Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Коммерсантъ-Огонек

Какие перемены ждут школы в новом учебном году

А какие — в скором будущем, выяснил Александр Трушин. Приближение нового учебного года напомнило о себе дискуссиями о том, что надо поменять в школе. «Огонек» разбирался, с чем столкнутся ученики и их родители уже 1 сентября и каких изменений можно ожидать в недалеком будущем.


Syda Productions / Фотобанк Лори

Из новаций этого года: в старших классах вводится астрономия как обязательный предмет. В некоторых школах ее начали преподавать еще в прошлом году, но до массового внедрения дело дошло сейчас. Определен учебник — «Астрономия. Базовый уровень» Воронцова-Вельяминова и Стаут, включенный в федеральный перечень учебников. Школам оставлен выбор — изучать этот предмет либо в 10-м, либо в 11-м классе по 1 часу в неделю. Экзаменационные вопросы по астрономии в этом учебном году включаться в ЕГЭ не будут, а в следующем они войдут в контрольно-измерительные материалы (КИМы) по физике.

Из других новостей: учеников 9-го класса в этом году ждет устный экзамен по русскому языку — он станет доступом к ОГЭ, по аналогии с сочинением в 11-м классе. В перспективе — с 2022 года введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку (сейчас — по выбору). И это надо знать родителям тех ребят, которые окончили начальную школу. Экзамен разделен на два уровня (как по математике) — базовый и профильный. КИМы по иностранному языку, над которыми сейчас идет работа, будут соответствовать принятым в Европе нормам А2 и В1 соответственно. В этом учебном году школьников ожидают Всероссийские проверочные работы по иностранным языкам — английскому, немецкому, французскому и испанскому (по выбору учащихся). Обсуждается вопрос о включении в ЕГЭ и китайского языка.

Много вопросов у родителей о переходе на электронное обучение, оно же цифровое.

В этом году этого точно не будет. В Институте развития образования НИУ ВШЭ говорят, что в Минпросе сейчас готовятся мероприятия, связанные с переподготовкой учителей, разработкой софта. Электронные дневники, учебники, журналы, библиотечные ресурсы в столичных школах уже не новость. Здесь учителей обязывают включать в уроки ресурсы платформы «Московская электронная школа» (МЭШ), содержащие материалы по разным предметам, виртуальные лаборатории, курсы для педагогов. На другой платформе — «Российская электронная школа» (РЭШ) — собраны в основном видеозаписи уроков учителей.

Разработана и государственная программа «Цифровая школа» (бюджет — 507 млрд рублей до 2025 года). Но у экспертов пока нет единого мнения, что такое вообще «цифровая школа». Одни говорят, что надо ограничиться оцифровкой существующего контента с сохранением всех существующих методик обучения. Другие принципиально говорят о переходе на электронные образовательные технологии. Решения пока нет. Но есть проблема с гаджетами. Можно взять планшеты отечественного производства и закачать туда все, что будет оцифровано издательством «Просвещение». Но учителя уже прозвали их «деревянными» — по качеству они уступают зарубежным. А закупать гаджеты за рубежом — не в духе времени да и дорого.

Вообще, полный переход школы на цифровые технологии вызывает много вопросов. Некоторые дети сейчас учатся писать сначала на клавиатуре, потом ручкой. А педагоги дискутируют, не исключить ли из программы 1-го класса прописи и то, что раньше называлось «чистописанием» (во всяком случае, в программе «Московская электронная школа» прописей нет).

С приближением 1 сентября оживились и депутаты: один из них предложил ввести обязательную школьную форму (по образцу школы Хогвартс в фильмах о Гарри Поттере). Другой — перенести начало учебного года на 1 октября. Третий — ввести в школе 12-летнее обучение. Министр просвещения Ольга Васильева таким идеям сказала категорическое «нет».

У министра свои заботы. Она выстраивает образовательную вертикаль для восстановления влияния ведомства на школы. Один из механизмов — ликвидация разнообразия учебников. Министр говорит, что останутся две линейки — для базового и углубленного изучения. Еще одна новация — перевод школ из муниципального в региональное управление. Улучшится ли от этого обеспечение школ, неизвестно, но «лишнее» звено управления хотят убрать.

Непростой вопрос об отказе от привычной всем 5-балльной оценки и введении 12-балльной системы.

С таким предложением в августе выступили Рособрнадзор и Институт образования НИУ ВШЭ. Все знают, что «единицу» в школе давно не ставят. Шкала оценок фактически 3-балльная. Да, есть еще и «двойка». Директор Института стратегии развития образования РАО Светлана Иванова говорит: «Суть не в том, сколько баллов будет иметь школьная оценка: 5, 10, 12 или 100. Хотя проблема назрела, и ее нужно очень аккуратно и вдумчиво решать. Я думаю, важнее то, как учителя пользуются этой оценкой». Ведь как подчас бывает: забыл тетрадь — 2, плохо вел себя на уроке — 2, не выучил материал — 2. Оценка нередко ставится не за знания, а скорее за то, что ребенок невнимателен, не собран, за поведение. «Дети должны ошибаться, — говорит эксперт.— Они пришли учиться, и не надо от них ждать, что они будут выдавать только правильные ответы. Оценка нужна, но она не должна быть наказанием за ошибку. Проблема не в баллах, а в отношениях учителей и детей».

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, в принципе, поддерживает эту идею: 12-балльная шкала точнее отражает оценку знаний. Но считает, что «дело не в цифрах. В сознании учителей и учеников существует феномен подмены знаний оценками. И мы совершенно не думаем о том, что оценка должна мотивировать детей к учению. Такие идеи с трудом входят в практику учителей. Это заблуждение изменить труднее, чем сменить шкалу отметок».

А академик Российской академии образования Шалва Амонашвили уточнил: «Любые новации в школе надо рассматривать так: будет ли от этого лучше ребенку. Это касается и системы оценок, и программ, и учебников. Школа должна давать детям радость жизни. А учитель должен работать так, чтобы у них развивалась страсть к познанию, за которой придет любовь к школе. Знания — не цель, а средство научить детей различать добро и зло, прекрасное и безобразное. Я думаю, высшей оценкой достижений ученика должны быть не цифры 5, 10 или 12, а слова: “Я восхищен тобой”».

Александр Трушин.

Осторожно: цифра

Алла Холмогорова, декан факультета консультативной и клинической психологии МГППУ, завлабораторией Московского НИИ психиатрии МЗ РФ.

В мире пока нет надежных и серьезных исследований того, как влияет внедрение цифровых технологий на развитие детей. Процесс этот идет очень быстро, психологическая наука за ним не поспевает.

Например, известно, что среди взрослых, обучающихся дистанционно в электронной форме, доля бросающих занятия в два раза выше, чем при традиционном обучении. Причина — недостаточность мотивации и интереса, которые формируются только при личном общении преподавателя и студентов. Онлайн и оффлайн — это разные формы контакта. В оффлайне отсутствует обратная связь, нельзя лектору задать вопрос, а он не видит реакции аудитории.

Для детей живой контакт с учителем еще более важен. Ведь обучение в школе — это не только передача информации, но еще и развитие мышления, и передача способов деятельности от взрослого к ребенку, и развитие социального интеллекта. Вряд ли это возможно осуществить в электронном виде.

Есть традиционные методы обучения детей чтению, письму и счету. Ребенок пальцем или указкой следит при чтении текста по книге и тем самым фиксирует внимание на словах и предложениях. При чтении с монитора это невозможно. Книга — материальный объект, ее можно взять в руки и почувствовать. Электронный текст в руки не возьмешь, а действия с материальным объектом — важнейший этап в формировании всех психических функций.

Не представляю, как можно отказаться от письма.

Клавиши не заменят и не разовьют мелкую моторику, необходимую для развития центральной нервной системы.

При письме активизируются сразу три канала восприятия — кинестетический (движение пальцев), визуальный (ребенок видит написанные буквы) и слуховой (при произнесении звуков). Письменный и устный счет необходим для понимания сути математических действий. Калькулятор дает только их результат.

Надо подумать о том, полезны ли электронные дневники. Когда дети сами записывают задания в дневник, они учатся организовывать свою жизнь. Когда за них пишет учитель — навык не формируется. А учителя уже жалуются, что эта обязанность становится для них обузой — очень много времени уходит на заполнение электронных дневников.

Чем больше нас заменяют гаджеты, тем глупее мы становимся. Когда-то эргономика определялась как создание комфортной окружающей среды, способствующей развитию человека. Нажимание кнопок создает комфорт, но ограничивает возможности развития.

Я — не ретроград. Цифровые технологии нужны человечеству, и они должны быть в школе. Вопрос в том, сколько, когда, как и для чего. Главное — они не должны вытеснять живое общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество взрослого и ребенка — главный источник его развития. Поэтому есть одно место в школе, куда никогда не должна проникнуть «цифра», — это место учителя.

Брифинг

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета.

Мне кажется, что в предстоящей реформе (перевод школ под региональное управление) гораздо важнее вопрос не об эффективном использовании финансов, а об учредительстве школы — кто будет назначать директора и оценивать, насколько хорошо работает образовательная организация. Если учредитель будет государственный, станет жестче и контроль. Вопрос в том, везде ли нужно его ужесточать (Источник: newtonew.com).

Михаил Кожевников, первый вице-президент группы компаний «Просвещение».

Задача — с учетом улучшающейся демографической ситуации создать условия для получения качественного общего образования всеми детьми. Для реализации этой задачи требуются большие инвестиции: в изменение инфраструктуры, строительство новых школ, ликвидацию второй смены, развитие дополнительного образования, подготовку учителей, цифровую грамотность, компьютерную безопасность и многое другое (Источник: педагогический форум «Система образования как ресурс развития человеческого капитала в условиях цифровизации образования» (Рязань).

Андреас Шляйхер, директор образовательных программ ОЭСР.

Внедрение интернета и компьютеризация школ породили слишком много тщетных надежд. Ни в одной стране широкое использование компьютеров не привело к росту успеваемости. Дети, которые слишком часто используют компьютеры на уроках, хуже учатся. Те, кто пользуется компьютером пару раз в неделю, учатся лучше, чем те, кто игнорирует их совсем. (Источник: kp.ru).

Читайте также: Правила Хогвартса, которых не хватает нашим школам.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
5
Irsen
Да, кошмар какой-то творится. У меня дочке всего 2,5 года, а уже страшно что её ждёт в будущем. Ладно форма, соглашусь, но ЕГЭ - это уже болезнь какая-то. Выходит мне её уже надо готовить к институтской программе (ну, чтоб наверняка). Насчёт учителей, да, не все умеют с интересом преподносить свой предмет. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ!!! Отмените Вы уже эти ЕГЭ!!! Не ужели Вы хотите из детей параноиков сделать. Неужели не понимаете что не каждому дано получать золотые медали, все дети разные.
СсылкаПожаловаться
Сандра
Алла Холмогорова мудрая женщина. Чем больше гаджетов, тем глупее мы становимся. Я бы даже сказала тупее. Печальное зрелище, в транспорте или даже идя по дороге видеть зомби с телефонами, они разных возрастов и уровня жизни, но одинаково глупо и тупо выглядят, их нет в реальности. А наших детей мне жалко, система образования берет из зарубежа все самое говеное, чтобы нация быстрее деградировала. Зачем детям китайский, если они даже русским пользоваться не умеют.
СсылкаПожаловаться
Валентина
Все чудесатее и чудесатее. Теперь еще и егэ по ин.язу обязательным сделали. Лучше преподавали бы по нормальному
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
СофиПрошу совета
Добрый вечер, дамы. Взгляд коллективного разума приветствуется, со стороны решение виднее.
В далекие советские времена жила-была семья. Папа, мама, дочка в обычной московской 2-х комнатной хрущевке. Дочка вышла замуж за перспективного молодого специалиста, молодые родили двух детей, долго и упорно работали и переехали в середине 1990-х в собственноручно  заработанную квартиру. Не слишком большую, но все-таки свою.   Прошло еще несколько лет и скоропостижно скончалась свекровь, оставив сыну в наследство однушку. И вот еще через некоторое количество времени, выйдя на пенсию, стал попивать, а потом и вовсе ушел в крутой запой тесть. Тёща, не выдержавшая пьянок, обратилась к нашим героям: «можно поживу в пустующей квартире?». Конечно, мама, живите, разве можно отказать родному человеку.
Это все присказка. Женился старший сын.  И, конечно же встает вопрос: а куда идти молодой семье? Папа семьи говорит: «конечно в однушку». Она и была оставлена нашим детям с этой целью. Мама в слезы, тёща в истерику. А старушке идти на улицу? Или обратно в квартиру, которая за 10 лет ее отсутствия превратилась в форменный бомжатник? Тесть, даром что алкаш синюшный,  еще бодрый, да и не горит желанием жить с женой в одном доме, там и без жены синюшка-подружка живет.
Молодым идти на съём? Сейчас они и так снимают, но там ребенок на подходе, доход резко снизится, когда молодая жена сядет дома в декрет.
Родня сошлась в рукопашную, в семье все пьют валокордин.




472
Ирина ВетроваКак поддержать дочь?
Здравствуйте. Дочь потеряла ребенка, на 5 недели беременности. Не могу смириться с утратой. С ней стараюсь держаться, успокаиваю и стараюсь отвлечь.А саму накрывает... Но вопрос не про меня. Как помочь ей? Она вроде приняла ситуацию, нет истерики, но понимаю, что больно, что реакция еще впереди. Делать вид, что ничего не случилось? Это равнодушие. Обсуждать проблему- усугубить негатив. Прошу совет. И еще. Если кто захочет поделиться своей историей. Когда смогли снова забеременеть и выносить здорового ребенка? Заранее благодарю всех , кто ответит. Извините, если не буду комментировать .
295
ЛягушенцияЧто делать, если не можем выбрать имя ребёнку..?
Идей нет. Пытались черпать идеи и по святицам, и по рейтингам, и просто тыча на угад в списки имён. Абсолютно ничего не нравится.
Что делать то в таком случае?
Для мальчика имя ищем.
150
Валентина МаскаеваДолжен или нет.
Здравствуйте! Помогите пожалуйста советом и заранее простите за ошибки в тексте. Дело всё в том что мой муж работает по сменно т. е. Двое суток в ночь двое в день и два или три выходных, работает он на скорой помощи, я конечно всё понимаю режим тяжелый его заслуга, но это не мешки таскать, постоянно езъдит к маме точнее навещает каждый день, я конечно за и тоже понимаю что это мама и против ничего не говорю, Но естественно кроме этого он находит и другие дела: Огород я предложила ездить совместно с двумя детьми и помогать во всём в чём буду полезной в огородных делах ведь это нам тоже нужно как бы понимаю. У нас есть сын 1.5.годиков и дочка 5ть лет. Но опять же кроме этих дел он всегда находит что то ещё сейчас ему нужно учить ПДД и он ходит якобы на занятия, ещё нужно чинить машину скорой помощи т. к. Это входит в обязанности, кроме этого у него дела с мамой всегда какие нибудь и так всегда он пропадает на целые дни, а если и находит время то дома он естественно старается отдохнуть поспать до трех часов дня, посидеть в телефоне телевизоре, всё бы хорошо человек стремится молодец и мне помогает иногда когда нужно в больницу с детьми он отвозит на своей машине, к его маме очень редко но езъдим вместе. И вот почему- то я не вижу его как мужа и отца чтоли, потому что нет общения, нет прогулок с нами, нет внимания, ни мне, ни детям, ругает правда иногда на детей когда они что нибудь сделают не правильное, кричит когда они не дают ему спать. Может я зажралась и прошу так много я не знаю. Денег он мне на руки никогда не давал, не дает и просить тоже нет смысла, я постоянно с детьми сходить в парикмахерскую даже не могу, Да я в декретном старшая дочка ходит в сад но на данный момент дома так как Оочень часто болеет, лечу то и дело, дома не болеем, но как в сад всё..., младшего жду очередь обещают только в июне, сама я работала в Пни декрет кончится и нужно идти работать как только отправлю детей в сад.Детские деньги до 1.5.лет 7.200.р. Я с них оплачиваю коммунальные расходы на что то другое не остается, за сад дочери я тоже плачу сама, и редко папа помогает. Но естественно он покупает продукты, но каждый раз в экономии попросить у него денег на что нибудь могу, но мне уже страшно т. к. Он начнет говорить что нибудь чтобы с экономить, и просить сразу не хочется, с его стороны в прошлом были общения с одной девушкой не знаю спали они вместе или нет, но я думаю да доверия тоже у меня нет, девушка эта была влюбленна в него писала ему идем встретимся выходи гулять, и всё такое, а он говорит что не встречался с ней хоть она и писала. Просто она диспетчер в такси, а он на то время работал таксистом и возил её до дому....(а я с грудным дома) Я простила но съела себя изнутри, с мужем мы обнимаемся и целуемся это у нас есть, А вот интим не понятно то есть то нет, однажды как то он не подходил ко мне целых три недели режим работы был у него с 8-5ти часов вроде может наити время на общение и интим, но нет, ему плевать на то что хочется мне, и я каждый раз подхожу к нему чтобы выяснить причину, узнать его предпочтения и чего ему не хватает, но он говорит что его всё устраивает, также я пытаюсь объяснить чего хочу я, но он не понимает меня или делает вид что не понимает.Скажите пожалуйста я много требую? Внимания на себя и детей не ужели всё так плохо и нет интереса к нам, неужили человек ради детей не может прогуляться или дать сто руб на развлечения детям на батут. Скажите должна ли я требовать или он сам может как то проявлять инициативу? Я не могу уже требовать я думаю я навязываюсь мне хочется чтобы он сам от души это делал я устала вечно подходить просить и не получать, в чём моя вина что делаю я не так??? Кушать варю, детей смотрю, его сильно не нагружаю, дела домашнии сама делаю он лениться носки убрать даже. Я устала жить как соседи, но и бросить не могу Люблю, а моим отношением пользуются. Живем мы в малосемейке купленной на мат. Кап. Плюс доплата родственников с моей стороны 200тысяч. Чем мне занять себя чтобы не мучаться и не просить его не о чём, не выпрашивать.Как быть в этой ситуации, не ужели я помешана настолько, что даже и не вижу жизни вокруг себя. Помогите люди добрые дельным советом как добиться внимания к себе, как вести себя..
127
Елена ПироговаГазировка
Всем добрый день! Прочитала тему про "сладости детям". Многие написали, что не знают, что такое газировка и не покупают ее. Возник вопрос, а как вы ром с виски разводите без колы? У нас диетическая кола входит в обязательный набор продуктов.
111
янаПро последний звонок
Девчонки, добрый день, всем хорошего дня) Опять я про школу. Сколько тут всего рассказано и про родительские комитеты и прочее. У нас более менее спокойно. Все делаем. Но вот внезапно узнала информацию, которую никак не могу переварить. Оказывается в нашей школе есть «традиция». Последний звонок проводится только для 11 классов. Для 9 его не проводят. Аргумент-зал маленький. Поэтому так уже много лет. Ситуация, мягко сказать, странная. Если учесть , что 9-х всегда много. А 11 еле два класса набрали в том и этом году. Вот я и думаю, может я чего то забыла? Или это нормально? Так у многих? И стоит ли эту тему поднимать вообще?
65
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru