Телевизору, как самому желанному гостю, уступают лучшее место в гостиной, вокруг него собираются вечерами, посвящают общению с ним свое свободное время. С ним спорят и соглашаются, увлекаются и разочаровываются, плачут и смеются. А еще – и не так уж редко – телевизору доверяют присмотр за детьми. Ведь он и в самом деле неплохо справляется с задачами няни: никогда не оставит ребенка одного в комнате, не накажет без причины, всегда развлечет, поднимет настроение, поможет съесть нелюбимый суп, научит новому. Что и говорить, для занятых родителей, бабушек и дедушек домашний экран – незаменимый помощник!
Все бы хорошо, но, к сожалению, помощь «теленяни» не так безобидна, как кажется на первый взгляд. В действительности она таит в себе немало «подводных камней», и довольно опасных. Да, телевизор вполне может выполнять функцию бебиситтера, приходящего к ребенку на пару-тройку часов в неделю и четко выполняющего родительские распоряжения, в этом нет ничего плохого. Но вот на роль лучшего друга или старшего брата он категорически не подходит.
В чем провинился телевизор?
Оказывается, у детских офтальмологов, неврологов, психологов и логопедов к телевизору масса претензий.
Дочке 7 мес. Она иногда может посмотреть мультики, рекламу обожает. Я целыми днями телевизор, конечно, не включаю, но ведь и самой иногда хочется что-то посмотреть. Мы с мужем решили, что ничего критичного нет. Пусть иногда смотрит. А еще ей очень нравятся экономические новости, смотрит вместе с папой, причем остальные программы ее не интересуют, может спокойно играть рядышком.
Мерцающий телеэкран, на котором сменяются 24 кадра в секунду, – это всегда повышенная зрительная нагрузка, к которой не до конца сформировавшиеся органы зрения детей особенно чувствительны. Если такая нагрузка происходит регулярно, то это – прямой путь к развитию близорукости. Но это еще не все. Как известно, сетчатка глаза передает информацию непосредственно в мозг, который и отвечает за сортировку и обработку полученных данных.
От бесконечно мелькающих картинок детская нервная система довольно быстро перевозбуждается. Если же так происходит из раза в раз, последствия не заставляют себя долго ждать: тесная дружба с телевизором оборачивается для малыша капризами, головными болями, нарушениями сна и аппетита, а также, как это ни печально, истерическими припадками и судорогами. Нередко у юных телезрителей формируются и определенные черты характера, делающие их похожими друг на друга, – это вспыльчивость и агрессивность, сочетающиеся с рассеянностью и заторможенностью реакций, склонность к лени, а появление синдрома дефицита внимания у детей в немалой степени связано с их привязанностью к ТВ и компьютерным играм.
Многие молодые мамы уверены, что детские развивающие телепрограммы идут на пользу малышам, имеющим проблемы с речью, но и здесь телевизор способен навредить. Дело в том, что сидение перед экраном – это пассивное времяпрепровождение, тормозящее развитие у ребенка способности концентрировать внимание, образно мыслить и формулировать. Механическое запоминание слов и понятий, которое такие программы обычно предполагают, формированию у детей коммуникативно-речевой активности ничуть не способствует. Более того, оно отнимает бесценное время, которое мама могла бы посвятить действительно необходимым занятиям с ребенком, – а это очень важное упущение.
Не нужно быть специалистом, чтобы понимать
Телевизор вызывает зависимость – эмоциональную и информационную. Ребенок еще быстрее, чем взрослый, привыкает к миру ярких картинок и красивых фантазий, стремительно развивающихся событий и увлекательных приключений. Без всего этого он скучает, испытывает дискомфорт (вплоть до физического), не получает удовольствия от игры, чтения книг, неспешных бесед, прогулок на природе, походов в театры и музеи. У такой жертвы зависимости, как правило, плохо развито творческое мышление, не слишком богатый словарный запас и... набор телевизионных штампов в голове.
Телевизор, бесспорно, вреден. И я не понимаю мам, которые жалуются, мол, что теперь и самой не смотреть... Да, не смотреть! Смотрите, когда ребенок спит. Я отвыкла уже телевизора: пирамидки строю, домики из кубиков, песни пою - и ничего!
Телевидение оказывает на детей дурное влияние. Во-первых, не будем забывать, что это мощнейший рекламный инструмент, а дети как никто другой принимают явную и скрытую рекламу за чистую монету.
Во-вторых, нынешние детские телепередачи не всегда по-настоящему детские. Вот, например, в самой-самой детской передаче «Спокойной ночи, малыши» после сценки из жизни Хрюши и Каркуши, которая заинтересует разве что трех-четырехлетних карапузов, могут показать мультфильм про космических пиратов, укравших у мальчика отца. Понятно, что не все дошкольники поймут про космических пиратов, и яснее ясного, что многие из них будут плохо спать после такого пожелания спокойной ночи. Что же касается многочисленных «компьютерных» мультсериалов, то их персонажи – кроме того, что они часто имеют злобные лица и странную мимику – откровенно показывают детям примеры плохого поведения.
В-третьих, создатели передач, предназначенных для семейного просмотра, стараются угодить прежде всего взрослым. А потому в них допустимы двусмысленные шутки и не подходящие для детского лексикона выражения. К сожалению, даже любимые бабушками «добрые» сериалы и прочие мелодрамы отнюдь не способствуют развитию их внуков. Притворные вздохи сериальных персонажей и произносимые ими дежурные фразы, повторенные для пущей усвояемости, учат детей лишь равнодушию к чужим переживаниям и поверхностному отношению к собственным.
Друзей выбирают
Запретить ребенку смотреть телевизор – вариант проигрышный. Даже наличие в доме домашнего кинотеатра и полноценной коллекции фильмов не сможет долго удерживать любопытство растущего человека, ведь в телевизоре столько всякого! К счастью, среди всякого есть и объективно хорошие телеканалы, и качественные телепередачи, на которые и стоит делать упор.
Телевизор желательно смотреть вместе, даже если ваш ребенок уже ученик младших классов, и обсуждать с ним просмотренное: только так можно научить свое чадо отделять зерна от плевел. Ну и конечно, не стоит игнорировать возрастные нормы времени, которое детям можно проводить перед экраном без вреда для здоровья. Мнения специалистов на этот счет разнятся, но незначительно. В среднем, для детей до трех лет – это не более 15 минут в день, от трех до семи лет – до 30 минут, с семи до десяти – до 50 минут, а с одиннадцати лет – до двух часов в день.
Для взрослых возрастных норм не придумано, но и родителям необходимо контролировать время, проведенное с пультом в руках, а иначе их дети рискуют никогда не узнать, что такое настоящая дружба.