Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Если вы введете в поиске в интернете "Sweet spot + название вашего объектива", то найдете это значение. Тем самым вы узнаете, какое значение диафрагмы дает на вашем объективе максимальную/идеальную резкость.
1. два параметра (фр и расстояние до объекта) должны оставаться в упражнении неизменными: например фр=70мм; расстояние до объекта = 10м. Эти два параметра вы можете и с другими значениями настроить
2. Теперь меняйте диафрагму от самого маленького значения (напр. f1.8) до самого большого (напр. f22). Для каждого значения сделайте по фото.
3. Сравните все полученные фото на компьютере.
Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резкости. Поэтому неудивительно, что телеобъективы используется тогда, когда нужно выделить глав. объект (напр. человекa) на размытом фоне: ни один широкоугольный объектив не справится с размытием так, как это может сделать телеобъектив
И наоборот: чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше глубина резкости. Именно поэтому широкоугольные объективы помогают передать ВСЮ резкость и красоту пейзажа. В тоже время даже на f1.8 широкоугольные объективы сохранят относительную резкость всего снимка
Условия съемки: расстояние до объекта = 2м; мы снимаем на f8.
Эта таблица наглядно показывает, что
при фр=12мм глубина резкости бесконечна, т.е. всё изображение получится резким
при фр=50мм глубина резкости составляет уже 78см, т.е. часть изображения (в зоне резкости) получится резким; остальное на снимке будет уже размытым
при фр=200мм глубина резкости составляет всего лишь 4 см, т.е. лишь малая часть изображения будет резкой.
-> почему на широкоугольный объектив снимки получаются резкими (там ГРИП практически равен бесконечности)
-> и почему при портретной съемке используется портретник 85мм (там в зону резкости 26см — даже при f8 — как раз попадет модель, а фон уже будет ВНЕ зоны резкости, т.е. размытым → а это и есть цель портретной съемки: выделить модель на размытом фоне)
1. два параметра (f и расстояние до объекта) должны оставаться в упражнении неизменными: например f8; расстояние до объекта = 10м. Эти два параметра вы можете и с другими значениями настроить
2. Теперь меняйте фр от самого маленького значения (напр. 18мм) до самого большого (напр. 200мм), в зависимости от того, какие значения имеет ваш объектив. Для каждого значения сделайте по фото.
3. Сравните все полученные фото на компьютере.
Здесь может возникнуть вполне закономерный вопрос: а от какой точки начинается измерение данного расстояния? от объектива? от камеры? от фотографа?
Точкой отчета принято считать плоскость матрицы, т.е. от места, где расположена матрица в камере, начинается расстояние, которое в итоге заканчивается на фокусируемом объекте.
Тогда возникает встречный вопрос: а ГДЕ же в камере расположена матрица? На камеру нанесен специальный символ: перечёркнутая окружность. Этот символ и показывает, где именно в камере находится матрица. От этого символа и надо измерять расстояние до объекта съемки.
Чем ближе фотограф находится к объекту съёмки, тем меньше глубина резкости.
И наоборот: чем дальше фотограф находится к объекту съемки, тем больше глубина резкости
Условия съемки: фр=85мм; мы снимаем на f8
Эта таблица наглядно показывает, что
→ при расстоянии=20см между камерой и объектом глубина резкости получилась всего 10мм. Это очень мало. Весь снимок получится практически в зоне размытия
→ при расстоянии=1м между камерой и объектом глубина резкости составляет уже 4см, т.е. опять же при таких настройках бОльшая часть снимка будет размытым
→ при расстоянии=15м глубина резкости составляет уже 11м.
То есть, чем больше расстояние до объекта, тем больше ГРИП
Почему? Маленькая дистанция до объекта (лица/глаза) определяет маленькое значение ГРИП (всего неск. см), в итоге этого ГРИПа не хватает, чтобы 2ой глаз, расположенный в более дальней плоскости, уже попал в зону резкости. Если фотограф хочет, чтобы и 2ой взгляд попал в зону резкости, то нужно просто например увеличить расстояние между камерой и лицом.
В принципе из примера с глазом становится понятно, почему при макросъемке зона резкости часто бывает такой маленькой: фотограф при макросъемке часто подносит объектив очень близко к снимаемому объекту, из-за чего ГРИП становится всего лишь неск. см, а иногда и лишь неск. мм.
Каким же образом можно увеличить зону резкости при макросъемке, не изменяя расстояние от камеры до объекта? Как было написано выше: ГРИП определяется совокупностью всех 3х параметров. И если нельзя изменить один из них (напр: в нашем случае расстояние от камеры до объекта), то нужно изменить др. параметры. Данное изменение вполне может повлиять на то, что ГРИП увеличится. В нашем случае с макросъемкой можно увеличить значение f (т.е. еще больше закрыть диафрагму). Именно поэтому для макросъемки советуют брать максимально закрытую диафрагму. Тогда бОльшая часть макроснимка будет в зоне резкости.
Если мы поставим модель очень близко к фону (=к стене), то стена - при сохранении всех остальных условий съемки - уже окажется в зоне ГРИП (т.е. в пределах тех самых 50см) и она уже НЕ будет размытой на снимке.
1. Два параметра (f и фр) должны оставаться в упражнении неизменными: например f8; фр=70мм. Эти два параметра вы можете и с другими значениями настроить
2. Разбейте расстояние до объекта на три части: 1м, 5м, 5м, 20м. Меняя расстояние по своим меткам, сделайте снимки.
3. Сравните на компьютере сделанные фотографии
1. открывая или закрываю диафрагму
2. изменяя фр объектива
3. изменяя расстояния от камеры до объекта съемки
Эти параметры очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Уже изменение всего лишь одного параметра ведет к тому, что ГРИП увеличится или уменьшится.
1. a) фотограф хочет, чтобы опред. объекты на его снимке были обязательно в зоне резкости. Например, он хочет, чтобы все шахматы в ряду получились резкими на снимке → нужна такая глубина резкости, чтобы все это предметы оказались в зоне ГРИП.
б) Если же он хочет, чтобы только одна фигура была в фокусе, то он опять же может рассчитать ГРИП, что остальные фигуры будут не резкими
2. фотограф хочет, чтобы фон на снимке обязательно был размыт. Куда (т.е. на каком расстоянии от фона) нужно поставить модель?
3. в макросъемке очень важен каждый резкий см кадра, поэтому здесь особенно важно умение рассчитывать ГРИП
4. если вы печатаете фотографии большими форматами, то резкость такого снимка становится принципиально важной
5. умение рассчитать ГРИП помогут "выжать" максимум из вашей камеры
Да и вообще, в конце 4го сезона фотоуроков мы доросли до того, чтобы суметь понять, как этот ГРИП рассчитывать
Р - это и есть ГРИП
R1 - это передняя граница ГРИП
R2 - задняя граница ГРИП
круг нерезкости: про него я еще расскажу.
Р - это и есть ГРИП
R1 - это передняя граница ГРИП
R2 - задняя граница ГРИП
круг нерезкости: про него я еще расскажу.
Разумеется, на практике самой этой формулой сегодня никто не пользуется (сегодня с помощью дигитальной камеры можно и экспериментальным путем "рассчитать" ГРИП: если на 1ом фото не получилось так, как надо, то изменив настройки, можно рано или поздно добиться нужного результата). Но знать о существовании этой формулы полезно. Именно на основе этой формулы работают многочисленные программы-калькуляторы ГРИП, в которые вы можете просто ввести параметры съемки и узнать глубину резкости без всяких математических упражнений.
1. модель камеры (это нужно для более точного расчета, тк кропфактор и др. особенности самой камеры могут повлиять на расчет). Обычно в списке камер есть не все модели. Вам нужно выбрать ту модель, которая ближе всего к вашей камере по характеристикам. Например, для Никон Д750 или Д780 ближе всего будет Никон Д700.
2. фр, на котором будет производится съемка
3. диафрагма, которая планируется для съемки
4. расстояние от матрицы до объекта
Рассмотрим каждый из этих пунктов отдельно
1. Величина ГРИП — 2.52 м (т.е. введенные параметры дают вместе зону резкости, равной 2.52м. Лишь объекты, находящиеся в пределах этих 2.52м, будут резкими; все остальное на снимке будет размытым)
2. Расстояние до объекта — 5 м (это был параметр, который ввел фотограф. Просто для напоминания)))
3. Расстояние до ближайшей точки ГРИП — 4.04 м (расстояние от матрицы до начала зоны резкости составляет 4.04м, т.е. на расстоянии от камеры до 4.04м объекты будут нерезкими. Начиная с 4.04 и далее, объекты будут уже резкими
4. Расстояние до дальней точки ГРИП — 6.56 м (расстояние от камеры до последней точки зоны резкости составляет 6.56м, т.е. после этого расстояния все объекты, попавшие на снимок, будут размытыми)
5. Передний ГРИП — 0.96 м (38%). То есть 96см передней зоны ГРИП (от точки фокусировки вперед) будут в зоне резкости. Все объекты, которые находятся на расстоянии 96 см перед точкой фокусировки, будут резкими. Объект, который расположен например на расстоянии 100см вперед от точки фокусировки уже будет слегка размытым
6. Задний ГРИП — 1.56 м (62%). Это как раз тот случай, когда передний ГРИП не равен заднему ГРИПу. На расстоянии в 1.56м от точки фокусировки назад все объекты будут резкими. Всё, что расположено дальше, чем 1.56м от точки фокусировки, будет уже размытым.
7. Гиперфокальное расстояние — 20.9 м -> его мы пока не трогаем. Этому будет посвящена отдел. тема
8. Диаметр круга нерезкости — 0.03 мм -> его рассмотрим ниже
И вот так выглядит сам ГРИП с введенными параметрами: ГРИП = 2.52 м
Мы уже знаем, что четкой границы между резкими и не резкими областями кадра не существует.
Для простоты условимся, что мы будем фотографировать на идеально резкий объектив точки очень маленького диаметра, выложенные в ряд:
Идеально резкой будет лишь та точка, которая окажется ровно на точке фокусировки объектива. Точки, находящиеся перед или за дистанцией фокусировки, будут уже размытыми. НО: до определенного момента это размытие будет не заметно глазу наблюдателя (т.е точки, которые находятся ближе всего к идеально резкой точке, будут казаться зрителю не такими уж и размытыми, а вполне резкими). Однако потом точки начнут плавно превращаться в маленькие кружки, и наблюдатель начнет замечать нерезкость в кадре. Минимальный диаметр такого нерезкого кружка, который становится заметен глазу, был назван "круг нерезкости" или "круг рассеяния" (по английски — circle of confusion или сокращенно COC).
Размер данного круга нерезкости зависит от многих факторов:
1. от самого наблюдателя: более зоркий и дотошный наблюдатель будет предъявлять к резкости снимка более высокие требования, чем менее искушенный.
2. от самой матрицы: влияет то, какая матрица на камере (кропная или полноформатная)
3. от условий наблюдения: если рассматривать фото на маленьком экране, то на нем объекты будут "более резкие" (для нашего восприятия) , чем на большом экране.
Исходя из всех этих факторов, еще со времен фотопленки в качестве диаметра кружка нерезкости выступает величина в 30 микрон или 0,03 мм.
Эта шкала также помогает рассчитать ГРИП, т.е. она заменит калькулятор, если его под рукой не оказалось. Особенно на старых объективах (из времен аналоговой съемки) можно найти такую шкалу ГРИП. На современных объективах такая шкала уже сделана в очень упрощенном варианте, тк большинство фотографов, если и рассчитывают ГРИП, то делают это с помощью калькулятора или на глаз, а не с помощью шкалы на объективе.
Шкала ГРИП состоит из двух шкал:
1. шкала расстояний
измеряется в метрах; иногда она еще продублирована в футах. Особенность это шкалы состоит в том, что не все значения (т.е. 1,2,3,4,5,6,7, итд) отображены. Это делается с целью, чтобы не загружать таблицу и отметить лишь некоторые значения. Остальные значения можно уже самому приблизительно определить. Например найдем значения 2,5м или 8м на этой шкале:
2. шкала диафрагмы
обратите внимание, что значения диафрагмы здесь расположены симметрично.
Также на шкале есть треугольник или жирная полоска - это своего рода точка отсчета.