Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Вселенная индейцев – 2

Маркиза
 Николай Огарев   Америка

Среди океана
Лежала страна,
И были спокойны
Её племена.
Под небом лазурным
Там пальмы росли
На почве обильной
Прекрасной земли.
Беспечны и вольны
Там были отцы,
И жёны, и дети,
И мужи-бойцы.
Пришли европейцы:
Земля им нужна -
И стали туземные
Гнать племена.
И всех истребили, -
Последний бежал,
В лесах проскитался,
Без вести пропал.
Нет даже преданий!
Прошло время то,
И как оно жило -
Не знает никто.
И знаем мы только:
Теперь его нет!
Зачем оно было?
Кто даст мне ответ?


Джон Эверетт Милле. Писарро берёт в плен перуанских инков. 1846. На картине изображены Франсиско Писарро и его пленник, правитель инков Атауальпа
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
308
Маркиза
7 декабря 1790 года был найден Камень Солнца ацтеков — один из старейших памятников ацтекской культуры конца XV века. Монумент имеет 3,60 метра в диаметре и толщину 1,22 метра и весит 24 тонны. До сих пор нет единой версии о его предназначении. Камень Солнца еще называют ацтекским календарем, хотя такое название, по мнению многих исследователей, ошибочно. Этот базальтовый монолит был найден на центральной площади Сокало в Мехико, когда испанский вице-король приказал замостить улицы города и построить систему сточных канав. Считается, что на диске в символической форме изображены ацтекские представления о происхождении Вселенной и понятия о времени. По воззрениям ацтеков, человечество пережило четыре солнца (эры). В настоящее время мы живем в пятой эре, которую боги сотворили в 986 году. Она станет последней и будет разрушена землетрясением. Бог Тонатиу — верховное солнце нашей эры, ему следует регулярно приносить человеческие жертвы, чтобы сохранить непрерывность движения солнца и не допустить гибели мира. Божество изображено на центральном диске с языком в виде кремниевого ножа.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
7 декабря 1790 года был найден Камень Солнца ацтеков — один из старейших памятников ацтекской культуры конца XV века. Монумент имеет 3,60 метра в диаметре и толщину 1,22 метра и весит 24 тонны. До сих пор нет единой версии о его предназначении. Камень Солнца еще называют ацтекским календарем, хотя такое название, по мнению многих исследователей, ошибочно. Этот базальтовый монолит был найден на центральной площади Сокало в Мехико, когда испанский вице-король приказал замостить улицы города и построить систему сточных канав. Считается, что на диске в символической форме изображены ацтекские представления о происхождении Вселенной и понятия о времени. По воззрениям ацтеков, человечество пережило четыре солнца (эры). В настоящее время мы живем в пятой эре, которую боги сотворили в 986 году. Она станет последней и будет разрушена землетрясением. Бог Тонатиу — верховное солнце нашей эры, ему следует регулярно приносить человеческие жертвы, чтобы сохранить непрерывность движения солнца и не допустить гибели мира. Божество изображено на центральном диске с языком в виде кремниевого ножа.
Маркиза
В каждой руке он держит человеческое сердце. Тонатиу окружают четыре квадрата — символы четырех погибших эр. Первая эра погибла из-за ягуаров, появившихся из-под земли; солнце второй эры было разрушено ураганом; третья погибла под огненным ливнем, а четвертую затопил дождь, и все люди превратились в рыб. Некоторые исследователи склонны видеть в гибели четвертой эры аналогию со Всемирным потопом. Между эрами изображены знаки сторон света, а по окружности, что идет вокруг божества, против часовой стрелки расположены пиктограммы двадцати дней священного ацтекского календаря. Во втором кольце — квадраты с пятью точками, которые символизируют дни недели, а во внешнем высечены две змеи, у одной из которых лицо наполовину черное, а у другой красное. Считается, что змеи символизируют вечную смену дня и ночи. Существуют версии, что камень мог использоваться в качестве алтаря, возможно, на нем совершались жертвоприношения или возлагались дары божествам. В настоящее время находится в экспозиции Национального музея антропологии Мексики.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В каждой руке он держит человеческое сердце. Тонатиу окружают четыре квадрата — символы четырех погибших эр. Первая эра погибла из-за ягуаров, появившихся из-под земли; солнце второй эры было разрушено ураганом; третья погибла под огненным ливнем, а четвертую затопил дождь, и все люди превратились в рыб. Некоторые исследователи склонны видеть в гибели четвертой эры аналогию со Всемирным потопом. Между эрами изображены знаки сторон света, а по окружности, что идет вокруг божества, против часовой стрелки расположены пиктограммы двадцати дней священного ацтекского календаря. Во втором кольце — квадраты с пятью точками, которые символизируют дни недели, а во внешнем высечены две змеи, у одной из которых лицо наполовину черное, а у другой красное. Считается, что змеи символизируют вечную смену дня и ночи. Существуют версии, что камень мог использоваться в качестве алтаря, возможно, на нем совершались жертвоприношения или возлагались дары божествам. В настоящее время находится в экспозиции Национального музея антропологии Мексики.
Маркиза
Где обещанный конец света? Ацтеки, установившие своё господство на развалинах государства майя, также приняли старинный календарь, несколько изменив и развив далее мифологию своих предшественников.В 1957 году майянист и астроном Мауд Макемсон написал, что «завершение Великого Периода 13 б’ак’туна должно было иметь огромное значение для майя». Автор популярных книг по майянистике Майкл Коу в 1966 году в своей монографии The Maya развил эту мысль, заявив, что, с точки зрения древних жрецов, «распущенные народы мира» погибнут, когда в декабре 2012 года закончится очередной б’ак’тун. В дальнейшем Коу уделил много внимания определению точной даты этого события и всячески популяризировал эту тему.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Где обещанный конец света? Ацтеки, установившие своё господство на развалинах государства майя, также приняли старинный календарь, несколько изменив и развив далее мифологию своих предшественников.В 1957 году майянист и астроном Мауд Макемсон написал, что «завершение Великого Периода 13 б’ак’туна должно было иметь огромное значение для майя». Автор популярных книг по майянистике Майкл Коу в 1966 году в своей монографии The Maya развил эту мысль, заявив, что, с точки зрения древних жрецов, «распущенные народы мира» погибнут, когда в декабре 2012 года закончится очередной б’ак’тун. В дальнейшем Коу уделил много внимания определению точной даты этого события и всячески популяризировал эту тему.
Маркиза
Среди специалистов по истории и культуре майя нет согласия насчёт того, что означает конец б’ак’туна. Апокалиптическая интерпретация Майкла Коу регулярно повторялась разными исследователями до начала 1990-х годов и получила значительную популярность. В то же время, многие современные представители майя не придают дате никакого значения, а надписи храма в Паленке приурочивают различные события и к более поздним датам — вплоть до 21 октября 4772 года. Это может означать, что жрецы майя связывали с окончанием б’ак’туна кардинальное обновление мироздания, а не его гибель. Этой точки зрения стали придерживаться всё больше исследователей, и в итоге она стала преобладающей. Так, по мнению Сандры Нобл, исполнительного директора мезоамериканской исследовательской организации FAMSI: «Для древних майя завершение полного цикла было большим праздником». Интерпретацию декабря 2012 года в качестве конца света она считает «настоящей фальсификацией и возможностью для многих людей обогатиться на этом». Украинский майянист-эпиграфист и археолог Юрий Полюхович высказал мысль, что «майя никогда не воспринимали конец света как исчезновение всего живого или как череду глобальных катастроф, разрушающих планету. Этого понятия нет ни на одной из 15 тысяч древних надписей, сделанных майя. На одном из монументов, найденном в городище Тортугеро в мексиканском штате Табаско, содержатся слова о том, что 21 декабря завершится очередная эпоха и начнётся новая».
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Среди специалистов по истории и культуре майя нет согласия насчёт того, что означает конец б’ак’туна. Апокалиптическая интерпретация Майкла Коу регулярно повторялась разными исследователями до начала 1990-х годов и получила значительную популярность. В то же время, многие современные представители майя не придают дате никакого значения, а надписи храма в Паленке приурочивают различные события и к более поздним датам — вплоть до 21 октября 4772 года. Это может означать, что жрецы майя связывали с окончанием б’ак’туна кардинальное обновление мироздания, а не его гибель. Этой точки зрения стали придерживаться всё больше исследователей, и в итоге она стала преобладающей. Так, по мнению Сандры Нобл, исполнительного директора мезоамериканской исследовательской организации FAMSI: «Для древних майя завершение полного цикла было большим праздником». Интерпретацию декабря 2012 года в качестве конца света она считает «настоящей фальсификацией и возможностью для многих людей обогатиться на этом». Украинский майянист-эпиграфист и археолог Юрий Полюхович высказал мысль, что «майя никогда не воспринимали конец света как исчезновение всего живого или как череду глобальных катастроф, разрушающих планету. Этого понятия нет ни на одной из 15 тысяч древних надписей, сделанных майя. На одном из монументов, найденном в городище Тортугеро в мексиканском штате Табаско, содержатся слова о том, что 21 декабря завершится очередная эпоха и начнётся новая».
Маркиза
Многие заявления относительно 2012 года происходили от некодифицированных верований адептов Нью Эйдж в особую мудрость и духовность майя. Археоастроном Энтони Авени отмечает, что хотя идея «космического баланса» занимает видное место в текстах древних майя, явление 2012 года не следует из их традиций. Это явление связано с такими явлениями, характерными для современного американского общества, как движение Нью Эйдж, милленаризм, вера в тайные знания древности. Основные темы, которые муссируются в литературе по «проблеме 2012» — это, в первую очередь, настороженное отношение к западной популярной культуре, идея духовной эволюции и перехода мира в Новую Эру, который осуществится усилиями некоего индивидуума или соединёнными усилиями группы индивидуумов, обладающими соответствующими способностями. Общая тенденция в литературе этого типа — не предупредить о некой роковой неизбежности, а «поощрить тягу различных культур друг к другу и, вслед за тем, к оживлению социокультурных и „духовных“ практик». Авени, занимавшийся изучением Нью Эйдж и сообществ, занятых поиском внеземного разума, называет нарративы о 2012 годе «продуктом общества с разорванными связями».
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Многие заявления относительно 2012 года происходили от некодифицированных верований адептов Нью Эйдж в особую мудрость и духовность майя. Археоастроном Энтони Авени отмечает, что хотя идея «космического баланса» занимает видное место в текстах древних майя, явление 2012 года не следует из их традиций. Это явление связано с такими явлениями, характерными для современного американского общества, как движение Нью Эйдж, милленаризм, вера в тайные знания древности. Основные темы, которые муссируются в литературе по «проблеме 2012» — это, в первую очередь, настороженное отношение к западной популярной культуре, идея духовной эволюции и перехода мира в Новую Эру, который осуществится усилиями некоего индивидуума или соединёнными усилиями группы индивидуумов, обладающими соответствующими способностями. Общая тенденция в литературе этого типа — не предупредить о некой роковой неизбежности, а «поощрить тягу различных культур друг к другу и, вслед за тем, к оживлению социокультурных и „духовных“ практик». Авени, занимавшийся изучением Нью Эйдж и сообществ, занятых поиском внеземного разума, называет нарративы о 2012 годе «продуктом общества с разорванными связями».
Маркиза
Миштеки (на языке науатль — «белый народ»), индейский народ в Мексике (в основном на севере и западе штата Оахака, частично — на востоке штата Герреро и в штате Пуэбла). Живут в высокогорных долинах (Альта) и тропических низменностях тихоокеанского побережья (Коста). Численность 270 тыс. человек. Говорят на языке миштекской группы семьи ото-манге (имеет несколько диалектов). Распространён также испанский язык. Миштеки — католики. Согласно этногоническим легендам, происходят из корней священного дерева в местности Апоала горной области Миштека-Альта (на западе современного штата Оахака; центр паломничества). Вторжение миштеков в долину Оахаки вызвало упадок государства сапотеков, позже расцвет смешанной миштеко-сапотекской культуры (государство со столицей в Монте-Альбане, позже — Митле).
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Миштеки (на языке науатль — «белый народ»), индейский народ в Мексике (в основном на севере и западе штата Оахака, частично — на востоке штата Герреро и в штате Пуэбла). Живут в высокогорных долинах (Альта) и тропических низменностях тихоокеанского побережья (Коста). Численность 270 тыс. человек. Говорят на языке миштекской группы семьи ото-манге (имеет несколько диалектов). Распространён также испанский язык. Миштеки — католики. Согласно этногоническим легендам, происходят из корней священного дерева в местности Апоала горной области Миштека-Альта (на западе современного штата Оахака; центр паломничества). Вторжение миштеков в долину Оахаки вызвало упадок государства сапотеков, позже расцвет смешанной миштеко-сапотекской культуры (государство со столицей в Монте-Альбане, позже — Митле).
Маркиза
В XI—XII веках в результате взаимодействия миштеков с науа на территориях современных штатов Пуэбла и Тлашкала возникла культура миштека-пуэбла, оказавшая большое влияние на многие народы Центральной Мексики, в том числе на ацтеков и сапотеков. Из Пуэблы науа вытеснили миштеков в Восточную Оахаку, где они потеснили на юг и восток сапотеков, позже победив в войнах чатинов, вышли к Тихому океану.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В XI—XII веках в результате взаимодействия миштеков с науа на территориях современных штатов Пуэбла и Тлашкала возникла культура миштека-пуэбла, оказавшая большое влияние на многие народы Центральной Мексики, в том числе на ацтеков и сапотеков. Из Пуэблы науа вытеснили миштеков в Восточную Оахаку, где они потеснили на юг и восток сапотеков, позже победив в войнах чатинов, вышли к Тихому океану.
Маркиза
Выделялись два социальных класса: наследств. знать (военачальники – таи тохо и высшее жречество) и свободные общинники (таи нюу, таи юку, таи ситундаю) – земледельцы, ремесленники и торговцы; существовали категории домашних слуг (таи синокачи) и рабов (даасаа). Знать обитала в особых кварталах, где вокруг площадей на платформах располагались каменные дворцы, храмы, алтари, площадки для игры в мяч и др. ритуалов. Правители (йиа тнуху или йиа тонинье), среди которых было немало женщин (йиацехе), считались потомками богов; почитались их мумифицированные останки, завёрнутые в ткани и циновки в «позе эмбриона», с золотыми погребальными масками.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Выделялись два социальных класса: наследств. знать (военачальники – таи тохо и высшее жречество) и свободные общинники (таи нюу, таи юку, таи ситундаю) – земледельцы, ремесленники и торговцы; существовали категории домашних слуг (таи синокачи) и рабов (даасаа). Знать обитала в особых кварталах, где вокруг площадей на платформах располагались каменные дворцы, храмы, алтари, площадки для игры в мяч и др. ритуалов. Правители (йиа тнуху или йиа тонинье), среди которых было немало женщин (йиацехе), считались потомками богов; почитались их мумифицированные останки, завёрнутые в ткани и циновки в «позе эмбриона», с золотыми погребальными масками.
Маркиза
С нач. 15 в. в Миштеке усилилось влияние ацтеков. В 1458 при Моктесуме I ацтеки в основном закончили покорение Миштеки, в 1480-е гг. правитель ацтеков Ашаякатль уничтожил союзную армию М. и сапотеков. В 1486 на месте совр. г. Оахака ацтеки основали крепость Уашаякак (давшую назв. совр. городу и штату), княжества М. вошли в состав ацтекской провинции с центром в Тлашиако. В 1522 П. де Альварадо взял Тутутепек. Сапотеки объединились с испанцами и их союзниками-науа против М. Сопротивление в Миштеке было недолгим. За принятие вассалитета испанцы даровали М. привилегии: признали власть мн. «касиков», общины сохранили свои земли.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
С нач. 15 в. в Миштеке усилилось влияние ацтеков. В 1458 при Моктесуме I ацтеки в основном закончили покорение Миштеки, в 1480-е гг. правитель ацтеков Ашаякатль уничтожил союзную армию М. и сапотеков. В 1486 на месте совр. г. Оахака ацтеки основали крепость Уашаякак (давшую назв. совр. городу и штату), княжества М. вошли в состав ацтекской провинции с центром в Тлашиако. В 1522 П. де Альварадо взял Тутутепек. Сапотеки объединились с испанцами и их союзниками-науа против М. Сопротивление в Миштеке было недолгим. За принятие вассалитета испанцы даровали М. привилегии: признали власть мн. «касиков», общины сохранили свои земли.
Маркиза
В колониальный период развивались торговля, добыча золота и серебра, сбор кошенили (экспорт в Европу в сер. 18 в. составлял св. 750 т ежегодно), с 17 до нач. 19 в. – выращивание завезённого из Азии шелкопряда, произ-во шёлковых и хлопковых тканей. С 16 в. стали разводить коз и овец и продавать шерсть в Оахаке, Мехико и Пуэбле. С 1840-х гг. М. неоднократно восставали. Поддерживали П. Диаса (миштека по матери) после переворота 1876, но позднее приняли участие в движении сапатистов и революции 1910–17. Совр. М. входят в орг-цию Нар. сапотекско-миштекский фронт.

Миштекская бирюзовая маска из Монте-Альбана
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В колониальный период развивались торговля, добыча золота и серебра, сбор кошенили (экспорт в Европу в сер. 18 в. составлял св. 750 т ежегодно), с 17 до нач. 19 в. – выращивание завезённого из Азии шелкопряда, произ-во шёлковых и хлопковых тканей. С 16 в. стали разводить коз и овец и продавать шерсть в Оахаке, Мехико и Пуэбле. С 1840-х гг. М. неоднократно восставали. Поддерживали П. Диаса (миштека по матери) после переворота 1876, но позднее приняли участие в движении сапатистов и революции 1910–17. Совр. М. входят в орг-цию Нар. сапотекско-миштекский фронт.

Миштекская бирюзовая маска из Монте-Альбана
Маркиза
Основные традиционные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыквы, перец-чиле, томаты, хлопок, какао, папайя, бананы, агуакате), охота, рыболовство, собирательство (в Альте — сок магея для пульке), разведение домашней птицы (праздничная и ритуальная еда), пчеловодство. Традиционные ремёсла — узорное ручное ткачество, окраска нитей и тканей, гончарство (на Косте — расписные сосуды, игрушки), плетение (сумки, циновки, корзины, шляпы с цветным орнаментом); выделяются плетёные изделия ичкатеков (этнографические группы в городе Санта-Мария-Ичкатлан на востоке Миштека-Альта) — шляпы — «ичкатеко», корзины — для поминальных обрядов с зоо- и антропоморфными изображениями. Мужчины-ювелиры в городах Оахаки. Распространено отходничество на плантации.

Керамика
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Основные традиционные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыквы, перец-чиле, томаты, хлопок, какао, папайя, бананы, агуакате), охота, рыболовство, собирательство (в Альте — сок магея для пульке), разведение домашней птицы (праздничная и ритуальная еда), пчеловодство. Традиционные ремёсла — узорное ручное ткачество, окраска нитей и тканей, гончарство (на Косте — расписные сосуды, игрушки), плетение (сумки, циновки, корзины, шляпы с цветным орнаментом); выделяются плетёные изделия ичкатеков (этнографические группы в городе Санта-Мария-Ичкатлан на востоке Миштека-Альта) — шляпы — «ичкатеко», корзины — для поминальных обрядов с зоо- и антропоморфными изображениями. Мужчины-ювелиры в городах Оахаки. Распространено отходничество на плантации.

Керамика
Маркиза
Жилище в основном общецентральноамериканского типа, встречаются круглые жилища с конической крышей, срубные жилища и круглые амбары на сваях (с ульями на стенах в плетёных корзинах), паровые бани (у ичкатеков — подземные). Традиционная женская одежда — белые орнаментированные уипили с треугольным вырезом, тёмные запашные юбки с тканым узором, закладывающиеся в складки спереди и сзади, синий или красный пояс, тёмно-синие платки; по праздникам надевают по 2—3 уипиля разной длины. В изолированных областях верхняя часть тела обнажена, иногда на голове носят половинки сухих тыкв. Мужчины носят белые домотканые короткие штаны, белые широкие рубахи, сандалии, плетёные шляпы, шерстяные серапе и хоронго (типа пончо), тканые пояса, к поясу привязываются узорные тканые сумочки. Старейшины носят чёрные фетровые шляпы с широкими полями и высокой тульей. В городах распространена креольская одежда. Пища — характерная для мексиканцев; употребляют тепаче — алкогольный напиток из сока сахарного тростника, какао, на Косте — кокосовое молоко.

Миштекская женщина из штата Оахака (Мексика)
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Жилище в основном общецентральноамериканского типа, встречаются круглые жилища с конической крышей, срубные жилища и круглые амбары на сваях (с ульями на стенах в плетёных корзинах), паровые бани (у ичкатеков — подземные). Традиционная женская одежда — белые орнаментированные уипили с треугольным вырезом, тёмные запашные юбки с тканым узором, закладывающиеся в складки спереди и сзади, синий или красный пояс, тёмно-синие платки; по праздникам надевают по 2—3 уипиля разной длины. В изолированных областях верхняя часть тела обнажена, иногда на голове носят половинки сухих тыкв. Мужчины носят белые домотканые короткие штаны, белые широкие рубахи, сандалии, плетёные шляпы, шерстяные серапе и хоронго (типа пончо), тканые пояса, к поясу привязываются узорные тканые сумочки. Старейшины носят чёрные фетровые шляпы с широкими полями и высокой тульей. В городах распространена креольская одежда. Пища — характерная для мексиканцев; употребляют тепаче — алкогольный напиток из сока сахарного тростника, какао, на Косте — кокосовое молоко.

Миштекская женщина из штата Оахака (Мексика)
Маркиза
Поселения делятся на 2 или 4 квартала, каждый во главе со старейшиной. В поселениях со смешанным населением миштеки образуют отдельный квартал. Семья малая или расширенная, брак патрилокальный (форма брачного поселения, при которой жена переходит на жительство в общину или в дом мужа, встречается многоженство, в Альте — отработка за невесту (2 года). Сохраняются дохристианские культы богов дождя и плодородия, предков, камней, рек, колодцев, деревьев — покровителей семьи с жертвоприношениями, танцами, при участии жрецов-шаманов, нагуализм, аграрные и другие обряды. Богат фольклор (легенды, сказки, песни, танцы, игры). Шаманы и знахари лечат и прорицают под действием наркотических грибов и семян.

современные миштеки