Маруся Горфиль, журналист, мама Фимы (2,5 года)
Мое решение не показывать дочке мультики было осознанным. Я пришла к нему, прочитав немало статей адекватных педиатров и психологов, которые подробно объясняли, почему мультфильмы для детей до 3 лет – так себе идея.
Все они сходились на том, что у тоддлеров до конца не сформированы ни психика, ни нервная система, поэтому быстро меняющиеся картинки и мультяшная музыка их сильно возбуждают. Плюс – малыши еще не умеют отличать вымысел от реальности – показанное в мультике кажется им настоящим, что не позволяет составлять адекватного представления о действительности именно в том возрасте, в котором оно формируется.
Я не сталкиваюсь с ситуациями, когда мультики были бы мне необходимы.
Знаю, что многие «переключают» детей на Пеппу и Малышариков, чтобы, например, пообщаться с друзьями. Я же в таком случае предпочитаю просто оставлять дочь с бабушкой. Если этот вариант невозможен (бабушка доступна не так часто), я предлагаю подругам прогуляться в парке во время дочкиного дневного сна – так мы сможем спокойно поболтать.
Идея включать мультики ребенку во время еды мне и вовсе непонятна. Негативные последствия «заедания» супов телевизором очевидны. За столом мы обычно просто едим и болтаем. Для нас с мужем дочка – такой же полноправный член любого застолья, как любой взрослый.
При этом если мы в гостях и там включают детям мультики, я никогда не прошу выключить. И никогда не запрещаю Фиме смотреть их вместе со всеми. Это не мой дом и не мои правила. И строгими запретами я точно ничего не добьюсь.
Единственное, что мы стараемся жестко контролировать, это чтобы мультики не показывали бабушки. Им такая позиция не совсем понятна – периодически я отправляю им исследования и высказывания специалистов, призывающих не подсаживать детей на телевизор. В итоге бабушки со мной не спорят.
Фима знает: ни у бабушек, ни дома мультиков нет, поэтому она и не просит их включать.
Мультики для нее «живут» в других местах. Меня такая ассоциация устраивает.
У меня есть альтернатива мультикам – кукольные спектакли. Мы периодически ходим на такие представления, а дома дочь изредка смотрит их в сети. Та же «Чукоккала» Образцова нас всегда выручает.
Со спектаклями я сразу завела правило: включаю таймер на 15 минут. Когда он пищит, я закрываю ноутбук. И все. Фима не скандалит, иногда просит «еще чуть-чуть», но я стараюсь быть жесткой. И это работает.
В целом, чтобы себя развлечь, мы с дочкой много времени проводим на улице. А дома мы в основном занимаемся бытовыми делами и много читаем.
Что касается гаджетов в общем, то не давать свой телефон ребенку, на мой взгляд, задача невыполнимая. Ведь и я, и папа, да и бабушки с дедушками – мы все проводим в телефоне много времени.
Недавно меня зацепила фраза о том, что в современном мире ребенок вынужден конкурировать с гаджетами за внимание родителей.
Я и до этого старалась сидеть в телефоне в то время, когда дочка спит или чем-то увлечена. Но сейчас стала следить за собой и за нашим папой еще пристальнее.
Когда дочь сама просит телефон, я ей его даю. Она любит смотреть фотографии, иногда «пишет» папе или бабушке сообщения – посылает набор эмоджи. Также у Фимы есть несколько приложений с развивающими играми, которые проходят мой строгий отбор. Ей хватает 10 минут, чтобы наиграться, – больше она не просит.
Я не знаю, когда мы начнем показывать дочке мультики. Честно говоря, кроме цифры «3 года», взятой из статей, у меня больше ничего нет. И понятно, что она очень условная.
Вероятно, мы сдадимся раньше: наступила осень – мы явно будем больше времени проводить дома. Это – с одной стороны. С другой – прошлую осень мы как-то пережили без мультиков, так чем эта хуже?
И, если честно, мне самой хочется ходить с дочкой на мультики в кино. Это уже немного другая история, но вот ее я очень жду.
Татьяна Манн, журналист и копирайтер, мама Майи (3 года)
В первый год жизни Майя довольно много времени проводила в машине: мы постоянно ездили по делам и часто путешествовали вместе. И если поначалу дочь это нисколько не волновало, то примерно в полгода она начала периодически скучать в дороге. Чтобы спасти ее и себя от плача в пути, мы стали показывать Майе мультики.
Все началось со случайно выбранной серии «Веселой карусели» – выпуска No39. Удивительно, но и мне самой она понравилась: остроумные песни, симпатичные герои – ничего предосудительного.
Долгое время дальше этой одной серии мы не двигались: именно ее мы включали в критические моменты, когда не получалось иначе развлечь малышку. Но однажды – и я уже не помню, при каких условиях, – в жизни Майи появилась Пеппа. Свинка уже не казалась мне милой. Плюс – я никак не могла понять, за что авторы Пеппы так не любят Папу Свина: очень уж жестоко они над ним глумятся. Выглядит это довольно непедагогично.
И вот со Свинкой что-то пошло не так: она перестала быть нашим спасательным средством для долгих поездок, а стала объектом желаний. В какой-то момент мы заметили, что дочь начала встречать папу с работы фразой «Папа, Пеппа! Пеппа!», выпрашивая таким образом пару серий мультика.
Ко мне она с этим вопросом не приставала, а вот папа в глазах Майи будто превратился в пульт.
Столкнувшись с таким странным поворотом, мы приняли решение исключить мультфильмы из жизни дочери. И ни разу об этом не пожалели.
Сейчас, чтобы дочь никогда и нигде не скучала, я ношу с собой набор маленьких игрушек. Они спасают меня как в дороге, так и, например, в ресторанах. У меня в рюкзаке всегда лежат фломастеры или карандаши и блокнот. Нас очень выручает компактный магнитный конструктор, он – любимая игрушка дочери вот уже 2 года, недавно мы добавили к нему еще более разнообразную магнитную игру.
Майя сама каждый раз выбирает пару резиновых игрушек, которые проведут с ней день. Если мне нужны развлечения на долгое время, я беру с собой несколько книг или альбом с наклейками и заданиями. Когда все это надоедает, мы просто болтаем или придумываем игры на ходу. О мультфильмах Майя даже не вспоминает. Игр в смартфоне у нас нет.
Дома дочь также обходится без мультфильмов и гаджетов. Если мне нужно сделать какие-то бытовые дела, Майя обычно мне помогает: она обожает готовить (она что-то мешает или перекладывает, накрывает на стол), с удовольствием сортирует одежду для стирки, с рвением разгружает посудомойку.
Когда мне нужно поработать, Майя мается какое-то время, но в итоге сама себе придумывает развлечение – собирает пазлы, строит рестораны из деревянного конструктора, «читает» книжки.
Однажды я засекла длительность самостоятельной игры и была приятно поражена: Майя 4,5 часа сама себя развлекала.
Не скучать наедине с собой – на мой взгляд, бесценный навык. Очень хотелось бы, чтобы дочь его не утратила. Хорошо, что мультфильмы и гаджеты у нее этого качества не отнимают.
Рано или поздно мы, конечно, начнем смотреть что-то вместе. Но это будет не мультипликационный фастфуд – мы планируем начать с красивых полнометражных историй. Мне хочется, чтобы Майя не просто тратила на них время, спасаясь от скуки, а получала настоящее удовольствие.
Скорее всего, мы придумаем какую-нибудь традицию – например, будем смотреть классные мульты по полчаса по выходным всей семьей. И все вместе будем с нетерпением ждать этого момента.