Благодаря маме я стал больше доверять людям. Сейчас мне совсем не сложно подойти и заговорить с человеком. А раньше я испытывал комплексы, смущался.
Некоторые думают: ведь в детском доме такой большой коллектив, наверное, дети там растут общительными. Но это не так. Ты находишься в замкнутом пространстве: видишь постоянно одних и тех же людей, не умеешь знакомиться, не узнаешь ничего нового. Дети сидят за компьютерами – и воспитатели спокойны, вроде все делом заняты – меньше забот.
Целеустремленность, трудолюбие, оптимизм – самые главные черты моей мамы. Она может открыто сказать, в чем она была не права, признать это. И еще, самое главное качество моей мамы, за которое я ее очень уважаю, – это честность. Она очень не любит, когда врут. Ты можешь быть плохим или хорошим, но только не обманывать! Да, случалось, что я врал. Но это всегда обнаруживалось, или я сам признавался. Постепенно я привык быть честным.
Сейчас у мамы есть мы, старшие дети, которые ею гордятся и любят ее, младшие дети, которые стремятся к тому же, берут с нас пример, любящий муж. Я бы хотел пожелать своей маме здоровья и сил. И чтобы все трудности ушли. Мне важно быть уверенным в том, что наша мама счастлива!
«Мама подарила мне радость жизни»
Даша, 17 лет. Мама – Диана Машкова.
Когда я жила в детском доме, у меня в принципе не было радости жизни. Мне казалось, что по плану впереди – умереть, ну что там еще может быть хорошего в будущем? Не хотелось ни учиться, ни жить. А мама дала надежду на жизнь, дала ресурсы, поддержку. Я очень вовремя попала в семью Дианы. Мы познакомились, когда мне было 12 лет, а в семью пришла в 13.
Сначала я называла маму Диану по имени и жила в ее семье в гостевом режиме. Дело в том, что моя кровная мама в этот момент находилась в заключении, и я испытывала некоторое чувство вины – не предаю ли я ее, уходя в приемную семью? Но в какой-то момент я сказала, что не хочу возвращаться в детдом, и осталась с Дианой.
Позже, когда моя кровная мама вернулась, я встретилась с ней, она познакомилась с Дианой, мы все вместе обсудили, и на душе у меня полегчало. Я стала сначала робко, а потом уверенно называть Диану мамой. Теперь я ощущаю, словно она моя родная мама, как будто мы давно вместе, с рождения.
Благодаря поддержке мамы я стала более ответственной. В детском доме живешь на всем готовом, а в семье у тебя появляются какие-то обязанности, надо принимать какие-то решения, коммуницировать с людьми.
Думаю, мы с мамой похожи. Например, у обеих есть привычка – если упираемся, то до последнего, а если спорим, то нас надо разнимать. Мы упрямые, но в каких-то моментах, я думаю, это качество полезно. Я осознала эту свою черту, уже общаясь с мамой. Вообще мне с ней очень интересно. Мы иногда дискутируем часами.
Помню, Диана сразу предупредила, что может быть вспыльчивой. Я сказала: «Я тоже». Открытость помогла нам сблизиться. Это наша общая черта. Теперь мне кажется, что она моя родная мама.
Мама умеет мотивировать. Когда я попала в семью, я осознала, что у меня хорошо идут гуманитарные предметы, поняла саму себя. А ведь до этого я думала, что у меня вообще с учебой все плохо. А еще Диана как-то сказала: «Даша, ты хорошо говоришь, можешь выступать, почему бы тебе не попробовать себя в журналистике?» Теперь я хочу после 11 класса учиться на журналиста.
Одна из главных маминых черт – целеустремленность, и я очень уважаю ее за это. С самого юного возраста у мамы стояла цель – писать, и спустя много лет и несколько профессий она пишет. Она столько лет шла к своей цели и пришла к ней, это очень круто!
Мама трепетно относится к детям и, если знает, что какой-то ребенок в беде, ей не по себе. Ее жизненная цель – чтобы детские дома были не нужны, чтобы каждый ребенок жил в любящей семье.
Я хочу пожелать маме терпения со всеми нами. И обязательно – вдохновения!
«Думаю, я смогу назвать Свету мамой»
Анна, 16 лет. Мама – Светлана Журова.
Так случилось, что своих кровных родителей я почти не помню. Я провела с ними 5 лет, потом жила у бабушки, а потом – приют и детский дом. В детдоме я пробыла три года, а потом попала в первую приемную семью, но прожила в ней только два года: у нас не получалось, мы ссорились...
Однажды психолог сообщила мне, что приемные родители написали отказ, но есть семья, которая хочет меня взять. Так в 14 лет я познакомилась со Светланой. Мы прогулялись, поговорили, и я поняла, что с этим человеком мне будет лучше и спокойнее.
Почти два года я живу в ее семье и, хотя я не называю Свету мамой, она дала мне ту материнскую любовь, которую я не чувствовала очень давно. Я очень благодарна ей за это. И несмотря на наши ссоры и разногласия, я ощущаю ее близким человеком. Даже если мы ссоримся, Света всегда находит со мной общий язык, мы ищем компромиссы, это тоже очень важно. Компромиссам меня научила Света, это полезное умение.
Света постоянно волнуется за меня – не голодна ли я, где я. Она всегда находит время поинтересоваться, как я провела день. Мы постоянно поддерживаем связь.
Мы обе добрые. Эту доброту и стремление заботиться о других я сразу заметила в ней. Например, Света очень любит животных, у нас живут собака, две кошки, морская свинка. Когда я только пришла к ней в семью, я попросила: «А давай заведем кошку?» И Света сразу согласилась. Я была шокирована: мне до этого никогда не разрешали заводить домашнее животное.
С поддержкой Светы моя мечта оформилась в конкретную цель. Я всегда хотела стать ветеринаром, и Света помогла мне найти колледж по кинологии и правильно построить свой путь. После колледжа, куда я пойду после 9 класса, я хочу поступить в ветакадемию, выучиться на хирурга.
У меня были пробелы в учебе, я очень нервничала из-за этого. Светлана тоже переживала. Теперь меня перевели в другой класс, с поддержкой Светы я стала открытой, пошли успехи в учебе. По биологии, которая мне нужна и интересна, у меня, единственной в классе, пятерка.
Я стала более самостоятельной. Света – сильная женщина, я хочу быть такой, как она, уверенной в себе, и вольно или невольно копирую ее.
Я хочу, чтобы Света больше отдыхала, больше заботилась о себе и своем здоровье, меньше задерживалась допоздна на работе, чтобы проводить время с нами, ее близкими. Я сильно ее люблю и благодарна за все, что она для меня сделала. Я очень ею дорожу. Думаю, когда мы поживем еще некоторое время вместе, я смогу назвать Свету мамой.