НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

На краю земли: как школьники из российской глубинки добиваются успеха

14 декабря 2020
В отличие от Марса, в самых дальних уголках России жизнь есть. Несмотря на нестабильный интернет, нехватку специалистов и технических кружков, школьники из поселков и сел учатся 3D-моделированию, строят роботов и побеждают в олимпиадах. Мы узнали, как им это удается.

Семья помогает преодолевать трудности

Владимир Шамин, 13 лет, 7 класс школы им. К. Н. Новикова, город Качканар, Свердловская область

Качканар не назовешь крупным и известным городом, но и жителями далекой отсталой глубинки мы себя точно не считаем. Наш город — молодой, красивый и успешно развивающийся. Нас обучают квалифицированные учителя. Большой плюс к этому — собственное желание узнавать что-то новое. А хороший компьютер и интернет решают проблему удаленности от центра.

Единственная проблема заключается в том, что в нашем городе нет ни кружков, ни секций в этой сфере. Соответственно, сложно найти наставников, которые могли бы курировать меня в процессе подготовки.

Все трудности преодолеваю благодаря моей семье: мама решает организационные вопросы, а мои дяди учат азам Excel и другим премудростям работы на компьютере.

Три года подряд я выходил в финал областной краеведческой олимпиады «Юные знатоки Урала», побеждал в школьных олимпиадах, участвовал в окружных соревнованиях по робототехнике. В этом году решил попробовать себя в новой сфере — «Технологии для среды обитания». Принял участие в Олимпиаде Кружкового движения НТИ по этому направлению и победил: набрал 100 баллов из 100.

Мама учится вместе со мной

Артемий Матвеев, 11 лет, 6 класс, средняя школа No 2, поселок Ибреси, Чувашская республика

Я пошел в первый класс на год раньше остальных ребят. Я очень люблю учиться и читать. Когда есть желание, то учиться в школе хорошо и просто. А вот получать знания сверх школьной программы сложно.

У нас небольшой поселок, около 10 тысяч жителей, и для развития мало возможностей.

Есть школа искусств и спортивная школа, а технических кружков нет, поскольку нет специалистов.

Все трудности мы преодолеваем самостоятельно: находим книги, онлайн-курсы. Сейчас их стало много, но они дорогие, поэтому хватаем знания поверху. Находим мастер-классы, бесплатные курсы, видео-уроки. Большую часть приходиться учиться самостоятельно. Мне во всем помогает мама, подталкивает к учебе, сидит рядом и вместе со мной учится.

В этом году я участвовал в 10 соревнованиях. Занял первое место в Международной дистанционной олимпиаде «Эрудит III», победил в пригласительных школьных этапах ВсОШ по математике, информатике и физике. А еще — стал самым юным стипендиатом главы администрации Ибресинского района Чувашской республики.

В Олимпиаде НТИ участвовал во второй раз. В прошлом году вышел в финал в профиле «Мир роботов». Было трудно. Не хватало знаний в программировании, некому было научить. В этом году решил попробовать себя в другом профиле — «Виртуальный мир», стал финалистом. У меня нет друзей, но на олимпиаде я нашел единомышленников. Во время подготовки общался с ребятами в онлайн-сервисах.

Важно интересоваться всем новым

Алёна Трофимова, 12 лет, 6 класс средней школы No 5, поселок Айхал, Мирнинский район, Якутия

Несмотря на то, что живем вдалеке от больших городов, мы получаем знания наравне с другими ребятами. Возможно, у нас нет такого оборудования, как в городских школах, но учителя у нас отличные. Конечно, есть трудности с участием в конкурсах и мероприятиях, потому что вывозить детей — дорого и проблематично. Поэтому я считаю, что введение дистанционного формата дает нам прекрасную перспективу на участие в общероссийских мероприятиях.

Да, есть проблемы с интернетом, он не стабильный, но все равно нам открылись возможности, которых мы были лишены из-за особенностей географического положения.

У нас прекрасные учителя, которые стараются идти в ногу со временем, осваивают новые технологии. Кроме того, меня поддерживают родители, стараются помочь, если возникают трудности.

Секреты успеха: проявлять интерес ко всему новому, больше узнавать обо всем в разных отраслях знаний. Побеждать в олимпиадах помогают поддержка команды и обучающие уроки, которые можно проходить онлайн.

Даже в глубинке не чувствую дефицита информации

Алексей Павлов, 12 лет, 6 класс Майинская средняя школа им. В. П. Ларионова, Мегино-Кангаласский улус, село Майя, Якутия

Алексей Павлов

Мне сложно судить о том, насколько детям из дальних уголков страны труднее добиться высоких результатов, так как у меня нет опыта обучения в крупных городах.

При современных технологиях связи я не чувствую, что живу на окраине или на какой-то изолированной территории и дефицита информации не ощущаю.

У нас стабильный скоростной интернет. Ребята из нашей школы добиваются неплохих результатов в самых разных сферах.

Я участвовал в конкурсе АгроНТИ, занял первое место в Республике по направлению «Агрокоптеры». Летом учился в тематической смене ресурсного центра «Юные Якутяне» — все онлайн. Сейчас хожу в школьный кружок по робототехнике. Мы конструируем роботов, участвуем в конкурсах и выставках.

Об Олимпиаде НТИ мне рассказали сразу и руководитель кружка по робототехнике Леонид Тихонович, и классный руководитель Ольга Петровна. Я решил попробовать. Если честно, не ожидал, что наша команда победит. Добиться высокого результата помогли мастер-классы от организаторов. Также скачал виртуальную машину с симулятором, выполнял задания. Дополнительно изучал курс по программированию.

Если во время подготовки что-нибудь было непонятно, звал папу — и он объяснял мне сложные моменты.

Секреты успеха? Секреты на то и секреты, чтобы храниться в тайне. А если серьезно, то важнее всего стремление к победе и усердие.

Местоположение не влияет на высокие результаты

Дмитрий Замилов, 12 лет, 6 класс, средняя школа села Целинное, Хайбуллинский район, республика Башкортостан

Дмитрий Замилов

Может быть, наше село и находится далеко от крупных городов, но школа у нас очень хорошая. В каждом кабинете есть интернет. Учителя много занимаются с нами индивидуально. Учеников в классах мало, в моем — всего 18. Много знаний мы получаем самостоятельно. Если есть желание, возможностей всегда хватает.

У нас в семье пятеро детей. Я с третьего класса занимаюсь робототехникой. Благодаря нашему преподавателю Ришату Рашитовичу Хусаинову мы участвовали во многих конкурсах: ездили в Уфу, Йошкар-Олу и Москву на соревнования по робототехнике. Поэтому я не считаю, что наше местоположение влияет на то, что дети не могут где-то участвовать или побывать. Все в руках учителей, родителей и детей.

Высоких результатов помогает добиваться, во-первых, наш замечательный педагог Ришат Рашитович.

Он на собственные деньги купил роботов и все, что было нужно для кружка.

В дальнейшем, когда у нас появились результаты, наша республика начала помогать ему в приобретении программ, компьютеров, новых роботов. Огромное спасибо ему за то, что даже когда он стал директором школы, находит время заниматься с нами.

И, конечно, спасибо моим родителям. Это они отдали меня в кружок робототехники. Наши домашние разговоры, совместные дела по робототехнике настраивают меня на дальнейшие успехи в этой области.

Секрет успеха — в целеустремленности. Потому что если у вас нет желания и стремления чего-то достичь, ни родители, ни педагоги, не смогут вас заставить. И второй секрет успеха — это, конечно, учитель, который направляет и помогает.

Читайте также:

11 привычек и правил, которые помогут ребенку вырасти успешным

10 имен, которые приносят успех

Хитрость, лень, упрямство и ещё пара несносных черт, которые позволят нашим детям достичь успеха

Смотрите интересный ролик