Каждый четвертый российский школьник сталкивается с издевательствами сверстников, по данным Высшей школы экономики. В мире от буллинга страдает около трети детей. Если ребенка не травят, то он с большой вероятностью увидит, как это происходит с другими. «Правмир» публикует материал Huffpost о том, как воспитать ребенка, который готов постоять за своих товарищей.
Буллинг, или травля — серьезная проблема среди детей. По данным Национального центра статистики образования в США, примерно один из четырех американских школьников подвергался издевательствам сверстников в школе.
Даже если над вашим ребенком не издеваются, есть вероятность, что он или она стали свидетелями травли. В таких ситуациях многие дети остаются в стороне и просто наблюдают. Но один из самых эффективных способов прекратить травлю — стать защитником.
— Детям никогда не рано научиться умению постоять за других, — говорит Елизавета Свобода, автор книги «Героическая жизнь: как раскрыть свое самое удивительное “я”».
— Когда дети находят в себе силы заступиться за кого-то и видят, что попытка удалась — агрессор отступает или вмешивается учитель, чтобы исправить несправедливую ситуацию — они испытывают чувство гордости, — добавляет Свобода. — Это побуждает их поступать так же снова и снова, как только представится возможность. И тогда со временем это может стать частью их личности. Они превратятся во взрослых, которые достаточно храбры и опытны, чтобы говорить о насилии, опасности или несправедливости, даже когда все остальные молчат.
Как же родителям научить своих детей быть защитниками для других? Вот советы экспертов.
Развивайте в ребенке эмпатию
Люди, которые готовы постоять за других, обычно делают это из сочувствия к ним. Хорошая новость для родителей: эмпатия – это навык, который можно развивать.
— Путь к сопереживанию и эмпатии — эмоциональная грамотность, — считает Мишель Борба, педагог-психолог и автор многочисленных книг по воспитанию детей.
Научив детей распознавать свои собственные чувства, вы поможете им понимать чужие. Благодаря этому они смогут распознать жертв буллинга и примерить ситуацию на себя: «Как бы я чувствовал себя на его месте? Каких действий от окружающих я бы ждал?»
— Дети должны научиться слушать и смотреть, — говорит Хизер Хансен, ведущая подкаста Elegant Warrior. — Мы часто так погружены в свои телефоны, что не видим и не слышим, что происходит вокруг нас. Учить детей считывать тон голоса, язык тела и выражения лица можно в форме игры, а заодно вы заставите их отложить телефон и посмотреть вокруг.
Эмоциональная отзывчивость дает ребенку массу преимуществ, в том числе над буллингом.
— Воспитывая эмоционально отзывчивых детей, вы повышаете их уверенность в себе, успеваемость в школе, а также углубляете их социальные отношения и способности решать проблемы, — считает Керри Гойетт, автор «Неочевидного руководства по эмоциональному интеллекту».
Сделайте доброту семейной ценностью
Да, в большинстве школ ведется борьба с буллингом, но родители не должны полагаться только на педагогов, важно, чтобы они сами научили детей быть добрыми и защищать своих сверстников.
— Родители могут закрепить знания, полученные ребенком в школе, и делать это нужно постоянно, — говорит Борба. — Установите семейные правила, например: «В этом доме мы стараемся помогать другим, а не вредить. В этом доме мы не будем сидеть сложа руки, когда происходит что-то плохое. Мы действуем».
Научите быть первым
«Будь первым!» — простой, но важный урок для детей.
— Из социологических исследований известно, что когда даже один человек готов высказаться, если происходит что-то неправильное, другие часто следуют за ним, — говорит Свобода. — Но если никто не хочет быть первым, чтобы противостоять злу, то издевательства или насилие будут продолжаться.
Когда дело касается буллинга, ребенок может «быть первым», сказав что-то вроде: «Эй, это не шутки. Почему ты так с ней обращаешься?» Также они первыми могут привлечь внимание взрослого к издевательствам.
— Объясните детям, что вы понимаете, как трудно вступиться первому, но если они это сделают, то помогут кому-нибудь, — говорит Елизавета Свобода.
— Попробуйте рассказать свою историю, как вы хотели заступиться за кого-то, но не сделали этого, и о том, что вы позже чувствовали. Спросите их, попадали ли они когда-нибудь в подобную ситуацию. Неужели они не жалеют, что промолчали? — советует она. — Иногда, вспоминая вместе такие моменты и размышляя, как в следующий раз все исправить, как можно поступить по-другому, вы мотивируете детей постоять за других, даже когда сделать это тяжело или стыдно.
Разбирайте случаи травли
Родители могут помочь своим детям быть защитниками, помогая им распознавать ситуации, когда требуется их помощь.
— Проиграйте различные сценарии с детьми и спрашивайте: «Это похоже на издевательство?» — советует Борба, отметив, что хорошие примеры есть на сайте stopbullying.gov. — Детям нужно много примеров, потому что ситуации бывают разные. Вы очень поможете им, ведь теперь они будут знать: «Вот случай, когда я могу вмешаться».
Она также посоветовала родителям задавать тот же вопрос — «Это издевательство?» — во время просмотра фильмов и телешоу с детьми или совместного чтения книг.
Как только дети научатся распознавать буллинг-ситуации, они начнут размышлять, как действовать в тех или иных обстоятельствах.
— Разыгрывайте ситуации и создавайте пути выхода из них. Это придаст детям уверенности, — говорит Хансен.
Выберите стратегии борьбы с издевательствами
Некоторые дети чувствуют себя вполне комфортно, приближаясь к агрессору и говоря что-то простое, например: «Эй, это нехорошо. Прекрати». Другие применяют менее явные действия.
— Навыки защитника можно развивать, но они бывают разные, — говорит Борба. — Учитывайте темперамент вашего ребенка и ищите, какие приемы подходят именно ему. Как только найдете то, что нужно, начинайте проигрывать ситуации.
Для детей, которые опасаются напрямую связываться с буллером, можно попробовать тактику дружбы с жертвой — можно завязать дружеский разговор с человеком, над которым издеваются, или сделать ему или ей комплимент.
— Вместо того, чтобы стоять рядом с буллером и придавать ему тем самым вес, идите к жертве, — говорит Борба. — Вам даже не нужно ничего говорить, просто отвлеките внимание от буллера, оказав поддержку жертве.
После инцидента дети могут подойти к жертве и сказать что-то вроде: «Мне так жаль, что это случилось с тобой», «Со мной такое тоже бывало», «Ты не заслужил такого обращения» или «Тебе нужна помощь?».
Еще одна тактика — отвлечь внимание, переведя фокус с личности буллера. Борба привела пример, когда ребенок резко бросил свой рюкзак, так, что вывалились книги, и ему понадобилась помощь детей, которые наблюдали за инцидентом с буллингом, чтобы собрать их.
Если форма буллинга — бойкот, дети могут стать защитниками жертвы, пригласив ее посидеть с ними.
— Дети могут очень многое, — говорит Борба. — Проведите мозговой штурм эмпатических реакций с вашим ребенком. Даже если это будет уже после происшествия.
Научите обращаться за помощью
— Скажите детям, чтобы они не боялись просить о помощи! Защитники могут добиться лучшего результата, позвонив другу или взрослому, который, скорее всего, захочет помочь, — говорит Свобода.
Дети должны уметь доверяться взрослым, когда нужна помощь.
— Помогите ребенку выбрать учителей и других взрослых в школе, к которым они могут пойти, если заметят ситуацию буллинга, — говорит Борба. — Во многих школах также предусмотрены анонимные жалобы или жалобные книги для обращений онлайн или лично.
Ищите силу в книгах
Борба рекомендует детские книги, например «Скажи что-нибудь» Питера Х. Рейнольдса, «Толстая Роза Мари» Лизы Пассен, «Буллеры — головная боль» Тревора Ромена и книги Труди Людвиг «Невидимый мальчик» и «Мой тайный буллер».
— Читайте эти книги вместе с ребенком и обсуждайте их, — советует Борба. Она также предлагает родителям прочитать ее книгу “Бескорыстие”, особенно главу восьмую, в которой основное внимание уделяется воспитанию в детях твердости убеждений.
Гойетт рекомендует книги для родителей: «Воспитание эмоционально умного ребенка» Джона Готтмана, «Хотите вырастить успешных детей? Развивайте их эмоциональный интеллект» Меган Оуэнц и «Создание эмоционального интеллекта: практика развития внутренней устойчивости у детей» Линды Лантиери.
Будьте примером
Конечно, родители должны не только говорить, но и действовать.
— Дети лучше всего учатся не на лекциях, а на нашем примере, — говорит Борба. — Когда они слышат, как вы говорите другому взрослому: “Это было неправильно” (даже не по поводу буллинга), они начинают верить, что вы можете постоять за других.
В конечном счете, есть много способов научить детей быть защитниками, и эти уроки окупаются.
— Когда дети учатся защищать друг друга, они обретают уверенность, чтобы постоять и за себя, — говорит Хансен.
— Учась быть защитниками, а не сторонними наблюдателями, дети понимают, как находить выход из создавшейся проблемы, а не молча ее терпеть. Когда дети, наблюдая ситуацию буллинга, учатся составлять план, чтобы что-то изменить, они практикуют преодоление стресса на основе решения проблемы, — говорит Гойетт. — Очень важно научить детей ориентироваться в сложной социальной и эмоциональной среде. Успеваемость повышается, если школьники учатся в безопасных и благоприятных условиях.
Источник: Huffpost
Перевод Марии Строгановой