«Дети должны расти под звуки ветра и пение птиц». Опыт семьи, которая 20 лет ходит в походы

Почти 20 лет семья дизайнера и педагога Ольги Филевской ездит отдыхать в горы или на море с палатками. Однажды у них украли в путешествии все деньги и пришлось питаться хлебом и водой. В другой раз они все вместе ночевали в пещере во время шторма. Но несмотря на все это, походы с палатками эта семья любит куда больше отдыха в комфортной гостинице: ведь они дарят детям бесценные навыки и незабываемые впечатления на всю жизнь.

Для всей нашей семьи лето – значит походы. Сыну сейчас 19, дочке – 17, и с самого их рождения мы каждое лето по нескольку раз выбираемся в горы или на море с палатками. За все время наших семейных вылазок мы провели на природе около 20 месяцев — почти два года.

Дети походам не помеха

Мое увлечение походами началось еще в институте. Я занималась в альпклубе и каждое лето по три раза в год ездила в горы. Дошла до второго разряда, но бросила, когда стала задумываться о детях, потому что дети и альпинизм – понятия несовместимые.

Муж тоже увлекался походами, сплавлялся по рекам. Когда мы сошлись, для нас было совершенно нормально выбраться в лес, пройти километров двадцать или поехать куда-то далеко на велосипедах. Я пробовала ходить в водные походы вместе с ним, но мне не понравилось.

Нашему увлечению походами не помешала ни беременность, ни появление маленьких детей – в один из байдарочных походов, на три дня, я ходила на четвертом месяце беременности. А в первый совместный поход на Селигер мы отправились, когда сыну было чуть больше полугода.

Врачи запрещали мне ехать в Крым

Нам посоветовали место, где нет людей, – идти до него нужно было десять километров.

Рюкзаки у нас были огромные, ведь помимо своих вещей мы взяли запас подгузников на ночь и детское питание. Все это нес муж, а я – сына, тогда он еще не ходил.

Как только малыш увидел воду, он пополз к ней, а она была очень холодная! Я думала, он попробует, и не пойдет дальше, а он даже не остановился! Мы поймали его только когда вода дошла ему до носа.

Мы жили в палатке на берегу две недели, сын купался в озере, ел свежие ягоды – нам всем было очень хорошо.

В следующий раз мы поехали с палатками в Крым: сыну было полтора года, а я находилась на восьмом месяце беременности. Врачи говорили мне ни в коем случае не ехать, но дома я бы постоянно думала: когда это закончится? А так – море, солнце, красота! Мы жили в палатке у моря три недели: ходили вдоль берега, поднимались на окрестные горки. Сын всегда шел сам – я была поражена его выносливостью.

Люблю засыпать под шум волн

А вот когда родилась дочь, с ней все оказалось не так просто. Пройдя пять шагов, она кричала: «Хочу на ручки!» Когда ей было четыре года, мы впервые выбрались все вместе в горы – на плато Лагонаки на Кавказе. Маршрут оказался совсем не простым – на высоте больше 2000 метров, тропинки были длинные, с перепадом. Большую часть времени – почти 60 километров и 10 дней пути – дочка ехала у мужа на шее.

В итоге мы вышли в районе Дагомыса под Сочи. Еще через четыре года мы поехали на Урал в парк Таганай, совершили там переход из Европы в Азию.

Нам не повезло с погодой, постоянно шли дожди, кругом была вода, но мы старались не падать духом, пели песни.

Помимо этого, мы каждый сентябрь ездили в Крым – на море с палатками, совмещая купание с прогулками по горам, а когда дети стали старше – в пешеходные походы вдоль берега или через перевалы. Один раз по просьбе дочери пожили в гостинице – мне не понравилось. Я люблю засыпать под шум волн, а в отеле у меня будто бы украли часть впечатлений.

Мы чувствовали себя как после кораблекрушения

Бывали и экстремальные ситуации. Однажды сразу по приезде в Крым у мужа украли на вокзале все деньги. У нас уже были куплены обратные билеты, и поменять их было невозможно.

Мы попросили родственников перевести немного денег, но в первые дни жили буквально на хлебе и воде.

К тому же стояла очень плохая погода.

Добравшись до своего пляжа, мы обнаружили, что вода в море всего 8 градусов. Начался сильный шторм, и мы решили поставить палатку в небольшой пещере у пляжа. Ночью мы проснулись оттого, что вода захлестывала край палатки, и нам пришлось посреди ночи передвигать палатку дальше вглубь пещеры. Утром мы, как потерпевшие кораблекрушение, ждали на камнях, когда отойдет вода. Шторм прекратился только под вечер, и мы смогли перебраться в другое место.

jonas-verstuyft-zcGJc069A-I-unsplash
Источник: unsplash.com

В другой раз мы не совсем правильно рассчитали маршрут. Обычно мы ходим пять-восемь, максимум десять километров, а тут нас ждал очень длинный спуск – километров двадцать, около двенадцати часов подряд! К вечеру ноги ни у кого не ходили.

Но самый сложный поход был в прошлом году на плато Лагонаки. Была очень плохая погода, стоял жуткий холод. Мы, помня прошлый поход, не взяли теплой одежды, и постоянно мерзли. Жечь костры нельзя, поэтому грелись только чаем.

Походы закаляют душу и тело

Наши дети спокойно реагируют на сложности. Даже когда им плохо, они не ноют.

Они всегда смотрят, как реагируем мы: если родители говорят «все пропало», – дети испугаются.

А если родители знают, что делать, дети будут спокойны и уверены, что все хорошо.

Конечно, чтобы ходить по перевалам, нужно иметь соответствующую подготовку. В своих детях я уверена: они с детства ходят по горным тропам и смогут пройти там же, где прошла я.

Однажды мы пригласили в поход друга, и в сложный момент, когда мои дети взошли на гору, он испугался и закричал: «Куда вы меня затащили?!» Поэтому теперь мы ходим в походы только своей семьей.

Сын никогда не сопротивлялся нашему увлечению походами – он всегда шел сам, с удовольствием прыгал с камней в море, говорил, что не хочет жить в гостинице. А вот у дочки был период, когда она не разделяла нашей страсти к походам, – ей хотелось комфорта. Но потом она все-таки «распробовала», и теперь говорит: только в горы!

Походы также помогли ей обрести уверенность в себе. Она ходит в хорошую школу, и ее одноклассники летом ездят в Италию или Испанию. Раньше она завидовала им, а теперь может ответить: зато я уже покорила не одну вершину! Она почувствовала внутреннее превосходство и успокоилась.

Ребенок должен все увидеть и потрогать

Сейчас большинство детей растет в городах, в техносреде. Они живут в прямоугольных комнатах, ходят по прямым улицам, гуляя только на детских площадках и в парках – за ручку. А ребенок, особенно маленький, должен все потрогать, увидеть. Услышать звуки ветра, воды, прибоя, пение птиц... Должен бросать камни в воду, громко кричать, зарываться в песок с головой – все то, чего нельзя делать на пляже, где много людей.

Засыпать, проводив солнце за горизонт, просыпаться от солнечных лучей под шум прибоя. Сидеть вечером у костра, наблюдая, как ветер раздувает огонь. Ночью смотреть на лунную дорожку или на падающие звезды.

Так ребенок познает основные образы: солнце, огонь, воду, ветер. И каждое из этих слов для него начинает представляться большим набором ощущений и картинок. Подобный жизненный опыт положительно влияет на психику ребенка. Например, у моих детей нет иррациональных страхов: они не боятся темноты, им не снятся кошмары.

Походы положительно влияют на здоровье в целом. В походах мои дети сами научились плавать – постепенно, год за годом. Дочь, когда была маленькая, боялась заходить в море, но брат ее увлекал, как мог, своим примером, и сейчас они оба прекрасно плавают.

Общие ценности и доверие

Семейные походы прививают детям основные нравственные ценности: помогать более слабому, вместе трудиться, любить мир и других людей. Они дают представление о мужской и женской ролях, и все это – без нравоучений запретов.

Особую актуальность тема семейных походов приобретает сейчас, в век гаджетов. Родители теряют связь с детьми, а связь эта нужна и детям, и родителям. Дети считают, что их мамы и папы ничего не понимают в современной жизни, – и это правда, если учесть, что многих подростков интересуют только компьютерные игры.

Походы отрывают хотя бы ненадолго от интернета, появляется альтернатива.

Когда дети учатся сами преодолевать препятствия и видят, как их родители справляются с трудностями, возникает взаимопонимание и доверие, которое сохраняется на всю жизнь.

Ну и, конечно же, здорово, что впечатлений масса, и они общие для всей семьи. Иногда я думаю: может быть, пора съездить куда-то одной? Но тут же понимаю: а какой смысл? По-моему, смысл путешествий в том, чтобы впечатления были общими.

Сергей Романенков, мастер спорта по спортивному туризму, отец двоих детей:

При правильном подходе для родителей, любящих горы, рождение детей нисколько не мешает их увлечению и дает возможность поделиться радостью путешествий и пройденных маршрутов с близкими людьми.

Брать ребенка в многодневные походы можно начиная с 4-5 месяцев.

С младшими детьми достаточно выезжать на природу на 1-2 дня. В таком возрасте ребенок ничего не запоминает, но он проводит дни на солнце и свежем воздухе. Часто такие походы нужны и самим родителям. Например, для кормящей мамы единственный способ отдохнуть от домашних дел и хлопот – это взять ребенка в путешествие.

Для детей постарше походы и путешествия – это способ познакомиться с миром природы – скалами, ледниками, тайгой и океаном. Возможность своими глазами увидеть домашних и диких животных, насекомых и мир моря. Жизнь на маршруте положительно влияет на формирование характера.

goutham-krishna-lITrCLM6hHc-unsplash
Источник: unsplash.com

Тем не менее, несмотря на очевидные плюсы походов, многие боятся сделать первый шаг и отправиться в путешествие. Людей пугают сложности маршрута, опасности гор или неустроенность быта. Тревожит мысль: как с нагрузкой справится мой ребенок? На самом деле, все эти сложности легко преодолимы. В России и за ее пределами много горных районов, где маршрут можно проложить по хорошим безопасным и маркированным тропам.

Если в горы вы собираетесь впервые, то ходить можно, в том числе, и налегке, совершая однодневные прогулки из горного приюта или палаточного лагеря. Современное снаряжение сделает ваш отдых комфортным. Давно появились легкие и теплые палатки и спальники, одежда, которая не даст промокнуть и замерзнуть на ветру, средства навигации, походная кухня и даже походный душ.

Полезные советы перед походом

Подготовка

Перед первым походом желательно выбраться на природу на выходные. Например, поиграть в геокешинг (GPS-квест). В этом есть смысл, чтобы понять: комфортно ли вашему ребенку долго гулять и целенаправленно идти по маршруту, а также – чтобы выяснить, как он переносит физическую нагрузку.

Планирование маршрута

В детском походе у родителей не должно быть спортивных амбиций. Не нужно никуда бежать и гнаться за километрами. Маршрут стоит планировать так, чтобы у ребенка оставалось время поиграть. Хороши в этом плане природные и исторические достопримечательности. Их осмотр позволяет расслабиться и переключиться.

Усталость и нагрузка

Чаще всего дети на маршруте устают не физически, а психологически. Их утомляет монотонное движение по тропе. Поэтому родителю нужно быть готовым отвлечь ребенка интересным рассказом или поддержать беседу на интересную ему тему. В живописных местах нужно стараться делать привалы и остановки.

Не забывайте следить за питанием детей в походе и его регулярностью. Бывает, что у ребенка буквально «кончается бензин», а вместе с ним пропадают силы и настроение.

Отправляйтесь на маршрут компанией

Состав группы для детского похода может быть любым. Но нужно понимать, что если вы отправились на маршрут только своей семьей, то и досуг ребенка придется обеспечивать родителям. В компании же со сверстниками часть внимания на себя забирает общение с друзьями и совместные игры. Чем ребенок старше, тем больше времени он будет проводить в детском коллективе.

Уверенность от родителей к детям

Дети в сложных ситуациях первым делом смотрят на реакцию родителей. Поэтому действуйте спокойно и уверенно.

Тогда и ребенок воспримет возможную непогоду на маршруте или прочие сложности, как запланированное приключение.