Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Повседневная жизнь крестьян

Евдокия
В жизни крестьян было много горестей и лишений. Но, несмотря на все беды, они продолжали жить по заветам предков и хранить их традиции.
В этой теме речь пойдёт о повседневной жизни русских крестьян, об их работах и заботах, о семье и общине, о рекрутчине, о праздниках и ярмарках.
 
Темы о жизни людей разных сословий:
О дворянах: Повседневная жизнь дворянства (Мадам НД)
О купцах: Купеческие дети и их родители (Мадам НД)
О крестьянах: "Подруга дней моих суровых" Няни, дядьки и прочие дворовые люди (Мадам НД), Воспитание детей в крестьянских семьях
Дворянские имена. И не только.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
291
1345678912
Tetyana NekrasovaВ ответ на Александра Суслина
Александра Суслина
Святой Георгий - "многостаночник" :) Он покровительствует воинам и путешественникам, земледельцам и скотоводам.
Люди просят у него хорошего урожая, защиты от зла и нечистой силы, удачи на охоте, об исцелении и о хорошем приплоде скота.
Именно с днем празднования памяти великомученика Георгия 23 апреля (6 мая) у крестьян совпадал первый выгон скота в поле, сопровождавшийся разными обрядами, в том числе лепили из теста, глины или воска фигурки лошадей, коров и овец. Этот день отмечается как праздник пастухов. После того как скотину выгоняли на поля, пастухов угощали сытной яичницей, наделяли холстом и деньгами. Домашние животные в этот день "праздновали", поэтому запрещалось что-либо делать из шерсти: прясть, вязать и даже просто брать в руки шерстяные нитки.
История переписки3
Да, он там как-то быка спас или оживил, лень искать историю)) Но бык был для нужд земледельца. Многостаночник, лихо Вы его)) Еще и покровитель Грузии)
Александра СуслинаВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Да, он там как-то быка спас или оживил, лень искать историю)) Но бык был для нужд земледельца. Многостаночник, лихо Вы его)) Еще и покровитель Грузии)
История переписки4
Ещё и покровитель Каталонии :)
Tetyana NekrasovaВ ответ на Александра Суслина
Александра Суслина
Ещё и покровитель Каталонии :)
История переписки5
Да ваще!)) А змея мне всегда жалко было - его таким махоньким изображают...))
ЕвдокияВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Святой Георгий скорее покровитель земледельцев. Помните: "... вот тебе, бабушка, и Юрьев день"?
История переписки2
Святой Георгий в народном сознании слился с образом языческого солнечного бога. Он олицетворял созидающие силы природы. Крестьяне верили, что на Егория на землю приходит весна. Поэтому это был праздник земледельцев. На Егория выгоняли на пастбище скот, даже если было холодно и местами лежал снег. Считалось, что в этот день святой Егорий объезжает стадо на белом коне, беря его под своё покровительство. Во многих губерниях было поверье, что у хозяина, который не выгнал в этот день скот на пастбище, с коровами случатся разные несчастья.
Поэтому святой Егорий и почитался как покровитель скота.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
Святой Георгий в народном сознании слился с образом языческого солнечного бога. Он олицетворял созидающие силы природы. Крестьяне верили, что на Егория на землю приходит весна. Поэтому это был праздник земледельцев. На Егория выгоняли на пастбище скот, даже если было холодно и местами лежал снег. Считалось, что в этот день святой Егорий объезжает стадо на белом коне, беря его под своё покровительство. Во многих губерниях было поверье, что у хозяина, который не выгнал в этот день скот на пастбище, с коровами случатся разные несчастья.
Поэтому святой Егорий и почитался как покровитель скота.
История переписки3
Юрьев день у славян в ноябре отмечался. День окончания с/х работ. Про скот - это частный, скорее случай. На мой взгляд.
Александра СуслинаВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Юрьев день у славян в ноябре отмечался. День окончания с/х работ. Про скот - это частный, скорее случай. На мой взгляд.
История переписки4
На Руси говорили: «У нас два Егорья — голодный (6 мая), да холодный (9 декабря)». Просто Егорий вешний отмечался в крестьянской среде без особого упоминания в письменных источниках, а Егорий зимний получил печальную известность и ,как следствие, вошёл в поговорку "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". Дело в том, что в этот день (а также за неделю до него и в течение недели после) крестьяне могли перейти от одного землевладельца к другому. Борис Годунов отменил этот закон, и тех, кто хотел уйти от прежнего хозяина, ждало огромное разочарование.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Александра Суслина
Александра Суслина
На Руси говорили: «У нас два Егорья — голодный (6 мая), да холодный (9 декабря)». Просто Егорий вешний отмечался в крестьянской среде без особого упоминания в письменных источниках, а Егорий зимний получил печальную известность и ,как следствие, вошёл в поговорку "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". Дело в том, что в этот день (а также за неделю до него и в течение недели после) крестьяне могли перейти от одного землевладельца к другому. Борис Годунов отменил этот закон, и тех, кто хотел уйти от прежнего хозяина, ждало огромное разочарование.
История переписки5
Я по рассказам своей прабабки многое помню, а им я доверяю, как первоисточнику, больше любых рукописей))
ЕвдокияВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Юрьев день у славян в ноябре отмечался. День окончания с/х работ. Про скот - это частный, скорее случай. На мой взгляд.
История переписки4
Егорьев (Юрьев) день отмечается 2 раза в год - Егорий Вешний - 23 апреля/6 мая и Егорий Осенний (Холодный) 26 ноября/9 декабря. Крестьяне говорили: "На Руси два Егория: один холодный, другой голодный".
Про скот - это во многих губерниях Европейской России - центральных, западнорусских (Вятская, Смоленская, тверская, Владимирская, Верхнее поволжье и др.). Почти по всей России в этот день - Егория Вешнего - пастухи совершали обходы первый раз выпущенного скота и совершал магические действия. Пастухи праздновали день святого Егория до самого утра.
Егорий Зимний считался покровителем волков. а змеи в этот день считались особо злыми - это всё связано с легендами.
"Вот тебе бабушка и Юрьев день" - связан с Егорием Зимним, когда после окончания с/х работ, крестьянин мог перейти к другому хозяину.
Tetyana NekrasovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
Егорьев (Юрьев) день отмечается 2 раза в год - Егорий Вешний - 23 апреля/6 мая и Егорий Осенний (Холодный) 26 ноября/9 декабря. Крестьяне говорили: "На Руси два Егория: один холодный, другой голодный".
Про скот - это во многих губерниях Европейской России - центральных, западнорусских (Вятская, Смоленская, тверская, Владимирская, Верхнее поволжье и др.). Почти по всей России в этот день - Егория Вешнего - пастухи совершали обходы первый раз выпущенного скота и совершал магические действия. Пастухи праздновали день святого Егория до самого утра.
Егорий Зимний считался покровителем волков. а змеи в этот день считались особо злыми - это всё связано с легендами.
"Вот тебе бабушка и Юрьев день" - связан с Егорием Зимним, когда после окончания с/х работ, крестьянин мог перейти к другому хозяину.
История переписки5
Я ж и не спорю, просто поддерживаю разговор))
Tetyana NekrasovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
В русском народе была сильна вера в святых покровителей домашних животных (это сохранилось с языческих времён) Главным считался святой Власий (11/24 февраля). Верили, что он заботится обо всех домашних животных, но особенно любит коров. Покровителями коров считали также святую Агафью Коровницу (5/18 февраля) и святого Вуколу Телятника (6/19 февраля).
Покровителем скота считался и святой Георгий Победоносец (святой Егорий) (23 апреля / 6 мая). Конскими богами были святые Флор и Лавр (18/31 августа) и святой Николай Угодник (9/22 мая). В эти дни крестьяне устраивали конский праздник.
Покровителями овец называли святого Онисима Овчарника (18/28 февраля) и святого Мамонта Овчарника (2/15 сентября). Последний был и покровителем коз.
Покровителем свиней считался святой Василий Великий. В канун его памяти (1/14 января – старый Новый год) русские крестьяне устраивали трапезу, на которой главным блюдом был кесаретский поросёнок. «Свинку да боровка для Васильева вечерка».

Да, спасибо большое!)) Тема интересная! А то я все с придирками и сомнениями))
Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
В русском народе была сильна вера в святых покровителей домашних животных (это сохранилось с языческих времён) Главным считался святой Власий (11/24 февраля). Верили, что он заботится обо всех домашних животных, но особенно любит коров. Покровителями коров считали также святую Агафью Коровницу (5/18 февраля) и святого Вуколу Телятника (6/19 февраля).
Покровителем скота считался и святой Георгий Победоносец (святой Егорий) (23 апреля / 6 мая). Конскими богами были святые Флор и Лавр (18/31 августа) и святой Николай Угодник (9/22 мая). В эти дни крестьяне устраивали конский праздник.
Покровителями овец называли святого Онисима Овчарника (18/28 февраля) и святого Мамонта Овчарника (2/15 сентября). Последний был и покровителем коз.
Покровителем свиней считался святой Василий Великий. В канун его памяти (1/14 января – старый Новый год) русские крестьяне устраивали трапезу, на которой главным блюдом был кесаретский поросёнок. «Свинку да боровка для Васильева вечерка».

Главным Власий был. Видимо, под Велеса подгоняли
ЕвдокияВ ответ на Железный Феликс
Железный Феликс
Главным Власий был. Видимо, под Велеса подгоняли
История переписки2
каких-то христианских святых подогнали под славянских богов: Власий - Велес, Георгий - Ярило, Параскева Пятница - Мокошь.
Евдокия
Пастухи
Пастуха нанимали все жители деревни на один сезон для пастьбы коров. Чаще всего в пастухи шли люди, обедневшие в силу разных жизненных обстоятельств, а также старики, незаконнорождённые дети, люди с явными физическими недостатками, психически больные. Наём пастуха, нередко пришедшего из отдалённого места, происходил на собрании всех взрослых мужчин деревни. Общиной договаривались об оплате работы пастуха. Платили пастуху в основном продуктами: мясом, зерном, картофелем, яйцами. Продукты собирали с каждого двора в соответствии с количеством имеющегося у хозяев скота. Кроме того, пастуху предоставляли ночлег и пищу, а в помощь ему нередко выделяли подпаска.
Выбор пастух определялся его профессионализмом. Крестьяне верили, что пастух должен обладать специальными знаниями, недоступным обычным людям: он должен уметь договариваться с хозяином леса – лешим, а также владеть определёнными комплексом обрядово-магических действий, направленных на защиту животных от нечистой силы.
Орудия труда пастуха: посох-батог, плеть, какой-либо сигнальный инструмент (труба, рожок, барабанка), воск с закатанной в него шерстью поступившего в его распоряжение скота и бумажку с заговором. Все эти предметы перед началом пастьбы относились к колдуну (о колдунах дальше) или старому, опытному, но отошедшему от дел пастуху, чтобы тот придал магическую силу, позволяющую сохранить скот в течение всего пастбищного сезона.

Евдокия
Пастух должен был выполнять определённые правила. Ему запрещалось общаться с женщинами, запрещалось смотреть на простоволосых женщин или раскинувшихся во сне. Молодой пастух не имел права участвовать в молодёжных гуляньях. Пастуху не рекомендовалось ломать на пастбище можжевельник, берёзу, разорять птичьи гнёзда, есть и продавать ягоды и грибы, рвать овощи с огородов, жечь костры. Нарушив правила, пастух мог лишиться своей магической силы.
Конечно, запреты носили и практический характер. Крестьяне стремились обезопасить деревню от чужака и избавиться от возможных конфликтов.
Отношение к пастуху в деревне было двойственным.
С одной стороны к нему относились с пренебрежением, как к человеку не нашедшего достойного места в жизни, опустившегося ниже той черты, за которую нельзя опускаться крестьянину-землепашцу. Человек, решившийся стать пастухом, не мог рассчитывать на уважительное отношение в деревне, он получал отказ в сватовстве к хорошей невесте, мог рассчитывать только на брак с вдовой или старой девой. С другой стороны, крестьяне старались не демонстрировать негативное отношение к пастуху, были к нему вежливыми, заботливыми, предоставляли ему хорошую пищу, дарили небольшие подарки. Это было связано с зависимостью крестьян от знаний, умений и опыта пастуха. По поверью, обиженный пастух мог отдать корову лешему, отнять от неё молоко, наслать на неё болезни.
Работали пастухи весть сезон без выходных. Но были у пастухов праздники – Егорьев день и Петров день. В этот день пастух пас стадо до обеда, потом получал угощения от деревенских жителей и все отправлялись в лес на пиршество.

Евдокия
Ночное
Летом выпасом лошадей занимались обычно подростки. Они объединяли всех деревенских лошадей в большой табун и поздно вечером прогоняли его через деревню на ночную пастьбу – в ночное. Каждый подросток наблюдал за лошадью своего хозяйства.
Подросток 10-13 лет умел хорошо управлять лошадьми, т.к. уже с семи лет мальчишки ездили верхом, а в 9-10 лет умели запрягать лошадь в телегу, помогая отцу в перевозке снопов, сена.
Пригнав лошадей на выпас, многие подростки, следуя советам бабушек и дедов, проводили обряд задабривания хозяина леса – лешего. Ночное – любимое развлечение мальчиков. В лесу дети были предоставлены сами себе, разводили костёр, рассказывали страшные истории о леших и водяных, о колдунах и ведьмах, о живых мертвецах и кладах, закопанных лихими разбойниками.

Евдокия
Сенокос, как правило, начинался в конце июня – в начале июля, когда созревали травы. Сенокосные угодья могли находиться как рядом с деревней, так и далеко. На дальние луга крестьяне выезжали всей семьёй, оставляя дома стариков присматривать за маленькими детьми и скотом. Крестьяне жили на сенокосе в течение всего времени, иногда длившегося три недели, ночевали в шалашах, готовили еду на костре.
Косить начинали утром, пока на траве лежит роса. Косьба считалась мужским делом, т.к. требовала силы и выносливости. Женщины косили в том случае, если было мало мужчин, а сена требовалось много.
Сенокос на общинных лугах, где он был коллективной работой, часто превращался в праздник.

Sofiko SofikoВ ответ на Евдокия
Евдокия
Сенокос, как правило, начинался в конце июня – в начале июля, когда созревали травы. Сенокосные угодья могли находиться как рядом с деревней, так и далеко. На дальние луга крестьяне выезжали всей семьёй, оставляя дома стариков присматривать за маленькими детьми и скотом. Крестьяне жили на сенокосе в течение всего времени, иногда длившегося три недели, ночевали в шалашах, готовили еду на костре.
Косить начинали утром, пока на траве лежит роса. Косьба считалась мужским делом, т.к. требовала силы и выносливости. Женщины косили в том случае, если было мало мужчин, а сена требовалось много.
Сенокос на общинных лугах, где он был коллективной работой, часто превращался в праздник.

Коси, коса, пока роса!
Железный Феликс, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Сенокос, как правило, начинался в конце июня – в начале июля, когда созревали травы. Сенокосные угодья могли находиться как рядом с деревней, так и далеко. На дальние луга крестьяне выезжали всей семьёй, оставляя дома стариков присматривать за маленькими детьми и скотом. Крестьяне жили на сенокосе в течение всего времени, иногда длившегося три недели, ночевали в шалашах, готовили еду на костре.
Косить начинали утром, пока на траве лежит роса. Косьба считалась мужским делом, т.к. требовала силы и выносливости. Женщины косили в том случае, если было мало мужчин, а сена требовалось много.
Сенокос на общинных лугах, где он был коллективной работой, часто превращался в праздник.

Учитывая количество скота дома, то сена надо было немеряно. Я как вспомню эти сенокосы и окучивание картошки, состояние было упасть и не вставать
Евдокия
Рыболовство.
Ещё одним важным занятием крестьян было рыболовство, на севере часто и главным, но в большинстве мест играло вспомогательную роль. Рыболовный промысел был развит на Ладоге, Онеге, на озёрах Ильмень, Псковском, Селигере, Байкале, на крупных реках: Волге, Дону, Урале, а также на Белом, Баренцевом, Азовском и Каспийском морях. Основным объектом были тресковые., сельдевые, лососевые, осетровые рыбы, а также сиговые и карповые.
Рыба, нарду с хлебом и кашей, была основной пищей крестьян.
Оживлённая торговля рыбой шла как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке. В каждом более или менее крупном городе существовали рыбные ряды, в которых продавали «стерлядь, лещей, сомов, угрей, белую сёмгу, головлей, паль, мазюна, осетрину, косячную, икру чёрно-луконную, паюсную, сиговую, стерляжью, щучью».

Татьяна Собольникова, 2 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Рыболовство.
Ещё одним важным занятием крестьян было рыболовство, на севере часто и главным, но в большинстве мест играло вспомогательную роль. Рыболовный промысел был развит на Ладоге, Онеге, на озёрах Ильмень, Псковском, Селигере, Байкале, на крупных реках: Волге, Дону, Урале, а также на Белом, Баренцевом, Азовском и Каспийском морях. Основным объектом были тресковые., сельдевые, лососевые, осетровые рыбы, а также сиговые и карповые.
Рыба, нарду с хлебом и кашей, была основной пищей крестьян.
Оживлённая торговля рыбой шла как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке. В каждом более или менее крупном городе существовали рыбные ряды, в которых продавали «стерлядь, лещей, сомов, угрей, белую сёмгу, головлей, паль, мазюна, осетрину, косячную, икру чёрно-луконную, паюсную, сиговую, стерляжью, щучью».

В Сибири с непредсказуемым урожаем тоже рыба имела важную роль в питании.
Вячеслав, 2 ребенкаВ ответ на Татьяна Собольникова
Татьяна Собольникова
В Сибири с непредсказуемым урожаем тоже рыба имела важную роль в питании.
История переписки2
У нас мешками солили рыбу, причём не так как в магазине продают, а очень вкусно и храниться она могла несколько лет.
Татьяна Собольникова, 2 ребенкаВ ответ на Вячеслав
Вячеслав
У нас мешками солили рыбу, причём не так как в магазине продают, а очень вкусно и храниться она могла несколько лет.
История переписки3
У нас не в мешках, а колодкой в деревянных ящиках.
Евдокия
Для рыболовного промысла чаще собирались артели. Они организовывались перед путиной, а в конце сезона распадались. Количество человек зависело от специфики лова. Во главе артели стоял опытный рыбак. Каждый член артели имел свои заранее оговорённые обязанности.
Рыбу обычно продавали собравшимся на берегу скупщикам. Вырученная сумма делилась на две равные части: одну половину получали рыбаки, другую – руководитель артели и владельцы снастей. Зарабатывали рыбаки-артельщики в разных регионах по-разному. Так, в начале XX века за зимний период заработок рыболова на Чудском озере составлял 100-150 рублей, а на Азовском море достигал 800 рублей.

Евдокия
Наряду с промысловым ловом рыбы было широко распространено и любительское рыболовство. Везде, где имелись речки, озёра, пруды, находились любители рыбной ловли – помещики, ремесленники, крестьяне. Крестьяне уходили на рыбалку обычно в свободное от работы время. В деревнях относились к рыбалке как к приятному развлечению, увлекательному делу. Но это развлечение позволяло разнообразить скудный крестьянский стол.
Рыбаки своим покровителем считали святого Петра (29 июня/12 июля) и Николая Чудотворца (6/19 декабря). Но они старались заручиться поддержкой и водяного, которого называли «рыбьем царём». Чтобы задобрить водяного, рыбаки, наиболее приверженные рыбацкой традиции, пытались заключить с водяным взаимовыгодный договор при помощи обрядов.

Мадам Н.Д.В ответ на Евдокия
Евдокия
Наряду с промысловым ловом рыбы было широко распространено и любительское рыболовство. Везде, где имелись речки, озёра, пруды, находились любители рыбной ловли – помещики, ремесленники, крестьяне. Крестьяне уходили на рыбалку обычно в свободное от работы время. В деревнях относились к рыбалке как к приятному развлечению, увлекательному делу. Но это развлечение позволяло разнообразить скудный крестьянский стол.
Рыбаки своим покровителем считали святого Петра (29 июня/12 июля) и Николая Чудотворца (6/19 декабря). Но они старались заручиться поддержкой и водяного, которого называли «рыбьем царём». Чтобы задобрить водяного, рыбаки, наиболее приверженные рыбацкой традиции, пытались заключить с водяным взаимовыгодный договор при помощи обрядов.


Картины Перова "Рыболов" и "Рыбная ловля". Копия первой картины у нас висела на даче, сын маленький ее очень любил рассматривать.
1345678912