Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Известия

Дай пять: как будут оценивать школьные знания

Эксперты — о плюсах и минусах различных балльных систем.


Игорь Низов / Фотобанк Лори

На одном из круглых столов в «Известиях» Виктор Болотов, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, предложил отказаться от устаревшей, по его мнению, пятибалльной системы оценки знаний школьников. Это вызвало бурные обсуждения судьбы привычных пятерок и четверок. В их защиту выступила министр просвещения России Ольга Васильева, отметив, что необходимости в изменении стандартной системы нет. Компромиссную позицию заняли в Рособрнадзоре, указав на то, что официально предложений о нововведениях не поступало, но если возникнут интересные идеи, их готовы обсудить. Накануне нового учебного года портал iz.ru выяснил у экспертов, что они думают по этому поводу.

Сейчас самыми распространенными в мире системами оценки знаний школьников остаются пятибалльная — она используется в Чехии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии и ряде других стран — и 10-балльная, работающая, например, в Молдавии, Албании, Литве, Румынии, Финляндии и Вьетнаме. Реже встречаются 12-балльная, на которую периодически предлагают перейти в России, 20-балльная и 100-балльная.

Впервые вопрос расширения шкалы оценок в нашей стране стал широко обсуждаться после введения ЕГЭ. Тогда Андрей Фурсенко, занимавший пост министра образования и науки, предложил перейти на 10-балльную систему, но на эксперимент согласились пойти лишь в нескольких школах, дальнейшего развития эта инициатива не получила. Сегодня же дискуссии возобновились: быть или не быть пятибалльной системе?

Как ее противники, так и сторонники отмечают, что на самом деле сейчас функционируют три, реже — четыре оценки. «По сути, у нас действует трехбалльная система, — сказал порталу iz.ru историк и заслуженный учитель РФ Александр Снегуров. — Разве мы ставим теперь единицы? Нет. Даже двойки очень редко. Педагоги пытаются отвечать «запросам» администрации на положительные оценки для поддержания рейтинга школы.

В результате в арсенале преподавателя остаются лишь четверки и пятерки. Поэтому учителя уже давно стали самостоятельно расширять спектр оценок — так, в дневнике появляются «+», «-» и дроби. Заменить эти условные знаки и предлагается введением дополнительных цифр.

Поскольку сегодняшнее законодательство об образовании в России позволяет школам самостоятельно выбирать удобный формат оценки успеваемости, некоторые «нетрадиционные» системы в стране уже были протестированы. Например, в красноярском лицее № 9 преподаватели вовсе отказались от баллов. Вместо этого каждый ученик получает комментарии к своей работе с указаниями на ее достоинства и недостатки.

Минусом такого подхода, как отметил в беседе с порталом iz.ru исполнительный директор фонда «Будущие лидеры» Варвара Чуйкова, является отсутствие понятных и четких способов оценки учениками собственных знаний. «Ребенку труднее ориентироваться среди своих сверстников, в системе ОГЭ и ЕГЭ», — считают в фонде.

В школе № 45 села Ямкино Ногинского района уже более 20 лет работают с 20-балльной системой. По словам завуча, она дает значительно больше возможностей, чем стандартная. «Подход к ученикам становится более индивидуальный, — объясняют в школе. — Например, если тот, кого обычно называют двоечником, действительно хорошо подготовился, но все-таки не дотянул до идеала, мы всё равно можем оценить его ответ на условную пятерку, поставив не 20, а 18,1 балла, потому что для него это действительно прогресс».

С одной стороны, такое увеличение выбора оценок дает преподавателю больше свободы, позволяет быть более объективным и повышает мотивацию ученика. Однако, с другой стороны, не возникнет ли и здесь проблема «отмирания» некоторых оценок? Не станут ли в 10-балльной системе такими же невостребованными, как кол, 1−5 баллов?

Оксана Гильман / Фотобанк Лори

Редактор рейтинга вузов Round University Ranking Олег Соловьев уверен, что массовый переход к другим системам не принесет облегчения ни учителям, ни ученикам и скорее напоминает борьбу с ветряными мельницами. Вместо этого стоит сделать строже классическую систему, возродив позиции всех оценок. «Необходимо поменять критерии выставления отметок, — сказал порталу iz.ru Соловьев. — Двойка должна перестать быть черной меткой и стать на уровне существующей тройки. Тройка, в свою очередь, — стать сильной, твердой оценкой, которая ставится за уверенное, но среднее знание предмета. Четверка — идеальное знание в рамках стандарта, а пятерка — выдающийся результат и нестандартная интерпретация».

Еще один вариант повышения мотивации у учеников предлагает основатель образовательного онлайн-ресурса Puzzle English Александр Антонов: «Думаю, нужен рейтинг персональных достижений, опирающийся на много параметров: уровень знаний, в том числе дополнительных, вовлеченность в учебный процесс (посещаемость, активность на уроке, качество выполнения заданий), отзывчивость и активность позиции (готовность участвовать в делах школы, класса, помогать одноклассникам, участвовать в конкурсах, олимпиадах), творчество (любые идеи, предложения)».

В целом идея не нова и напоминает советскую доску почета или систему портфолио, которую активно вводят в вузах. Однако в результате все успехи учеников всё равно придется подводить под единый формат, чтобы зафиксировать их в аттестате.

Кроме того, считают некоторые преподаватели, для учеников начальной, средней и старшей школ подходы должны быть разными. Например, в начальной школе можно использовать классическую систему, в средней — 10- или 12-балльную, а в старшей — перейти к более сложной 100-балльной. Оценки за домашнюю работу и устный ответ на уроке можно и вовсе отменить, заменив на комментарии со стороны учителя.

Это, по мнению педагогов, позволит школьникам чувствовать себя свободнее и сделает «поход к доске» менее стрессовым. Портфолио и рейтинги сделают акцент на всестороннем развитии учеников, будут учитывать их креативность, коммуникабельность и другие качества, которые сейчас необходимы в каждой профессии.

В любом случае внедрение новой системы должно быть плавным и сопровождаться ясными разъяснениями для учеников, их родителей и преподавателей.

Читайте также: Идут на рекорд: почему школьников стало больше.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Татьяна СмирноваАд в доме. Невроз. Поговорите со мной...
Ровно месяц с моей последней темы. Живётся мне крайне плохо в собственном доме. Я стала психом. Что же мне делать и как жить? Риторические вопросы...
немного предистории https://deti.mail.ru/forum/semejnye_otno...
1,5 мес назад нас выписали из больницы. С одной стороны бабушка ходит с ходунками по квартире, сама кушает, меряет давление и пьёт таблетки. с другой стороны у неё не появляются новые бытовые навыки(чтоб она смогла вернуться домой и там жить) и едет крыша периодически... Или может это у меня крыша едет...
Нормально мы не общаемся, она меня ни о чём толком не спрашивает. Вернее, ей интересны ТОЛЬКО её вопросы и я должна их мусолить бесконечно. Причём бесконечно помогая ей,  не слышу благодарности никогда. Я всё делаю по дому, я бесконечно общаюсь с врачами(терапевт по давлению, уролог по моче, травматолог и инструктор ЛФК по ноге, невролог по голове и прочее) и пытаюсь вернуть её к нормальной жизни. с родными в разговорах её интересы на 1 месте. Живём мы вдвоём, через день нас навещает мой больной папа. Но все заботы на мне. На постоянную сиделку нет денег, разовые сиделки вопросы не решают.
Её постоянно волнует денежный вопрос. Так получилось, что пенсия ей идёт на сберкнижку, там сейчас не начисляют проценты. Более того, доверенность только на мою сестру, которой по барабану на бабушку и живёт она в др.городе. Она постоянно трясёт этими книжками, ноет, что её деньги пропадают без процентов. Я ничего не могу сделать, хотя сейчас пытаюсь перевести её пенсию на др.счёт, чтоб хотя бы у папы была доверенность.
Второй острый вопрос - её запоры. 18 лет назад ей сделали операцию на кишечнике и он работает "по своим законам". У неё неделями бывают запоры, неделями поносы(простите за подробности). Ежедневно она нудит об этом. Запоры чаще. она постоянно просит слабительное. не даю часто, я плохая, она же живёт с запором. прорвёт понос, тоже я плохая, даю слишком много. Врачи давно на неё махнули рукой в этом вопросе. Её постоянно не устраивает еда. Если у неё запор, то это от еды. Если понос, то тоже от еды. Если у неё запор, то она может ковыряться в *опе, потом везде хватается этими руками. Более того, она порой ранит прямую кишку ногтями. и говорить бесполезно, меня она не слышит. Но при этом мы ежечасно обсуждаем её какашки, сил нет...Она ночью ходит на переносной унитаз, но увы...часто садится на закрытую крышку и всё течёт мимо.
Ору конечно, толку нет...Причём при каждом скандале, она меня обвиняет, что я её обманула. Она думала, что уйдёт домой и будет жить как и прежде, на своих ногах. Она говорит, что ей очень плохо со мной жить и она хочет покончить жить самоубийством, но не может, т.к. у неё уже есть грехи(аборты). Девочки, вот при чём здесь я...
Последние дня у нас страшный скандал, она решила, что я её травлю таблетками. Ей врач посоветовал мексидол и аспаркам и гинко билобу попить. Вернее мне посоветовали, я поставила бабушку в известность (она согласилась), купила и ей начала давать. Она начала пить и заявила, что я ей должна офиц.мед.заключение дать. Она пересчитала даже кол-во таблеток в банке и сочла, что я их подменила. и вообще, я вру...типа я навешиваю лапшу ей на уши, а чуда с её выздоровление не происходит. Нет терпения моего, ору конечно, толку нет...Сегодня спрятала я все таблетки, больше не хочу её лечить, надоело...
Почти ежедневно она себя накручивает до давления 180-190, я прихожу и меня накручивает(откуда столько сил?). Она как скрытый домашний тиран, причём она не орёт и не оскорбляет меня, но выводит постоянно...Когда приходят гости, она вся такая бабулька-одуванчик. Мне наверное никто не верит..
Через 2-3 недели я ложусь на операцию, через 3 недели папа ложится на операцию.
Я не могу сейчас заняться вопросами её переселения, нет времени и сил. Повторюсь, сиделку круглосуточную не могу потянуть финансово. Вот что мне делать...
как не сойти с ума, у меня своих проблем хватает. Папу мне тоже жалко, ему сделали 3 операции в январе, у него сложнейшая реабилитация, снова готовится к операции, сейчас лежит в больнице с сердцем.
Дура я, девочки, что всё это затеяла изначально...надо в приоритете бороться за молодые жизни, как это не страшно звучит...Простите за сумбурное изложение
772
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Настоящая история Шотландского Рыцаря
 


Памятник Уильяму Уоллесу в Абердине (Шотландия)
412
Львица СтрастнаяРаздражительная ватрушка о самосознании.
Не устаю удивляться, но правда с весенним раздражением. Веснааааа, авитаминоооооз)))
* Меня воспитывали в советской школе. И я точно впитала, что человечество, и я в частности))), -  высшая ступень эволюции! И на те вам новость- муравьишки узнают себя в зеркале!  Я раньше только про дельфинов и обезьян слышала...Ну вот как мне перестать постоянно представлять, как их мужчины поправляют усики, а женщины подбирают помаду?! ))) Оказалось у муравьев есть зачатки самосознания! (скучным голосом...самосознание-сознание своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным, психикой).
Только я выдохнула... Бац-и рыбки обладают самосознанием! Японские биологи обнаружили:  если нанести на рыбку губан-доктор (10 см длина) несмываемой краской пятно, то она ведет себя как дельфин! Старается рассмотреть пятно, а потом стереть его с себя о кораллы или камни. Если же зеркала рядом нет или если пятно нанесено незаметной краской, поведение губана не меняется. То есть рыбка, видя в зеркале пятно, понимает, что это пятно находится на ней, а значит, узнает себя! ))) То, что самоузнавание доступно каким-то там рыбам, не на шутку шокировало биологов. Теперь им нужно либо признать, что многие живые существа куда умнее, чем мы о них думали, либо пересмотреть определение самоузнавания.

**Раздражение мое после выхода фильма-разоблачения о М. Джексоне. Оказалось он педофил! -со слов выросших детей, отдыхавших в его замке много лет назад...Но еще при жизни "лунопоходца" все подозрения  с него снял суд.  Дети пострадали? Рассказывают очень убедительно...Но надо ли запрещать его творчество?  Как бы все не возмущались и не делились на "козел, прям убила бы еще раз" И "ох, он гений-а гении так не могут".... "луноходец" уже вписал себя в историю. На его творчестве выросло ни одно поколение обычных людей и звезд поп культуры. А меня во всей этой истории рздражает, возмущает поведение родителей "пострадавших" детей. Точнее -мамашек. Именно они для меня монстрихи! Детей младше 10 лет приглашает звезда. И у этих псевдоматерей начисто сносит башню от тщеславия. Прикоснулись к славе звезды. А там и дома дарили им, оплачивали переезды и проживание...А условия железные были- дети  жили отдельно от маман! Эти дети жаловались потом своим матерям и получили как минимум холодное равнодушие...

***И небольшое удивление ...Только недавно нас убеждали, что люди предпенсионного возраста ого-го как крепки и рано им еще на пенсию...Как вдруг приняли закон об алиментах. Эти "энергичные" предпенсионеры могут подать алименты на детей, братьев и сестер и даже бывших мужей. Просто прелестно!)))

Ватрушка болтательная...Для вас виновен Джексон? Музыку его надо запретить? И как вы теперь будете есть  рыб и животных? У них самосознание!!! Или высшей ступени эволюции надо есть низших, чтоб оставаться на вершине?!
P.S. Сына, около 4 лет, убедила, что не буду подавать на него о взимании алиментов)))
358
Katena_a_aКогда ребенок становится взрослым? Ученые назвали новый возраст.
Нейробиологи утверждают, что новое понимание того, как устроен и развивается мозг на протяжении жизни человека, имеет серьезные последствия для общества. И хотя юридически мы достигаем совершеннолетия в 18 лет, это не тот возраст, когда мы становимся взрослыми. В 18 лет мозг все еще претерпевает изменения.
Выступая на международной нейробиологической встрече, организованной Академией медицинских наук в Оксфорде, профессор Питер Джонс из Кембриджского университета сказал: «Не бывает резкого перехода из детства во взрослую жизнь. Поэтому определение возраста совершеннолетия выглядит все более абсурдным».
Профессор Дэниел Гешвинд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе подчеркнул, что мозг у каждого человека развивается индивидуально, и системы образования ошибочно фокусируются на группах, а не на отдельных людях: «Все траектории развития индивидуальны. И могут занимать десятилетия».
Если выходки двадцатилетних кажутся вам ребячеством, перестаньте беспокоиться. Потому что мы по-настоящему взрослеем только в 30 лет.
Ну что же, это хорошие новости! Приятно думать, что я скоро стану не 30-летней тетей, а совершеннолетней девушкой 


193
Тата фон ШпигельА где вы берёте время на личную жизнь?
Всем привет.
Вопрос к дамам без мужа/в разводе/без пары и с ребенком(маленьким и не очень). А где вы берёте время, силы, возможности для создания/обустройства/поддержания личной жизни? (имею ввиду мужчину для души/для тела  или  для того и другого сразу).
Вот вчера задумалась.... что времени-то и нет... ребенок/работа/ремонт.
161
ярче всех планетЖизнь со свекровью
Берите тапки и сюда. Сейчас будете кидаться ими в меня. Но должна высказаться. По семейным обстоятельствам к нам переехала свекровь. Она мне по дому помогает немного, в основном с ребенком сидит, когда мы на работе. Готовка, уборка на мне (срок как видите приличный). Ну ладно...Я понимаю, что мы с ней совсем разный люди. Сидим молчим, нету общих тем для разговора. Говорим только о ребенке, что делали, как на улице играли. Ее переезд к нам- идея мужа. Ничего не могу с этим поделать. Останется еще 3 года с нами, и уедет. Когда выходила замуж, все мои родные твердили, что главное не образование ( муж не учился в институте) , а главное какой человек в душе. Я рада, что муж у меня умный, работяга, квартиру смог купить своми силами. Но живя со свекровью, которая тоже необразованная, я поняла, что не смогу так жить долго. Как терпеть- не знаю. Вот поделитесь опытом, как жить с человеком, с которым не имеешь ничего общего. Отрывок из жизни: приехал вчера муж домой поздно, голодный, я ребенка купала. Она сидела перед телеком, было плевать, что сын голодный домой пришел, меня подождали пока ребенка помою, приду стол накрою. И все дела на мне. Отправить ее обратно домой не могу. Не от меня зависит. Отрывок 2: - Мама, у меня сильный тонус, живот болит. Ничего пройдет. На творог, корми ребенка. Девченки, наверное просто накопилось...и то,что устаю сильно, все начиная с готовки заканчивая мойкой ванной комнаты этим вонючим доместосом, все на мне. Они ничем не помогает, еще и напоследок то что мы с ней совсем разные...как терпеть.
121
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru