Мораль, как показывает множество научных работ, является одним из наиболее древних способов регуляции отношений между индивидами. Сознательно или нет, человек всегда соотносит свои действия с моральными нормами. Специалисты МГППУ провели исследование, в котором показали, что моральная оценка личностью группового конфликта из-за ресурса изменяется в ходе индивидуального развития: от безусловной поддержки членов своей группы у детей — к справедливому отношению к членам чужих групп у старших детей и взрослых.
Эксперимент состоял из трех стадий: покой, диалог на отвлеченные темы и решение моральных дилемм. В ходе всего эксперимента проводилась регистрация сердечного ритма. Впоследствии анализировалась вариабельность сердечного ритма (ВСР), представляющая собой мельчайшие изменения регулярности ударов сердца. В данном эксперименте ВСР служил индикатором меры системного рассогласования организма, то есть давал информацию о стрессовом состоянии
Научный сотрудник института экспериментальной психологии лаборатории нейрокогнитивных исследований индивидуального опыта МГППУ Ирина Созинова прокомментировала идею исследования:
Содержание дилеммы заключалось в том, чтобы отдать неделимый ресурс либо члену своей группы, которому ресурс нужен для необязательного блага, либо члену чужой группы, которому ресурс был необходим для выживания. Предлагаемые группы формировались по разным признакам — родственному, этническому, видовому.
В результате ученые обнаружили, что у детей, склонных поддерживать членов чужих групп, регистрируется стрессовое состояние, в отличие от детей, чаще отдающих предпочтение члену своей группы.
У взрослых, напротив, поддержка членов чужих групп не сопровождается системным рассогласованием. Кроме того, процесс решения моральных дилемм у взрослых сопровождается меньшим стрессом, нежели беседа с экспериментатором и состояние покоя.
Ученые считают, что психофизиологические системы, сформированные на разных этапах развития, могут вступать в противоречие друг с другом, что и проводит к процессам системного рассогласования у детей при решении моральных дилемм. Созинова заявила:
Вероятно, формирование моральной оценки действий в подобных конфликтных ситуациях происходит постепенно. У взрослых накапливается достаточное количество эпизодов взаимодействия с другими, предписывающих справедливое отношение друг к другу.
Результаты были представлены в рамках доклада на Международной научно-технической конференции «Нейроинформатика-2019», а также на Международной конференции по психологической науке (Internаtional Convention of Psychological Science) в Париже в 2019 году.
Читайте также: 7 признаков того, что у ребенка проблемы с одноклассниками. Смотрите наши ролики: