Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты
Новости, , Православие и мир

«У нас в школе это исключено». Но травля не закончится, пока не вмешаются взрослые

Почему учителя не хотят бороться с буллингом и как увидеть, что у ребенка проблемы.


depositphotos.com

В первые дни нового учебного года СМИ публиковали не только праздничные репортажи, но и страшную информацию об очередных случаях травли, насилия и суицида в школах, которые становятся уже чуть не обыденностью.

По последним данным, 42% школьников в России сталкивались с насилием в образовательных учреждениях, но они, как правило, не сообщают об этом родителям и учителям. Участники круглого стола проекта ТравлиNET поделились своим опытом и предложили алгоритмы противодействия буллингу

В травле участвуют не злодеи и монстры, а обычные люди

Екатерина Шульман, политолог, член Совета по правам человека при президента РФ, участник проекта ТравлиNET

Вот уже два года я участвую в проекте ТравлиNET. Травля — очень популярный сейчас термин. За ним скрываются закономерности, которые работают как на школьном уровне, так и на уровне социума в целом.

Для того, чтобы конфликт стал травлей, необходимы два условия. Первое — это замкнутое пространство, откуда жертва не может уйти. По крайней мере, ей не вырваться оттуда без поддержки. Это, к примеру, общежитие, тюрьма, школа, детский дом. И второе: наличие у травящих силового ресурса либо апелляция к нему.

Я вижу довольно большое сходство между школьной травлей и домашним насилием. И то, и другое развивается в закрытых системах, и сама их приватность представляет собой почву, на которой может развиваться насилие.

И то, и другое — это системные процессы со своей динамикой, а не разовые эпизоды. И самое печальное — эти процессы могут стремительно нарастать: казалось бы, какие-то «мелочи» (не так посмотрел, не то сказал) быстро приводят к убийству и суициду.

Это делает работу по профилактике травли и насилия чрезвычайно сложной. И там, и там участвуют не злодеи и монстры, не люди, поврежденные умом, а те, кто в другой обстановке ведут себя совершенно адекватно.

Мы все знаем, что те, кто был когда-то участником травли, вырастают и становятся нормальными людьми. А родители этих детей даже в момент самой травли искренне убеждены, что их ребенок не способен обидеть и муху. В общем, это предотвратимые и излечимые вещи. Но, еще раз подчеркну, что путь от ерундового повода до тяжких преступлений может быть довольно коротким.

Да, мы имеем дело со сложным социально-психологическим феноменом. Мы постоянно проходим между Сциллой и Харибдой: «оставьте все в покое, это дело семьи, дети просто так играют» — это наша Сцилла. А Харибда — «давайте все регламентируем, установим круглосуточные камеры видеонаблюдения и наведем в школе жесткий порядок».

Еще никто не изобрел универсального средства против травли. Нет ни одного общества, которое избавилось бы от этой проблемы полностью. Нет рецепта, который можно скопировать и полностью излечиться от этой напасти.

Из этого, правда, не следует, что так было и будет всегда. Действительно, буллинг питается некоторыми изначально присущими человеку качествами. Но много и других ужасных и жестоких черт было когда-то присуще человеческому обществу, но постепенно мы все же с ними распрощались.

В истреблении этого комплексного явления должны участвовать все — учителя, родители, школьники, социальные педагоги. Никто не должен оставаться в стороне.

Травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые

Ольга Бочкова, автор проекта «Академия безопасности»

Когда я начинала антибуллинговые тренинги, то хотела работать с детьми. Но потом поняла, что намного эффективнее одновременно работать с детьми и родителями. Дети, проводя много времени в интернете, все чаще страдают от кибербуллинга. Сложность в том, что родители почти всегда бывают не в курсе провокаций против их ребенка, а сам он о них, как правило, не рассказывает.

Можно установить на смартфон ребенка программу родительского контроля, которая позволит вовремя увидеть, что у сына или дочери подозрительная активность на странице.

Обращайте внимание на такие вещи, как: настроение (замкнутое, агрессивное, тревожное), поведение (вздрагивает, не отлипает от телефона, закрывается в комнате), отношение с друзьями (портятся, перестает общаться), успеваемость и мотивация учиться (падает, не хочет ходить в школу), здоровье (плохо спит, не ест, плачет, нервничает). Смотреть на все эти признаки надо в совокупности, главное не игнорировать — любые изменения в ребенке не бывают просто так!

Я часто слышу от родителей, что они стараются вести себя, как мы им советуем на тренингах, пытаются поговорить с педагогом, а он в ответ: «Никакой это не буллинг, пересаживать вашего ребенка я не буду и вообще, все терпят, и ваш пусть потерпит».

Но травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут, что им придется за это ответить. Поэтому — подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру и ничего не бойтесь.

Учителя не очень мотивированы бороться с буллингом

Ольга Журавская, президент АНО «БО «Журавлик»

Опросы показывают, что в России учителя оценивают уровень травли значительно ниже, чем ученики. Поскольку мы работаем с подрастающим поколением, нам, может быть, удастся переломить нынешнее положение вещей, потому что у молодых уже совсем иной взгляд на насилие, толерантность, свободу человека.

Мы издаем брошюры, делаем наклейки, выпустили наборы карточек против буллинга. Это не какая-то единая система, которую в каждую школу нужно обязательно внедрить, а работает по принципу конструктора: «Берите то, что вам нужно».

pexels.com

Пройдя за два года путь проб и ошибок, мы поняли, что учителя не очень мотивированы бороться с буллингом. Школа для учителей — тоже очень сложное место. На территории школы учитель не готов раскрываться.

Потому мы решили уйти в интернет, чтобы дать возможность учителям, родителям и всем желающим получить информацию о буллинге. Но и это недостаточная мотивация. Конечно, поддержка учителей — важная часть проекта ТравлиNET. Поэтому мы хотим, чтобы после прослушивания нашего курса учителя получали сертификат о повышении квалификации, что послужит для них дополнительным стимулом.

Наша цель — создать гибридный курс (семинары, онлайн-занятия, наглядные пособия, карточки). Мы проводим игровые семинары. Это намного эффективнее, потому что детям хочется играть, а просто сидеть на семинаре им скучно. Надеемся, что у нас получится подобрать ключ к детям и родителям. Трудно сказать, что делать, если школа не готова к метаморфозам. В этом случае смогут сделать что-то только родители. Имеет смысл идти туда, куда зовут, и к тем, кто готов нас слушать.

Либо ты первым дашь в лоб, либо тебя затопчут

Наталья Емельянова, АНО ДПО «Институт социальных услуг «Вектор», г. Пермь

Травля — это самая больная и нелюбимая тема в школьном сообществе. Сначала мы делали ставку на отдельных педагогов. Но теперь поняли, что эффективнее обучать сразу всех учителей школы. В идеале весь коллектив должен иметь единый взгляд на проблему травли. Такая общая антибуллинговая политика очень важна.

Хорошо бы принять школьные локальные правила, акт по антибуллингу. Если вскроется какой-то случай травли, то должен быть четкий алгоритм, как нужно действовать.

Родители тоже не знают, как вести себя, если ребенка в школе травят. Поэтому важно работать не только с учителями, но и с родителями. Травля — это общая проблема, и всем надо объединяться, чтобы решить ее. Если мы ждем, что школа быстро изменится, то будем разочарованы. По нашему опыту, примерно год школа входит в эту тему — раскачивается, размышляет, что-то пробует. А на второй год появляются какие-то результаты.

В Перми мы работаем и со школами закрытого типа при исправительных учреждениях. То, что в обычной школе — буллинг, тут воспринимают как необходимый элемент дисциплины. В таких заведениях укоренилась дедовщина, и она поддается реформированию с большим трудом. Либо ты первым дашь в лоб, либо тебя затопчут. Если всем объединиться и предложить другую модель поведения, то постепенно что-то может сдвинуться с мертвой точки.

«Мы же рейтинговая школа, у нас это исключено!»

Светлана Маторина, директор детского центра научных открытий «Иннопарк»

Я не слышала о буллинге до тех пор, пока не определила своего сына в школу, занимающую первые строчки в рейтингах. Над сыном там постоянно издевались, а 86% родителей говорили: вы все выдумали, никакого буллинга нет. Никто не готов был признаться, что мальчику очень плохо. Замкнутый круг: родители вторят учителю, который не признается, что ребенка травят. А учитель не хочет об этом говорить, потому что администрация ему не велит. Ведь мы же рейтинговая школа, у нас это исключено!

В итоге мы просто перевели сына в другую школу. Я описывала то, что с нами происходило, в своих соцсетях. И мне стало приходить множество откликов. Оказалось, что эта проблема очень распространена.

И в большинстве случаев никто в школе травлю не признает, как не признают ее и родители тех, кто травит.

Когда это произошло с моим ребенком, я решила изучить опыт других стран: ездила в Финляндию, Норвегию. Главное там — это профилактика насилия с самого раннего возраста.

В Финляндии есть федеральная программа, которая обязательна для всех. С первого класса дети, родители и все в школе находятся в едином информационном поле. Но нам пока до такого далеко, хотя маленькие шаги в нужном направлении уже делаются.

Любой человек может увидеть, что с ребенком что-то не так

Мария Зеленова, кризисные и клинический психолог АНО «БО «Журавлик»

Большинство взрослых считают, что киберпространство — это личная территория ребенка. Вторая крайность, когда педагоги или родители считают, что они должны жестко контролировать эту сферу.

Кибербуллинг — такая же сложная и многосторонняя проблема, как и обычный буллинг. Поскольку дети очень много времени проводят в интернете, то там их и ловят в свои сети преступники.

lori.ru

Не оставайтесь в стороне, если вы заметили что-то неладное со своим или с чужим ребенком! Учитель, репетитор или любой другой человек может увидеть, что с ребенком что-то не так. В первую очередь, об этом говорит его эмоциональное состояние.

Стоит доверительно поговорить с подростком, и многое станет ясным. Поговорите с родителями, попробуйте задать вопрос, чем вы можете быть полезны.

Этические моменты и деликатность соблюдаются ровно до того момента, когда ничто не угрожает жизни и здоровью ребенка. Как только есть угроза здоровью, нужно принимать меры, обращаться в органы образования или в прокуратуру.

Из методического пособия для школьников Людмилы Петрановской

Как неправильно реагировать на травлю:

  • Спорить («Я совсем не толстый, просто крупный», «Эта новая кофточка — самая модная, ты просто не понимаешь»)
  • Отвечать тем же («Ты сам дурак!», «Ты сама с помойки»)
  • Угрожать («Я все расскажу учительнице!», «Вы у меня получите!»)
  • Делать вид, что не слышишь, но при этом краснеть и прятать глаза
  • Делать вид, что тебе смешно, если это не так
  • Убегать и прятаться
  • Плакать и жаловаться
  • Бросаться в драку
  • Пытаться непременно это остановить

Зачем останавливать то, что не может причинить тебе вред? Им нравится так делать — это информация о них, а не о тебе. Мало ли кто вокруг чем занимается и что говорит! Они хотят так проводить свое время — это их дело. А у тебя своих забот полно.

Как правильно реагировать на травлю:

  • Пожать плечами («Может, и так»)
  • Улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»)
  • Перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится так говорить»)
  • Задать встречный вопрос («Тебе хочется так думать?»)
  • Согласиться («Да, у меня полно недостатков, ты верно заметил»)
  • Дать разрешение («Ты можешь так думать, если захочешь»)

Смысл любых правильных реакций — показать, что то, что происходит, их дело, а не твое. Это они тут чего-то хотят. Ты этим если и интересуешься, то из вежливости. Поначалу обидчики могут еще больше разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если гнуть свои линию, им быстро надоест. Нет обиды — нет и их власти над тобой, а значит, и смысла продолжать.

Общероссийский телефон доверия:

8-800-2000-122 (бесплатно и круглосуточно)

Маргарита Кобеляцкая

Читайте также: Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
1
Людмила Харитонова
Сына травили в школе долго и системно .Не помогло даже классное собрание родителей и детей,собранное по моей инициативе,.Проблему решила дочь-студентка-пришла в школу и отметелила обидчиков,гоняя по всей школе.Меня вызвала директор школы,задала вопрос-Что вы сказали дочери за такое поведение и что вы будете делать если родители побитых детей подадут в суд? Я в ответ-Сказала ей СПАСИБО!А в суде.я думаю,разберутся почему школьное руководство допустило многомесячную травлю моего ребёнка. На этом издевательства над сыном прекратились
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Маша РябининаМуж-дальнобойщик.Хочу секса.
Привет,девочки и мальчики.История такая,неприятная,щекотливая и интимная Муж уже второй год как пошёл работать в дальнобой.Я была категорически против,даже небольшой скандал закатила.Не послушал-пошел!График:два месяца он на работе и месяц дома.Приезжает,конечно дикий секс,оргии такие,что ни в одном порно такого нет,готовы съесть друг друга.А что потом? Он уезжает и я начинаю потихоньку сходить с ума.Первые две недели о сексе даже не думаю,на третьей начинаю мастурбировать,порно,фаллоимитатор даже купила.Так ещё две недели держусь.Потом все, начинается "ломка".Возбуждает даже запах мужской туалетной воды.Я работаю,вожу дитё в школу,занимаюсь чем то по дому и всегда в моей голове только секс,я ни на чём не могу сосредоточиться!Рассматриваю украдкой мимо проходящих мужиков и представляю их в постели.Меня это жутко бесит,ночами не могу спать.Начинаю злится,на себя,на мужа, раздражает всё.Так прошёл год.И вот совсем недавно меня так припекло это желание,что я залезла на сайт знакомств,и познакомилась с парнем.Тут же ночью мы обменялись телефонами и договорились о встрече на завтра.Встретились,он очень симпатичный,накаченный(женатик),я тоже красотка,желание у обоих через край,искра пробежала при первом же взгляде.Он снял номер,и мы пошли.И тут странность такая,я осознала вдруг что это оооочень не просто вот так [ удалено модератором  ] с незнакомым мужиком в какой то гостинице,не то удовольствие,как с мужем,с которым ты расслаблена,знаешь его и делаешь,что хочешь.Вроде парень этот и любовник хороший и всё при нем,но я даже не кончила,ни разу за три контакта.Может,из за презерватива,не знаю.Потом чувствовала себя последней [ удалено модератором  ]и всё такое,но через месяц я наконец решила ему ответить и опять встретиться,но так и не смогла,мерзко всё это как то.И тут меня осенило,а что если спать с женщиной,это вроде как и не измена.Почитала на форумах,вроде женщины новички оставались довольны.Может попробовпть?Но где их искать?Только пожалуйста,без осуждений,я уже взрослая девочка и сама решаю,как мне жить.Мне к слову уже 38 лет,правда,выгляжу на 30,не больше.Муж работу не бросит всё равно,а мне как выжить в этом мире???
593
викТОРИяАфриканское супер-образование! ;)
Всем привет, уважаемые форумчанки!
Мне захотелось ответить на один комент. Дословно я его не помню, но смысл был в том, что я, якобы, при поступлении здесь в Африке в свой институтик вещала, что образование в Африке ну просто супер-пупер.
Так вот, дорогие, это враки! ;) Потому что и ежу понятно, что до моего любимого и родного СПбГУ или крупных европейских ВУЗов здешним очень и очень далеко.
Так что же я тогда говорила?
1) Я говорила, что жить и работать, скорее всего, буду здесь же, в Африке. А в Африке мой институтик очень котируется.
2) Если говорить уже не про меня, а про образование и его применение в общем и целом. У моего мужа, к примеру, первое образование местное. Военный мед. Да, он переучился и выбрал совершенно иную профессию - по личным причинам. Но уже не раз я убеждалась, что врачом он был бы весьма хорошим. Его брат, жена брата, их знакомые, которые нас лечат - все учились здесь, в Сенегале. Живут, работают, имеют дом, машину, всё, что нужно для жизни.
3) Школы. В Сенегале есть очень хорошие школы. Как минимум два интерната - для девочек (на острове близ Дакара) и для мальчиков (в Сен-Луи, куда мы хотели отправить сына, но так и не решились). Но туда абы кого не берут. Увы. У сына был шанс поступить. У падчерицы пока шансов нет.
После этих (и некоторых других) школ дети поступают в ВУЗы Европы, Америки, Канады.

Вот, что я говорила и говорю.

Мой институтик, конечно, так себе, если иметь в виду работу в Европе и России. Но в России я бы, наверное, сейчас искала себя в преподавании того же франсе, не в маркетинге ни разу!

Кому любопытно, напишу, что мне дал институт и чем был полезен - в комментах.
415
Анонимплач ребенка доводит меня до истерики
Я почти целый день ношу ребёнка на руках, развлекаю как могу, напокупала куча всяких приблуд типа генераторов белого шума и качелей с вибрацией для засыпания. Очень устаю так как живу одна с мужем за границей, ближайшие родственники за 5000 км от нас, друзей и знакомых тут нету, помочь некому, муж все время работает, а я даже покушать не всегда успеваю. Когда ребёнок плачет, я прихожу в бешенство, матерюсь, кричу, закрываю рот ребёнку, говорю ему что отдам его в детдом, а когда он успокаивается, то сама плачу и извиняюсь перед ребёнком. Все чаще посещают мысли выйти в окно, но вот ведь незадача, только 3 этаж. Почти не сплю, ребёнок не засыпает до 2 ночи, просыпается ночью каждые 3 часа, днём не спит, с мужем постоянно ругаюсь, он сегодня меня даже [  удалено модератором  ] послал. Обращалась к врачу, предложил походить на групповую терапию, а у меня даже времени помыться нету, молчу уже про походы на терапию, до которой мне добираться час с двумя пересадками. Короче не знаю что и делать, хочу выйти из дома, и никогда сюда больше не вернуться. Можно ли отдать ребёнка на усыновление без согласия мужа? Хочется чтобы у ребёнка была нормальная семья.
203
АнонимЛитература в школе
Дочь учится в шестом классе. В лицее. До этого года была ударницей. Сейчас большие проблемы с литературой. Дело в том, что у них очень требовательная, учительница по этому предмету. Несмотря на то, что ребёнок все читает, она часто получает неудовлетворительные оценки и потом всю четверть ходит их исправлять. Весь класс так. Пока не исправят хотя бы на "3". И вот в этой четверти учительница, видимо, хочет из моей дочери сделать ударницу. Она постоянно оставляет её после уроков. Оставит сегодня, несмотря на то, что у ребёнка ещё музыкальная школа. Сказала ей, что и в музыкалку не отпустит. А моя ответственная очень, ревёт, боится опоздать. И в школе вчера ревела. Учительница говорит, что вызовет родителей в школу. Вот такое чувство, как будто у неё "2" выходит. Средняя оценка в электронном журнале пока "3,5". Я не ругаю ребёнка за такие оценки, потому что в моей школьной жизни тоже была похожая учительница и я знаю, каким трудом давались эти "4". Как успокоить ребёнка? Поговорить с учителем нормально не получится, она считает правой только себя. В истории школы много случаев, когда на неё писали жалобы, обсуждали на педсовете и т. д. С русским языком у дочери все хорошо. 
188
Наши души ещё живыСтранствия продолжаются: п.2: Новосибирск
Фроша, Богдашка и немного истории
166
Завидуйте_МолчаБоится садика....
Всем привет! Ребенок в сад всегда ходила с удовольствием, а три дня назад на замене была другая воспитательница и так вышло, что ребенок ударилась об стол или шкаф и сильно разбила губу. Подробности я не знаю, забирала ребенка не я, наша воспитатель тоже пояснить ничего не может (понятно что она ж не видела). Ну бесятся дети, в этом ничего криминального. НО, ребенок с того дня не хочет ходить в сад. Каждое утро это истерики со словами мама я боюсь (чего именно объяснить не может), мама пожалуйста не надо в сад и т.д. Девочки, милые, как мне помочь побороть этот ее страх? Сейчас выходные, понятно что куда нибудь сходим, как то отвлечемся, но боюсь что в понедельник начнется тоже самое. С памятью у нее отлично, не забудет так быстро.
63
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru