День учителя: что мы ждем от педагогов сегодня?

5 октября в стране отмечается праздник, значимый и для детей и для взрослых – День учителя. В канун праздника подведены итоги конкурса «Учитель года России-2013». Лучшими педагогами России названы Ахбердило Ахбердилов из республики Дагестан, Владимир Кильдюшкин из Самары, Светлана Колесниченко из Ростовской области, Сергей Колпаков из Томска и Андрей Сиденко из Московской области.

lori-0001470599-bigwww.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Праздник День учителя отмечают по всей стране, и в каждом регионе по-разному: так, в Перми тысяча педагогов соревнуются в беге. Девиз «учительского супер-кросса»: «Нет – негативу, бежим за позитивом!». В Смоленске уже не в первый раз проводится централизованное шествие «Связь времен», где почетное место отведено учителям и школьникам города. В Верхней Пышме (Свердловская область) проходит «Открытый урок-2013», в рамках которого педагоги демонстрируют полезные навыки работы с детьми из «чужих» школ.

Казалось бы – профессия учителя, как и раньше, значима, а ее лучших представителей знает вся страна. Но почему же так много говорят о том, что уровень подготовки педагогов падает год от года, школьный учитель больше не является авторитетом для детей, а вся его деятельность сводится к механическому «натаскиванию» школьников на сдачу ЕГЭ? Да и Закон об образовании, вступивший в силу 1 сентября этого года, вызвал шквал критики. Можем ли мы надеяться на то, что положение педагогов улучшится, а вместе с ним вырастет и уровень их профессиональной ответственности? И что каждому ребенку в современной России повезет встретить своего Учителя? Именно так: Учителя с большой буквы, как многим из нас повезло в те времена, когда мы сами были детьми.

Плюс на минус: что получится в итоге?

На сайте Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» педагоги сами оценивают «вред» и «пользу» нового Закона об образований. Чего больше – судите сами.

Жирный «минус»:

В Законе нет понятий: школа, детский сад, ВУЗ. Они заменены на «образовательные организации, осуществляющие среднее, дошкольное и высшее образование». Эти организации отличаются от организаций, осуществляющих обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимающихся детским оздоровлением и т.д. То есть, налицо «смесь» понятий, что мешает правильному толкованию Закона.

Федеральная власть снимает с себя ответственность за сельских учителей: они должны получать оговоренные Законом льготы на оплату жилья исключительно от региональных властей. А здесь уж все зависит от доброй воли того или иного чиновника «на местах».

В Законе нет ни слова о возмещении расходов на методическую литературу. Получается, что учитель должен приобретать необходимые пособия сам?

Еще один спорный момент: способ разрешения конфликтов между педагогами и учащимися. Рассматривать такие споры теперь должна комиссия, состоящая из равного числа школьников, родителей и сотрудников школы. То есть, ученики, входящие в эту комиссию, получат право судить своего учителя.

Большой «плюс»:

Отныне образовательная организация должна предоставлять ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств своим сотрудникам и представителям общественности. В Законе говорится об «информационной открытости образовательной организации»: то есть, вся бухгалтерия школы должна быть открытой и прозрачной.

Введена дисциплинарная ответственность школьников за несоблюдение ими своих обязанностей – от устного выговора до отчисления. Это тем более важно, что в последние годы в некоторых школах учителя стали, по сути своей, бесправным обслуживающим персоналом, не имеющим права даже сделать замечание хулигану-подростку.

Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация. Кроме того, дополнительное профессиональное образование учителя осуществляется за счет организации, где он работает. Таким образом педагоги получают стимул к дальнейшему профессиональному росту.

«Дорогой» мой учитель

Как говорил Конфуций, «задача учителя – открывать новую перспективу размышлениям ученика». Однако очень сложно выполнять эту задачу, когда все мысли преподавателя – о хлебе насущном. Ведь в последние десятилетия зарплата преподавателей была непозволительно низкой, а это никак не способствует полету творческой мысли, и снижает статус профессии в целом. Новый Закон об образовании такую ситуацию пытается исправить, а кроме того, в последнее время все больше распространяется система грантов и денежных поощрений для учителей – разумеется, в тех регионах, где власти смотрят в будущее. Например, в Чите уже четвертый год подряд мэр находит средства для премий лучшим работникам отрасли. В этом году размер учительского гранта составил ни много ни мало – 100 тыс. рублей.

Есть и регионы-«отличники», где заработная плата учителей превышает среднюю заработную плату в целом. Недавно Владимир Путин встретился с губернатором Ивановской области Михаилом Менем. Как сообщает «Российская газета», губернатор доложил главе государства, что средняя заработная плата в области – 18 076 рублей, а средняя зарплата работников образования – 18 325 рублей, «здесь такую планку взяли и выполнили», – сказал он.

Ну, наши-то учителя не бедствуют, это все больше разговоры. Вы только посмотрите, сколько стоит репетиторство по любому предмету, дерут ведь три шкуры

Но, все равно, зарплата российского учителя не идет ни в какое сравнение с доходами их коллег из европейских стран. И это несмотря на экономический кризис, разразившийся во многих государствах шенгенского пространства. Во Франции, например, преподаватели не являются самыми высокооплачиваемыми работниками. Средняя заработная плата во французской школе – 1500 евро в месяц. Однако при выплатах рассматривают ученую степень и опыт работы. С учетом этого, учитель с пятилетним стажем легко может выйти на ежемесячный доход в 3000 евро.

Самые высокооплачиваемые педагоги работают в Люксембурге. Их среднегодовой доход составляет от 80 до 100 000 евро. А вот болгарские учителя получают самую маленькую зарплату в еврозоне, практически такую же, как в России.

Конечно, учить детей из одной любви к профессии – это замечательно. Но мало реалистично. Будем надеяться, что правительство окончательно утвердится в мысли о том, что вкладываться в образование – значит, вкладываться в будущее своей страны.

«Чтобы других научить, надо свой ум отточить»

Сейчас учитель – одна из самых распространенных общественных профессий. А ведь еще в начале прошлого века даже в европейских странах большинство людей решало задачи воспитания и обучения детей средствами народной или семейной педагогики. И лишь немногие очень обеспеченные семьи пользовались услугами частных учителей и гувернеров или образовательных учреждений (таких, как гимназии и лицеи в России, например).

С тех пор обучение в школах стало доступно всем, а педагогическая наука шагнула далеко вперед. Но на практике все чаще можно наблюдать, как учителя в погоне за результатом (все той же сдачей ЕГЭ), совершенно забывают о своих воспитательных задачах. Другая распространенная претензия к учителям – отсутствие энтузиазма и мотивации, так необходимых в этой профессии.

И все же, несмотря на всю критику, мы доверяем учителям и уважаем их. Это подтверждает беспристрастная статистика: согласно данным ВЦИОМ, школьным педагогам доверяют более 60% россиян. А это в три раза выше доверия населения по отношению к чиновникам. Профессия учителя самобытна, исключительна, и необыкновенно важна для всех. Ведь педагог призван управлять процессом формирования духовного мира нашего будущего – наших детей.