Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Какие были школы на Руси в старину

На Руси к образованию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.


Фото: lori.ru

В IX веке, когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий  отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад. 

«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» — картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского | Изображение: Wikimedia Commons

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

XI век

Реконструкция старинных счетов и азбуки | Фото: lori.ru

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также  было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Фото: lori.ru

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

Стоглав (Титульный лист) | Иллюстрация: Wikimedia Commons

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Первый русский букварь

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в  привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии. 

Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Фото: lori.ru

XVII век 

До нас  дошла чудом сохранившаяся ценнейшая  рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и  написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

Дореволюционный учебник геометрии. | Фото: lori.ru

В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы.

Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Фото: lori.ru

Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

О том, как развивалось образование на территории России после XVIII века, читайте в скором времени во второй части этой статьи.

Также читайте о том, как воспитывали дворянских детей.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
90
ТАНЯ ТРИФОНОВА
В ответ на комментарий от Ольга Чёрная История переписки5
Ольга Чёрная
Может ребёнок желал учиться , но всё зависело от родителей , а когда в семье куча детей , тут не до учёбы - иди работай .
СсылкаПожаловаться
А Вас не смущает, что " куча детей" тогда было обыкновенной нормой ? А Вы что -нибудь знаете о своих собственных предках, хотя бы на 2-3 колена назад? Мои прапрабабущки и прапрадедушки были грамотные, хоть и выходцы из деревенских многодетных семей, прабабушки и прадедушки - тоже, как и бабушки-дедушки, рожденные в 1903-1905 годах. Бабушка моего мужа, 1911 года рождения, была 11 ребенком, в семье земского врача села Аньково Ивановской губернии. Её родители образованные, получившие и академическое образование, хотя из сословия крестьян, все её братья-сестры тоже, а вот отнимать последнюю корову ,в 18 году, пришли неграмотные тунеядцы-алкоголики из " вшивой слободки", записавшиеся в комиссары. То, что многие крестьяне отдавали своих детей " в люди", обучатся ремеслу , это , конечно, так. Но достаточно вспомнить Чехова и его рассказ про Ваньку Жукова, чтобы понять, что даже несчастный сирота, живший в 19 веке, к девяти годам ( к тому времени, как его отдали постигать профессию) уже был грамотным, раз писал письмо " на деревню, дедушке".
СсылкаПожаловаться
Ольга Чёрная
В ответ на комментарий от ТАНЯ ТРИФОНОВА История переписки4
ТАНЯ ТРИФОНОВА
Мог получить, а не получил, значит не хотел, . Обязательного образования не было, но все желающие ходили в церковно-приходские школы, где станешь, если не образованным, то грамотным - точно. И такие школы были в каждом селе.
СсылкаПожаловаться
Может ребёнок желал учиться , но всё зависело от родителей , а когда в семье куча детей , тут не до учёбы - иди работай .
СсылкаПожаловаться
Raushan Mukanova
сейчас современные школьники не хотят считать в уме,калькуляторы используют
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Irene WestО жизни( три в одном, чтоб не флудить)
На душе как-то не очень, поговорите, что ли, со мной..

1. (самое легкое и, наверно, не особо стоящее внимание)
Пошли вчера с мужем в обувной магазин. Я туфли присмотрела за 3 тыщи, каблучок, лодочки, такие прям, ну, ах просто за такую цену. А муж говорит, типа, "на фига тебе, у тебя есть три пары туфлей с каблуками, эти куда? "
И тащит мне какую-то помесь балеток с мокасинами. Опять с его слов: они и стоят дороже(пятерка почти) , но натуральная кожа, по ноге хорошо сидят и вообще на фига тебе на этих каблуках ноги ломать, хорошая подошва, а каблуки эти на фига тебе, ноги ломать?
Такое чувство, что я не с мужем общаюсь, а с ортопедом.  Что это? Отношения перешли на уровень "родственных"?

2. Опять же вчера вечером пересеклась с общей знакомой, вина попили, её понесло какие все плохие. Обкакала всех, кроме меня и мужа, естес-но, потому что я рядом сидела. На душе противно, поняла, что и меня она  тем же общим знакомым так же  поливает(

3. Это уже важный вопрос. На неделе мы с мужем шли из магазина и встретили бабушку заблудившуюся. Видит очень плохо, ходит очень плохо, очки с огромными линзами, соображает относительно нормально. Заблудилась она около дома, лет ей на вид за 90, шла с рынка с ягодами. Довели до дома ее(она сказала, что живёт на 2 этаже, это соседний с нами дом, но от помощи довести до квартиры и т. д. категорически отказалась.
Сказала, что одинокая. К таким людям ходят соц работники? Просто на душе как-то тяжко от этой ситуации, может, можно написать в какую службу спросить, но я даже не представляю куда...
117
Лиса Алисапьяный подросток
шла с сыном.. на остановке подошел к нам мальчишка лет 14-16.. пьяный, несет перегаром... чуть ли не цеплялся за меня, выпрашивал деньги якобы на электричку, клялся что на дорогу не хватает, нужно доехать до дома. по разговору и повадкам - видно, что не из хорошей семьи.. так как я встречала и взрослых алкоголиков которые клялись что им на хлеб не хватает или проезд, но получив от кого то копейку - тут же шли за водкой, - я ничего не дала мальчику. он прицепился к кому то еще. а я подумала, что если сейчас ему кто то даст денег - он напьется еще.. или надышится газом... или еще что то... и где его родители? единственное что пришло в голову - позвонить в полицию. позвонила, своих контактов не оставила. и ушла, не знаю чем закончилось.. я вышла с сыном на 10 минут, дома ждал другой ребенок... сейчас думаю о том пацане на остановке... правильно ли я сделала? может, стоило с ним поговорить, где он живет? на какую электричку он хотел? кто родители? где учится? он явно не в первый раз пил... полицию я бы все равно, думаю, вызвала. но жалею, что не поговорила с ним...
91
МартаЖалею,что ребенок потерял родного отца
Всем привет.моему малышу год и четыре.сильно расстраивает меня,что не будет у него отца,а чужому никому не нужен.я одна и есть еще дочь 13 лет,больше родни как таковой у меня нет.

Отец ребенка чудит и творит ерунду,жить с ним стало невозможным из за его поступков.сын у него единственный долгожданный,но в мою берем ему насоветовали,что я нагуляла и он этим пилил меня долго и после рождения,отношения испортились вначале по этой причине,он в др стране ,я просила до конца токсикоза дождаться,а потом о поездках думать,он попрощался со мной и стал жить с женщиной.тут моя ошибка,вышла на связь через время,он очень удивился,что я никого себе не нашла и одна(в 6 месяцев то беременности)
В общем такие качели продолжались долго,попытка вместе жить ничем хорошим не закончилась,он вел себя,как психопат,раздражался,избегал секса,угрожал бить и один раз поднял руку.не отпускал нас уехать .

И о таком придурке я сейчас почему то жалею,что малыш потерял отца.психологическая зависимость какая то у меня после родов от него возникла.

Как выйти из тупика?

Отец добивается ребенка,разрывает телефон,не исчезает,не дает покоя,не смотря что уже сменил не одну сожительницу.Я давала ему не один шанс,не принял ничего.

Может взбодрит меня совет,как прийти в равновесие?
81
Олька-карамболькаДобрый фильм
Посоветуйте что-то очень светлое, доброе, позитивное. Не слащавое. Можно старую добруюклассику. Вот чтобы прямо заряд позитива, добро побеждает зло и пр. Слушаю Робин Гуда с детьми. Может, хорошую экранизацию посоветуете? Выдает несколько фильмов.
77
НиколаевнаСохранить дружбу...
Лет 20 как считаю подругами всего двух человек. С одной изредка созваниваемся, еще реже- встречаемся, всё ровно, все довольны. С другой видимся чаще,ибо живем относительно недалеко.И, если смотреть со стороны, ничего общего, кроме студенческого прошлого. У меня муж и двое детей, так себе здоровье и финансовые возможности.Она свободный и загруженный работой человек, любит себя побаловать, "расслабиться". И я понимаю, что в последнее время наше общение меня стало...напрягать. 
Надо бы поговорить, как двум взрослым людям, но боюсь потерять подругу. Поэтому пишу сюда. Узнать мнение со стороны.
Мы встречаемся только когда ей удобно. И где ей удобно.Я подстраиваюсь, я ж не работаю. Надо сказать, рядом живущей родни у нас нет, приходится подстраивать и детей (а они склонны организовывать всякие "непредвиденные сложности";). Если мы идем на пикник- закупка продуктов, подготовка на мне. И недоумение, если что-то не готово к оговоренному времени. 
Были проблемы у нее на работе- могла позвонить около полуночи, выговориться, этот период длился не один месяц,часто обсуждали все по многу раз, она человек зацикливающийся на неприятностях. 
Прошу мужа помогать ей по мелочам, "полочку повесить", условно говоря. Подвезти иногда. Но.Было такое недавно, что попросила помочь, а у нас на этот день были свои планы. Предложила ей погулять с моими пацанами, без них быстрее бы справились и поехали бы по делам подруги. Как всегда- нет. 
Может, я не права, но это "помоги, выслушай, развлеки" только в одностороннем порядке...
Читала где-то, что друзья нужны только для ненапряжного общения, развлечений,мол, не комильфо своими сложностями грузить ...кого бы там ни было.Нельзя ничего ни от кого ждать.
Я согласно только частично: если надеяться только на себя и не ждать от других...ничего, будет меньше разочарований.
Но грустно это всё.Вероятно, у меня с детства сложились какие-то "неправильные" представления о дружбе. А от подруги иногда просто хочется услышать заинтересованное : " А у тебя-то как дела?"
74
Здесь не просто такРебенок не разговаривает
Добрый день. Моей дочке на днях три года будет. В год с небольшим начала говорить, потом речь исчезла. Сейчас словарный запас - мама, папа и все... Кроме этого, она не умеет жевать, не ест твердую пищу, из еды манная каша, молоко и все. Остальная пища вызывает рвотный рефлекс, даже соки, пюре фруктовые. Даже Нурофен при температуре не могу дать, рвота бывает очень сильная. Педиатр до недавнего времени проблемы не видел. Я сама ее возила по врачам, прошли курсы лечения у невролога ( диагноз ЗРР) , проверяли желудок ( рефлюкс) . Отклонений в развитии нет, но почему она не может жевать, ни один врач не мог объяснить. У меня начинается паника. Ребенок ходит в сад, естественно, никому дела нет до ее особенностей с едой, она там голодная. Даже новая пища интерес не вызывает у нее, ни сладости, ничего... Я не знаю что делать... Может, кто слышал про такой случай?
67
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru