Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Третья прогулка по Петербургу

Евдокия
Реки и каналы Петербурга излюбленный экскурсионный маршрут туристов. Петербуржцы больше замечают неудобства от близости к заливу и от множества рек и каналов: то сильный ветр, то наводнения, то неожиданно (и неважно, что по графику) мосты развели и на другой берег не перебраться (правда сейчас с этим полегче – построен Большой Обуховский мост).
Но в конце XIX - начале XX веков реки и каналы играли большую роль в жизни петербуржцев.
 
Третья прогулка- Реки и каналы. Жизнь на воде.
 
Первая прогулка – Дома петербуржцев
Вторая прогулка - Улицы и площади Петербурга
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
173
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Разгрузка товаров производилась не только в портах и на причалах, но и на специальных складах – буянах (от древнерусского «буян» - речная пристань). Их в Петербурге было несколько и находились они в разных местах: Сельдяной, Сальный, Пеньковый, Масляный, Винный и Ватный.
На Масляный буян (между Невой и рекой Пряжкой) весной и осенью приходили из Архангельска «шняки» с солёной треской, сёмгой, камбалой. Сюда доставляли для виноторговца Шитта бочки с коньячным спиртом. Д. Засосов и В. Пызин вспоминали, как «можно было наблюдать, «как какая-нибудь личность, затерявшаяся в штабелях, просверливала буравчиком днище бочки и, вставив соломинку, надолго припадала к этому «источнику жизни»».
Вход на территорию буянов и портов был довольно свободным, поэтому в местах разгрузки судов собирались и посторонние, бродяжки и мальчишки, которые норовили что-нибудь стащить.
Сальный буян (не сохранился)


Ватный остров


Тучков буян (сохранился – на Петроградской стороне)


.
АнютаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Сальный буян (не сохранился)


Ватный остров


Тучков буян (сохранился – на Петроградской стороне)


.
История переписки2
Какие же я люблю Ваш город
Евдокия
Сельдяной буян находился на Гутуевском острове. Здесь стояли огромные амбары – ледники, в которые с пароходов выгружали бочки с сельдью. Сельдь сортировали присяжные браковщики – по двое иностранцев и русских. Критерии – цвет, жир, крепость рассола, запах. Всю сельдяную торговлю держали в своих руках несколько оптовиков.
Здесь же работали бабы-селёдочницы. Им скатывали бочку, которую они разбивали, перекладывали сельдь в свои кадушки и расходились по городу. Во дворах жилых домов можно было слышать их певучие голоса: «Селёдки голландские, селёдки голландские…». Основным покупателем у них были бедные петербуржцы, у которых селёдка и картофель были постоянной едой.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Сельдяной буян находился на Гутуевском острове. Здесь стояли огромные амбары – ледники, в которые с пароходов выгружали бочки с сельдью. Сельдь сортировали присяжные браковщики – по двое иностранцев и русских. Критерии – цвет, жир, крепость рассола, запах. Всю сельдяную торговлю держали в своих руках несколько оптовиков.
Здесь же работали бабы-селёдочницы. Им скатывали бочку, которую они разбивали, перекладывали сельдь в свои кадушки и расходились по городу. Во дворах жилых домов можно было слышать их певучие голоса: «Селёдки голландские, селёдки голландские…». Основным покупателем у них были бедные петербуржцы, у которых селёдка и картофель были постоянной едой.
.
Евдокия
На рубеже XIX-ХX веков по Неве в любых направлениях ходили пассажирские пароходы.
Пароходы принадлежали двум конкурирующим компаниям – обществу лёгкого финляндского пароходства и торговому дому купца Алексея Шитова.
Пароходы финляндского общества имели тёмно-синюю окраску корпуса и жёлтую – кормовую каюту. Носовая часть была открыта, труба высокая, чёрная, при проходе под мостами она опускалась с помощью рычагов с балансиром. На носу у них был номер. Их пароходы ходили по Неве, Невкам, Фонтанке, даже по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова). Команда была обычно из финнов. Команда носила форму речников. Капитаны-рулевые набирались из отставных флотских.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
На рубеже XIX-ХX веков по Неве в любых направлениях ходили пассажирские пароходы.
Пароходы принадлежали двум конкурирующим компаниям – обществу лёгкого финляндского пароходства и торговому дому купца Алексея Шитова.
Пароходы финляндского общества имели тёмно-синюю окраску корпуса и жёлтую – кормовую каюту. Носовая часть была открыта, труба высокая, чёрная, при проходе под мостами она опускалась с помощью рычагов с балансиром. На носу у них был номер. Их пароходы ходили по Неве, Невкам, Фонтанке, даже по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова). Команда была обычно из финнов. Команда носила форму речников. Капитаны-рулевые набирались из отставных флотских.




.
Евдокия
Пароходы купца Шитова, ходившие только по Неве, кают не имели, над всем корпусом зелёного цвета была крыша, а для защиты от дождя, солнца и ветра опускались брезентовые обвесы.
По Неве было 6 маршрутов (данные за 1904 год) и плата за проезд зависела от длины маршрута и количества остановок – 2, 5, 10 копеек. Плата взималась матросами на пристанях при посадке.
Были маршруты по Фонтанке - 5 копеек, по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова) – 3 копейки и по Мойке – 3 копейки.
Пароходы ходили на острова (Каменный и Елагин), в Шлиссельбург, в Кронштадт.
Были и внешние маршруты. Трижды в неделю ходил пароход в Петрозаводск, были маршруты на Гельсингфорс и Стокгольм, на Ригу Ревель, Виндаву, Любаву, на Штеттин, Гамбург, Любек.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Пароходы купца Шитова, ходившие только по Неве, кают не имели, над всем корпусом зелёного цвета была крыша, а для защиты от дождя, солнца и ветра опускались брезентовые обвесы.
По Неве было 6 маршрутов (данные за 1904 год) и плата за проезд зависела от длины маршрута и количества остановок – 2, 5, 10 копеек. Плата взималась матросами на пристанях при посадке.
Были маршруты по Фонтанке - 5 копеек, по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова) – 3 копейки и по Мойке – 3 копейки.
Пароходы ходили на острова (Каменный и Елагин), в Шлиссельбург, в Кронштадт.
Были и внешние маршруты. Трижды в неделю ходил пароход в Петрозаводск, были маршруты на Гельсингфорс и Стокгольм, на Ригу Ревель, Виндаву, Любаву, на Штеттин, Гамбург, Любек.


.
Евдокия
Помимо пароходов существовали многочисленные перевозы на яликах. В лодку брали до 8 пассажиров, плата за перевоз через Неву была до 5 копеек. На каждой лодке имелся спасательный круг, с наступлением темноты на носу зажигался фонарик. Обычно перевоз арендовал у города какой-нибудь купец, нанимавший рабочих-перевозчиков, которые были опытными в своём деле и перевозили в любую погоду, даже при большой волне.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Помимо пароходов существовали многочисленные перевозы на яликах. В лодку брали до 8 пассажиров, плата за перевоз через Неву была до 5 копеек. На каждой лодке имелся спасательный круг, с наступлением темноты на носу зажигался фонарик. Обычно перевоз арендовал у города какой-нибудь купец, нанимавший рабочих-перевозчиков, которые были опытными в своём деле и перевозили в любую погоду, даже при большой волне.


.
Евдокия
Весной оживала жизнь в яхт-клубах и гребных обществах. Яхтсмены и гребцы ремонтировали и чинили яхты и лодки, просушивали и чинили паруса – спортсмены готовились к открытию сезона.
В Петербурге было много яхт-клубов.
Императорский, основанный в 1848 году, стоял под личным покровительством императора. Вступать в него могли только дворяне.
Невскому яхт-клубу покровительствовала великая княгиня Ксения Александровна (дочь Александра III). Членский взнос в этот клуб составлял 100 рублей.
Ещё были Речной яхт-клуб и Парусный клуб, оба устраивали гонки на призы и прогулки под парусами. Вступительный взнос в Парусный клуб составлял 5 рублей, а членский взнос - 15 рублей.
В Шувалово находился Шуваловский парусный кружок, который по праздникам устраивал гонки на призы.
Незадолго до войны появилось ещё несколько яхт-клубов, например, Студенческий, Петроградский морской и др.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Весной оживала жизнь в яхт-клубах и гребных обществах. Яхтсмены и гребцы ремонтировали и чинили яхты и лодки, просушивали и чинили паруса – спортсмены готовились к открытию сезона.
В Петербурге было много яхт-клубов.
Императорский, основанный в 1848 году, стоял под личным покровительством императора. Вступать в него могли только дворяне.
Невскому яхт-клубу покровительствовала великая княгиня Ксения Александровна (дочь Александра III). Членский взнос в этот клуб составлял 100 рублей.
Ещё были Речной яхт-клуб и Парусный клуб, оба устраивали гонки на призы и прогулки под парусами. Вступительный взнос в Парусный клуб составлял 5 рублей, а членский взнос - 15 рублей.
В Шувалово находился Шуваловский парусный кружок, который по праздникам устраивал гонки на призы.
Незадолго до войны появилось ещё несколько яхт-клубов, например, Студенческий, Петроградский морской и др.




.
Евдокия
В яхт-клубы ходили не только аристократы и богатые люди. Клубы принимали членами скромных тружеников и рабочих. Каждый яхт-клуб имел свой флаг и форму, а каждый судовладелец – свой вымпел. У богатых яхт-клубах форма была побогаче (например, командор и вице-командор Императорского яхт-клуба при полном параде надевали двууголку, морской вицмундир и кортик), у небогатых яхт-клубов - скромнее. Своя форма была и у гребных обществ.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
В яхт-клубы ходили не только аристократы и богатые люди. Клубы принимали членами скромных тружеников и рабочих. Каждый яхт-клуб имел свой флаг и форму, а каждый судовладелец – свой вымпел. У богатых яхт-клубах форма была побогаче (например, командор и вице-командор Императорского яхт-клуба при полном параде надевали двууголку, морской вицмундир и кортик), у небогатых яхт-клубов - скромнее. Своя форма была и у гребных обществ.


.
Евдокия
В мае яхт-клубы назначали открытие, так называемый подъём флага.
Яхты, украшенные флагами, выходили на рейд. Торжество начиналось молебствием. Вся публика собиралась вокруг береговой мачты. Звучали речи: о задачах, целях и планах нового сезона, благодарили гостей за честь прибытия. Речь заканчивали здравницей в честь парусного спорта. После оваций звучала команда «На флаг!». Все замирали. Тишину разрезала команда «Флаг поднять!», и в умелых руках боцмана взлетал флаг, раскрывался и оставался трепетать на ветру. Оркестр играл гимн, все кричали «Ура!».
Кроме парусных яхт различных типов – шхун, тендеров, швертботов – были и моторные яхты, с каютами и без кают, различных размеров. Многие любители водного спорта имели свои ялы и причальные плоты.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
В мае яхт-клубы назначали открытие, так называемый подъём флага.
Яхты, украшенные флагами, выходили на рейд. Торжество начиналось молебствием. Вся публика собиралась вокруг береговой мачты. Звучали речи: о задачах, целях и планах нового сезона, благодарили гостей за честь прибытия. Речь заканчивали здравницей в честь парусного спорта. После оваций звучала команда «На флаг!». Все замирали. Тишину разрезала команда «Флаг поднять!», и в умелых руках боцмана взлетал флаг, раскрывался и оставался трепетать на ветру. Оркестр играл гимн, все кричали «Ура!».
Кроме парусных яхт различных типов – шхун, тендеров, швертботов – были и моторные яхты, с каютами и без кают, различных размеров. Многие любители водного спорта имели свои ялы и причальные плоты.




.
Евдокия
Жизнь на реке не могла проходить без рыбной ловли.
Весной, обычно этот сезон совпадал с цветением черёмухи, начинался ход корюшки в Неву. В это время можно было вытащить 20-40 корзин рыбы весом по 50-100 пудов.
Сегодня корюшка является петербургским брендом. В апреле - начале мая на улицах Петербурга появляется запах, которые многие сравнивают с запахом свежих огурцов – на улицах города продают корюшку. Раньше корюшка считалась рыбой небогатых петербуржцев, но в последнее время цены на неё стремительно растут, и уже немногие петербуржцы могут позволить себе полакомиться этой рыбкой.
Корюшку жарят, вялят, но деликатесом считается маринованная, причём настоящие знатоки и гурманы едят её целиком с косточками и головой)))
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Жизнь на реке не могла проходить без рыбной ловли.
Весной, обычно этот сезон совпадал с цветением черёмухи, начинался ход корюшки в Неву. В это время можно было вытащить 20-40 корзин рыбы весом по 50-100 пудов.
Сегодня корюшка является петербургским брендом. В апреле - начале мая на улицах Петербурга появляется запах, которые многие сравнивают с запахом свежих огурцов – на улицах города продают корюшку. Раньше корюшка считалась рыбой небогатых петербуржцев, но в последнее время цены на неё стремительно растут, и уже немногие петербуржцы могут позволить себе полакомиться этой рыбкой.
Корюшку жарят, вялят, но деликатесом считается маринованная, причём настоящие знатоки и гурманы едят её целиком с косточками и головой)))
Корюшка




.
МаркизаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Корюшка




.
История переписки2
Терь рыбы захотелось нестерпимо...
ЕвдокияВ ответ на Маркиза
Маркиза
Терь рыбы захотелось нестерпимо...
История переписки3
Тоже хочется. Именно корюшки, маринованной))
МаркизаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Тоже хочется. Именно корюшки, маринованной))
История переписки4
Мне любой,а в маг лишь завтра.
illaryia, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Корюшка




.
История переписки2
Как же аппетитно! Вот бы нам ее сейчас)
совушка, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Жизнь на реке не могла проходить без рыбной ловли.
Весной, обычно этот сезон совпадал с цветением черёмухи, начинался ход корюшки в Неву. В это время можно было вытащить 20-40 корзин рыбы весом по 50-100 пудов.
Сегодня корюшка является петербургским брендом. В апреле - начале мая на улицах Петербурга появляется запах, которые многие сравнивают с запахом свежих огурцов – на улицах города продают корюшку. Раньше корюшка считалась рыбой небогатых петербуржцев, но в последнее время цены на неё стремительно растут, и уже немногие петербуржцы могут позволить себе полакомиться этой рыбкой.
Корюшку жарят, вялят, но деликатесом считается маринованная, причём настоящие знатоки и гурманы едят её целиком с косточками и головой)))
Позавчера купила на набережной по 150р кг. Была и за 500, но я не люблю крупную.))
Евдокия
Возвращаемся в Петербург рубежа XIX-XX веков…
Рыбаки большей частью были жителями села Рыбацкого (ныне район города у метро Рыбацкое). Ещё при Петре I сюда из разных губерний были переселены рыбаки для снабжения города рыбой. Так образовалась Рыбацкая слобода.
Иногда к рыбакам рано утром приезжала весёлая компания, которая никак не могла закончить весёлую ночь. Они просили рыбаков забросить на счастье невод, помогали вытаскивать сети и покупали весь улов. Несмотря на то, что пойманная рыба принадлежала весёлой компании, они выбирали себе только самую крупную, тут же варили уху, угощали рыбаков, а оставшуюся рыбу отдавали рыбакам.
Летом рыбной ловлей занимались многие обыватели, в том числе и рабочие. Они выезжали на Неву, Невки, взморье на самодельных плоскодонных лодках, по субботам даже с ночёвкой.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Возвращаемся в Петербург рубежа XIX-XX веков…
Рыбаки большей частью были жителями села Рыбацкого (ныне район города у метро Рыбацкое). Ещё при Петре I сюда из разных губерний были переселены рыбаки для снабжения города рыбой. Так образовалась Рыбацкая слобода.
Иногда к рыбакам рано утром приезжала весёлая компания, которая никак не могла закончить весёлую ночь. Они просили рыбаков забросить на счастье невод, помогали вытаскивать сети и покупали весь улов. Несмотря на то, что пойманная рыба принадлежала весёлой компании, они выбирали себе только самую крупную, тут же варили уху, угощали рыбаков, а оставшуюся рыбу отдавали рыбакам.
Летом рыбной ловлей занимались многие обыватели, в том числе и рабочие. Они выезжали на Неву, Невки, взморье на самодельных плоскодонных лодках, по субботам даже с ночёвкой.


.