Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Новшества в системе образования: что ждет учащихся

Три самые обсуждаемые темы в сфере образования на сегодня: проект объединения детских садов и школ, возможная отмена домашних заданий для старшеклассников и провал наших вузов в ежегодном международном рейтинге QS. Все эти новости так или иначе связаны со вступившим в силу 1 сентября 2013 «Законом об образовании в РФ».


Новый «Закон об образовании» вызывает массу противоречивых отзывов. Например, резко негативную реакцию в обществе вызвало отделение дошкольного образования от «ухода» и «присмотра» за детьми. И, в то же время, он гарантирует достойную зарплату учителям, вводит понятие «безопасность школьной среды» и призван оградить сельские школы от произвола чиновников. Однако на этом нововведения не закончились, а насколько они жизнеспособны – покажет время.

Новинка сезона №1: детсадовцы и школьники едины?

Фотобанк Лори

Слухи о том, что детские сады и школы могут объединить, ходили уже давно. На днях стало понятно, что «процесс пошел». Владимир Путин на встрече с избранными главами регионов, заявил, что поддерживает это решение: «Это очень правильно, так как, согласно демографическим тенденциям, через какое-то время нам, может быть, такого количества детских садов и не потребуется».

Какое же влияние окажет нововведение на жизнь детсадовцев и их родителей? Сторонники проекта говорят о том, что при таком варианте развития событий дошколята будут заниматься по единой образовательной программе, участвовать в школьных мероприятиях. Они не испытают стресса при переходе с дошкольной ступени обучения на школьную. То есть, преемственность, о которой написано в федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию, будет реализована не на словах, а на деле.

Много говорится и о финансовой составляющей: ведь из госбюджета выделяются деньги не на конкретные нужды конкретного детского сада, а определенная сумма на каждого воспитанника. Значит, то образовательное учреждение, где числится большее количество детей, финансируется лучше. Садик, вошедший в состав школы, сможет привлекать к работе высококлассных специалистов, а также автоматически получит доступ к ресурсам школы (библиотеке, спортивному залу и пр.)

Что же касается подводных камней проекта, то даже Минобразования признает, что их немало. Главное – неготовность педагогического состава к новым условиям работы в составе единого образовательного комплекса. Еще высказывается опасение, что школы начнут «тянуть одеяло на себя», ущемляя интересы детсадовцев.

Новинка сезона №2: «домашку» казнить нельзя помиловать?

Фотобанк Лори

Похоже, заветная мечта любого лоботряса-школьника – не делать домашние задания, причем с ведома и разрешения учителей, – вскоре воплотится в жизнь. Во всяком случае, именно с такой инициативой выступили московские учителя на встрече с Президентом в Кремле. Правда, отменить обязательную «домашку» они предлагают только старшеклассникам, которые «и без того загружены подготовкой к ЕГЭ». Владимир Путин доверил Сергею Собянину разработать проект поручений по изучению данного вопроса, который позже попадет в образовательные ведомства. Судя по всему, глава государства отнесся к предложению педагогов серьезно.

Обосновывается данное нововведение следующими цифрами: на учебу в школе и за ее стенами у учеников 9-11-х классов уходит по 57 часов в неделю. Получается, что даже взрослые люди в нашей стране работают меньше. А еще в Великобритании и ряде других европейских государств домашние задания уже отменены – дескать, они отнимают у детей слишком много сил, вызывают конфликты в семьях, и усиливают разницу в уровне подготовки учащихся.

На самом деле, в той же Великобритании домашняя работа отменена лишь для младших школьников, а не старшеклассников, которым необходимо готовиться к поступлению в высшие учебные заведения. К тому же, английская школьная общественность отменой домашних заданий не довольна. Так, директор школы Крис МакГоверн, являющийся также председателем организации «Кампания в поддержку реального образования», считает нововведение «опасным, поскольку оно сильно снижает успеваемость учеников». По его словам, недавние исследования среди школьников из разных стран мира показали, что учащиеся из Словакии и Эстонии, где домашние задания никто не отменял, обладают лучшими познаниями, чем англичане.

Многие российские теоретики и практики также придерживаются мнения, что домашнее задание – это необходимое дополнение к хорошему уроку. Известный автор школьных учебников Ольга Узорова говорит: «Дети имеют одну особенность памяти – если не закреплять полученные днем знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации».

Новинка сезона №3: всего один вуз в международном топ-листе

Фотобанк Лори

Только что были опубликованы результаты ежегодного исследования компании Quacquarelli Symonds (QS). Для российских вузов итоги удачными не назовешь: в топ-100 не вошел ни один наш вуз; в топ-200 попал лишь МГУ им. М. В. Ломоносова, причем он занял 120-ю строчку рейтинга, опустившись, по сравнению с прошлым годом, на четыре позиции. А в список 800 самых престижных вузов мира попали только 18 российских учебных заведений.

Составители рейтинга исследуют работу вузов по следующим категориям: репутация научных работ в разных областях знаний за последний год, частота их цитирования, оценки выпускников их работодателями, соотношение числа студентов и преподавателей, а также качество работы со студентами. Все эти позиции у российских высших учебных заведений не на высоте.

«Московский комсомолец» поставил под сомнение достоверность данных исследований: дескать, рейтинг этот – проект сугубо коммерческий и создан только для продвижения англо-саксонской системы образования (кстати, весьма дорогостоящей). Однако факт остается фактом – многие работодатели по всему миру при выборе кандидатов на ту или иную должность основываются именно на исследованиях QS и ей подобных организаций. А это означает, что у выпускников российских, даже самых престижных вузов, возможность потеснить иностранных конкурентов на рынке высокооплачиваемого труда крайне низка.

Правда, нашим вузам есть куда расти, ведь они активно включились в процесс международной конкуренции только в мае 2012 года. Именно тогда Владимир Путин поручил правительству обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню мировых рейтингов. «В целом, отставание российских вузов от намеченных рубежей в первой сотне не выглядит фатальным», – полагает Зоя Зайцева, директор по маркетингу в Центральной и Восточной Европе компании QS.

Возможно, это так, и все у нашего образования – дошкольного, среднего и высшего – еще впереди. Остается лишь надеяться, что бесконечные перетасовки, наконец, закончатся, а учащиеся смогут спокойно приступить к своим прямым обязанностям – учебе.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
552
Romul Deuce
В ответ на комментарий от DJONIK
DJONIK
Ощущение, что в нашем правительстве сидят люди.которым абсолютно плевать на страну, в которой они живут. Уничтожить лучшее образование в мире. И все равно, в конечном итоге, все вернемся к советской системе образования... только будет поздно...
СсылкаПожаловаться
У половины из них судимость:DDDD
СсылкаПожаловаться
Таня Судакова
Ага и полный развал...
СсылкаПожаловаться
Птица-Говорун
В ответ на комментарий от Груша Грушина
Груша Грушина
В отношении домашних заданий хочется сказать следующее. Сейчас среди учителей проводится упор на самостоятельную работу школьников. Потому они задают домашние задания, а на уроках делают опрос, на что затрачивают отведенное для урока время. В итоге школьники занимаются с родителями, хорошо, если родители подготовлены , имеют высшее образование, а если нет ? В СССР на уроках в школах большая часть времени тратилось на объяснение и выполнение заданий по новой теме. Минимум отводился на домашнее задание. Ученики усваивали материал на уроках. На дом оставалось минимум задания. Поэтому для оценки эффективности работы учителей, а не родителей, нужно отменить домашнее задание, все выполнять на уроках !
СсылкаПожаловаться
И, кстати, не минимум. Нам задавали по 5-10 номеров по математике. И ничего, делали. Объясняли на уроке нормально. Кто хотел, тот понимал и запоминал. Смотрел классную работу и тратил минут 40 на дз по математике. Ничего сложного. И сейчас так работают. Сколько на дз отводить времени на уроке, зависит уж от конкретного учителя. Не стоит обобщать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru