Все мы когда-то были маленькими, и мамы поили нас из бутылочек, а кормили с ложечек. Сегодня мы и не вспоминаем об этом, и это естественно, потому что навыки пользования столовыми приборами доведены у нас до автоматизма. Так может быть, не стоит целенаправленно учить малышей самостоятельности за столом? Ведь все равно они рано или поздно освоят эту науку?
Пить из кружки дочь начала в 9 месяцев: час стараний, мокрый коридор, мокрый ребенок и все - мы пьем из кружки! А вот есть сама по-нормальному стала только когда в садик пошла, в 2,5 года.
Разумеется, можно и не учить. Действительно, мало кто из выросших уже детей не умеет пользоваться ложкой или вилкой. Тем не менее, некоторые проблемы у малышей, привыкших принимать пищу исключительно с помощью взрослых, могут возникнуть в детском саду или, к примеру, на званом обеде по случаю трехлетия кого-то из друзей. В любом случае, у каждого из родителей есть выбор – приучать малыша есть самостоятельно с того момента, как он научится держать ложку, или же подождать до его вступления в более сознательный возраст. Только нужно помнить, что учить чему-либо «с нуля» всегда легче, чем переучивать, ломая привычки.
Итак, вам импонируют самостоятельные карапузы, сидящие за общим столом уже в два года, и уверенно орудующие вилкой? Что ж, это вполне достижимо, если вовремя начать прививать ребенку основы «столового этикета». Вовремя – в данном случае, до года, максимум до года с небольшим, чтобы не упустить самый благодатный для этого возраст.
Прежде всего, нужно морально подготовиться к тому, что дело это небыстрое и достаточно хлопотное. В том смысле, что еду придется отстирывать от одежды, оттирать от пола, стен и даже потолка. Приемы пищи будут теперь занимать больше времени, да и каши нужно будет варить столько, чтобы хватило и на пол, и на стены, и на фартучек малыша. Кстати, жесткий пластмассовый нагрудник детям, как правило, не нравится, и не способствует повышению у них аппетита, а вот клеенчатый фартук очень удобен и практичен – конечно, если его стирать после каждой трапезы. На помощь мамам придут и обычные газеты, которые желательно запасти в достаточном количестве и подстилать каждый раз на пол под детский столик. Так, набравшись терпения и накопив макулатуры, имеет смысл дождаться подходящего момента для знакомства ребенка с ложкой.
Дочка в 11 месяцев стащила со стола баночку с недоеденным пюре, а в банке ложка была. Я прихожу, а она пюре ложкой ест. Вся вымазалась, конечно, но довольная была. С тех пор она начала кушать сама.
Обычно нужный момент наступает, когда малышу исполняется 10-11 месяцев – ребенок «дозревает» до того, чтобы черпать ложкой еду и отправлять ее в рот. Более того, это становится его познавательной потребностью. Вот тут-то и надо торжественно вручить крохе его первые столовые приборы. Сначала ему может быть удобнее пользоваться специальной изогнутой ложечкой и такой же вилкой, которой еда даже лучше «ловится», если она скользкая. Тарелку также сподручнее использовать специальную, пластмассовую и на присосках, потому что маленький гурман обязательно попытается ее перевернуть, и не один раз.
На первых порах отдельно стоящий детский столик для кормления – это то, что надо. Его можно поставить подальше от стен и, тем самым, спасти их от загрязнения. Но чуть позже, по мере освоения малышом навыка самостоятельного питания и перехода к более «взрослой» пище, будет лучше, если столик трансформируется в высокий стульчик, который можно будет придвинуть вплотную к обеденному столу, за которым собираются все члены семьи. Еда за общим столом будет способствовать подражательной активности ребенка, и с младых ногтей обучать его культуре поведения за столом.
Вкусная еда, которую ваш ребенок действительно любит, это пятьдесят процентов успеха в начатом деле. Нужно только поставить перед малышом тарелку с аппетитным блюдом и... наслаждаться зрелищем!
Сын научился есть руками. Правда, большую часть он размазывает по себе и волосам - ужас! Не представляю, как он будет есть ложкой, она для него всего лишь игрушка.
Пусть он кладет еду в рот руками, размазывает ее по столу и по себе, по-всякому упражняется с ложкой, ведь только так он сделает нужные выводы, научится координировать свои движения. На начальном этапе можно и нужно помогать малышу еще одной ложкой, иначе он будет оставаться голодным, но постепенно от этого метода необходимо отойти. Тем более, что сам малыш довольно быстро заметит взаимосвязь между количеством удачно донесенных до рта ложек и приятным ощущением сытости.
Чего нельзя делать ни в коем случае, так это оставлять маленького ребенка наедине с едой: слишком велик риск того, что кроха поперхнется, и мама не успеет быстро прийти на помощь. Очень нежелательно включать малышу мультики в качестве «фона», пока он ест: не стоит с детства формировать у ребенка плохую привычку, способствующую перееданию. К тому же, существует мнение гастроэнтерологов, что пищу нужно употреблять исключительно с чувством, с толком, с расстановкой – иначе она не усвоится должным образом. Вот почему и детям, и взрослым не рекомендуется сосредотачивать свое внимание на чем-то еще, кроме самого процесса еды: во время завтраков, обедов и ужинов необходимо тщательно пережевывать пищу.
Чем раньше вы подружите ребенка со столовыми приборами, тем быстрее он пройдет и многие другие этапы взросления. Самостоятельная еда развивает моторику малыша, способствует формированию у него многих социальных навыков, да и просто воспитывает. Что может быть лучше теплых семейных ужинов, когда вся семья собирается за столом? Ведь ваш малыш хочет принимать в них участие наравне со всеми. А раз так, – просто дайте ему в руки ложку.