Как контролируют качество вакцин в России

Кто и как занимается контролем качества вакцин в России? Почему некоторые российские родители в начале 2016 года поехали прививать детей за границу, и существуют ли абсолютно безопасные прививки?

Фото: lori.ru
Фото: lori.ruИсточник: Migration

В вакцинах сложно все: состав, технология изготовления, действие на организм ребенка. Производители, люди, которые занимаются транспортировкой препаратов, и врачи, которые делают прививки в больницах, не имеют права на ошибку – ведь речь идет о детском здоровье. Поэтому тщательное соблюдение стандартов и строгий контроль крайне важны.

Что об этом говорит ВОЗ?

В «Положении в мире относительно вакцин и иммунизации» эксперты Всемирной организации здравоохранения отмечают три важнейших элемента разработки и применения любой вакцины: ее безопасность, высокое качество и эффективность. Они должны быть обеспечены на всех этапах – от создания и тестирования новых препаратов в лабораториях до контроля производства, эпидемиологического надзора, выявления и анализа побочных эффектов, которые возникают у некоторых привитых детей.

Согласно рекомендациям ВОЗ, в любой стране должны существовать собственные органы контроля, даже если на территории страны не производятся свои вакцины. Например, в США такую функцию выполняет Центр по оценке и изучению биологических препаратов, в Германии – Институт П. Эрлиха, в Великобритании – Национальный институт биологических стандартов и контроля.

Существуют аналогичные органы и в России. Они контролируют не только качество готовых препаратов (в том числе привезенных из-за рубежа), но и производство на территории страны. Крупнейший орган, выдающий сертификаты на вакцины в РФ – Научный центр экспертизы средств медицинского применения Минздрава РФ. За качеством вакцин, которые находятся в обороте, следит Росздравнадзор.

Почему в России в начале 2016 пропали импортные вакцины?

Уже второй год тяжело найти, чаще нет, чем есть. Если и остались, то в частных клиниках. Не знаю, как в Москве, но в моем городе Гексы второй год нет и не обещают, Пентаксим летом на пару недель появился и все, с тех пор тишина.

В ноябре 2015 года процедура сертификации импортных вакцин на территории России усложнилась. Это должно было повысить эффективность и безопасность прививок, но благое намерение оказалось сложно претворить в жизнь. Первая проблема, с которой столкнулись сертифицирующие органы – отсутствие нужных реагентов и оборудования.

В результате Научному центру экспертизы средств медицинского применения Минздрава РФ пришлось приостановить работу, так как обнаружилось, что во время сертификации были допущены нарушения. Не лучшим образом на поставки импортных препаратов в Россию сказались и изменения курсов валют.

С начала 2016 года иностранные производители, желающие зарегистрировать свои препараты в России, должны получить заключение о соответствии российским требованиям международного сертификата GMP. Но ни одно учреждение не получило от Минпромторга соответствующих полномочий. В связи с этим в начале марта 2016 года правительство потребовало отменить сертификацию иностранных вакцин.

Как это коснулось детей и их родителей?

В результате бюрократических и экономических перипетий «пострадали» некоторые импортные препараты. В России стали недоступны такие вакцины как Инфанрикс и Инфанрикс Гекса (комбинированная вакцина против дифтерии, столбняка и коклюша, GlaxoSmithKline plc, Великобритания ), Пентаксим (комбинированная вакцина против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, инфекции, вызываемой Haemophilus influenzae тип b, Sanofi, Франция).

Отечественный аналог этих вакцин – АКДС. Она вызывает более стойкий иммунный ответ, но после ее введения чаще развиваются нежелательные реакции за счет цельноклеточного коклюшного компонента. По словам Николая Александровича Смирнова, заведующего педиатрическим отделением детской клиники «Фэнтези» в Москве, у 76% детей в месте первичного введения препарата возникает болезненность, припухлость, покраснение. У 56% детей температура после прививки поднимается до 37-38°C, у 11% – выше 38°C.

Родители отреагировали на ситуацию с импортными вакцинами по-разному. Некоторые решили дождаться, когда зарубежные препараты снова появятся в России, а другие повезли прививать детей за границу.

В середине марта проблема была решена. Уже 14 числа сертификат получил Пентаксим. А 2 апреля появились сообщения о том, что сертификацию прошел препарат Инфанрикс Гекса. Всего с января 2016 г. Научный центр экспертизы средств медицинского применения выдал 108 сертификатов на иммунобиологические препараты, сообщает Олег Салагай, директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава РФ.

Существуют ли на 100% безопасные вакцины?

Безопасных вакцин, как и безопасных лекарств, не бывает. В большинстве случаев после прививки возникают незначительные местные (боль, припухлость) и общие (повышение температуры тела) реакции, которые быстро проходят. В редких случаях введение вакцин приводит к более тяжелым нежелательным эффектам. Зачастую это зависит не только от самой вакцины, но и от особенностей организма ребенка. Каждый такой случай тщательно расследуется, на основе полученной информации ученые, врачи и производители предпринимают меры, чтобы такого больше не произошло.

Безусловно, мизерные риски вакцинации не идут ни в какое сравнение с теми, которым подвергается невакцинированный ребенок. Заболевания, которые врачи пытаются предотвратить при помощи прививок, часто протекают тяжело, приводят к серьезным осложнениям, инвалидности. Например, полиомиелит может привести к параличам, корь – к слепоте. Чем больше непривитых детей, тем сильнее возрастает риск заражения.

Некоторые родители боятся «вредных вакцин», но не боятся давать своему ребенку разные лекарства, народные средства без назначения врача, а риски при этом – зачастую намного выше. Некоторые «безобидные» лекарства при неправильном применении могут вызывать тяжелые побочные эффекты.

Конечно, недопустимы даже крайне редкие серьезные осложнения после введения вакцин. Даже если пострадает один ребенок из миллиона. Для того чтобы этого не происходило, работают ученые, производители и специальные контролирующие органы.

Педиатр, папа двоих детей