В летнем лагере абсолютно все способствует созданию романтического настроения: отсутствие родительского контроля, пьянящий свежий воздух, симпатичные мальчики и девочки, такие взрослые вожатые, песни у костра, танцы... В организмах тинэйджеров бушуют гормоны, а их юные сердца требуют ярких эмоций и сильных переживаний. Так и получается, что из лагеря многие дети возвращаются «сами не свои» – влюбленные взаимно или безответно.
Какая такая любовь?
Мои пацаны в 13 не искали отношений. Некогда было: футбол, хоккей. У них все это гораздо позже началось. Сама переживала по этому поводу. Как началось, сразу женились. Младший – в 18, а старший – в 20, сразу после армии.
«Какая может быть любовь в 16 лет?» – вопрошают мамы, папы и бабушки, подразумевая свободные нравы современной молодежи. А ведь несмотря на все «болезни времени», девушки и юноши в 14-16 лет переживают очень сложный период жизни, связный с поисками себя – формированием самооценки и самоидентификации. Все чувства, которые испытывают подростки, ощущаются ими необыкновенно остро: большие мальчики и девочки совсем не по-детски страдают из-за неразделенной любви и с головой бросаются во взаимную (правда, чаще всего они не знают, что с ней делать).
Любовь, «привезенная» из летнего лагеря, в большинстве случаев означает расставание с ее объектом навсегда, а значит, она часто связана с сильными переживаниями и требует достаточного количества времени на «излечение». Немалого терпения, мудрости и такта требуется в этом вопросе и от родителей.
Что делать родителям?
1. Принять взросление ребенка как данность. Не всем мамам и папам приятно осознавать, что их чадо взрослеет, отдаляется от них и ограничивает доступ к своему внутреннему миру. Тем не менее смириться с этим необходимо, чтобы не «наломать дров» в отношениях с подростком, не утратить его доверия.
2. Вспомнить свою первую любовь. Вам будет намного проще понять влюбленного подростка, если вы воскресите в памяти собственное первое чувство – так вы скорее найдете подходящие слова утешения и поддержки для взрослеющего ребенка, а ваше сопереживание будет действительно искренним.
3. Быть рядом с ребенком. Даже если ваш Ромео (или Джульетта) не говорит с вами о своих чувствах, это не значит, что он или она не нуждается в совете или просто поддержке. Возможно, подросток стесняется, не знает, как начать разговор и какую реакцию это может вызвать у вас. Важно вовремя заметить нерешительные попытки ребенка заговорить на волнующую его тему, а для этого необходимо быть рядом, старательно поддерживать контакт с ним, как огонь в очаге.
4. Бережно и уважительно относиться к чувствам ребенка: не подшучивать над ними, но и не закрывать на них глаза. Если подросток нуждается в том, чтобы побыть одному или просто помолчать, то у него должна быть такая возможность – хотя бы время от времени. Если же, напротив, он хочет говорить о своих переживаниях, то это должны быть доверительный разговор безо всякой иронии и обидной снисходительности со стороны взрослого – разговор на равных.
До конца смены оставалось 9 дней, и она наконец обратила на меня внимание! Мне хотелось танцевать от счастья, и мое желание было исполнено на дискотеке, к концу которой мы непринужденно болтали. С каждым днем мы все больше чувствовали, что понимаем друг друга без слов, но с каждым днем близился миг разлуки. Я из Москвы, а она из Салехарда – едва ли мы встретимся еще. Сначала мы пытались общаться по скайпу, переписывались в соцсетях, но почему-то стали ссориться и отдаляться друг от друга, а потом мне показалось, что у нее кто-то есть, и я перестал искать с ней общения. Все как-то сошло на нет, хотя мне кажется, что это была и есть моя первая любовь. Если бы она только позвала меня, я бы приехал даже в Салехард, но тогда бы меня не поняли родители, а сейчас я не хочу глупо выглядеть в ее глазах. Что касается мамы с папой, то они, заметив мое смятенное состояние, сказали: «Это блажь, пройдет, думай лучше об учебе». Я хотел поговорить с мамой о том, как мне быть, как сохранить наши чувства, надеялся, что она мне подскажет что-нибудь о женской психологии, но она твердила: «О девушках тебе рано еще и думать». Так обидно мне не было никогда! Было ощущение, что по моей любви прошлись кирзовыми сапогами. И кто прошелся? Мои родители… Мама мне недавно в гостях у знакомых сказала: «Обрати внимание на эту девушку, когда-нибудь она будет хорошей женой». А я принципиально не стал на нее даже смотреть. Думаю, что маминого мнения о девушках для меня уже не существует, к сожалению.
5. Способствовать положительной самооценке у ребенка. Часто подростки страдают от заниженной самооценки, и это, как ни странно, заставляет их совершать странные поступки. Влюблённые девушки-подростки могут пытаться привлечь объекты своих чувств вызывающей одеждой или ярким макияжем, а юноши, к примеру, заводят вредные привычки и активно используют ненормативную лексику, чтобы казаться взрослее, а некоторые из них и вовсе ведут себя неадекватно, совершают дерзкие поступки и даже рискуют жизнью. Неразделенная любовь может восприниматься подростком трагически, почти как конец света, и, вероятнее всего, он будет видеть причину в своей внешности, в отсутствии модной одежды и так далее. Вот почему важно, заметив душевные страдания подростка, поддержать его похвалой, добрым советом относительно его внешнего вида или, может быть, совместным походом по магазинам.
Чего нельзя делать?
Они должны делать собственные ошибки, учиться разбираться в людях, любить и ненавидеть, чувствовать угрызения совести. Наш контроль должен сводиться до разъяснения элементарных правил безопасности общения в интернете.
1. Вторгаться в личное пространство ребенка. Навязчиво интересоваться причинами его переживаний, публично обсуждать его чувства и так далее – все это непременно вызовет у подростка отторжение и значительно снизит уровень доверия между вами.
2. Читать нравоучения и давать «ценные» советы, которых у вас не просят. Чем взрослее становятся дети, тем меньшее значение они придают словам своих родителей, особенно тем, что касаются сферы личных отношений. Не стоит тратить силы на нотации, пытаясь донести до юноши или девушки то, о чем у него или нее давно уже сформировались собственные представления. А вот в 11-12 лет, когда эти представления только начинают формироваться, вполне можно тактично посоветовать ребенку вести себя тем или иным образом.
3. Критиковать объект любви ребенка. Конечно, если вы не хотите закрыть для себя вход в мир душевных переживаний вашего чада раз и навсегда. Даже если вы полностью уверены, что избранник вашей «кровиночки» ее недостоин, помните, что ребенок, как и любой человек, нуждается в том, чтобы его выбор уважали.
4. Пытаться уберечь, отвлечь или спасти ребенка от несчастной любви. Это практически всегда ошибочный путь. Дело в том, что безответная любовь в юном возрасте – один из этапов взросления, источник эмоционального и даже творческого развития, словом – достаточно полезный опыт. Все мы знаем, что существуют случаи, когда подростки, имеющие суицидальные наклонности, уходят из жизни из-за несчастной любви, и это очень страшно. Но во-первых, нужно признать, что такое случается нечасто, а во-вторых, активными попытками облегчить состояние ребенка далеко не всегда можно принести ему пользу – скорее, наоборот. Если же вы видите, что с подростком на почве любви творится что-то неладное, будет лучше, если вы отведете его к хорошему психологу.
5. Подталкивать ребенка (пусть и неосознанно) к началу половой жизни. Если при первых признаках влюбленности подсовывать подростку презервативы «на всякий случай» и вообще акцентировать его внимание на вопросах физической безопасности межполовых отношений, то это не научит его ничему, кроме цинизма. Свою позицию относительно нравственной стороны отношений, как и предупреждение о заболеваниях, передающихся половым путем и нежелательных беременностях, родители должны озвучивать задолго до того, как ребенку исполнится 14-15 лет, лишь только в этом случае они могут надеяться, что их чадо успеет обзавестись головой на плечах к «критическому» возрасту, а это лучшее средство от неприятностей.
Также читайте о том, что делать, если ребенок влюбился.