Учитель, а не школа
Выбирая школу для ребенка, обратите очень серьезное внимание на его первую учительницу. Если она работает в школе уже давно, то постарайтесь поговорить с родителями детей, которые у нее учились, и с самими детьми, которые уже стали старшеклассниками.
Учителя сейчас очень «жестокие». Оценки тоже непонятно как ставят. Если у двух одинаковых работ будет одинаковое количество ошибок, то одному поставят «4», а другому «3». Почему так?
То же самое следует сделать, если ученик начальной школы жалуется на преподавателя – обычно младшеклассники делают это очень редко, наоборот, им свойственно обожать учительницу и заявлять родителям: «А вот Мария Николаевна говорит совсем другое! Я буду делать так, как она говорит!» Если в рассказах бывших учеников о первой учительнице будет что-то, что вас насторожит – например, заставила ребенка за провинность стоять весь урок, позволяла себе щипки, подзатыльники, обидные слова, не объясняла материал, гналась за успеваемостью – задумайтесь о том, стоит ли вам продолжать с ней общаться.
Ученики начальной школы и так переживают стресс, к тому же, в первые школьные месяцы у них складывается отношение к учебе – если они будут бояться учительницы или слишком стараться ей угодить, то сами предметы окажутся уже не важными. Поэтому выбирайте учителя, а не школу: иногда в самой обычной школе может оказаться замечательный преподаватель.
Учить уроки
Узнать подробности о поведении нелюбимого учителя вы можете и от самого ребенка. Когда он рассказывает о каких-то школьных происшествиях, ссорах, играх, интересуйтесь: «А что сказал на это Александр Георгиевич?» Так вы сможете увидеть более-менее объективную картину происходящего. Расспрашивайте и о том, что учитель рассказывает на уроках: это поможет вам понять, нравится ли ему самому предмет, может ли он передать детям интерес к нему. Нелюбимым учитель может стать, если у ребенка плохие отметки по его предмету, и поэтому ученику кажется, что педагог «придирается». В этом случае найдите способ позаниматься с ребенком дополнительно – сами, с репетитором или одноклассниками, которым эта наука дается легче. Часто, когда предмет начинает усваиваться лучше, отношение к учителю тоже меняется в позитивную сторону.
Поиск баланса
Одни учителя считают, что с детьми необходимо вести себя авторитарно, жестко. Другие, наоборот, пытаются завоевать авторитет тем, что разрешают детям вести себя на уроках как им заблагорассудится. Первых школьники опасаются и не любят, вторых далеко не всегда уважают, и тоже могут дома отзываться о них негативно.
Оставаясь на стороне ребенка, необязательно соглашаться с ним в этом вопросе. Ребенок, который привык дома не соблюдать никаких правил, будет чувствовать себя дискомфортно, даже если учитель не проявляет авторитарности, а просто предлагает не шуметь. Ребенок, который дома остается центром Вселенной, тоже окажется недовольным – ведь внимание учителя принадлежит не только ему одному, а распределяется между всеми учениками. Посочувствуйте ребенку, которому не нравится учитель, но не разделяйте его точки зрения сразу – иначе обида на педагога возрастет, и приходить на его уроки будет еще труднее.
Если же вы поняли, что дело не в учителе, то постепенно меняйте ситуацию – заново объясняйте ребенку школьные правила, начинайте вести себя с ним дома по-другому. И расскажите, что учителя тоже люди, поэтому могут и грустить, и злиться, и плохо себя чувствовать, а от того не всегда вести себя так, как от них ожидают. И к тем учителям, которые не притворяются добрыми, суровыми или властными, а ведут себя естественно, дети обычно относятся хорошо.