Надпись на заборе напротив роддома. Россия, XXI век
Для большинства западных стран партнерские роды – явление обыденное. Так, если верить статистике, еще пятнадцать лет назад 95% американских мужчин считали своим долгом быть рядом с женами во время родов. Примерно то же самое происходит в Европе: присутствие отца в родильном боксе приветствуется, всячески поощряется и воспринимается, как признак благополучности семьи.
Муж на родах незаменим! Говорю, как рожавшая с мужем. По закону - это бесплатно, и должно быть в любом роддоме, но лучше сходить в роддом заранее и попросить перечень всего, что нужно мужу для присутствия на родах, в письменном виде с подписью и печатью врача.
В России к совместным родам готовы пока не все роддома, не все врачи, и не все будущие родители. Тем не менее, между женщинами, вкусившими прелесть совместных родов, и теми, кто их по каким-то причинам не приемлет, разгораются нешуточные споры. Первые убеждают вторых в том, что те обязательно поменяют позицию, как только родят вместе с мужьями. Мол, отрицают это чудесное изобретение человечества лишь те, кто не имел счастья испытать его на себе. Вторые же стойко обороняются, аргументируя свою точку зрения цитатами из дневников прабабушек. Они говорят о стыдливости, о тайне, которая должна сохраняться между супругами, и других подобных вещах.
А ведь, скорее всего, правы и те, и другие. Для одних пар нет ничего более естественного, чем быть вместе в столь важный момент, а для других – стараться сохранить романтический флер отношений. Кроме того, могут быть и сугубо прагматические доводы против совместных родов. Как у меня, например.
Я сама ни разу не взяла мужа на свои роды, и это был мой взвешенный, совершенно сознательный выбор. Именно мой выбор, а не его. И хотя все решения мы стараемся принимать вместе, тут я позволяла себе оставить последнее слово за собой. Почему? Только потому, что рожать каждый раз предстояло мне. Хоть с мужем, хоть без мужа, хоть с толпой студентов-медиков, но мне. А в моем понимании, роды – это работа. Работа, требующая предельной концентрации и предельной отдачи процессу. Я шла на работу, и мне важно было выполнять свою задачу (одну из главнейших в жизни), не отвлекаясь на попытки «подмастерья» помочь мне, не думая, как я выгляжу в его глазах.
Мне было спокойно и надежно с акушеркой, которая ловко и профессионально делала мне массаж и болтала со мной, непринужденно улыбаясь, о сущих пустяках. Вот с ней я в обязательном порядке договаривалась заранее, потому что ее присутствие было для меня по-настоящему важно.
Я не знаю, что такое роды с анестезией, но знаю, как управлять болью во время схваток. Это не совсем то, чему учат на курсах для будущих мам. Потому что все эти способы дыхания не действуют, если не довериться себе, не услышать свое тело. Лично мне моя вторая половина мешала бы чувствовать «первую», то есть, саму себя, – это без сомнения. Допускаю, что это только мои «тараканы», но они имеют право на существование, тем более, что от них никому нет вреда.
А может ли быть вред от совместных родов? Безусловно, если супруги не знают точно, зачем они вместе идут в роддом. К сожалению, не так уж редко молодыми родителями руководит желание быть «в тренде», или зафиксировать на камеру появление на свет нового члена семьи, или что-то доказать друг другу.
Я считаю, что любая женщина хочет остаться для своего мужчины чем-то вроде идеала, а не лежать в родзале, извиваясь от криков, растрепанной и нервной. Конечно, есть мужчины, которые понимают, что эта женщина рожает его ребенка, но многие, как мне кажется, бегут после этого.
Печально, но некоторые женщины делают выбор в пользу совместных родов, объясняя это так: «я хочу, чтобы он видел, как я мучаюсь». А некоторые мужчины идут на роды только затем, чтобы «жена отстала», или чтобы «знала, что я не слабак». По словам врачей, «роды с мужем» нередко напоминают театральную постановку, где главная героиня показательно страдает, а главный герой наигранно демонстрирует ей сопереживание.
Какое уж тут органичное взаимодополнение друг друга? Какое тут понимание с полуслова, угадывание желаний роженицы? Какая доверительная атмосфера? Но ведь без всего этого партнерские роды не имеют смысла... Правда, и одного только искреннего желания быть рядом с любимой недостаточно для того, чтобы быть ей полезным во время родов. Нужно уметь чувствовать, чутко реагировать, а кроме того, обладать какими-то знаниями о родовом процессе. Да и техникой массажа и другими немедикаментозными методами обезболивания очень желательно владеть не только в теории.
Все представители сильного пола разные. Кто-то преуспел в бизнесе, но так и не научился пользоваться дрелью и вешать люстры. Кто-то, что называется, умеет молоток в руках держать, но совсем не умеет читать стихи. В этой связи сложно себе представить, что абсолютно все мужчины созданы для того, чтобы быть помощниками в родах. А потому роль 95% американских мужчин при родах их дражайших половин мне лично не совсем ясна.
Популярность партнерских родов закономерна, и тому есть множество причин, но считать их абсолютной нормой, по меньшей мере, несправедливо. Люди могут любить друг друга, бережно относиться к семье и осознанно подходить к родительству, но при этом со спокойной совестью расставаться на пороге родильного отделения. Просто для них так лучше – вот и все объяснение.
Читайте также: Зачем это в роддоме: шоколадка, маска и чулки