Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как учились девочки 250 лет назад

Каких экзаменов они боялись и за что третировали педагогов.


Первый институт благородных девиц, который в народе коротко называли «Смольный», открылся в 1764 году по распоряжению Екатерины II. Императрица желала привить девочкам новейшую культуру мышления и поведения. Образованная воспитанная женщина, по замыслу Екатерины II, передаст эти качества своим детям, те – своим, и так постепенно культура охватит все общество.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889).

Девочкам из небогатых семей помогали спонсоры

Со временем утвердилось представление, что детям из хороших семей подобает учиться. Но были и соображения практического характера. Учиться в институте было престижно, но главное, родителям не приходилось самим организовывать домашнее обучение.

Выпускница считалась достаточно знающей, чтобы выйти замуж и вести дом – или стать гувернанткой, учительницей и самой себя обеспечивать. Это было важно для небогатых и бедных семей, чьих дочерей принимали бесплатно как «пансионерку императрицы» или других спонсоров.

Блестящим ученицам доставались лучшие педагоги

Смольный открыли для девочек-дворянок, но уже в следующем году появилось отделение для «мещанских девиц». Позднее оно отделилось в Александровское училище (Александровский институт). В других учреждениях разделения не было вовсе. Например, в Елизаветинский институт принимались не только дворянки, но и дочери купцов, чиновников и других сословий.

Поступить в институт могли девочки 10-11 лет, которые успешно сдали вступительные экзамены. Прежде всего проверяли знание французского языка. В зависимости от результата девочку записывали в тот или иной класс.

Порой, как в Московском Елизаветинском институте, кроме деления на классы было деление на отделения: первое для блестящих учениц, второе для средних, третье для прочих. Куда девочку запишут, зависело от того, как она сдаст вступительные экзамены. Это было очень важно, ведь блестящим ученицам преподавали лучшие педагоги, у них была самая сильная программа. В третьем отделении программа была самой слабой, а перевестись в другое было нельзя.

Деньги тратили только с разрешения классных дам

Работой института, как правило, руководила начальница, которой помогали инспектриса (их могло быть несколько), классные дамы и пепиньерки – выпускницы, проходившие дополнительный курс, чтобы стать профессиональным педагогом. Все они жили в здании института.

На уроке.

В классе могло быть несколько десятков человек, на них приходилось как минимум две классные дамы. Даже если они были русские, с одной полагалось говорить только по-французски, с другой – только по-немецки.

Классные дамы дежурили при воспитанницах, присутствовали на уроках, следили за поведением, записывали проступки и назначали наказания. Кроме того, у них хранились деньги, которые родители присылали девочкам, чтобы те не потратили их на что-нибудь недостойное. Одна из воспитанниц Смольного вспоминала, что их классная дама присваивала деньги учениц…

Разговаривать по-русски запрещали

Программа институток примерно соответствовала нашей средней школе: русский язык и литература, чистописание, математика, биология, география, история, физика, минералогия, иностранные языки, Закон Божий, музыка, танцы, рисование, рукоделие, ведение хозяйства, в том числе кухня. 

Иногда в первые годы в стенах института девочкам запрещали общаться на русском языке, они объяснялись только по-французски и по-немецки. За нарушение правила наказывали.

Занятия гимнастикой.

Некоторые институтки быстро сообразили, как обойти запрет. Перед русской фразой они говорили: «Как сказать по-немецки…». Если преподаватель был равнодушен к своим обязанностям, а девочка нерадива, то благодаря такой простой хитрости она могла выйти из института едва зная язык.

То же касалось и других предметов. Выпускницы вспоминали, что обучение русскому языку и литературе было слабым, зато на чистописание тратили много часов. Естественные науки преподавались не везде и времени на них выделялось мало, зато историю и географию учили много лет.

Музицированию и рукоделию уделялось много внимания, а вот ведение хозяйства было девочкам не знакомо. Выпускницы вспоминали, как их приводили на кухню, где уже были разложены продукты. Им могли дать что-то нарезать, но потом институтская кухарка брала все в свои руки, и к плите их не подпускали.

Сроки обучения могли меняться от 12 до 6 лет – в зависимости от института и программы. Но чаще всего учились 6 лет.

Мужчины преподавали все, кроме музыки

Учителями в институтах были мужчины, женщины преподавали только музыку. Дело в том, что в те времена высшее образование было доступно только мужчинам, и женщин-преподавательниц с таким же уровнем подготовки не существовало в природе. Однако занятия музыкой почти всегда индивидуальные, и нельзя было рисковать нравственностью воспитанницы, оставляя ее наедине с преподавателем-мужчиной. На кону стояла репутация заведения!

Урок музыки.

Если девочкам не нравился учитель, они могли его третировать. Анна Энгельгардт описала, как им в институте дали нового преподавателя, и его невзлюбили. В какой-то момент класс заявил учителю в лицо, что не согласен зубрить всякую «галиматью», потому что хорошим тоном считалось все понять и объяснять своими словами. Вышел скандал. Директриса пошла навстречу девочкам и сменила преподавателя.

Поведение институтки – главная забота ее классной дамы и всего начальства. В классе запрещалось разговаривать и обмениваться записками. На переменах следовало беседовать вполголоса и чинно ходить, бегать – ни в коем случае. И только воспитанница Патриотического института вспоминала, что им разрешали бегать, танцевать и шуметь между уроками.

Читайте также: Какие были школы на Руси в старину.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
9
Нина Тимофеева
Такая же программа, как сейчас?) Без химии, без нормальной биологии, астрономии и физики, математика вряд ли шла дальше арифметики. Зато чистописание )))
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
В ответ на комментарий от София Ланская
София Ланская
Без мальчишек - скукота.
СсылкаПожаловаться
Даже в середине 20 века в СССР были разные школы для мальчиков и девочек. А в 18 веке учиться с мальчиками было просто неприлично. Не говоря о разной программе.
СсылкаПожаловаться
София Ланская
Без мальчишек - скукота.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Елена Дремучие люди.
Почитала женскую тему про эти дни и поняла, сколько людей живут в прошлом веке! Женщины, девушки, давно изобрели силиконовые чаши! И можно не пользоваться бабушкиными прокладками! И тампонами!  Купить можно в интернет магазине или китайский али, цены от 100 р и до 2 тыс. Вставил и забыл! До следующего посещения раковины с мылом, помыл и опять новенькая! Раз в месяц прокипятить и убрать в мешочек. Носить можно в сумочке, весит 2 грамма, размер как пол яичка. А столько женщин скупают прокладки пачками! Это же дико неудобно! Зачем вам эти бабушкины средства? Пусть и в современном варианте? Кто нибудь пользуется современными средствами? Или все сидят на этих старинных ? Лето же!!! А вы ходите с этими пахучками!
389
ЛягушенцияКак воспитывали инфантильных мужчин?
И как избежать ошибок в воспитании? Три сына и плохой опыт личных отношений как раз таки из за того, что выбирала, к сожалению, в мужья инфантилов.
Как вырастить из сыновей достойных мужчин? Каких ошибок надо избегать в воспитаии? На что обратить внимание?...
276
AlilenСкорбим......
"Туристка из Германии погибла во время ненастья на востоке Франции. Об этом сообщает радиостанция "Франс бле".

По данным СМИ, 51-летняя женщина погибла в своем доме на колесах, когда упало дерево. В автомобиле вместе с ней находились родственники, им выбраться помогли спасатели."
Сухие сводки.....Если не знать кто погиб ...Наша Ирочка- страстная любительница горошков и прованса, рока и черепов....
Помним ..... Любим .... Скорбим....
267
GizzyПо теме прокладок
Читаю две темы про прокладки, женщины делятся воспоминаниями молодости, как  приходилось извращаться в женские дни. Ватки, марли, гигиенические пакеты без крылышек и сеточки, эти бесконечные стирки марли, протекания. И в магазине никакого выбора. Читаю и думаю, что современному поколению сложно понять каково это было без самых элементарных вещей выживать. Готовить к чаю шарлотку когда в магазине полки пустые, хворост или выдумывать кашу из топора, покупать самые обычные ткани и шить себе модную одежду потому что все было серое и никакого выбора, мы были счастливы потому что верили в светлое будущее и наши родители жили в ещё более стеснённых условиях в послевоенные годы, но все таки если сравнивать в чисто бытовом смысле , то даже элементарная стиральная машинка была не у всех. Сейчас намного проще. Хочется чтобы все таки мы видели этот прогресс .
126
Lord-of-Dance...и в жаркий день, и в непогоду чулки всегда нужны народу ©
Чулки. Такой привычный на сегодня предмет женского гардероба.
Какой путь проделали они, чтобы приобрести современный вид?

99
анжела митрофанская"Мы-мама" : как лишить ребёнка самостоятельности одним местоимением
По следам темы об инфантильных мужчинах.
Я часто слышу это самое "мы" вместо "он" или "она". Непонимание (или даже раздражение) было всегда, но особо не задумывалась о причинах и последствиях, а сегодня как-то удачно наткнулась на статью. Как раз после темы "Как вырастить инфантильного мужчину".
Хочу поделиться с вами отрывками и, если пожелаете, обсудить.
94
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru