Давать ли задания на лето? Такая дилемма встает в конце учебного года перед большинством учителей. Что важнее: чтобы дети не забыли за летние каникулы школьную программу, заполнили накопившиеся пробелы, не дали мозгу засохнуть или чтобы отдохнули по полной и — с новыми силами пришли в новый учебный год?
Мнения учителей разделились, но большинство считает: каникулы — время для отдыха.
Только один из пяти опрошенных нами педагогов однозначно считает, что заниматься летом детям необходимо.
Учитель начальных классов школы No1391 города Москвы Светлана Носкова убеждена: не стоит расслабляться на каникулах, есть риск перезабыть все, что усвоили за учебный год. Речь, конечно, не идет о привычных уроках или зубрежке по учебнику. Светлана Носкова предлагает использовать развивающие платформы, где все занятия происходят в игровой форме.
«Конечно, не очень хорошо, что детям придется быть за компьютером... Но 10-15 минут в день вполне достаточно, чтобы не забыть школьную программу»,— поясняет свою позицию педагог.
Читать, конечно, нужно больше: не менее получаса, а то и час в день. Художественные и научно-публицистические книги позволят расширить кругозор, развить технику речи.
Нужно и читательский дневник вести, чтобы лучше запомнить и систематизировать прочитанное. Можно и проект летом сделать. Но это, конечно, по желанию.
В этом году ученики Светланы Носковой начали проект «Огород круглый год», но завершить его не позволил режим самоизоляции. Дети захотели доделать начатое дома: будут выращивать и фотографировать все этапы жизни растений. Пророщенная луковица вполне подойдет для эксперимента. А ребята, у которых есть домашние животные, вызвались сделать проект о своих питомцах.
Мнение большинства резюмировала учитель китайского языка, классный руководитель начального звена школы No1354 «Вектор» (Москва) Светлана Березина:«Лето, каникулы — это пора, когда можно бегать по траве босиком, ловить бабочек, купаться в реке или море, прыгать по лужам, просто — отдыхать!»
И тем не менее, хорошо зная особенности человеческой памяти, учитель предлагает совершенно отключиться только на один месяц — июнь, а потом постепенно вспоминать, что нужно читать, писать, считать. Но в игровой форме!
«Важно, чтобы дети чувствовали, что они отдыхают, но при этом вспоминают, что уже прошли в школе и узнают много нового», — говорит педагог.
Еще бы, ее предмет непростой, недаром все сложное и непонятное люди зовут китайской грамотой.
Чтобы дети не забыли за лето все, что изучали целый год, Светлана предлагает изучать иероглифы как веселые картинки, похожие на что-то знакомое. На что? Тут каждый ребенок включает свою фантазию. Интерактивные игры, видеозадания — форм для увлекательных занятий великое множество! Учитель дает в конце года ссылки, присылает файлы с заданиями.
Мотивация позаниматься летом есть: в конце года ученикам вручают дипломы и сувениры. Для детей это важно: они чувствуют, что успешно учились и трудились, что их труды не напрасны.
И хотят, чтобы и в следующем году было так же. Поэтому, отпуская ребят на летние каникулы, педагог обязательно задает «домашнее задание»: отлично отдохнуть, выспаться, нагуляться и надышаться воздухом. Но и о китайском языке не забывать.
«Я делаю подборку интересных видео, заданий и игр, которые родители смогут дать своим детям летом, чтобы они не забывали язык. Все задания, видео и игры носят рекомендательный характер», — добавляет учитель.
«Пусть дети отдыхают! — считает учитель русского языка и литературы школы No1368 города Москвы Светлана Растворова. — У них было девять месяцев напряженного труда. Московская школа — это огромная нагрузка! Тем более с новыми требованиями, что дети должны осваивать инженерные профессии, получать предпрофильное образование. Порой удивляешься, как они все успевают.
Я, конечно, имею в виду детей добросовестных, которые все задания выполняют. А таких много! Вот для них в первую очередь и должна быть большая награда — полноценный отпуск. Ведь у них по сути ненормированный рабочий день, как у взрослых. Уроки, кружки, репетиторы, специализированные школы, спорт. Но они находятся в таком возрасте, когда силы быстро восстанавливаются. Надо, чтобы летом дети отдыхали, гуляли, а не сидели дома у компьютера в четырех стенах, выполняя задания».
Список рекомендованной для чтения литературы — вот и все задание на лето. А читать нужно, чтобы развиваться, экономить время в учебном году, к тому же книги — это отличный летний досуг.
Математик школы No2120 Степан Чопчиян из Москвы согласен с коллегой: «По мне — пусть бы дети отдохнули, тем более после такого напряженного учебного года, какой выдался у нас сейчас».
Если кому-то надо что-то подтянуть или вспомнить, учитель дает задания, но только с согласия ученика.
«Я всегда у своих спрашиваю: есть ли настроение, желание. Если есть — даю задания, которые можно выполнять в любое время летом. Хотя после такого года я бы предложил всем спокойно отдыхать до сентября, чтобы уже со свежими силами приступить к новому учебному году», — размышляет педагог.
Историк из столичной школы No1392 им. Д. Рябинкина Николай Ногин тоже против обязательных занятий на лето. Он своим ученикам дает на каникулы рекомендации и советы, что почитать или посмотреть.
Например, его ученики-девятиклассники в этом году изучали Великую Отечественную войну. Тема увлекла. Отпуская ребят на каникулы, Николай отправил им курс видеофильмов.
«Думаю, им будет интересно посмотреть познавательное кино на каникулах, — предполагает он. — А так, пожелал удачи и порадовался вместе с ними, что не пришлось сдавать ОГЭ в конце года».
Читайте также: Почему школьникам не стоит учиться на каникулах
Смотрите наши видео