Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Каково растить ребенка, если ты психолог: личный опыт

Современные родители часто обращаются к книгам по воспитанию детей, а если ситуация требует индивидуального подхода – консультируются с психологами. Но как эти специалисты решают собственные проблемы с ребенком и правда ли, что уж у них-то дети растут идеальными? Рассказывает психолог и мама сына Олеся Гаранина.


«Вот будут у тебя дети, тогда узнаешь!»

Сейчас я провожу много семинаров и встреч для родителей. И мой опыт материнства порой играет ключевую роль для слушателей: «А вот ваш ребенок так себя ведет?», «А как вы с этим справляетесь?» Интересно то, что лично опробовано.

До того как стать мамой, я порой сталкивалась с недоверием к своим словам. И вызвано оно было вовсе не тем, что я плохой специалист, а тем, что у меня нет детей.

Подруги и мамы с детьми на какие-то мои советы и рекомендации часто реагировали словами: «Вот будут у тебя дети, тогда узнаешь! И вся твоя педагогическая теория разрушится». 

Фото из личного архива автора

Скоро уже 5 лет, как я мама. Никуда не делась и не разрушилась моя теория. Она лишь обогатилась практикой: я узнала, каково это – быть мамой.

Как будто раньше читал о чуде, а теперь оно перед тобой

В наших отношениях с сыном, в моем материнстве очень много осознанности. Знание о кризисах, причинах плохого поведения, истериках очень помогает понимать, что, как и почему происходит с ребенком.

Это даже интересно – сначала читать о кризисе трех лет, а потом сталкиваться с ним. Знать, какими этапами идет развитие изобразительной деятельности дошкольника, и наблюдать это в детских рисунках собственного ребенка. Это как будто бы ты раньше читал о чуде, а теперь оно прямо перед тобой.

Меня спрашивают, чего во мне больше – мамы или психолога. Я думаю, что психологической мамы. Профессиональные навыки и умения настолько встроились в меня, что уже автоматически так или иначе строишь разговор с ребенком, реагируешь на его выходки.

Моего Мишу — и разлюбила! 

Конечно, если он жалуется, что его кто-то толкнул или обидел, внутри меня растет совсем не психологическое возмущение. Или вот девочка Д., которая в саду сказала, что разлюбила Мишу. Моего Мишу – и разлюбила! 

Для своего сына я – в первую очередь – мама. И я с уважением отношусь к своим материнским чувствам и порывам, но дальше уже включается психолог и начинает конструктивный разговор в попытках выяснить, кто там кого и обидел и что там за размолвка с девочкой Д.

Сын знает, что я пишу статьи и учу других родителей, как воспитывать своих детей. Но, думаю, он и не осознает, что его мама «применяет» к нему «какие-то там» психологические штучки.

«Мама! Разве это нормально?»

Иногда замечаю, как проявляются «плоды» своего воспитания. Например, мы не заставляем сына есть, если он не хочет. И вот какая-то мама или бабушка при нем пытается накормить упирающегося малыша. «Но ведь человек сказал нет. Зачем же его заставлять?» – удивился Миша.

А недавно возмущался: «Мама, она как варьянт (он так и говорит – «варьянт») предложила мне совсем не плакать. Мама! Разве это нормально? Ведь человек не может совсем не плакать». Или: «Я ей говорю – наш разговор зашел в тупик, а она меня не слышит».

Миша на занятиях в художественной школе | Источник: Фото из личного архива автора

Выбирали пенал в сад. Это заняло 30 минут. Мы с мужем устали, а сын говорит: «Имейте терпение. Дети всегда долго пеналы выбирают».

Я тоже ругаюсь и злюсь на своего сына

Что я точно делаю и чего не смогла бы, если бы не получила соответствующего образования, так это правильно реагировать на чувства сына, его капризы, страхи и переживания. Здесь психология очень выручает.

И да, я тоже ругаюсь и злюсь на своего сына. Устаю и срываюсь. Я же обычный человек. А потом переживаю из-за этого. Конечно, учишься отслеживать моменты, когда можешь сорваться, чтобы их было меньше. Но если такое все же случилось, например, я повысила голос на ребенка, то всегда потом объясняю ему, почему так произошло.

Мы вообще много говорим про чувства, эмоции, учим ребенка выражать их адекватно, прислушиваться к своим потребностям. И когда сыну плохо, он может сказать: «Мама, ты пожалей меня просто, обними сейчас». А иногда я слышу: «Мама, ты меня не трогай, пожалуйста, я хочу просто поныть».

«Ты же психолог, веди себя нормально»

Вот кому сложно с нами сталкиваться, так это посторонним людям. Например, когда ребенок плачет на улице и не в меру участливые прохожие пытаются его увещевать угрозами, они нарываются на мое строгое «не вмешивайтесь». И не нужно рассказывать, что они желали добра и хотели помочь. Не позволю прохожим манипулировать чувством страха моего ребенка и нарушать наши личные границы. Как бы пафосно это ни звучало.

Быть психологом и быть мамой скорее сложно, когда ты ведешь себя, как мама, а окружающие ждут от тебя реакции психолога. Почему-то считается, что если ты психолог, тебе неведом страх за ребенка, какая-то тревожность, пусть даже для кого-то – чрезмерная, волнения и переживания. Но вот это «ты же психолог, веди себя нормально» иногда начинает подбешивать. 

Быть мамой-психологом – это еще и предъявлять завышенные требования к педагогам, которые работают с твоим ребенком. Я могу быть неудобной мамой: ходить, задавать вопросы, чем-то там интересоваться. Хотя тут я понимаю, что нужно быть более терпимой, и стараюсь ориентироваться на сына, его отклик на педагога.

«Раз уж у психолога ребенок кричит и плачет…»

Окружающие знают, кем я работаю, особенно те, кто приходит ко мне на лекции или на консультации, и поэтому обращают пристальное внимание на моего сына. Ведь он вроде как должен демонстрировать на себе все мои педагогические и психологические знания и умения. И не дай бог ему расплакаться или устроить истерику. Скажут: «А еще сын психолога!»

Фото из личного архива автора

С другой стороны, некоторых родителей такое (в принципе-то нормальное) поведение ребенка и моя реакция на него (принятие, поддержка, а порой и злость), наоборот, поддерживает: «Раз уж у психолога ребенок кричит и плачет, значит, нормально, что и мой так делает».

Я знаю, что порой стремлюсь быть идеальной мамой. Где-то тревожусь больше, чем нужно. Где-то – больше пофигизма, чем следовало бы. Но я также знаю, что это нормально. Я стараюсь получать удовольствие от своего родительства. И, как все мамы, я считаю своего сына самым лучшим ребенком на свете.

Читайте также: 10 верных способов воспитать уверенного в себе ребенка.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
35
Mila Zaraeva
Спасибо!
СсылкаПожаловаться
Валерия
В ответ на комментарий от Mila Zaraeva История переписки3
Mila Zaraeva
Если будет у Вас желание и время, полистайте книгу"Дети у власти". Всего хорошего , Валерия!
СсылкаПожаловаться
"Дети кукурузы" и "Повелитель мух" посильнее будут. Интереснее точно. Рекомендую.
СсылкаПожаловаться
Валерия
В ответ на комментарий от Mila Zaraeva История переписки3
Mila Zaraeva
Если будет у Вас желание и время, полистайте книгу"Дети у власти". Всего хорошего , Валерия!
СсылкаПожаловаться
Книга - это всего лишь развернутое мнение одного или нескольких людей. И Вам всего доброго!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
AkellaО сбрасывании классиков с парохода современности

Прочитала тут, что бывший ректор СПбГу, Президент рос.академии образования, филолог и т.д., автор 300 работ... Вербицкая Л. А. предлагала убрать из школьной программы "Войну и мир" Толстого, а также некоторые романы Достоевского с ним,  ибо сложно... но добавить Библию. То, что именно Вербицкая заявила такое, меня и задело, и удивило. За Толстого и Достоевского обидно, конечно. И за детей обидно. Их считают неспособными осилить эти романы? А я вот считаю, что наши дети точно уж не глупее нас… Согласилась бы ещё с тем, что времена меняются, к текстам, к книгам вообще, особенно к таким объёмным - отношение иное. Информация концентрируется, динамика и форматы её получения оптимизируются, соответственно запросам времени и возможностям гаджетов. И этим не пренебречь. Но и Библия-то точно не проще, что вроде бы совершенно очевидно. Считаю абсолютно нетолерантным такое высказывание.

767
Мышь ШерстянаяМосква становится цивилизованным городом

А знаю-знаю, дорогие мои москвичи, что вы категорически против. Вам претит. А я - за. Москва становится цивилизованным городом. Сегодня в очередной раз наслаждалась МЦК. Невероятно удобно, приятно, спокойно. Метро и сравнивать нечего. Могут же, когда захотят. И я это расцениваю, как очередной подарок от Сергея Семёновича Собянина. Мэр, который не карман жены набивает, как прежний - коренной-то! а реально жизнь улучшает. Отличные удобные переходы. Вагоны - загляденье, ни шума, ни вибраций, плавный ход - сказка. Ещё бы кипятка, чтобы чай заварить.И не расплещется! И столик откидной при каждом кресле. Разве в метро можно об этом подумать? Представили чай в метро...? Когда кольцо интегрируют с электричками, станет вообще удобно. По Подмосковью. Особенно с велосипедом.

274
Маркиза не ангеловКниги про времена СССР

Уважаемые гражданки! Подскажите ещё книги по типу Москва слезам не верит и Девчата. [img]https://content-18.foto.my.mail.ru/corp/deti/_deti/i-56974.jpg[/img]

268
ДароПоделки на осенний праздник

В продолжение темы о негодовании, что заставляют делать поделки.    Вчера поведала мне воспитатель, что  планируется выставка поделок и нужно поучаствовать. По пути собрали листья, купили  остальное нужное и  вот соорудили. Желающим покричать, что делала я скажу, что дочь участвовала, собирала, подавали,  и т .д, в работе нет ничего сложного. Сегодня отнесли с утра. Прошу прощения за качество фото с мобильного.  Предлагаю похвалиться теми  поделками , что  понесем   или уже отнесли в сад.[img]https://pp.userapi.com/c851128/v851128697/26e6b/IjQ-Op86IAI.jpg[/img]

242
MimiШкола

Сразу оговорюсь, тема навеяна тем, чем сегодня поделилась со мной и мужем и моей мамой, моя младшая сестра. Так вот, я стараюсь относиться ко всему объективно, и когда сестра начинает делиться со мной, что происходит в учебное время, я всегда стараюсь выяснить все досконально, повторюсь, дабы судить объективно, да и в силу ее возраста, 13, почти 14 ле. Но то, что она рассказала нам сегодня, я была немного шокирована... Вот хочу у вас узнать, считаете ли вы нормальный, что классный руководитель говорит своим ученикам: «заткнись вообще», «я развговарию с классом, а не с тобой», «вы опять жалуетесь своим родителем», «вы меня все достали, жалуетесь своим родителем, я подам документы на рассоединение класса»? А подруга кл.рук., учитель по русскому, довела сестру до слез, назвав ее тупой на весь класс, наорав за то, что та улыбнулась соседке за партой, это разве нормально? После того как та заплакала, она заставила ее читать текст, начала читать в захлеб, на что учитель начала говорить, что то вроде «хватит ныть уже, читай давай», но после урока извинилась. Класс на самом деле у них достаточно нормальный, да, ведут себя бывает неподобающие, и ко всему в классе учится мальчик аутист, который теряет свои вещи сам, а потом жалуется учителю, что якобы их крадут его одноклассники, но я считаю на него обращать внимание не стоит, а просто пропустить мимо ушей, но классный руководитель и тут выдаёт, орёт, что они все ненормальные, и в голове у них черти что, а ещё отказала им, в обещанной ей, поезде в лагерь. Мама уже устала с ней бороться, постоянно она и ещё несколько родителей, поднимают этот вопрос везде, но тут сводится к одному «мы проведём беседу», «они сами виноваты, ведут себя ужасно». В общем как к такому относиться? Это вообще нормально? Учителю за 40, появляется она крайне редко, но каждая встреча заканчивается ором.

207
КатюшаУ кого дети поздно заговорили?

Вопрос к мамам чьи дети начали поздно разговаривать. Интересует как потом детки развивались? Как в школе учились? Отставали ли от сверстников по развитию? Сыну 1.4. Но совсем не говорит, только: мама папа баба ам мяу, ну и ещё какие-то звуки. А так, в принципе, нормальный обычный ребёнок. Все понимает, в книжках предметы показывает. Читаю с ним книги и стихи каждый вечер на ночь. Но речь что-то никак не продвигается. До года все было по плану, агу вовремя сказал, слоги произносил, даже, помню, говорил дай и дедя. Но как начал учиться ходить в 1.1 вообще замолчал. Вот сейчас в 1.4 немного разговорился, но ничего нового.

173
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru