НовостиЗнаменитостиБеременностьРебенокРодительствоШопинг

От «0+» и выше: работают ли возрастные маркировки?

20 декабря 2017

Значки-маркировки появились на экранах телевизоров, на печатной продукции и на страницах интернет-ресурсов уже с 2012 года. Они призваны предупреждать родителей, для какого возраста предназначен тот или иной информационный продукт. Пришла пора подводить первые итоги.

Современная система классификации информационной продукции
Современная система классификации информационной продукции
Источник: Migration

Современная система классификации информационной продукции

В свое время Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», благодаря которому на свет и появились возрастные маркировки, наделал много шума. С одной стороны – он, вроде бы, преследует самую благую цель: оградить подрастающее поколение от того негатива, которым действительно изобилуют сейчас СМИ. Конечно, детям ни к чему пропаганда насилия, жестокости, а также наркотиков, алкоголя или суицида. Но, с другой стороны, слишком уж расплывчаты формулировки закона, и, к тому же, решать, какую именно возрастную маркировку поставить, должен сам производитель или распространитель. А это – благодатная почва для всяческих уловок и нарушений. Так как же обстоят дела с возрастными маркировками на сегодняшний день?

Что настораживает общественность?

Авторы закона продолжают ссылаться на то, что «досконально изучили европейский опыт и переняли его». В свете последних событий такие заявления просто пугают. Особенно если учесть, сколько скандалов в последнее время происходит вокруг западного «секспросвета», родительских протестов, судов и тяжб с ювенальной юстицией. Непонятно только, какой именно опыт изучали наши законотворцы: может, европейские стандарты ВОЗ, согласно которым, дети от 0 до 6 лет должны получать достоверную информацию о «разных моделях семьи»?

Что не устраивает уполномоченных по правам ребенка?

В Кировской области аппарат уполномоченного по правам ребенка провел очень подробный мониторинг по возрастным маркировкам. Выяснилось, что треть школьных и детсадовских сайтов в области, сайты детских библиотек и тому подобных учреждений имеют рекламосодержащую информацию, которая может причинить вред здоровью и развитию детей. Получается странная вещь: родители дома могут защищать ребенка от вредной информации, поставив систему родительского контроля, а сами сайты для детей таят в себе вполне ощутимую угрозу. И никакие маркировки не помогают.

«12+» - информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет. Билет в московский Планетарий
«12+» - информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет. Билет в московский Планетарий
Источник: Migration

«12+» – информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет. Билет в московский Планетарий

С чем пытается справиться Роскомнадзор?

Ведомство, которое обязано контролировать применение маркировок, жалуется, что столкнулось с массой проблем. И самая главная из них: закон, по-прежнему, «сырой» и расплывчатый. Отсюда и всем известные накладки: например, прекрасный фильм нашего детства «Приключения Буратино» попадает под возрастную маркировку «12+». И в той же возрастной группе оказывается концерт эпатажной леди Гаги, которая в Южной Корее, например, маркируется как «18+». Получается, что хулиганистая певица не опаснее милого деревянного мальчика?

Что говорят сами родители?

Родительский лагерь разделился на горячих сторонников и непримиримых противников возрастных маркировок. Для одних значок в углу экрана или книги – руководство к действию, для других – абсурд. Те, кто «в маркировочном тренде», заявляют, что эти значки действительно упрощают выбор программы, мультфильма или книги, и помогают воспитывать ребенка в правильной системе ценностей. Те, кто против, приводят другие доводы: восприятие всегда индивидуально, и там, где один человек увидит невинный романтический поцелуй, другой «встанет грудью» и будет требовать маркировку «18+». Все мы уникальны - и наши дети тоже: все, что облегчает вам процесс воспитания, не обязательно воспринимать «на ура». Никто, кроме самих родителей, не сможет определить, что для их ребенка хорошо, а что плохо.