Дисграфия: работа над ошибками

Дисграфия (от греч. dis - приставка, означающая расстройство, grapho - пишу) - частичное нарушение процессов письма. Проявляется подобная патология в повторяющихся стойких ошибках при письме. При этом дисграфия не является следствием каких-либо интеллектуальных нарушений.

Дисграфия, как и дислексия, обусловлена несформированностью высших психических функций (в данном случае - участвующих в процессах письма). При этом некоторые ученые отмечают возможность наследственной предрасположенности к дисграфии.

Формы дисграфии:

- артикуляторно-акустическая
Если у ребенка имеются нарушения в произношении звуков, он может, опираясь на собственное неверное произношение, неверно фиксировать слова при письме. В данном случае для начала необходима коррекция звукопроизношения, а уж затем - письма.

- аграмматическая
Ребенок, страдающий подобной формой дисграфии, пишет как бы вопреки правилам грамматики - например «забавные щенок», «дождливый дни» (связано это с недоразвитием грамматического строя речи).

- акустическая
Основной «симптом» - замена звуков (при написании, соответственно, букв) фонетически близкими: «Б-П», «З-С», «В-Ф» и т.п. При этом при чтении ребенок произносит звуки верно

- оптическая
Малышу трудно усвоить тонкости визуальных различий между буквами. Соответственно, он неправильно изображает их при письме.

- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для данного вида дисграфии характерны следующие «симптомы»: пропуск, повторение и перестановка на письме букв и слогов, раздельное написание приставок или слитное - предлогов («влесу», «по думала»).

Коррекция дисграфии

Если диктанты вашего ребенка пестрят орфографическими ошибками, не спешите ругать малыша за «нелепые» промахи. Возможно, оплошности вашего школьника не являются следствием невнимательности, и препятствием в освоении грамматики для него стала дисграфия.

Дисграфия требует коррекции. Помимо занятий со специалистом (речевых игр, анализа звукобуквенного состава слов, тренировки «буквенного» зрения), родители могут и самостоятельно помогать малышу улучшить качество письма. При этом не стоит делать упор на быстроту письма: в данном случае более действенным оказывается подход - лучше медленнее, но качественнее.

Боремся с дисграфией:

- предложите ребенку ежедневно писать карандашом коротенькие диктанты. При проверке лучше делать пометку на полях, а не исправлять замеченные ошибки прямо в тексте. Будет лучше, если малыш сам найдет и исправит собственные ошибки (ориентируясь на ваши пометки);
- предложите своему школьнику каждый день в течение нескольких минут искать и зачеркивать (или обводить) в тексте определенные (заданные вами) буквы.