Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Вселенная индейцев – 2

Маркиза
 Николай Огарев   Америка

Среди океана
Лежала страна,
И были спокойны
Её племена.
Под небом лазурным
Там пальмы росли
На почве обильной
Прекрасной земли.
Беспечны и вольны
Там были отцы,
И жёны, и дети,
И мужи-бойцы.
Пришли европейцы:
Земля им нужна -
И стали туземные
Гнать племена.
И всех истребили, -
Последний бежал,
В лесах проскитался,
Без вести пропал.
Нет даже преданий!
Прошло время то,
И как оно жило -
Не знает никто.
И знаем мы только:
Теперь его нет!
Зачем оно было?
Кто даст мне ответ?


Джон Эверетт Милле. Писарро берёт в плен перуанских инков. 1846. На картине изображены Франсиско Писарро и его пленник, правитель инков Атауальпа
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
308
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Поселения делятся на 2 или 4 квартала, каждый во главе со старейшиной. В поселениях со смешанным населением миштеки образуют отдельный квартал. Семья малая или расширенная, брак патрилокальный (форма брачного поселения, при которой жена переходит на жительство в общину или в дом мужа, встречается многоженство, в Альте — отработка за невесту (2 года). Сохраняются дохристианские культы богов дождя и плодородия, предков, камней, рек, колодцев, деревьев — покровителей семьи с жертвоприношениями, танцами, при участии жрецов-шаманов, нагуализм, аграрные и другие обряды. Богат фольклор (легенды, сказки, песни, танцы, игры). Шаманы и знахари лечат и прорицают под действием наркотических грибов и семян.

современные миштеки
Маркиза
Легенда миштеков о любви дочери вождя к сапотеку

Три Мотылька - младшая дочь миштекского вождя Ноотцхоо внезапно странно заболела. Никто из знахарей не мог вылечить ее. Никому не удавалось оживить ее сердце, зажечь блеск юности в ее черных глазах. Дочь Ноотцхоо медленно и тихо умирала. Казалось, отец не находил себе места. Но так ли это было на самом деле? Все было очень просто. Ноотцхоо жаждал расширить границы своих владений. А его дочь Три Мотылька была обещана в жены сыну могущественного императора ацтеков. Она должна была выведать секрет его могущества с помощью ядовитого сладкого сока одного дикого растения. Этот сок, открытый правителем ацтеков, был волшебным напитком. Тот, кто его пробовал, чувствовал, что он переносится в райские края, а на самом деле засыпал мертвым сном. При дворе ацтекского императора Три Мотылька разольет по чашам это сладчайшее и усыпляющее вино. Как только ацтекские воины, отведав его, уснут мертвым сном, страну захватит хитрый Ноотцхоо. Пытаясь любыми путями победить смерть, миштекский правитель пообещал любому, кто сможет спасти его дочь, отдать ее в жены. И вот раб-сапотек решился на смелый шаг - вылечить Три Мотылька. Для этого ему надо было отправиться на родину. Там в глубокой долине жила Змея Жизни. Только ее яд мог спасти умирающую девушку. В награду раб-сапотек просил вернуть ему свободу.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Легенда миштеков о любви дочери вождя к сапотеку

Три Мотылька - младшая дочь миштекского вождя Ноотцхоо внезапно странно заболела. Никто из знахарей не мог вылечить ее. Никому не удавалось оживить ее сердце, зажечь блеск юности в ее черных глазах. Дочь Ноотцхоо медленно и тихо умирала. Казалось, отец не находил себе места. Но так ли это было на самом деле? Все было очень просто. Ноотцхоо жаждал расширить границы своих владений. А его дочь Три Мотылька была обещана в жены сыну могущественного императора ацтеков. Она должна была выведать секрет его могущества с помощью ядовитого сладкого сока одного дикого растения. Этот сок, открытый правителем ацтеков, был волшебным напитком. Тот, кто его пробовал, чувствовал, что он переносится в райские края, а на самом деле засыпал мертвым сном. При дворе ацтекского императора Три Мотылька разольет по чашам это сладчайшее и усыпляющее вино. Как только ацтекские воины, отведав его, уснут мертвым сном, страну захватит хитрый Ноотцхоо. Пытаясь любыми путями победить смерть, миштекский правитель пообещал любому, кто сможет спасти его дочь, отдать ее в жены. И вот раб-сапотек решился на смелый шаг - вылечить Три Мотылька. Для этого ему надо было отправиться на родину. Там в глубокой долине жила Змея Жизни. Только ее яд мог спасти умирающую девушку. В награду раб-сапотек просил вернуть ему свободу.
Маркиза
Когда-то могущественный военачальник сапотеков, он пал жертвой заговора в борьбе с войском Ноотцхоо. Он был причиной болезни Три Мотылька: та была безнадежно влюблена в него. А воин любил свободу, родные горы, теплый воздух далекой родины. Сапотек отправился в путь. Три Мотылька, которая была больна только любовью, огромной любовью к побежденному воину, осталась ждать его возвращения. Она хотела стать счастливой с ним. Путь сапотека был долг и труден. Немало препятствий пришлось ему преодолеть, прежде чем он встретил печального полуголого юношу, который открыл рабу-сапотеку глаза на все, что случилось с Три Мотылька. На самом деле ей нужно было лишь одно лекарство - любовь побежденного сапотека! Следовало немедленно вернуться к ней и сделать ее счастливой. И еще нужно было отнести Ноотцхоо в большом кувшине яд зеленых змей. Он попробует напиток и забудет о своем властолюбии. А раб-сапотек сможет стать вождем.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Когда-то могущественный военачальник сапотеков, он пал жертвой заговора в борьбе с войском Ноотцхоо. Он был причиной болезни Три Мотылька: та была безнадежно влюблена в него. А воин любил свободу, родные горы, теплый воздух далекой родины. Сапотек отправился в путь. Три Мотылька, которая была больна только любовью, огромной любовью к побежденному воину, осталась ждать его возвращения. Она хотела стать счастливой с ним. Путь сапотека был долг и труден. Немало препятствий пришлось ему преодолеть, прежде чем он встретил печального полуголого юношу, который открыл рабу-сапотеку глаза на все, что случилось с Три Мотылька. На самом деле ей нужно было лишь одно лекарство - любовь побежденного сапотека! Следовало немедленно вернуться к ней и сделать ее счастливой. И еще нужно было отнести Ноотцхоо в большом кувшине яд зеленых змей. Он попробует напиток и забудет о своем властолюбии. А раб-сапотек сможет стать вождем.
Маркиза
На следующий день, усталый и мокрый от пота, он оказался на бескрайней равнине. Впереди он увидел что-то, похожее на заросли длинных, кривых палиц. Воин почувствовал сильную жажду, Он углубился в заросли и отважно разрубил эти ветви. Тут же земля покрылась острыми зелеными листьями. Жажда как никогда мучила его. Вдруг из этих зеленых листьев повеяло свежестью. Воин увидел источник. Раздвинув зеленые листья, он наклонился и стал жадно пить. Когда он поднял голову, перед ним стояла самая прекрасная из всех женщин, каких он видел в своей жизни.
- Я та самая, кого ты ищешь. Отнеси вождю вот эту жидкость, а Три Мотылька подари свою любовь! - ласково промолвила она и исчезла.
Раб-сапотек вернулся к Ноотцхоо, тот выпил напиток из долины, где обитала Змея Жизни, и немедленно приказал своим войскам отправиться туда и принести в больших сосудах запас этого напитка для празднеств. Воинственный прежде вождь миштеков сразу забыл о своих грандиозных планах и даже вернул все ранее захваченные им земли их прежним владельцам. Мир и покой воцарились вокруг. Но не это главное. Самое большое счастье было в том, что Три Мотылька наконец вернулась к жизни. И причина ее излечения кроется вовсе не в волшебном змеином напитке. Ее спасла любовь раба-сапотека. Получив обещанную свободу и снова став вождем, он увел ее к себе на родину, где она вышла за него замуж.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
На следующий день, усталый и мокрый от пота, он оказался на бескрайней равнине. Впереди он увидел что-то, похожее на заросли длинных, кривых палиц. Воин почувствовал сильную жажду, Он углубился в заросли и отважно разрубил эти ветви. Тут же земля покрылась острыми зелеными листьями. Жажда как никогда мучила его. Вдруг из этих зеленых листьев повеяло свежестью. Воин увидел источник. Раздвинув зеленые листья, он наклонился и стал жадно пить. Когда он поднял голову, перед ним стояла самая прекрасная из всех женщин, каких он видел в своей жизни.
- Я та самая, кого ты ищешь. Отнеси вождю вот эту жидкость, а Три Мотылька подари свою любовь! - ласково промолвила она и исчезла.
Раб-сапотек вернулся к Ноотцхоо, тот выпил напиток из долины, где обитала Змея Жизни, и немедленно приказал своим войскам отправиться туда и принести в больших сосудах запас этого напитка для празднеств. Воинственный прежде вождь миштеков сразу забыл о своих грандиозных планах и даже вернул все ранее захваченные им земли их прежним владельцам. Мир и покой воцарились вокруг. Но не это главное. Самое большое счастье было в том, что Три Мотылька наконец вернулась к жизни. И причина ее излечения кроется вовсе не в волшебном змеином напитке. Ее спасла любовь раба-сапотека. Получив обещанную свободу и снова став вождем, он увел ее к себе на родину, где она вышла за него замуж.
Маркиза
Инки, индейское племя, обитавшее на территории Перу и создавшее незадолго до испанского завоевания обширную империю с центром в Куско, в перуанских Андах. Империя инков, одна из двух империй, существовавших в Новом Свете во времена Колумба (другая – ацтекская), простиралась с севера на юг от Колумбии до Центрального Чили и включала в себя территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, севера Чили и северо-запада Аргентины. Индейцы называли Инкой лишь императора, а конкистадоры применяли это слово для обозначения всего племени, которое в доколумбову эпоху, по-видимому, пользовалось самоназванием «капак-куна» («великие», «прославленные»).
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Инки, индейское племя, обитавшее на территории Перу и создавшее незадолго до испанского завоевания обширную империю с центром в Куско, в перуанских Андах. Империя инков, одна из двух империй, существовавших в Новом Свете во времена Колумба (другая – ацтекская), простиралась с севера на юг от Колумбии до Центрального Чили и включала в себя территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, севера Чили и северо-запада Аргентины. Индейцы называли Инкой лишь императора, а конкистадоры применяли это слово для обозначения всего племени, которое в доколумбову эпоху, по-видимому, пользовалось самоназванием «капак-куна» («великие», «прославленные»).
Маркиза
Культура инков сформировалась относительно поздно. Задолго до появления инков на исторической арене, еще в III тысячелетии до н.э., на побережье обитали оседлые племена, которые занимались изготовлением хлопковых тканей и выращивали маис, тыквы и бобы. Древнейшей из великих андских культур считается культура Чавин (12–8 вв. до н.э. – 4 в. н.э.). Ее центр, город Чавин-де-Уантар, расположенный в Центральных Андах, сохранял свое значение даже в инкскую эпоху. Позже на северном побережье развились другие культуры, среди которых выделяется раннеклассовое государство Мочика (ок. 1 в. до н.э. – 8 в. н.э.), создавшее великолепные произведения архитектуры, керамики и ткачества.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Культура инков сформировалась относительно поздно. Задолго до появления инков на исторической арене, еще в III тысячелетии до н.э., на побережье обитали оседлые племена, которые занимались изготовлением хлопковых тканей и выращивали маис, тыквы и бобы. Древнейшей из великих андских культур считается культура Чавин (12–8 вв. до н.э. – 4 в. н.э.). Ее центр, город Чавин-де-Уантар, расположенный в Центральных Андах, сохранял свое значение даже в инкскую эпоху. Позже на северном побережье развились другие культуры, среди которых выделяется раннеклассовое государство Мочика (ок. 1 в. до н.э. – 8 в. н.э.), создавшее великолепные произведения архитектуры, керамики и ткачества.
Чавинское каменное изображение головы
Маркиза
На южном побережье процветала загадочная культура Паракас (ок. 4 в. до н.э. – 4 в. н.э.), прославленная своими тканями, бесспорно самыми искусными во всей доколумбовой Америке. Паракас оказала влияние на раннюю культуру Наска, развивавшуюся южнее, в пяти долинах-оазисах. В бассейне озера Титикака ок. 8 в. сформировалась великая культура Тиауанако. Столица и церемониальный центр Тиауанако, расположенный на юго-восточной оконечности озера, выстроены из обтесанных каменных плит, скрепленных бронзовыми шипами. Знаменитые Ворота Солнца высечены из огромного каменного монолита. В верхней части проходит широкий барельефный пояс с изображениями бога Солнца, который истекает слезами в форме кондоров и мифологических существ. Мотив плачущего божества прослеживается во многих андских и береговых культурах, в частности, в культуре Уари, развивавшейся неподалеку от нынешнего Аякучо.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
На южном побережье процветала загадочная культура Паракас (ок. 4 в. до н.э. – 4 в. н.э.), прославленная своими тканями, бесспорно самыми искусными во всей доколумбовой Америке. Паракас оказала влияние на раннюю культуру Наска, развивавшуюся южнее, в пяти долинах-оазисах. В бассейне озера Титикака ок. 8 в. сформировалась великая культура Тиауанако. Столица и церемониальный центр Тиауанако, расположенный на юго-восточной оконечности озера, выстроены из обтесанных каменных плит, скрепленных бронзовыми шипами. Знаменитые Ворота Солнца высечены из огромного каменного монолита. В верхней части проходит широкий барельефный пояс с изображениями бога Солнца, который истекает слезами в форме кондоров и мифологических существ. Мотив плачущего божества прослеживается во многих андских и береговых культурах, в частности, в культуре Уари, развивавшейся неподалеку от нынешнего Аякучо.
Найденные захоронения свидетельствуют о том, что люди Паракаса обладали уникальным умением деформации человеческих черепов.
Маркиза
По-видимому, именно из Уари шла религиозная и военная экспансия вниз по долине Писко по направлению к побережью. Судя по распространению мотива плачущего бога, с 10 по 13 вв. государство Тиауанако подчинило себе большинство народов Косты. После крушения империи локальные трибальные объединения, освободившиеся от внешнего гнета, создали собственные государственные образования. Самым значительным из них стало воевавшее с инками государство Чиму-Чимор (14 в. – 1463) со столицей Чан-Чан (вблизи нынешнего порта Трухильо). Этот город с огромными ступенчатыми пирамидами, орошаемыми садами и облицованными камнем бассейнами занимал площадь в 20,7 кв. км. Здесь сложился один из центров керамического производства и ткачества. Государство Чиму, распространившее свою власть на протяжении 900-километровой линии перуанского побережья, имело разветвленную сеть дорог. Таким образом, имея в прошлом древнюю и высокую культурную традицию, инки были скорее наследниками, нежели родоначальниками перуанской культуры.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
По-видимому, именно из Уари шла религиозная и военная экспансия вниз по долине Писко по направлению к побережью. Судя по распространению мотива плачущего бога, с 10 по 13 вв. государство Тиауанако подчинило себе большинство народов Косты. После крушения империи локальные трибальные объединения, освободившиеся от внешнего гнета, создали собственные государственные образования. Самым значительным из них стало воевавшее с инками государство Чиму-Чимор (14 в. – 1463) со столицей Чан-Чан (вблизи нынешнего порта Трухильо). Этот город с огромными ступенчатыми пирамидами, орошаемыми садами и облицованными камнем бассейнами занимал площадь в 20,7 кв. км. Здесь сложился один из центров керамического производства и ткачества. Государство Чиму, распространившее свою власть на протяжении 900-километровой линии перуанского побережья, имело разветвленную сеть дорог. Таким образом, имея в прошлом древнюю и высокую культурную традицию, инки были скорее наследниками, нежели родоначальниками перуанской культуры.
Руины города Чан-Чан
Маркиза
Легендарный первый инка Манко Капак основал Куско приблизительно в начале 12 в. Город лежит на высоте 3416 м над у.м. в глубокой долине, пролегающей с севера на юг между двумя крутыми хребтами Анд. Как повествует предание, Манко Капак во главе своего племени пришел в эту долину с юга. По указанию бога Солнца, своего отца, он швырнул золотой жезл себе под ноги и, когда тот был поглощен землей (добрый знак ее плодородия), основал в этом месте город. Исторические источники, частично подтвержденные данными археологии, указывают, что история возвышения инков, одного из бесчисленных андских племен, начинается в 12 в., а их правящая династия насчитывает 13 имен – от Манко Капака до Атауальпы, убитого испанцами в 1533.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Легендарный первый инка Манко Капак основал Куско приблизительно в начале 12 в. Город лежит на высоте 3416 м над у.м. в глубокой долине, пролегающей с севера на юг между двумя крутыми хребтами Анд. Как повествует предание, Манко Капак во главе своего племени пришел в эту долину с юга. По указанию бога Солнца, своего отца, он швырнул золотой жезл себе под ноги и, когда тот был поглощен землей (добрый знак ее плодородия), основал в этом месте город. Исторические источники, частично подтвержденные данными археологии, указывают, что история возвышения инков, одного из бесчисленных андских племен, начинается в 12 в., а их правящая династия насчитывает 13 имен – от Манко Капака до Атауальпы, убитого испанцами в 1533.
Куско
Маркиза
Свои владения инки начали расширять с территорий, непосредственно прилегавших к долине Куско. К 1350 в правление Инки Роки они завоевали на юге все земли вблизи озера Титикака, а на востоке – близлежащие долины. Вскоре они продвинулись на север и дальше на восток и подчинили себе территории в верховьях реки Урубамбы, после чего направили свою экспансию на запад. Здесь они столкнулись с ожесточенным сопротивлением племен сора и рукана, но вышли из противостояния победителями. Около 1350 инки навели висячий мост через глубокий каньон реки Апуримак. Ранее ее пересекали три моста на юго-западе, но теперь инки проложили прямой путь от Куско к Андауайлас. Этот мост, самый длинный в империи (45 м), инки называли «уакачака», священным мостом. Неизбежен стал конфликт с могущественным воинственным племенем чанка, которое держало под контролем Апуримакский проход. В конце правления Виракочи (ум. 1437) чанка осуществили внезапный набег на земли инков и осадили Куско. Виракоча бежал в долину Урубамбы, оставив защищать столицу своего сына Пачакутека (букв. «сотрясатель земли»). Наследник блестяще справился с возложенной на него задачей и наголову разгромил врагов.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Свои владения инки начали расширять с территорий, непосредственно прилегавших к долине Куско. К 1350 в правление Инки Роки они завоевали на юге все земли вблизи озера Титикака, а на востоке – близлежащие долины. Вскоре они продвинулись на север и дальше на восток и подчинили себе территории в верховьях реки Урубамбы, после чего направили свою экспансию на запад. Здесь они столкнулись с ожесточенным сопротивлением племен сора и рукана, но вышли из противостояния победителями. Около 1350 инки навели висячий мост через глубокий каньон реки Апуримак. Ранее ее пересекали три моста на юго-западе, но теперь инки проложили прямой путь от Куско к Андауайлас. Этот мост, самый длинный в империи (45 м), инки называли «уакачака», священным мостом. Неизбежен стал конфликт с могущественным воинственным племенем чанка, которое держало под контролем Апуримакский проход. В конце правления Виракочи (ум. 1437) чанка осуществили внезапный набег на земли инков и осадили Куско. Виракоча бежал в долину Урубамбы, оставив защищать столицу своего сына Пачакутека (букв. «сотрясатель земли»). Наследник блестяще справился с возложенной на него задачей и наголову разгромил врагов.
Инка Рока
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Инка Рока
История переписки2
Маркиза
В правление Пачакутека (1438–1463) инки расширили свои владения к северу до озера Хунин, а на юге завоевали весь бассейн озера Титикака. Сын Пачакутека Тупак Инка Юпанки (1471–1493) распространил власть инков на территорию нынешних Чили, Боливии, Аргентины и Эквадора. В 1463 войска Тупака Инки Юпанки покорили государство Чиму, а его правителей доставили в Куско как заложников. Последние завоевания совершил император Уайна Капак, пришедший к власти в 1493, год спустя после того, как Колумб достиг Нового Света. Он присоединил к империи Чачапойяс в Северном Перу, на правом берегу реки Мараньон в ее верхнем течении, подчинил воинственные племена острова Пуна близ Эквадора и примыкающего побережья в районе нынешнего Гуаякиля, а в 1525 северная граница империи достигла реки Анкасмайо, где сейчас пролегает граница между Эквадором и Колумбией.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В правление Пачакутека (1438–1463) инки расширили свои владения к северу до озера Хунин, а на юге завоевали весь бассейн озера Титикака. Сын Пачакутека Тупак Инка Юпанки (1471–1493) распространил власть инков на территорию нынешних Чили, Боливии, Аргентины и Эквадора. В 1463 войска Тупака Инки Юпанки покорили государство Чиму, а его правителей доставили в Куско как заложников. Последние завоевания совершил император Уайна Капак, пришедший к власти в 1493, год спустя после того, как Колумб достиг Нового Света. Он присоединил к империи Чачапойяс в Северном Перу, на правом берегу реки Мараньон в ее верхнем течении, подчинил воинственные племена острова Пуна близ Эквадора и примыкающего побережья в районе нынешнего Гуаякиля, а в 1525 северная граница империи достигла реки Анкасмайо, где сейчас пролегает граница между Эквадором и Колумбией.
Пачакутек Юпанки
Маркиза
Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Неизвестно, на каком языке общались инки до того, как Пачакутек в 1438 возвел кечуа в ранг государственного языка. Благодаря политике завоеваний и переселений кечуа распространился по территории всей империи, и на нем по сей день говорит большинство перуанских индейцев.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Неизвестно, на каком языке общались инки до того, как Пачакутек в 1438 возвел кечуа в ранг государственного языка. Благодаря политике завоеваний и переселений кечуа распространился по территории всей империи, и на нем по сей день говорит большинство перуанских индейцев.
Маркиза
Первоначально население инкского государства состояло по большей части из земледельцев, которые при необходимости брались за оружие. Их повседневная жизнь подчинялась сельскохозяйственному циклу, и под руководством знатоков они превратили империю в важнейший центр культивации растений. Больше половины всех ныне потребляемых в мире продуктов происходят из Анд. Среди них – свыше 20 разновидностей кукурузы и 240 сортов картофеля, «камоте» (сладкий картофель), кабачки и тыква, различные сорта бобов, маниок (из которого изготовляли муку), перцы, земляные орехи и киноа (дикая гречиха). Важнейшей сельскохозяйственной культурой инков был картофель, способный выдерживать сильные холода и произрастать на высоте до 4600 м над у.м. Попеременно замораживая и размораживая картофель, инки обезвоживали его до такой степени, что превращали в сухой порошок под названием «чуньо». Кукуруза (сара) выращивалась на высоте до 4100 м над у.м. и потреблялась в различных видах: сыром в початках (чокло), подсушенном и слегка поджаренном (кольо), в виде мамалыги (моте) и превращенная в алкогольный напиток (сарайяка, или чича). Для изготовления последнего женщины пережевывали кукурузные зерна и сплевывали мякоть в чан, где образовавшаяся масса под воздействием ферментов слюны перебраживала и выделяла алкоголь.