Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Благородные девицы

Евдокия
О воспитании и обучении мальчиков в Царскосельском Лицее тема была. Теперь посмотрим, как воспитывали и обучали девочек-дворянок в Императорском воспитательном обществе благородных девиц (Смольный институт благородных девиц).

Смольный институт основали в Санкт-Петербурге по указу Екатерины II в 1764 году. Он стал первым в России учебным заведением для девочек. До этого маленьких дворянок учили дома, а девочки из бедных семей, как правило, и вовсе не получали образование. И вот свершилось…
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
204
дуня семафорова, 1 ребенокВ ответ на Евдокия
Евдокия
5. Форма смолянок:
Внешность смолянок была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов. Младших девочек часто коротко стригли, а старших заставляли строго закалывать волосы. Воспитанницы причёсывались сами.
Форма состояла из собственно платья с коротким рукавом и вырезом, фартука (передника), пелеринки и нарукавников на тесемках.
Цвет формы зависел от класса обучения.
Девочки 6-7 лет носили платье коричневого цвета и белый передник (их называли "кофейницами";).
Девочки 8-10 лет – платье голубого цвета и белый передник;
Девочки 11-13 лет – платье серого цвета и белый передник;
Девочки 14-18 лет – платье белого цвета и зелёный передник.
Пансионерки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками.
Ой, а обратите внимание! В верхнем ряду в середине, прямо современная девушка с челкой и как-будто накрашенная. Без шляпы. Фотошоп????
дуня семафорова, 1 ребенокВ ответ на Евдокия
Евдокия
5. Форма смолянок:
Внешность смолянок была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов. Младших девочек часто коротко стригли, а старших заставляли строго закалывать волосы. Воспитанницы причёсывались сами.
Форма состояла из собственно платья с коротким рукавом и вырезом, фартука (передника), пелеринки и нарукавников на тесемках.
Цвет формы зависел от класса обучения.
Девочки 6-7 лет носили платье коричневого цвета и белый передник (их называли "кофейницами";).
Девочки 8-10 лет – платье голубого цвета и белый передник;
Девочки 11-13 лет – платье серого цвета и белый передник;
Девочки 14-18 лет – платье белого цвета и зелёный передник.
Пансионерки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками.
Может это фото со съемок? Современное?
kryska lokiВ ответ на Евдокия
Евдокия
5. Форма смолянок:
Внешность смолянок была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов. Младших девочек часто коротко стригли, а старших заставляли строго закалывать волосы. Воспитанницы причёсывались сами.
Форма состояла из собственно платья с коротким рукавом и вырезом, фартука (передника), пелеринки и нарукавников на тесемках.
Цвет формы зависел от класса обучения.
Девочки 6-7 лет носили платье коричневого цвета и белый передник (их называли "кофейницами";).
Девочки 8-10 лет – платье голубого цвета и белый передник;
Девочки 11-13 лет – платье серого цвета и белый передник;
Девочки 14-18 лет – платье белого цвета и зелёный передник.
Пансионерки императрицы носили зеленые платья с белыми передниками.
Хотя утренняя молитва происходила в семь часов, следовательно, на наш туалет полагался целый час, но этого времени едва хватало; институтки носили ни с чем не сообразную одежду, с которою лишь очень немногие умудрялись справиться самостоятельно. Застегнуть платье назади, заколоть булавками лиф передника, аккуратно подвязать рукавчики под рукава, заплести косы в две тугие косички (в младшем классе), подвесить их жгутами на затылке, пришпилить бант в самом центре -- на все это требовалась чужая помощь. Во многих семьях девочка к десяти годам усваивала полезную привычку одеваться и причесываться самостоятельно, но в институте в большинстве случаев она утрачивала ее. Особенно трудно было причесываться самой. Одна прическа существовала для младшего, другая -- для старшего класса. Если волосы были непослушны, слишком густы и волнисты, то из них трудно было устроить гладкую прическу, и воспитанница наживала себе массу неприятностей, пока наконец с помощью подруги не умудрялась сделать то, что от нее требовали. Классные дамы утверждали, что за прической они особенно строго наблюдают, чтобы искоренять кокетство, но этим лишь развивали его. По вечерам, когда дама уходила в свою комнату, воспитанницы старшего класса изощрялись в изобретении причесок, без конца толкуя о том, какая из них кому идет.
Лёленька
о, интересно )) зайду завтра, когда уже все будет готово )))
Евдокия
6. По праздничным и воскресным дням полагались шёлковые платья тех же цветов.
С уменьшением срока обучения серые платья были «сокращены».
Выдавались девочкам также шпильки, булавки, гребни, пудра и перчатки - три пары кожаных в год и одна пара белых лайковых на три года для ассамблей.
Жукова_яВ ответ на Евдокия
Евдокия
6. По праздничным и воскресным дням полагались шёлковые платья тех же цветов.
С уменьшением срока обучения серые платья были «сокращены».
Выдавались девочкам также шпильки, булавки, гребни, пудра и перчатки - три пары кожаных в год и одна пара белых лайковых на три года для ассамблей.
Божечки! Какая у неё талия!
ОксанаВ ответ на Евдокия
Евдокия
6. По праздничным и воскресным дням полагались шёлковые платья тех же цветов.
С уменьшением срока обучения серые платья были «сокращены».
Выдавались девочкам также шпильки, булавки, гребни, пудра и перчатки - три пары кожаных в год и одна пара белых лайковых на три года для ассамблей.
Худышка
kryska lokiВ ответ на Евдокия
Евдокия
6. По праздничным и воскресным дням полагались шёлковые платья тех же цветов.
С уменьшением срока обучения серые платья были «сокращены».
Выдавались девочкам также шпильки, булавки, гребни, пудра и перчатки - три пары кожаных в год и одна пара белых лайковых на три года для ассамблей.
Несмотря на то что как казенные воспитанницы (поступившие по баллотировке на казенный счет), так и своекоштные должны были получать от казны все необходимое, каждой воспитаннице приходилось иметь ежегодно порядочную сумму денег для удовлетворения разнообразных нужд. Прежде всего необходимо было приобретать на свой счет все, что касалось туалета: гребенки, головные и зубные щетки, мыло, помаду, перчатки для балов, -- эти предметы казна вовсе не выдавала нам. 

Но это было еще далеко не все. Мы не могли являться ни на балы, ни даже на уроки танцев в казенных башмаках,-- выделывать в них антраша и пируэты не было физической возможности: наши "шлепанцы" то и дело сваливались с ног, а когда приходилось вытягивать носок, балетчица, в младших классах обучавшая нас танцам, замечала то одной, то другой танцевавшей в казенных башмаках: "Да вы, кажется, вместо носка пятку вперед вывернули". Она находила нужным постоянно делать подобные замечания, вероятно надеясь на то, что начальство обратит наконец внимание на башмаки воспитанниц, вынужденных пользоваться казенными. Несмотря на то что эта ирония балетчицы повторялась очень часто, воспитанницы и классная дама каждый раз разражались смехом, а несчастный объект этой насмешки не знал, куда от стыда глаза девать.  
...
   В старшем классе приходилось тратить особенно много денег. Прежде всего тут мы уже обязаны были носить корсет. Правда, воспитанницы имели право получать его от казны, и хотя он был, как и вся наша одежда, непрактичен и сшит не по фигуре, но раз он был надет, начальство не придиралось. Но дело в том, что китовый ус в казенном корсете был заменяем то металлическими, то деревянными пластинками, до такой степени хрупкими, что они беспрестанно ломались и впивались в тело. Поносишь, бывало, такой корсет месяц-другой, и вся талия оказывается в ссадинах и ранках. Нестерпимая боль заставляет воспитанницу умолять родных дать ей денег на покупку собственного корсета. Может быть, вне института его можно было приобрести дешевле, но у нас он стоил от 6 до 8 рублей. Желающие иметь собственный корсет должны были подчиняться общему правилу: заказывать его у корсетницы, которой начальство разрешало приезжать в институт снимать мерку. Выходило, что, по самому скромному расчету, каждой воспитаннице лично для своих потребностей нужно было ежегодно иметь по крайней мере рублей пятнадцать -- семнадцать.
Евдокия
7. Девушки, оставшиеся после окончания основного курса для получения дальнейшего образования и дальнейшего карьерного роста до классной дамы, назывались пепиньерки. Они носили серые платья. Пепиньеркам читали дополнительный курс педагогики, а в качестве практики использовали как помощниц воспитательниц.
Евдокия
8. Режим дня в институте:
Все воспитанницы подчинялись строгому режиму дня. Просыпались смолянки в 6 утра и занимались с небольшими перерывами до 20 часов. В день было 6 или 8 уроков, продолжительность которых была около 2 часов. На уроках всегда присутствовала классная дама.
Воспитанницы всё делали вместе: умывались вместе, ели вместе, молились вместе, ходили строем и почти никогда по отдельности…
Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
8. Режим дня в институте:
Все воспитанницы подчинялись строгому режиму дня. Просыпались смолянки в 6 утра и занимались с небольшими перерывами до 20 часов. В день было 6 или 8 уроков, продолжительность которых была около 2 часов. На уроках всегда присутствовала классная дама.
Воспитанницы всё делали вместе: умывались вместе, ели вместе, молились вместе, ходили строем и почти никогда по отдельности…
На ум приходят слова классика
Да, были люди в наше время!
Не то что нынешнее племя...
Дети жили в школе, занятия с утра до позднего вечера
СНЕ-ГУ-РОччч-Ка!В ответ на Евдокия
Евдокия
8. Режим дня в институте:
Все воспитанницы подчинялись строгому режиму дня. Просыпались смолянки в 6 утра и занимались с небольшими перерывами до 20 часов. В день было 6 или 8 уроков, продолжительность которых была около 2 часов. На уроках всегда присутствовала классная дама.
Воспитанницы всё делали вместе: умывались вместе, ели вместе, молились вместе, ходили строем и почти никогда по отдельности…
Ужас. Не подмыться в одиночестве, ни в туалете не посидеть. И вечная казарма((((
Евдокия
9. Как кормили воспитанниц в середине XIX века:
-Утренний чай с булкой;
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон;
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок;
- Вечерний чай с булкой;
В посты рацион становился еще менее питательным (благородной девице ни к чему переедать):
- Завтрак: шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню;
- Обед: суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками «мертвечиной», и миниатюрный постный пирожок.
Так кормили каждую среду и пятницу.
Юлия ШемякинаВ ответ на Евдокия
Евдокия
9. Как кормили воспитанниц в середине XIX века:
-Утренний чай с булкой;
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон;
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок;
- Вечерний чай с булкой;
В посты рацион становился еще менее питательным (благородной девице ни к чему переедать):
- Завтрак: шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню;
- Обед: суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками «мертвечиной», и миниатюрный постный пирожок.
Так кормили каждую среду и пятницу.
Какое питание нездоровое и неразнообразное... Булка 2 раза в день, еще хлеб и пирожок.
Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Юлия Шемякина
Юлия Шемякина
Какое питание нездоровое и неразнообразное... Булка 2 раза в день, еще хлеб и пирожок.
История переписки2
Там этой булки порция с гулькин нос. И без хлеба они бы ласты склеили совсем
Юлия ШемякинаВ ответ на Железный Феликс
Железный Феликс
Там этой булки порция с гулькин нос. И без хлеба они бы ласты склеили совсем
История переписки3
Да без разницы, сколько. Вместо этой булки лучше бы чего полезное дали.
Илона Шепель, 2 ребенкаВ ответ на Юлия Шемякина
Юлия Шемякина
Да без разницы, сколько. Вместо этой булки лучше бы чего полезное дали.
История переписки4
Просто ад. Маленьким детям такое ужасное питание. Они растут, им нужно есть, а им два кусочка хлеба и какая-то дрянь. Бедные. Да и вообще ужасная жизнь, постоянно на виду, уединиться нельзя ни на минуту. Тюрьма для невинных.
Юлия ШемякинаВ ответ на Илона Шепель
Илона Шепель
Просто ад. Маленьким детям такое ужасное питание. Они растут, им нужно есть, а им два кусочка хлеба и какая-то дрянь. Бедные. Да и вообще ужасная жизнь, постоянно на виду, уединиться нельзя ни на минуту. Тюрьма для невинных.
История переписки5
Да, очень тяжело.
Илона Шепель, 2 ребенкаВ ответ на Юлия Шемякина
Юлия Шемякина
Да, очень тяжело.
История переписки6
Оказывается, это ещё Фигня. Вот то, что детям ни бегать, ни играть нельзя - вот это кошмарнее. А уж про энурез... Господи, пытка длиной в 12 лет.
Юлия ШемякинаВ ответ на Илона Шепель
Илона Шепель
Оказывается, это ещё Фигня. Вот то, что детям ни бегать, ни играть нельзя - вот это кошмарнее. А уж про энурез... Господи, пытка длиной в 12 лет.
История переписки7
Да там все ужасно.
Счастливая Татьяна, 1 ребенокВ ответ на Илона Шепель
Илона Шепель
Просто ад. Маленьким детям такое ужасное питание. Они растут, им нужно есть, а им два кусочка хлеба и какая-то дрянь. Бедные. Да и вообще ужасная жизнь, постоянно на виду, уединиться нельзя ни на минуту. Тюрьма для невинных.
История переписки5
зато сейчас "в детских садах кормят ужааасно, мы дома такого не даееем!"
вот посмотрели бы, как маленьких дворянок в 19 веке в Смольном кормили..
Жить хорошо!В ответ на Евдокия
Евдокия
9. Как кормили воспитанниц в середине XIX века:
-Утренний чай с булкой;
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон;
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок;
- Вечерний чай с булкой;
В посты рацион становился еще менее питательным (благородной девице ни к чему переедать):
- Завтрак: шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню;
- Обед: суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками «мертвечиной», и миниатюрный постный пирожок.
Так кормили каждую среду и пятницу.
Неудивительнот,что были такими стройными девочки.
EphRUSsi, 1 ребенокВ ответ на Евдокия
Евдокия
9. Как кормили воспитанниц в середине XIX века:
-Утренний чай с булкой;
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон;
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок;
- Вечерний чай с булкой;
В посты рацион становился еще менее питательным (благородной девице ни к чему переедать):
- Завтрак: шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню;
- Обед: суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками «мертвечиной», и миниатюрный постный пирожок.
Так кормили каждую среду и пятницу.
Ни овощей свежих, ни фруктов...(
FloraВ ответ на EphRUSsi
EphRUSsi
Ни овощей свежих, ни фруктов...(
История переписки2
Дык, север России же. Какие особенные фрукты. Может, яблоки какие кислючие по осени.
Юлия ШемякинаВ ответ на Flora
Flora
Дык, север России же. Какие особенные фрукты. Может, яблоки какие кислючие по осени.
История переписки3
Почему кислючие?