Понаблюдав, как простывшая бабушка сморкается в бумажный носовой платок, Ника схватила салфетку и попыталась повторить это непонятное, но явно увлекательное взрослое действие. Каждое утро муж берет гантели, чтобы сделать незамысловатую зарядку – и дочка, подхватив кольца от пирамидки, увлеченно размахивает руками. Я разговариваю с Никой особенно ласковым голосом – и она, точно копируя мои интонации, пытается что-то объяснить коту. Мы пьем из чашек – и дочка, отставив свой удобный поильник, неаккуратно, но старательно делает то же самое.
Дети воспитываются личным примером – будет либо копирование поведения родителей, либо его отрицание. Вы можете пятьсот раз просить ребенка складывать вещи на место, но если вы сами этого не делаете, то и он не станет – это как пример копирования. А пример отрицания – папаша пьет, ребенок ни за что не хочет быть таким, и, вырастая, не пьет вообще.
Казалось бы, это совершенно прекрасно – безо всяких усилий со стороны родителей ребенок может усвоить массу полезных привычек! Так бы все и было, если бы каждый из нас обладал исключительно хорошими привычками. К сожалению, дурные привычки ребенок перенимает так же быстро.
Стоило сестре, приехавшей погостить, пару раз попить кофе не на кухне, а в комнате за компьютером, и Ника стала пытаться перенести свою чашку туда же. Пришлось провести воспитательную беседу – разумеется, с сестрой, которая прислушивается к разумным аргументам несколько внимательнее, чем годовалый ребенок.
Я тоже оказалась небезупречна: думаю, именно моя привычка общаться с друзьями с помощью интернет-мессенджеров привела к тому, что дочка проявляет к смартфону повышенный интерес. Пришлось бороться – теперь я достаю телефон только тогда, когда это действительно нужно, или когда Ника этого не видит.
Эти примеры – мелкое, но наглядное доказательство забавного явления: мы стали жить с оглядкой на дочку. Муж уже не оставляет свои вещи где попало, чтобы она не привыкала к беспорядку, я меньше смотрю телевизор, чтобы малышка не «прилипала» к экрану, мы больше гуляем и реже спорим. А еще – мы чаще шутим, потому что Ника смеется вместе с нами, и слышать ее смех очень приятно!
Может показаться, что я тороплю события, и пока беспокоиться о хороших и дурных привычках дочери просто рано. Но я уже не раз замечала, что Ника запоминает и понимает гораздо больше, чем кажется. Поэтому лучше не рисковать и начинать воспитание пораньше. К тому же, родителям, которые вовремя привыкают к тому, что их видит и слышит ребенок, не приходится беспокоиться о том, что он повторит в детском саду слова, которых не должен знать, или продемонстрирует какую-то другую сомнительную семейную привычку.
На этой оптимистической ноте стоило бы и закончить, если бы не одна мелочь. Как, скажите мне, отучить Нику при каждом удобном случае копаться в кошачьем лотке, если мы, взрослые, делаем это несколько раз в день?