1. Ф. В. Сычков — «Лепка снеговика» (1910)
Федот Сычков (1870-1958) родился в бедной крестьянской семье и почти всю жизнь жил и работал в родных краях – в нынешней Мордовии.
«Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее», – писал художник.
Радостью и оптимизмом пронизано и это полотно. Дети пользуются тем, что снега хватит на несколько больших снеговиков. Дело продвигается быстро, работа идет дружно, во дворе царит веселье. Девочка в желтом платке задорно улыбается несмотря на то, что у нее нет рукавичек, и, конечно, мерзнут руки. Какой ребенок откажется лепить снеговика только потому, что потерял варежки?
2. А. В. Моравов — «Зимний спорт» (1913)
Александр Моравов (1878-1951) писал портреты, исторические полотна (в том числе сцены с участием Владимира Ленина, Иосифа Сталина) и деревенскую жизнь – сельчан за работой и на отдыхе.
Однако среди многочисленных идеологических полотен у художника есть и такое изображение беззаботного детского отдыха. Чистая радость, снег, санки, горка и легкий мороз. В конце концов, упасть – это ничуть не страшно и даже весело.
3. Н. П. Богданов-Бельский – «В школу» (1941)
Николай Богданов-Бельский несколько раз изображал сани с детьми, но эта картина – одна из самых жизнерадостных. Мы видим облака, но день ясный, дорога чистая и ровная, довольные дети едут в школу – в холщовых сумках, скорее всего, тетрадки и книжки.
4. Б. М. Кустодиев — «Лыжники» (1919)
Борису Кустодиеву (1878-1927) выпала нелегкая жизнь: революция, Гражданская война, похороны сына, которому был всего год. В 1916 году он оказался прикован к инвалидному креслу из-за опухоли спинного мозга. У художника болели руки, но он продолжал писать, хотя приходилось работать лежа.
Даже в эти трудные времена живопись Кустодиева оставалась радостной: он любил декоративность, яркие цвета. Однако эта картина строится на мягком переливе белого цвета снега и паровозного дыма. Разные оттенки лилового, серого, голубого, синего – у Кустодиева даже снег разноцветный. Игра холодных тонов выглядит богаче благодаря желтым и зеленым цветам неба, желтоватому пару, свитеров лыжников, домика около железной дороги, вагона, лошади и поклажи в правом нижнем углу.
5. Н. П. Крымов — «Зимний пейзаж» (1919)
Любимой темой пейзажиста Николая Крымова (1884-1958) были жаркие, нагретые палящим солнцем летние дни. Но писал он все времена года, ведь немалую часть жизни художник прожил в маленьких подмосковных селах и городках.
Крымов поэтизировал типичный среднерусский ландшафт, при этом всегда интересовался светом и его воздействием на предметы. Вот и эту картину заливает холодный зимний свет: в ясный день он отражается от снега, и это мягкое сияние сглаживает различие фактур стены дома, сугробов, ледяной горки и одежды ребят – разница видна, но не подчеркивается.
Эта картина примечательна и тем, что Крымов редко включал в пейзаж изображения людей. Дети играют, но само полотно пронизывают свойственные художнику оптимизм, покой и уравновешенность, как будто мир замер в момент абсолютной гармонии.
6. А. А. Пластов — «Первый снег» (1946)
Аркадий Пластов (1893-1972) родился в Ульяновской области и почти всю жизнь прожил в родном селе. Темы и сюжеты его живописи заимствованы из деревенского быта: полевые работы, мед и цветы, домашние животные, смена времен года.
Приближение зимы мы видим на картине «Первый снег»: все белым-бело, дети выбежали на крыльцо, едва натянув валенки и прикрыв голову. Ну и пусть снег сырой и рыхлый. Скорее бы закончилась серая осень, скорее бы зима!
6. Л. Н. Казакевич — «На катке» (1956)
Лев Казакевич (1916-2015) окончил строительный техникум, работал на стройках, на железной дороге. После крупной аварии он решил связать свою жизнь с искусством и уехал учиться в Москву. Получив диплом, вернулся в родную Калугу.
Художник пишет городской каток, похоже, на небольшом пруду в парке. Сугробы по краям катка, деревья покрыты инеем и снегом, за ними видны желтые дома. Девочки осваивают новую фигуру – вероятно, мы видим занятие секции юных фигуристов. Фигурное катание было популярно в СССР. Каждый год проводились соревнования среди юниоров, и в городах работало множество секций.
7. А. А. Пластов — «За елкой» (1959)
Аркадий Пластов любил писать детские портреты или же детей за работой, на току, в поле, но всегда – крупно показывая героя. Так что перед нами редкая картина, на которой нельзя разглядеть лица готовящихся к празднику ребят.
Однако весь зимний день легко дорисовать мысленно. Похоже, солнце стоит невысоко, полдень давно наступил, снег хрустит и поскрипывает, дети едут по березняку – значит, искать елку им пришлось довольно далеко от дома.
Читайте также: Шедевры мировой живописи о материнстве: 9 картин.