Родители стали искать для своих детей «человеческие школы»

Родители будущих учеников российских школ стали намного чаще интересоваться психологическими и моральными аспектами будущего места обучения их детей.

МОСКВА, 30 мар — РИА Новости. Родители будущих учеников российских школ стали намного чаще интересоваться психологическими и моральными аспектами будущего места обучения их детей, сообщила во вторник накануне всероссийского начала записи детей в первый класс на мультимедийной пресс-конференции доктор биологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

«В последние годы родители, которые обращаются к нам, просят... "человеческую школу"», — рассказала Безруких.

По ее словам, взрослые ищут для своих детей «школу, где к ребенку будут относится лояльно, где будут считаться с индивидуальными возрастными особенностями ребенка. Такая просьба и требования появились буквально лет пять назад», — уточнила она.

При этом Безруких добавила, что «до этого доминировал вариант школы, в которой все дети поступают после окончания в вуз и, конечно, близость к дому, особенно в начальной школе».

Академик отметила, что за последние десять лет существенно интенсифицировались программы начального обучения. «К сожалению, при выборе школы родители практически не интересуются программой обучения и понимают, что попали в школу с интенсивной программой обучения только либо к концу первого класса, либо уже во втором классе, когда проявляется большой комплекс проблем», — отметила Безруких.

Она пояснила, что интенсивная программа обучения — «это программа, в которой гораздо быстрей идет изучение базовых навыков письма и чтения, много дополнительных компонентов (часто они называются факультативными, часто их нет даже в расписании) — но все это нагрузка на детей».Академик РАО выразила сожаление невниманием родителей будущих школьников к этому вопросу. «Родители — как показывает опыт — не знают, что программы разные, не интересуются этим, и в качестве критерия выбора школы не учитывают», — сообщила она.

Безруких считает, что «родители выбирают школу для себя — какую бы они хотели. Не считаясь с тем, под силу ли это будет детям».

«Я думаю, что это основная беда детей, основная проблема родителей и на самом деле — основной фактор, который и определяет оценку нашего образования как тревожную и кризисную», — сказала профессор.

Как сообщил первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Константин Абрамов, почти половина опрошенных в 2009 году респондентов считают ситуацию в системе российского образования «тревожной или кризисной». Такую оценку, по мнению Безруких, дают те родители, чьи дети не справляются с нагрузкой.

«Они не просто так оценивают эту ситуацию, это не взгляд со стороны. Это их проблемы и проблемы их детей», — уточнила профессор. Она считает, что такая ситуация напрямую связана с интенсивными программами обучения в начальной школе и выбором неадекватной, несоответствующей возможностям ребенка школы.

Помимо этого, академик высказала мнение и о профессионализме учительского состава российских школ. «Учитель прежде всего должен быть знающим — он должен знать не только свой предмет, он должен знать ребенка», — отметила эксперт. «Он должен понимать его возрастные и интеллектуальные способности. Должен уметь индивидуально работать с ребенком», — считает Безруких.

«К сожалению, гуманная школа, школа сотрудничества до сих пор остается только лозунгом — это нереальная ситуация, характерная для большинства школ России», — добавила она.

Безруких порекомендовала родителям будущих первоклашек интересоваться самим у руководства школ хотя бы «комплектами учебников», по которым будут учиться их дети. «Почитать, поинтересоваться, в конце концов — обратиться к специалистам, для того, чтобы понять, насколько она (программа) может быть сложна для вашего ребенка», — уточнила академик.