Домашнее образование: все о плюсах и минусах

Домашнее образование или хоумскулинг в последнее время становится все популярнее. Тысячи родителей забирают детей из школы и учат их сами. О плюсах, проблемах и мифах, связанных с такой формой обучения, нам рассказал Алексей Семенычев, психолог-консультант и основатель сообщества «Альтернативное образование».

Алексей Семенычев
Алексей Семенычев

– Алексей, почему вообще родители делают выбор не в пользу школы?

– В первую очередь причина кроется в несовершенстве школьной системы, в том, что она не отвечает современным потребностям. То есть школа не решает те задачи, которая она должна решать, а сама школьная программа невероятно затянута. Хочу сразу сказать, что наши дети точно так же успевают все сдавать, в том числе и ЕГЭ, и ГИА. Разница в том, что у них больше самостоятельности. Принцип самостоятельности здесь вообще главный. Школа, даже самая современная, не настроена на то, чтобы научить детей самостоятельно работать.

Но ведь в новых федеральных стандартах прописан индивидуальный подход. Вы, получается, в это не верите?

– Честно говоря, у нас вообще есть тенденция, что декларация заменяет реальность, и не только в образовании, а вообще везде. Я не хочу говорить про школу плохо. Действительно, есть хорошие школы, и мы это признаем. Но для того чтобы построить индивидуальный путь развития, надо менять структуру школы. Для этого, как минимум, нужно иметь класс не на 30 человек, а на 15. Если нет диалога в классе с каждым учеником, нельзя говорить, что это индивидуальное обучение.

Многие родители боятся недодать своему ребенку знаний на домашнем обучении...

– И правильно делают, что боятся. Выбор траектории развития ребенка – это непросто. Нужно понимать своего ребенка, знать, чем он увлекается, и что ему нравится. Домашнее образование – это реальный труд, но в итоге вы видите, что дети не напрягаются так, как в школе, не устают. Они высыпаются, ходят в кружки, которые им нравятся. Однако все это рождается в работе.

А как быть с графиком? Делать его свободным или жестким, как в школе?

– Вы знаете, вопрос, действительно, сложный, и у каждого на него свой ответ. Что касается меня, то я все-таки представляю исключение из правил. У меня трое детей, я воспитываю их один и работаю из дома. Тем, кто работает в офисе, наверное, сложнее. Но это вопрос приоритетов: на что вы готовы тратить свои время и деньги. Если вы считаете, что в первую очередь вам нужно заработать миллион, то, конечно, времени на то, чтобы самостоятельно учить ребенка, у вас не останется. Тем не менее, это не означает, что учеба ребенка отнимет все ваше время. На практике достаточно нескольких лет занятий, после которых навык учиться самостоятельно закрепляется.

Как обычно реагируют на уход из школы друзья и родственники?

– Это довольно серьезная проблема, и обычно она возникает с дедушками и бабушками. Непонимание поначалу, конечно, присутствует. Но обычно это длится первые несколько лет. Когда они видят результат, видят ребенка, который развит и занимается делом, вопросы, как правило, снимаются. Подчеркну: не через один год, а через два-три. Тогда уже и бабушки с дедушками чему-то сами начинают учить, радуются, что к внукам можно и днем приехать, а не вечером, когда они устали после школы. Важный момент: чтобы ребенок перевелся на домашнее обучение, нужно согласие обоих родителей. Если кто-то против, лучше этого не делать, потому что поддержка семьи является ключевой.

С какими проблемами вообще сталкиваются родители, которые переводят детей на домашнее обучение?

– Во-первых, отвыкание от школы, на это уходит обычно первый год. Даже после одного года, проведенного в школе, перевести ребенка на домашнее образование тяжело, причем эта проблема касается не только самого ребенка, но и взрослых. Нужно войти в русло, изучить программы, освоиться, сдать первую аттестацию, выстроить свой учебный план. Вторая проблема – социализация, круг общения у ребенка не должен ограничиваться только лишь семьей. Третья проблема не так критична, но она есть: это взаимоотношения со школой. Ребенка нужно обязательно приучать к тому, что школа потребует неких формальностей. Например, отступать определенное количество клеточек в тетради. Это все решаемо. Есть еще отношения с администрацией школы, которая, к примеру, может провести аттестацию внезапно. Или экзамены ставят каждый день, что запрещено по закону. Таких нюансов очень много.

Как часто ребенку нужно проходить аттестацию?

– У всех по-разному. Есть, например, дистанционные школы, которые вообще посещать не надо. Там ученики сдают только ГИА и ЕГЭ. А есть школы, которые каждые два месяца вызывают ребенка, чтобы проверить его знания по одному и тому же предмету. По закону школа совместно с родителями устанавливает график аттестаций. На практике же учебное заведение может постоянно вносить изменения, а родителям остается либо подчиниться, либо спорить. Форму сдачи определяет школа: это может быть и собеседование, и тест, и сочинение. Как правило, проблем со сдачей не возникает. Во всяком случае, получить тройку вообще не проблема. Другое дело, что такую оценку мало кто хочет получать. Случаев, когда уж совсем все плохо, единицы. И обычно дело там в том, что ребенок долго болел. Бывает, что и на второй год оставляют, но в школу насильно никого не забирают.

Давайте поговорим о мифах, которые витают вокруг домашнего образования. Вот, например, предположение о том, что у ребенка без школы не будет социализации...

– Это, конечно, очень популярное заблуждение. Я скажу так: школа не то место, которое изначально социализирует. Однако я не буду говорить, что проблемы социализации не существует. Конечно, она есть, о чем я и говорил. И к ней надо внимательно относиться. И первое, что вы даете понять ребенку, – уверенность в том, что за его плечами стоит семья. Только тогда происходит созревание его личности. А социализация как раз – это зрелая личность перед обществом. Если у ребенка есть страх ошибки, страх иерархии (что как раз наблюдается в наших школах), то это социализации как раз мешает. Второе – общение, которое, безусловно, необходимо. И хоумскулеры не сидят дома: они развиваются, ходят в секции и кружки, в гости, активно общаются с ровесниками. Подростки сами находят тусовку. У них есть свой круг интересов, и такой круг, между прочим, должен быть и у школьников.

Некоторые, впрочем, считают, что дети на домашнем образовании – это те, кто не успевает в обычной школе.

– Главная проблема школы сейчас как раз в том, что там 80% учеников не успевает. Здесь разница в том, что есть родители, которым на это просто наплевать. Они возмущаются тем, какая школа плохая, и какой в ней никудышный учитель, но ничего не делают. Вот те, которым не наплевать, забирают детей из школы и учат сами. Неофициально около 10% детей приходят в «семейку» из-за беспомощности школы. Это очень важный и неприятный момент. Вот, к примеру, мальчика выгнали из школы со словами: «Переводите ребенка на семейное образование, мы не в состоянии его выучить сами», хотя его родители вообще изначально не думали ни о каком уходе из школы. Но таких случаев немного, я бы не стал делать на них акцент. Гораздо больше на «домашке» детей с широким кругозором, детей талантливых. Это факт.

Я бы хотел подчеркнуть, что хоумскулинг не означает того, что ребенок навсегда уходит из школы. Он может туда и вернуться. К примеру, родители могут забрать его в начальной школе, а потом он снова будет ходить на занятия. Делается это для того, чтобы дать ребенку хороший старт, научить самостоятельности. Вернуться в школу после этого можно будет в любой момент.

Также читайте о родителях-дауншифтерах.