Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Дети должны расти под звуки ветра и пение птиц». Опыт семьи, которая 20 лет ходит в походы

Почти 20 лет семья дизайнера и педагога Ольги Филевской ездит отдыхать в горы или на море с палатками. Однажды у них украли в путешествии все деньги и пришлось питаться хлебом и водой. В другой раз они все вместе ночевали в пещере во время шторма. Но несмотря на все это, походы с палатками эта семья любит куда больше отдыха в комфортной гостинице: ведь они дарят детям бесценные навыки и незабываемые впечатления на всю жизнь.

Для всей нашей семьи лето – значит походы. Сыну сейчас 19, дочке – 17, и с самого их рождения мы каждое лето по нескольку раз выбираемся в горы или на море с палатками. За все время наших семейных вылазок мы провели на природе около 20 месяцев — почти два года.

Дети походам не помеха

Мое увлечение походами началось еще в институте. Я занималась в альпклубе и каждое лето по три раза в год ездила в горы. Дошла до второго разряда, но бросила, когда стала задумываться о детях, потому что дети и альпинизм – понятия несовместимые.

Муж тоже увлекался походами, сплавлялся по рекам. Когда мы сошлись, для нас было совершенно нормально выбраться в лес, пройти километров двадцать или поехать куда-то далеко на велосипедах. Я пробовала ходить в водные походы вместе с ним, но мне не понравилось.

Нашему увлечению походами не помешала ни беременность, ни появление маленьких детей – в один из байдарочных походов, на три дня, я ходила на четвертом месяце беременности. А в первый совместный поход на Селигер мы отправились, когда сыну было чуть больше полугода.

Врачи запрещали мне ехать в Крым

Нам посоветовали место, где нет людей, – идти до него нужно было десять километров.

Рюкзаки у нас были огромные, ведь помимо своих вещей мы взяли запас подгузников на ночь и детское питание. Все это нес муж, а я – сына, тогда он еще не ходил.

Как только малыш увидел воду, он пополз к ней, а она была очень холодная! Я думала, он попробует, и не пойдет дальше, а он даже не остановился! Мы поймали его только когда вода дошла ему до носа.

Мы жили в палатке на берегу две недели, сын купался в озере, ел свежие ягоды – нам всем было очень хорошо.

В следующий раз мы поехали с палатками в Крым: сыну было полтора года, а я находилась на восьмом месяце беременности. Врачи говорили мне ни в коем случае не ехать, но дома я бы постоянно думала: когда это закончится? А так – море, солнце, красота! Мы жили в палатке у моря три недели: ходили вдоль берега, поднимались на окрестные горки. Сын всегда шел сам – я была поражена его выносливостью.

Люблю засыпать под шум волн

А вот когда родилась дочь, с ней все оказалось не так просто. Пройдя пять шагов, она кричала: «Хочу на ручки!» Когда ей было четыре года, мы впервые выбрались все вместе в горы – на плато Лагонаки на Кавказе. Маршрут оказался совсем не простым – на высоте больше 2000 метров, тропинки были длинные, с перепадом. Большую часть времени – почти 60 километров и 10 дней пути – дочка ехала у мужа на шее.

В итоге мы вышли в районе Дагомыса под Сочи. Еще через четыре года мы поехали на Урал в парк Таганай, совершили там переход из Европы в Азию.

Нам не повезло с погодой, постоянно шли дожди, кругом была вода, но мы старались не падать духом, пели песни.

Помимо этого, мы каждый сентябрь ездили в Крым – на море с палатками, совмещая купание с прогулками по горам, а когда дети стали старше – в пешеходные походы вдоль берега или через перевалы. Один раз по просьбе дочери пожили в гостинице – мне не понравилось. Я люблю засыпать под шум волн, а в отеле у меня будто бы украли часть впечатлений.

Мы чувствовали себя как после кораблекрушения

Бывали и экстремальные ситуации. Однажды сразу по приезде в Крым у мужа украли на вокзале все деньги. У нас уже были куплены обратные билеты, и поменять их было невозможно.

Мы попросили родственников перевести немного денег, но в первые дни жили буквально на хлебе и воде.

К тому же стояла очень плохая погода.

Добравшись до своего пляжа, мы обнаружили, что вода в море всего 8 градусов. Начался сильный шторм, и мы решили поставить палатку в небольшой пещере у пляжа. Ночью мы проснулись оттого, что вода захлестывала край палатки, и нам пришлось посреди ночи передвигать палатку дальше вглубь пещеры. Утром мы, как потерпевшие кораблекрушение, ждали на камнях, когда отойдет вода. Шторм прекратился только под вечер, и мы смогли перебраться в другое место.

unsplash.com

В другой раз мы не совсем правильно рассчитали маршрут. Обычно мы ходим пять-восемь, максимум десять километров, а тут нас ждал очень длинный спуск – километров двадцать, около двенадцати часов подряд! К вечеру ноги ни у кого не ходили.

Но самый сложный поход был в прошлом году на плато Лагонаки. Была очень плохая погода, стоял жуткий холод. Мы, помня прошлый поход, не взяли теплой одежды, и постоянно мерзли. Жечь костры нельзя, поэтому грелись только чаем.

Походы закаляют душу и тело

Наши дети спокойно реагируют на сложности. Даже когда им плохо, они не ноют.

Они всегда смотрят, как реагируем мы: если родители говорят «все пропало», – дети испугаются.

А если родители знают, что делать, дети будут спокойны и уверены, что все хорошо.

Конечно, чтобы ходить по перевалам, нужно иметь соответствующую подготовку. В своих детях я уверена: они с детства ходят по горным тропам и смогут пройти там же, где прошла я.

Однажды мы пригласили в поход друга, и в сложный момент, когда мои дети взошли на гору, он испугался и закричал: «Куда вы меня затащили?!» Поэтому теперь мы ходим в походы только своей семьей.

Сын никогда не сопротивлялся нашему увлечению походами – он всегда шел сам, с удовольствием прыгал с камней в море, говорил, что не хочет жить в гостинице. А вот у дочки был период, когда она не разделяла нашей страсти к походам, – ей хотелось комфорта. Но потом она все-таки «распробовала», и теперь говорит: только в горы!

Походы также помогли ей обрести уверенность в себе. Она ходит в хорошую школу, и ее одноклассники летом ездят в Италию или Испанию. Раньше она завидовала им, а теперь может ответить: зато я уже покорила не одну вершину! Она почувствовала внутреннее превосходство и успокоилась.

Ребенок должен все увидеть и потрогать

Сейчас большинство детей растет в городах, в техносреде. Они живут в прямоугольных комнатах, ходят по прямым улицам, гуляя только на детских площадках и в парках – за ручку. А ребенок, особенно маленький, должен все потрогать, увидеть. Услышать звуки ветра, воды, прибоя, пение птиц... Должен бросать камни в воду, громко кричать, зарываться в песок с головой – все то, чего нельзя делать на пляже, где много людей.

Засыпать, проводив солнце за горизонт, просыпаться от солнечных лучей под шум прибоя. Сидеть вечером у костра, наблюдая, как ветер раздувает огонь. Ночью смотреть на лунную дорожку или на падающие звезды.

Так ребенок познает основные образы: солнце, огонь, воду, ветер. И каждое из этих слов для него начинает представляться большим набором ощущений и картинок. Подобный жизненный опыт положительно влияет на психику ребенка. Например, у моих детей нет иррациональных страхов: они не боятся темноты, им не снятся кошмары.

Походы положительно влияют на здоровье в целом. В походах мои дети сами научились плавать – постепенно, год за годом. Дочь, когда была маленькая, боялась заходить в море, но брат ее увлекал, как мог, своим примером, и сейчас они оба прекрасно плавают.

Общие ценности и доверие

Семейные походы прививают детям основные нравственные ценности: помогать более слабому, вместе трудиться, любить мир и других людей. Они дают представление о мужской и женской ролях, и все это – без нравоучений запретов.

Особую актуальность тема семейных походов приобретает сейчас, в век гаджетов. Родители теряют связь с детьми, а связь эта нужна и детям, и родителям. Дети считают, что их мамы и папы ничего не понимают в современной жизни, – и это правда, если учесть, что многих подростков интересуют только компьютерные игры.

Походы отрывают хотя бы ненадолго от интернета, появляется альтернатива.

Когда дети учатся сами преодолевать препятствия и видят, как их родители справляются с трудностями, возникает взаимопонимание и доверие, которое сохраняется на всю жизнь.

Ну и, конечно же, здорово, что впечатлений масса, и они общие для всей семьи. Иногда я думаю: может быть, пора съездить куда-то одной? Но тут же понимаю: а какой смысл? По-моему, смысл путешествий в том, чтобы впечатления были общими.

Сергей Романенков, мастер спорта по спортивному туризму, отец двоих детей:

При правильном подходе для родителей, любящих горы, рождение детей нисколько не мешает их увлечению и дает возможность поделиться радостью путешествий и пройденных маршрутов с близкими людьми.

Брать ребенка в многодневные походы можно начиная с 4-5 месяцев.

С младшими детьми достаточно выезжать на природу на 1-2 дня. В таком возрасте ребенок ничего не запоминает, но он проводит дни на солнце и свежем воздухе. Часто такие походы нужны и самим родителям. Например, для кормящей мамы единственный способ отдохнуть от домашних дел и хлопот – это взять ребенка в путешествие.

Для детей постарше походы и путешествия – это способ познакомиться с миром природы – скалами, ледниками, тайгой и океаном. Возможность своими глазами увидеть домашних и диких животных, насекомых и мир моря. Жизнь на маршруте положительно влияет на формирование характера.

unsplash.com

Тем не менее, несмотря на очевидные плюсы походов, многие боятся сделать первый шаг и отправиться в путешествие. Людей пугают сложности маршрута, опасности гор или неустроенность быта. Тревожит мысль: как с нагрузкой справится мой ребенок? На самом деле, все эти сложности легко преодолимы. В России и за ее пределами много горных районов, где маршрут можно проложить по хорошим безопасным и маркированным тропам.

Если в горы вы собираетесь впервые, то ходить можно, в том числе, и налегке, совершая однодневные прогулки из горного приюта или палаточного лагеря. Современное снаряжение сделает ваш отдых комфортным. Давно появились легкие и теплые палатки и спальники, одежда, которая не даст промокнуть и замерзнуть на ветру, средства навигации, походная кухня и даже походный душ.

Полезные советы перед походом

Подготовка

Перед первым походом желательно выбраться на природу на выходные. Например, поиграть в геокешинг (GPS-квест). В этом есть смысл, чтобы понять: комфортно ли вашему ребенку долго гулять и целенаправленно идти по маршруту, а также – чтобы выяснить, как он переносит физическую нагрузку.

Планирование маршрута

В детском походе у родителей не должно быть спортивных амбиций. Не нужно никуда бежать и гнаться за километрами. Маршрут стоит планировать так, чтобы у ребенка оставалось время поиграть. Хороши в этом плане природные и исторические достопримечательности. Их осмотр позволяет расслабиться и переключиться.

Усталость и нагрузка

Чаще всего дети на маршруте устают не физически, а психологически. Их утомляет монотонное движение по тропе. Поэтому родителю нужно быть готовым отвлечь ребенка интересным рассказом или поддержать беседу на интересную ему тему. В живописных местах нужно стараться делать привалы и остановки.

Не забывайте следить за питанием детей в походе и его регулярностью. Бывает, что у ребенка буквально «кончается бензин», а вместе с ним пропадают силы и настроение.

Отправляйтесь на маршрут компанией

Состав группы для детского похода может быть любым. Но нужно понимать, что если вы отправились на маршрут только своей семьей, то и досуг ребенка придется обеспечивать родителям. В компании же со сверстниками часть внимания на себя забирает общение с друзьями и совместные игры. Чем ребенок старше, тем больше времени он будет проводить в детском коллективе.

Уверенность от родителей к детям

Дети в сложных ситуациях первым делом смотрят на реакцию родителей. Поэтому действуйте спокойно и уверенно.

Тогда и ребенок воспримет возможную непогоду на маршруте или прочие сложности, как запланированное приключение.

Читайте также:

Вокруг света за 40 дней с тремя маленькими детьми: опыт мамы

Идеи для летних фото с детьми

Объехать весь мир с ребенком: фотоподборка

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Елизавета Пиксаева
Нет, я вообще-то руками и ногами за походы. Сама хожу с мужем и с детьми. Но все-таки брать ребенка 4 месяца в глухое место - перебор, как и идти в поход за месяц до родов. Да, у автора все хорошо закончилось, но это был неоправданный риск, который мог привести к смерти.
Евгения Рощина
В ответ на комментарий от Елизавета Пиксаева
Елизавета Пиксаева
СсылкаПожаловаться
Такие "походники" об этом часто не думают. Но не только они. У нас огромное количество малограмотных людей в плане медицины и безопасности. До 3х лет вообще на жаркое солнце детей не рекомендуют тащить, купать в открытых водоемах и т.д. Я лично совсем немного знаю людей,которые следуют таким правилам.
Нотариус Первушина Н.Б.
Где они деньги берут чтобы постоянно ходить в походы?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимА вот мой Ванечка.
Ходит сын в младшую группу дс.  Дети все около 3 лет, чуть младше.
И я уже не могу...   )))
Думаю,  надо сейчас собрать автографы у детей, тк одни великие умы собрались.

Выбираем подарок на новый год.
Мозаику?  - нет, мой Ванечка собирает мозаики из 1000 кусочков,  не меньше.
Игры на изучение букв?  - нет, моя Машенька все буквы знает, ей не интересно.

Наклейки? Раскраски?  - нет. Васечке это уже в 1,5 года стало не интересно.
Пластелин? Конструктор?  - нет,  что вы,  анечка уже только в робототехнику играет.
Игрушку?  - нет,  что вы, мы с петей уже не играем в игрушки.

Аааа!!!))  это у всех так? Я вот не преувеличиваю.  Дети у всех гении и изучают школьную программу.  Вот только как ни зайду в группу - один козявка стоит ест, другая ревет, что не может туфли надеть, а третьего нянечка с ложки кормит.
Дайте мне сил.
363
АнонимКвартиры площадью 11 кв. метров в Москве
Промелькнуло тут в новостях, что так называемые скворечники - квартиры менее 15 квадратных метров - нет-нет да и появляются на сайтах по продаже недвижимости. Как правило, продаются они в разделе вторичного жилья.
«В III квартале 2019 года на рынке новостроек массового сегмента Москвы появились студии площадью 11 квадратных метров. Студии площадью 11,1 кв. м и 11,6 кв. м есть в проектах новых домов в районах Западное Дегунино и Нижегородский. Они стали самыми маленькими лотами за всю историю новостроек Москвы». Крошечные квартирки со статусом «студия», которые застройщик гордо называет «новыми формами пространства для жизни», уже раскупили. Потолки высокие, 4,2 метра, так что можно для спальни надстроить второй уровень, а кухню на первом разместить.
Цены были от трех миллионов рублей. Планировка нехитрая - прямоугольник, в котором отгорожена «мокрая зона», то есть туалет с душем.
Вот я и думаю: одиннадцать квадратных метров. Жесть! Ну то есть может и не совсем жесть, можно немножко пожить, потом сдавать посуточно. Вот уж впрямь - чемодан без ручки. Ноги, наверное, вытянуть можно... в общий коридор)) Не, так-то всё есть - и конфорка, и  куда мочалку пристроить, и компакт - но компакт, компактней некуда. Комментарии конечно – огонь: "пер….ул и задохнулся, вышел из душа и ж…пкой входную дверь открыл".
Зато можно гордо говорить "у меня квартира в Москве".
Хоромы! Или нормуль - жить можно?

241
АнонимПросят придти и сделать работу за нянечку.
В пятницу в саду будут морить тараканов, а в воскресенье просят придти и помыть полы, перемыть всю группу и всю посуду: ложки, кружки, тарелки. Нянечки в группе нет, ушла. Что вы думаете по этому поводу?
159
Аноним А вы бы одолжили ?Продолжение истории .
Ситуация у нас все интересней и интересней .Сестра мужа ,рассказала всей родне ,что я жадина и эгоистка .Нам успели позвонить и тети и бабушка ,все упрекают и позорят .В довершение всего ,свекры пришли к нам домой и опять стали на меня давить .В результате муж мой не выдержал .Попросил свекров очистить помещение .
136
Просто приятная дамаМама упала
Добрый вечер девочки! Часа три назад позвонил брат. Мама упала в ванной ( встала на неё, что бы повесить бельё). Итог - сломаны три ребра, сильный ушиб ноги и на этой почве поднялось давление и не опускается. В больнице не осталась, от укола отказалась. Видимо от шока голова перестала соображать. С ней два сына её. Но я очень за неё боюсь. Завтра они ее повезут в больницу. Ей 62 года. Кто сталкивался и знает, какие перспективы, насколько долго будет все заживать и какие нюансы при переломе рёбер?
100
АнонимФлешмоб! Флешмоб! Записываемся!
Итак, коллеги, вспомним Дедушку Фрейда и погадаем!

Идея такая.
Ставим на телефон антисклерозник на завтрашнее утро.
Варим кофий, употребляем, переворачиваем чашку, делаем фото, выкладываем...
Иииии....
Гадаем!
Прогноз краткосрочный, всерьез не принимать