Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Люди просят у него хорошего урожая, защиты от зла и нечистой силы, удачи на охоте, об исцелении и о хорошем приплоде скота.
Именно с днем празднования памяти великомученика Георгия 23 апреля (6 мая) у крестьян совпадал первый выгон скота в поле, сопровождавшийся разными обрядами, в том числе лепили из теста, глины или воска фигурки лошадей, коров и овец. Этот день отмечается как праздник пастухов. После того как скотину выгоняли на поля, пастухов угощали сытной яичницей, наделяли холстом и деньгами. Домашние животные в этот день "праздновали", поэтому запрещалось что-либо делать из шерсти: прясть, вязать и даже просто брать в руки шерстяные нитки.
Поэтому святой Егорий и почитался как покровитель скота.
Поэтому святой Егорий и почитался как покровитель скота.
Про скот - это во многих губерниях Европейской России - центральных, западнорусских (Вятская, Смоленская, тверская, Владимирская, Верхнее поволжье и др.). Почти по всей России в этот день - Егория Вешнего - пастухи совершали обходы первый раз выпущенного скота и совершал магические действия. Пастухи праздновали день святого Егория до самого утра.
Егорий Зимний считался покровителем волков. а змеи в этот день считались особо злыми - это всё связано с легендами.
"Вот тебе бабушка и Юрьев день" - связан с Егорием Зимним, когда после окончания с/х работ, крестьянин мог перейти к другому хозяину.
Про скот - это во многих губерниях Европейской России - центральных, западнорусских (Вятская, Смоленская, тверская, Владимирская, Верхнее поволжье и др.). Почти по всей России в этот день - Егория Вешнего - пастухи совершали обходы первый раз выпущенного скота и совершал магические действия. Пастухи праздновали день святого Егория до самого утра.
Егорий Зимний считался покровителем волков. а змеи в этот день считались особо злыми - это всё связано с легендами.
"Вот тебе бабушка и Юрьев день" - связан с Егорием Зимним, когда после окончания с/х работ, крестьянин мог перейти к другому хозяину.
Покровителем скота считался и святой Георгий Победоносец (святой Егорий) (23 апреля / 6 мая). Конскими богами были святые Флор и Лавр (18/31 августа) и святой Николай Угодник (9/22 мая). В эти дни крестьяне устраивали конский праздник.
Покровителями овец называли святого Онисима Овчарника (18/28 февраля) и святого Мамонта Овчарника (2/15 сентября). Последний был и покровителем коз.
Покровителем свиней считался святой Василий Великий. В канун его памяти (1/14 января – старый Новый год) русские крестьяне устраивали трапезу, на которой главным блюдом был кесаретский поросёнок. «Свинку да боровка для Васильева вечерка».
Покровителем скота считался и святой Георгий Победоносец (святой Егорий) (23 апреля / 6 мая). Конскими богами были святые Флор и Лавр (18/31 августа) и святой Николай Угодник (9/22 мая). В эти дни крестьяне устраивали конский праздник.
Покровителями овец называли святого Онисима Овчарника (18/28 февраля) и святого Мамонта Овчарника (2/15 сентября). Последний был и покровителем коз.
Покровителем свиней считался святой Василий Великий. В канун его памяти (1/14 января – старый Новый год) русские крестьяне устраивали трапезу, на которой главным блюдом был кесаретский поросёнок. «Свинку да боровка для Васильева вечерка».
Пастуха нанимали все жители деревни на один сезон для пастьбы коров. Чаще всего в пастухи шли люди, обедневшие в силу разных жизненных обстоятельств, а также старики, незаконнорождённые дети, люди с явными физическими недостатками, психически больные. Наём пастуха, нередко пришедшего из отдалённого места, происходил на собрании всех взрослых мужчин деревни. Общиной договаривались об оплате работы пастуха. Платили пастуху в основном продуктами: мясом, зерном, картофелем, яйцами. Продукты собирали с каждого двора в соответствии с количеством имеющегося у хозяев скота. Кроме того, пастуху предоставляли ночлег и пищу, а в помощь ему нередко выделяли подпаска.
Выбор пастух определялся его профессионализмом. Крестьяне верили, что пастух должен обладать специальными знаниями, недоступным обычным людям: он должен уметь договариваться с хозяином леса – лешим, а также владеть определёнными комплексом обрядово-магических действий, направленных на защиту животных от нечистой силы.
Орудия труда пастуха: посох-батог, плеть, какой-либо сигнальный инструмент (труба, рожок, барабанка), воск с закатанной в него шерстью поступившего в его распоряжение скота и бумажку с заговором. Все эти предметы перед началом пастьбы относились к колдуну (о колдунах дальше) или старому, опытному, но отошедшему от дел пастуху, чтобы тот придал магическую силу, позволяющую сохранить скот в течение всего пастбищного сезона.
Конечно, запреты носили и практический характер. Крестьяне стремились обезопасить деревню от чужака и избавиться от возможных конфликтов.
Отношение к пастуху в деревне было двойственным.
С одной стороны к нему относились с пренебрежением, как к человеку не нашедшего достойного места в жизни, опустившегося ниже той черты, за которую нельзя опускаться крестьянину-землепашцу. Человек, решившийся стать пастухом, не мог рассчитывать на уважительное отношение в деревне, он получал отказ в сватовстве к хорошей невесте, мог рассчитывать только на брак с вдовой или старой девой. С другой стороны, крестьяне старались не демонстрировать негативное отношение к пастуху, были к нему вежливыми, заботливыми, предоставляли ему хорошую пищу, дарили небольшие подарки. Это было связано с зависимостью крестьян от знаний, умений и опыта пастуха. По поверью, обиженный пастух мог отдать корову лешему, отнять от неё молоко, наслать на неё болезни.
Работали пастухи весть сезон без выходных. Но были у пастухов праздники – Егорьев день и Петров день. В этот день пастух пас стадо до обеда, потом получал угощения от деревенских жителей и все отправлялись в лес на пиршество.
Летом выпасом лошадей занимались обычно подростки. Они объединяли всех деревенских лошадей в большой табун и поздно вечером прогоняли его через деревню на ночную пастьбу – в ночное. Каждый подросток наблюдал за лошадью своего хозяйства.
Подросток 10-13 лет умел хорошо управлять лошадьми, т.к. уже с семи лет мальчишки ездили верхом, а в 9-10 лет умели запрягать лошадь в телегу, помогая отцу в перевозке снопов, сена.
Пригнав лошадей на выпас, многие подростки, следуя советам бабушек и дедов, проводили обряд задабривания хозяина леса – лешего. Ночное – любимое развлечение мальчиков. В лесу дети были предоставлены сами себе, разводили костёр, рассказывали страшные истории о леших и водяных, о колдунах и ведьмах, о живых мертвецах и кладах, закопанных лихими разбойниками.
Косить начинали утром, пока на траве лежит роса. Косьба считалась мужским делом, т.к. требовала силы и выносливости. Женщины косили в том случае, если было мало мужчин, а сена требовалось много.
Сенокос на общинных лугах, где он был коллективной работой, часто превращался в праздник.
Косить начинали утром, пока на траве лежит роса. Косьба считалась мужским делом, т.к. требовала силы и выносливости. Женщины косили в том случае, если было мало мужчин, а сена требовалось много.
Сенокос на общинных лугах, где он был коллективной работой, часто превращался в праздник.
Косить начинали утром, пока на траве лежит роса. Косьба считалась мужским делом, т.к. требовала силы и выносливости. Женщины косили в том случае, если было мало мужчин, а сена требовалось много.
Сенокос на общинных лугах, где он был коллективной работой, часто превращался в праздник.
Ещё одним важным занятием крестьян было рыболовство, на севере часто и главным, но в большинстве мест играло вспомогательную роль. Рыболовный промысел был развит на Ладоге, Онеге, на озёрах Ильмень, Псковском, Селигере, Байкале, на крупных реках: Волге, Дону, Урале, а также на Белом, Баренцевом, Азовском и Каспийском морях. Основным объектом были тресковые., сельдевые, лососевые, осетровые рыбы, а также сиговые и карповые.
Рыба, нарду с хлебом и кашей, была основной пищей крестьян.
Оживлённая торговля рыбой шла как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке. В каждом более или менее крупном городе существовали рыбные ряды, в которых продавали «стерлядь, лещей, сомов, угрей, белую сёмгу, головлей, паль, мазюна, осетрину, косячную, икру чёрно-луконную, паюсную, сиговую, стерляжью, щучью».
Ещё одним важным занятием крестьян было рыболовство, на севере часто и главным, но в большинстве мест играло вспомогательную роль. Рыболовный промысел был развит на Ладоге, Онеге, на озёрах Ильмень, Псковском, Селигере, Байкале, на крупных реках: Волге, Дону, Урале, а также на Белом, Баренцевом, Азовском и Каспийском морях. Основным объектом были тресковые., сельдевые, лососевые, осетровые рыбы, а также сиговые и карповые.
Рыба, нарду с хлебом и кашей, была основной пищей крестьян.
Оживлённая торговля рыбой шла как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке. В каждом более или менее крупном городе существовали рыбные ряды, в которых продавали «стерлядь, лещей, сомов, угрей, белую сёмгу, головлей, паль, мазюна, осетрину, косячную, икру чёрно-луконную, паюсную, сиговую, стерляжью, щучью».
Рыбу обычно продавали собравшимся на берегу скупщикам. Вырученная сумма делилась на две равные части: одну половину получали рыбаки, другую – руководитель артели и владельцы снастей. Зарабатывали рыбаки-артельщики в разных регионах по-разному. Так, в начале XX века за зимний период заработок рыболова на Чудском озере составлял 100-150 рублей, а на Азовском море достигал 800 рублей.
Рыбаки своим покровителем считали святого Петра (29 июня/12 июля) и Николая Чудотворца (6/19 декабря). Но они старались заручиться поддержкой и водяного, которого называли «рыбьем царём». Чтобы задобрить водяного, рыбаки, наиболее приверженные рыбацкой традиции, пытались заключить с водяным взаимовыгодный договор при помощи обрядов.
Рыбаки своим покровителем считали святого Петра (29 июня/12 июля) и Николая Чудотворца (6/19 декабря). Но они старались заручиться поддержкой и водяного, которого называли «рыбьем царём». Чтобы задобрить водяного, рыбаки, наиболее приверженные рыбацкой традиции, пытались заключить с водяным взаимовыгодный договор при помощи обрядов.
Картины Перова "Рыболов" и "Рыбная ловля". Копия первой картины у нас висела на даче, сын маленький ее очень любил рассматривать.