Когда начинать читать сказки
Различные исследования подтверждают, что дети, которым с рождения читали сказки, лучше дается учеба, у них полнее словарный запас и лучше память. Чтение сказок можно и нужно начинать с самого рождения малыша. В идеале это занятие должно стать ежедневным ритуалом, например, перед сном. Регулярное чтение формирует у ребенка умение слушать, развивает воображение, пространственно-временное восприятие.
Правда, положительного эффекта можно достигнуть лишь при заинтересованности ребенка, поэтому выбирайте сказки с учетом возрастных особенностей. Дети 1 года с интересом будут слушать небольшие стихотворения, считалочки. В 2 года пора читать сказки с простой цепью событий, вроде «Теремка», «Заюшкиной избушки» или «Репки».
В возрасте 2-3 лет малыш начинает понимать смысл сказки, развивается способность анализировать действия и поступки персонажей, учится сопереживать. Сказка вызывает в душе ребенка многообразие эмоций от гнева до искренней радости, что злодей наказан. На основе сказочной истории, малыш делает вывод о том, какое поведение заслуживает похвалы, а какое – осуждения и порицания. Ребенку 2-3 лет необходимо подбирать сказки, в которых присутствует мораль.
Сказка, как источник знаний
Как правило, со сказками ребенок знакомится рано. Этот жанр справедливо считается детским, он более других литературных форм наделен вымышленными элементами. Кому как не детям читать такие произведения?
Сказки очень полезны для самых маленьких. Именно из рассказанных мамой и папой сказок, ребенок черпает первые и самые главные сведения об окружающем мире, учится отличать добро от зла, плохое от хорошего.
На примерах поступков сказочных героев он делает вывод, что не все люди от природы одинаково наделены благородной душой, культурой поведения, добрым и отзывчивым сердцем. Ребенок накапливает опыт безболезненного выхода из несправедливой ситуации с достоинством и честью.
Благодаря сказкам малыш осваивает первые уроки культуры и этикета. Уважать старших – хорошо, проявлять милосердие и взаимовыручку к более слабым – хорошо, а вот обманывать и хитрить – плохо.
Очень важно после прочтения новой сказки поговорить о ней с ребенком, «разложить» на составные части сюжет, найти проблему и охарактеризовать поступки героев, которые привели к финалу. Родители должны быть уверены, что сказка не осталась непонятой ребенком.
Из сказок ребенок узнает не только о многообразии человеческих черт, но и о природных явлениях. Например, сказка «Двенадцать месяцев» поведает ребенку о временах года, их последовательности, особенностях каждого календарного месяца. «Сказка о трех поросятах» дает ребенку представление о разнообразии физических тел, их исключительных свойствах: дом из камня прочнее, нежели дом из соломы и прутьев. Сказка «Кот в сапогах» рассказывает о форме «большой-маленький».
Сказка, как учебник открытого общения
Двухлетний ребенок любит слушать сказки, понимает их, но редко способен их проанализировать и проиграть. Воображение и фантазия формируется к 3 годам. Этому немало способствуют сюжетно-ролевые игры, которые являются едва ли не самым любимым видом развивающего досуга у детей данного возраста. Кроха оттачивает некоторые навыки и умения через подражание.
Прочтите новую сказку и предложите ребенку «экранизировать» ее. Для этого нужно отправиться к ящику с игрушками и отыскать там подходящих персонажей для будущего театрального представления. Соблюдайте золотое правило: говорите как можно больше, описывайте ход ваших мыслей во время «кастинга» героев сюжетно-ролевого спектакля, интересуйтесь мнением ребенка, вызывайте его на диалог, ведь ему пора учиться рассуждать, осваивать коммуникативные навыки. Обсудите с малышом «сценарий» постановки, роли, которые вы с ним будете «озвучивать».
В возрасте 6-7 лет ребенок не только активно принимает участие в инсценировке сказки, но и охотно домысливает, «дописывает» ее. Ведь вовсе необязательно точь-в-точь повторять сюжет прочитанного. Возможно, ребенку захочется придумать новую интерпретацию сказки. Обычно дети с удовольствием включаются в эту сюжетно-ролевую игру.
Сказка, как лекарство от страха
В практике психологов существует термин «сказкотерапия». Он подразумевает, что с помощью сказок можно лечить детские комплексы и фобии.
Некоторые родители боятся читать детям «страшные» сказочные эпизоды, сознательно избегают их прочтения или пересказывают на свой лад, корректируя «недобрые» места. Как правило, родители идут на этот шаг, потому что опасаются негативного воздействия таких эпизодов на несформировавшуюся психику ребенка. Страх, что на фоне «страшных», хотя и сказочных моментов у малыша начнут развиваться фобии и комплексы, вынуждает некоторых мам и пап «вырезать» их из текста.
Однако эксперты рекомендуют знакомить ребенка с окружающим миром во всем его разнообразии. Понимая, что в мире добро всегда соседствует со злом, ребенок получает реальные знания о социуме. Дети, которых чрезмерно ограждают от негативной информации, часто вырастают неприспособленными к самостоятельной независимой жизни, им тяжело адаптироваться в условиях социума, они не готовы сражаться с несправедливостью, держать удар, часто пасуют перед трудностями. Напротив, если ребенку с детства рассказывали о балансировании доброго и злого началах, то он уяснил, что, несмотря на существование действия и противодействия, хорошее всегда побеждает плохое. Чаще делайте акцент на первичности добра над злом, вскоре малыш почувствует на себе некий терапевтический эффект, который поможет ему справляться с детскими страхами.
Сказкотерапия – уникальный метод, который позволяет работать с замкнутыми, малообщительными детьми, корректировать их поведение, «оживлять» темперамент и характер.
Иными словами, сказка – «препарат» широкого спектра действия. Попробуйте посмотреть на сказки, как на одну из развивающих методик, научиться видеть не только мораль произведения, лежащую на поверхности. Вы удивитесь, как много полезного могут привнести в формирование личности ребенка русские народные сказки.