из Краснодара, где дети стоят с табличками 1 «Ы», 1 «Х», 1 «Ф» и 1 «Я». Для старшего поколения это выглядит странно, но теперь так обозначают классы по всей стране. Би-би-си рассказывает, почему так происходит, и что об этом думают сами дети.

">

От «ашек» до «яшек»: почему в российских школах так много классов и в каких хотят учиться сами дети

В российских школах едва хватает алфавита для обозначения первых классов. В первый день учебного года в социальных сетях широко разошелся видеоролик из Краснодара, где дети стоят с табличками 1 «Ы», 1 «Х», 1 «Ф» и 1 «Я». Для старшего поколения это выглядит странно, но теперь так обозначают классы по всей стране. Би-би-си рассказывает, почему так происходит, и что об этом думают сами дети.

Как сообщили региональные СМИ, в краснодарской школе No94 в этом году — 840 первоклассников и 29 первых классов, а праздничную линейку пришлось проводить в две смены.

Контент недоступен

Пользователи соцсетей, для которых более привычна ситуация, когда в одной параллели не больше пяти-шести классов — то есть классы от «А» до «Е», — отреагировали на ситуацию шутками и недоумением. Также появление 1 «Я» класса в краснодарской школе стало поводом для обсуждения в соцсетях тем миграции в южные регионы России и высокой плотности населения на юге страны.

«Краснодар стал настолько большим городом, что уже только в одной школе есть по 28 первых классов, да, есть 1 "Ы" класс», — прокомментировал один из пользователей твиттера.

На самом деле появление первых «Ф», «Ы» и «Я» мало связано с ростом населения или рождаемости. В Москве школы, набирая первоклассников, доходят до середины алфавита: школьники попадают, например, в классы «Л» и «П». Десятки параллельных классов — это следствие укрупнения школ, объединения учебных заведений в так называемые кластеры. Процесс объединения школ уже несколько лет идет во многих регионах России, главным образом — в крупных городах. Зачастую этот процесс сопровождается протестами родителей, нежеланием руководства школ объединяться и даже судебными разбирательствами.

10 вредных советов, как родителям испортить отношения со школой:

В столице реформа школьной системы стартовала в начале 2010-х годов, когда мэром стал Сергей Собянин, а департамент образования Москвы возглавил Иосиф Калина. До реформы финансирование московских школ во многом определялось их статусом (школа это или гимназия и т.д.), а после деньги стали выделять, исходя из количества детей в каждом учебном завдении. Чтобы решить проблему «непопулярных» школ с малым количеством учеников и переполненных престижных, власти стали их объединять.

Власти заявляли, что объединение школ в кластеры необходимо в первую очередь для повышения качества образования. Инициаторы реформы обещали, что повысится доступность профильного образования в старших классах, у школьников будет более широкий выбор дополнительных занятий, конкуренция между учителями будет выше, а возможностей для профессионального роста педагогов — больше.

Однако, как выяснили в 2016 году исследователи из Института образования Высшей школы экономики, на практике все оказалось сложнее. Согласно исследованию, доступность профильного образования в старших классах, действительно, немного выросла, однако «простым» классам достаются не лучшие педагоги, успеваемость в целом по школе не выравнивается, кружков стало больше за счет появления платных секций, а число детей, посещающих бесплатные кружки, практически не изменилось.

Педагоги также говорили о росте нагрузки и появлении новых неоплачиваемых обязанностей, но при этом учителя укрупненных школ были чуть более довольны своей зарплатой, чем их коллеги из «обычных» школ. Многие критики реформы и исследователи указывают на существенные негативные изменения в результате укрупнения школ, но процесс объединения учебных заведений в кластеры продолжается. Это означает, что первоклассники в ближайшем будущем будут приходить в 1 «А», 1 «К» и, возможно, 1 «Я».

Русская служба Би-би-си спросила самих первоклассников, в класс с какой литерой они хотели бы попасть и что они думают о той букве, которая досталась их классу.

«Это какие-то непонятные буквы»

В школе в Ростове-на-Дону, куда в первый класс идет 7-летний Платон, в этом году — 20 первых классов, по 30 и больше человек в каждом. Платон хотел бы попасть в класс «А», но попал в «Е». «Потому что первое сентября, первый класс и первая буква алфавита, — говорит первоклассник. — Но и мой класс мне тоже нравится, тут есть мои друзья из детского сада. Еще мне бы хотелось в "П" класс, потому что это первая буква моего имени. А вот в "У" класс я бы не хотел, потому что они последние идут на линейку и вообще везде будут последние».

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой:

Первоклассница Саша из Москвы также не очень довольна буквой, которая досталась ее классу: «"Г" — очень твердая. Вот "В" мягкая, я бы хотела быть в 1 "В". Еще у нас 1 "К" и 1 "Л", там я бы тоже не хотела быть. Это какие-то непонятные буквы. А после 1 "Г" нет 1 "Д". Непонятно. Но вообще это не очень важно, какая у тебя буква, надо только запомнить свою».

Арсений пошел в 1 «Л» класс в Москве и говорит, что ему не нравится доставшаяся его классу буква. «Я бы хотел, чтобы у меня "А" была. "А" — это моя любимая буква, на "А" начинается мое имя. Ну ладно, пусть останется буква "Л"», — объясняет Арсений.

Аглая пошла в школу в Москве в 1 «П» класс. Сначала она сказала родителям, что ей все равно, какая буква достанется ее классу, потом подошла к плакату с алфавитом, посчитала и заметила: «Не так уж [буква П] и далеко».

Александра — ученица 1 «Л» класса московской школы — говорит, что она довольна тем, какая буква досталась ее классу: «Я думаю, что "Л" — это хорошая буква. Мне нравится буква "Л", потому она красиво называется, и еще у нее красивая форма». А первокласснику Тихону, который теперь учится в 1 «Л» классе в Москве, буква «Л» не нравится. «Потому что это не первая буква моего имени, — объясняет он. — Мне не нравится и вторая буква моего имени. Мне нравится "Х", третья буква моего имени, и "Т" — первая буква моего имени, потому что это буквы моего имени. Потому что "Л" отличается от буквы "Т", она другая и по-другому стоит — на двух ногах, а "Т" — на одной. И еще по другому произносится. Я хотел бы в первый "Т", первый Тиша. Все!»

Анна Рында

Смотрите видео:

Контент недоступен