Возможность учиться бесплатно появляется только с пяти лет, когда ребенок дорастает до подготовительного класса, который называется Kindergarten.
Нашей семье повезло: мы живем в Нью-Йорке, где дети могут бесплатно посещать предподготовительный класс (фактически – это детский сад) начиная с четырех лет. Эта программа называется Free Universal Pre-K и распространяется на все семьи, вне зависимости от уровня дохода. Дети могут получить бесплатное место как в предподготовительном классе государственной школы, так и в частном заведении, которое участвует в программе – по стандарту в классе 20 человек, на них приходится три педагога. Я выбрала для своей дочери двуязычный частный садик, который находится в трех минутах ходьбы от дома, и отзывы на него были очень хорошими.
Дети могут бесплатно находиться в садике с 8 утра до 14:20 дня. Если родители хотят, чтобы дети оставались в школе до 18:00, нужно доплачивать – обычно около 100 долларов в неделю. У тех, кто живет далеко от школы и не может привозить ребенка на машине, добавляются расходы на школьный автобус – в среднем 25 долларов в неделю, так что бесплатные сады получаются не совсем уж бесплатными.
Распорядок первой половины дня выглядит так:
8:00-8:30 – Прибытие в школу.
8:30-8:45 – Зарядка под музыку.
8:45-9:15 – Завтрак.
9:15-9:30 – Занятия в кругу на ковре (Circle Time).
9:30-10:35 – Занятия и игры в маленьких группах (Centers), подвижные занятия (хореография, йога, зумба с приходящими педагогами).
10:35-11:35 – Прогулка.
11:35-11:50 – Чтение вслух или кукольный спектакль.
11:50-12:20 – Обед.
12:20-1:00 – Centers.
1:00-2:05 – Дневной сон.
2:05-2:20 – Прощание, отправка домой.
Дети, которые остаются в саду еще на три с половиной часа, проводят оставшееся время немного свободнее: полдник, еще одна прогулка, танцы, самостоятельные игры. В нашем случае в первой половине дня все занятия проходят на английском языке, а по вечерам с детьми проводит время русскоязычная учительница.
Вопрос прогулок в разных школах решается по-разному: в государственных практически всегда есть своя большая детская площадка, а частные обычно выводят детей в ближайший парк или довольствуются горкой и домиком на заднем дворе. В нашей школе есть довольно большая площадка – примерно такая же по размеру, как в российских детских садах, но вообще это редкость, и чем дороже район, тем выше шансы, что детей поведут гулять в парк на веревочке.
В некоторых школах есть своя кухня, где готовят полноценные завтраки и обеды, в других детей кормят только хлопьями с молоком на завтрак, а обед надо приносить с собой. К счастью, в нашей школе есть повар, поэтому дети обеспечены горячими кашами и супами. В первый же день меня спросили, надо ли отслеживать, чтобы мой ребенок съел все – если родители попросят, малышей с плохим аппетитом оставят за столом подольше и попытаются уговорить доесть.
Для дневного сна родители должны принести в школу постельное белье. Его выдают домой для стирки один раз в две недели. Во многих школах никакое постельное белье не требуется – к ужасу российских родителей дети отдыхают на матрасиках, не снимая одежды, а порой – и обуви. Именно поэтому в рекламных объявлениях русских садов обычно подчеркивают: «У нас дети спят в кроватях».
В классе есть парты, пособия по математике и чтению, маленькая библиотека, светящийся столик, игрушечная кухня, вешалка со всевозможными костюмами для сюжетных игр, музыкальные инструменты, столы для игры с песком и водой. Везде висят таблички: «Я помню, что надо убирать за собой игрушки», «Я помню, что надо дожидаться своей очереди», «Я помню, что перед едой надо мыть руки». На двери класса – фотографии всех учеников.
Звонить в школу разрешено только в определенные часы, а большую часть информации родители получают через папки. У каждого ученика есть школьная папка, куда учителя вкладывают домашние задания и письма. Корреспонденция бывает самой разной: форма, которую надо подписать, чтобы ребенок поехал на экскурсию с классом, просьба принести на занятие яблоко определенного сорта или семейную фотографию, ежемесячный отчет об учебной программе, включающий даже список новых для детей слов и понятий. Например, когда дети изучали тему «Мои пять чувств», им рассказали о таких вещах как шрифт Брайля и жестовый язык.
Родители должны проверять эти папки каждый день и следить, чтобы сделанное домашнее задание было вложено назад в папку, – его потом вернут с нарисованным смайликом или одобряющим стикером. Уже на второй месяц посещения pre-K папка моей дочери выглядела очень весело: потрепанная, разрисованная, обклеенная зверушками и принцессами.
Домашние задания дают далеко не каждый день, и они не слишком сложные: раскрасить картинки, обвести буквы, цифры и слова, вырезать, сделать коллаж – четырехлетние дети справляются с этим с минимальной помощью родителей. Никаких сложных творческих работ на дом не задают – осенние поделки создаются на занятиях, а не родителями по ночам. Тем не менее, родителей активно вовлекают в жизнь садика: можно прийти прочитать всем детям книжку, испечь с ними печенье или рассказать о чем-нибудь, например, о своей работе, если малыши сейчас изучают профессии.
У детей есть небольшие обязанности: кто-то помогает накрывать на стол (lunch helper), кому-то поручают придерживать дверь (door holder), кто-то отвечает за ведение дневника погоды (weather person), а кто-то по утрам сообщает всем сегодняшнюю дату и день недели (calendar person). Каждый понедельник обязанности перераспределяются, так что все успевают заняться каждым делом – и не по одному разу.
Основной метод наказания за плохое поведение – тайм-аут. Разбушевавшийся ребенок сидит на скамеечке и не играет с другими. Долгими тайм-ауты не бывают, обычно детям хватает нескольких минут, чтобы успокоиться. Зато хорошее поведение поощряется: в классе висят три круга - красный, желтый и зеленый. В зависимости от поведения табличку с именем ребенка могут перевешивать с одного круга на другой, а в конце дня те, чье имя осталось на зеленом круге, получают маленький приз – стикер, пластиковое колечко, свисток или красивую картинку.
Конечно, как и в любом детском коллективе, первое время ученики часто болеют. Правила такие: ребенок не может посещать садик, если у него высокая температура, он плохо себя чувствует или должен принимать лекарства. Заболевшего в середине дня малыша отправят в кабинет директора, где он будет сидеть и листать книжки, пока за ним не придут родители, если же ситуация срочная - учителя позвонят семейному врачу ребенка. С насморком и кашлем можно ходить на занятия, но ребенок должен уметь самостоятельно сморкаться, вытирать нос и прикрывать ладошкой рот, когда кашляет.
Для меня главное, чтобы в садике нравилось моей дочери. Она обнимает учительницу на прощание, с удовольствием рассказывает мне о занятиях, называет игрушки именами одноклассников и устраивает для них праздники, а по утрам несется в класс, снимая рюкзак на ходу, значит, все хорошо.
Также читайте о 10-ти интересных фактах о материнстве и детстве в Мексике.