Игры для детей от двух лет: развиваем память

Хорошая память – очень важное качество для успешной учебы. Заучивание стихов и песенок развивает, в основном, память механическую, а мне бы хотелось остановиться на умении запоминать, нужном для выполнения реальных, игровых задач.

lori-0005391578-bigwww
Источник: Ирина Борсученко / Фотобанк Лори

Правила игры

Самый простой вариант, с которого обычно начинают играть с двухлетками: берутся три игрушки и кладутся в ряд. Вместе с ребенком нужно «вспомнить» названия всех трех и проговорить перед началом игры.

Теперь водящий (сначала это взрослый) просит малыша закрыть глаза, и прячет за спину одну из игрушек. Важно: на этом этапе в ряду игрушек, на месте спрятанной, остается как бы «дырка», пустое место. Это позволит ребенку задействовать дополнительно зрительную память.

Водящий разрешает малышу открыть глаза и спрашивает: «Что я спрятал? Какая игрушка у меня за спиной? Чего у нас тут не хватает? Что тут (показывает на пустое место в ряду) было, а теперь пропало?»

Когда малыш усвоит правила игры, обязательно меняйтесь с ним ролями. Пусть он тоже «водит» и прячет от вас игрушку. Открыв глаза, подробно рассказывайте вслух, как вы «вспоминаете», что же тут было.

Интуитивно родители усложняют эту игру, увеличивая количество предметов в ряду. Это правильно, но этого не достаточно. Начиная с четырех предметов в ряду, можно добавлять сложность и иным способом.

Во-первых, можно убрать игрушку, не оставлять «пустого места» там, где она была. Это более сложная задача, потому что ребенок не может опираться на зрительную память в той же степени, что раньше, а уже должен больше включать смысловую память, хотя ему все еще помогает неизменный порядок расположения игрушек.

Во-вторых, на более сложном этапе, порядок игрушек в ряду можно менять после того, как одну из них спрятали. Теперь зрительная память ребенку не поможет, и ему придется задействовать более абстрактный механизм: смысловой, словесный.

Обратите внимание: каждый раз, когда вы хотите усложнить игру, делайте это только одним из способов: либо увеличивайте количество игрушек, либо усложняйте задание, меняя их расположение. Не стоит торопиться.

И еще одно важное правило. На следующий день лучше взять для участия в игре другой набор игрушек. Например, если вы играли с куклой, домиком и мячиком, назавтра можно взять куклу, домик и машинку. Ребенок должен понять, что приобретенные им навыки не зависят от конкретных предметов.

Лара Шпильберг
Коррекционный педагог