Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты
Статьи,

Какие были школы на Руси в старину

На Руси к образованию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.


Фото: lori.ru

В IX веке, когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий  отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад. 

«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» — картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского | Изображение: Wikimedia Commons

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

XI век

Реконструкция старинных счетов и азбуки | Фото: lori.ru

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также  было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Фото: lori.ru

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

Стоглав (Титульный лист) | Иллюстрация: Wikimedia Commons

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Первый русский букварь

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в  привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии. 

Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Фото: lori.ru

XVII век 

До нас  дошла чудом сохранившаяся ценнейшая  рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и  написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

Дореволюционный учебник геометрии. | Фото: lori.ru

В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы.

Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Фото: lori.ru

Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

О том, как развивалось образование на территории России после XVIII века, читайте в скором времени во второй части этой статьи.

Также читайте о том, как воспитывали дворянских детей.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
90
tamara
да, интересно. Только в следующей части статьи не забудьте, автор, указать количество безграмотного населения на рубеже 19 и 20 веков.
СсылкаПожаловаться
Светлана
В ответ на комментарий от tamara
tamara
да, интересно. Только в следующей части статьи не забудьте, автор, указать количество безграмотного населения на рубеже 19 и 20 веков.
СсылкаПожаловаться
а лучше 20 и 21 веков
СсылкаПожаловаться
tamara
В ответ на комментарий от Светлана История переписки2
Светлана
а лучше 20 и 21 веков
СсылкаПожаловаться
ну уж 80% в 21-м точно не выйдет.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимВот и нет семьи. Не могу собрать себя по кусочкам
Неделя прошла, живу как в аду. Вместе учились, вместе начинали, 7 лет брака , сыну 5. Как же так( Я не знаю, когда все это началось. Ещё до нового года заметила какие-то едва видимые изменения в по...
398
*_*ViTaMiÑkA*_*В декрете, как отпроситься у мужа, хоть на пол часика.... ???
Всем привет! Дайте совет, как отпроситься у мужа... Я ему прямым текстом: "Я хочу прогуляться, одна, просто одна, без детей, я хочу развеяться немного, на часик" Он:"Иди с мелким, он...
197
NataliNataliБестактные вопросы ....
Доброго времени суток !
Честно ,надоели бестактные вопросы про беременность . Мне 30,мужу 28
В отношениях 5 лет ,женаты 3,5 года
Планировать начали 2,5 года
После первых попыток неудач ,началась ч...
182
викТОРИяДополнение.
Всем снова здрасьте! ;)
Странные люди на форуме есть! Я пишу, что скучаю в карантине, что переживаю за здоровье - своё, детей, мамы, оставшейся в Питере... А мне пишут про мой выбор, про отсталую стр...
112
ТатаПокупка дома. На что обратить внимание?
Бюджет небольшой, до 1 млн, в МО, соответственно ожидать всех условий не стоит. От дома в основном хотелось бы возможность сажать огород и вода, наверное. Печное отопление вполне подойдёт, а газ? Т...
92
⭐⭐⭐Irna⭐⭐⭐ ❗✔Безумный спорт
Самые ваши невероятные эксперименты в спорте, супер достижения и просто приколы. Как вы тренируетесь в условиях нынешних реалий? Где мат - это ваша кровать, а брусья -...
88
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru