Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Повседневная жизнь крестьян

Евдокия
В жизни крестьян было много горестей и лишений. Но, несмотря на все беды, они продолжали жить по заветам предков и хранить их традиции.
В этой теме речь пойдёт о повседневной жизни русских крестьян, об их работах и заботах, о семье и общине, о рекрутчине, о праздниках и ярмарках.
 
Темы о жизни людей разных сословий:
О дворянах: Повседневная жизнь дворянства (Мадам НД)
О купцах: Купеческие дети и их родители (Мадам НД)
О крестьянах: "Подруга дней моих суровых" Няни, дядьки и прочие дворовые люди (Мадам НД), Воспитание детей в крестьянских семьях
Дворянские имена. И не только.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
291
Евдокия
Наряду с государственными и церковно-приходскими школами были и школы грамоты, которые организовывали сами крестьяне. Для школы снимали избу и нанимали на один сезон учителя: грамотного крестьянина, кантониста, отставного солдата, дьячка. Если детям и родителям учитель нравился, то его нанимали и на второй сезон. Учитель получал за работу деньги и питание, а ночевал поочерёдно в домах своих учеников. Если нанимали крестьянина из своей деревни, то он обучал в своей избе, а плату получал деньгами и продуктами: за каждого ученика воз дров, пуд (ок. 16 кг) или полпуда муки, меру картофеля, 50 копеек в месяц. Обучение начиналось в октябре-ноябре, оканчивалось к Пасхе.

Евдокия
Крестьяне отдавали своих детей на год-полтора, чтобы те получили необходимый для них минимум знаний, а именно читать, считать и писать. Все остальные знания они считали «напрасной тратой времени», а «расширение кругозора детей» называли крамолой.

При этом считалось необходимым обучать мальчиков. Девочки, с точки зрения крестьян, могли вполне обходиться без грамоты. Их отдавали в школу в том случае, если они этого сами очень хотели, и у них не было младших братьей или сестёр, которых надо было нянчить. Такой подход крестьян к школьному образованию объяснялся прагматичностью крестьян. Мужчине грамотность нужна для того, чтобы его не обманули в расчётах за покупки, при выплате налога, при подписании артельного договора, чтобы не смеялись над «деревенщиной» в городе и на солдатской службе. Замужняя женщина, находившаяся большую часть времени дома, в грамоте, по мнению крестьян, не нуждалась. Грамота могла понадобиться только старой деве, которая сама обеспечивала себе пропитание.

Евдокия
С развитием школьного образования и появлением некоторого количества грамотных людей в крестьянской среде стало популярным чтение вслух. Как правило, это происходило в зимнее время, по воскресеньям и расценивалось как приятное и полезное дело. Книги читал вслух самый грамотный мужик, на чтение иногда собирались соседи. В конце XIX века благодаря деятельности земских учреждений были довольно широко распространены публичные чтения для крестьян.
Книги появлялись в деревнях разными способами. В 1860-1870-х годах книжная торговля велась в основном офенями (коробейниками) – бродячими разносчиками товаров. Закупив свой товар в городах, офени появлялись в деревнях в конце июля – начале августа. Если у покупателя не было денег, то книги обменивались на зерно, муку, мясо и пр. Крестьяне долго рассматривали картинки, узнавали о содержимом, торговались и, получив удовольствие от процесса торга, покупали.
В конце XIX века крестьяне могли взять книги в библиотеке, которые открывались при школах, волостных правлениях и православных храмах.
Однако к концу XIX века уровень грамотности среди крестьянского населения России был сравнительно низким (1897 год - 19%)

Евдокия
В крестьянской среде было много людей, жизнь которых отличалась от общепринятой жизни. Они не трудились на земле, не имели семью и детей, не имели скромного достатка. Их жизнь проходила в стороне от общей жизни деревни. Но в сложных жизненных ситуациях именно к ним односельчане обращались за помощью. И всё же крестьяне боялись этих «других».
Кто же это такие? Странники, нищие, знахари, колдуны.

Евдокия
Странниками обычно становились люди физически неполноценные, неспособные к тяжёлому крестьянскому труду, солдаты, отслужившие 25 лет и оставшиеся без семьи, девушки, родившие внебрачного ребёнка и потерявшие надежду на замужество, вдовы.
Странник изо дня в день, из года в год шёл от одной святыне к другой, прикладывался к святым мощам, молился и шёл дальше. Странники молились не только за себя, они брали на себя обязательства и исполняли поручения и наказы встречавшихся на их пути людей. Странников называли Божьими людьми, принимали в каждом доме, кормили, давали еду на дорогу. Невнимание к страннику и отказ в гостеприимстве считался грехом.
Люди с большим интересом слушали рассказы странников о святых местах, чудотворных иконах, старцах, которые исцеляли болезни. Иногда странники занимались «знахарством».
Но в то же время странников побаивались. Особенно тех, кто занимался пророчеством и яростно обличал человеческие пороки.

Пошевел Первый
Ну, Евдокия, и не оторваться от темы!
Сижу читаю, вместо того, чтобы спать идти!
ЕвдокияВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
Ну, Евдокия, и не оторваться от темы!
Сижу читаю, вместо того, чтобы спать идти!
Спасибо!
Не виноватая я!
Евдокия
Нищенство было широко распространено в России.
У любых церквей и монастырей, на ярмарках, праздничных гуляньях или на похоронах везде можно было услышать жалобный голос нищих: «Подайте копеечку ради Христа!». Толпами нищие шли по дорогам России к святым местам.
В этой среде люди оказывались и крестьяне и горожане по разным обстоятельствам, чаще когда лишались средств к существованию из-за пожара, стихийного бедствия, разорённые войной, потерявшие кормильца. Ряды нищих пополняли солдаты, старики, калеки, беглые крестьяне и арестанты, осиротевшие дети. Количество этих обездоленных постоянно росло.
Среди обездоленных нищих были и профессиональные. Они обосновывались в больших городах или странствовали по стране, и были вполне довольны своей жизнью. Профессиональными нищими были «мамки» («мамка» могла в день зарабатывать до 3 рублей, тогда как девушка на фабрике только 50 копеек), мнимые погорельцы, «савотейщики», «могильщики», «богомолы», «охотники», «коробочники», «терялки» и другие. Эти ватаги возглавлялись выборным атаманом, собранные деньги делились на паи, двойные паи получали атаман, члены ватаги, владеющие лошадью и повозкой, знахари, их лечившие. Ватажники общались на специальном нищенском языке, который сформировался в XVII веке.

Евдокия
Особую касту нищих составляли калики перехожие – набожные слепые люди, которые исполняли духовные стихи. Они объединялись в большие артели и во главе со зрячим проводником отправлялись по стране, останавливаясь на ночлег в монастырях, странноприимных домах, ночлежках. Одетые в старые рваные кафтаны и армяки, давно не стриженные и неумытые, они останавливались у церкви, втыкали свои палки, вешали на них нищенские мешки и начинали читать нараспев духовные стихи.
Отношение к нищим, в т.ч. и профессиональным, в крестьянской среде было вполне доброжелательным. В большинстве своём люди откликались на просьбы о подаянии. Отказывали в милостыни редко. Считалось, что Бог любит нищих, он оградит дающего милостыню и его дом от всякого зла. Жалость к нищим объяснялась ещё и тем, что такая судьба могла настигнуть каждого: «От тюрьмы да от сумы не зарекайся».

Евдокия
Знахарством занимались чаще женщины, пожилые, одинокие, добрые, глубоко верующие. Своё мастерство они получали или от более опытных знахарей или по наследству. Знахари прекрасно разбирались в травах, сами их собирали, умело пользовались психотерапевтическими методами. Знахари осматривали больного, внимательно выслушивали его жалобы, использовали различные магические приёмы.
Вера крестьян в силу знахарей была абсолютной, даже в случае смерти больного. Родственники умершего считали, что надо было бы обратиться к более сильному знахарю. Такая глубокая вера крестьян в знахарей способствовала удачному лечению, что с удивлением отмечали исследователи.

Евдокия
В русском народном быту колдовство было распространённым явлением. Люди прибегали к нему в сложных жизненных ситуациях. Людей не очень смущало, что колдовская помощь была от нечистой силы. Все колдовские действия обставлялись таинственно. Они свершались ночью или в бане – сакрально нечистом месте. В колдовских ритуалах применяли разные предметы и обязательно «колдовские слова». Магические приёмы знали фактически в каждой семье. Эти знания передавались от матери к дочери.
Профессионально этим занимались особые люди – колдуны, ведуны, ворожеи. Профессиональное колдовство в русской деревне было так же широко распространено, как и домашнее.
Колдунами становились те, кто был недоволен своим положением в обществе, желал иметь власть над людьми, стать богатым, отомстить за обиду и т.п. Этот человек должен был отречься от Бога, пройти специальный обряд.
Отношение к колдунам было двойственное: уважение и страх.

Храбрая виолончелисткаВ ответ на Евдокия
Евдокия
В русском народном быту колдовство было распространённым явлением. Люди прибегали к нему в сложных жизненных ситуациях. Людей не очень смущало, что колдовская помощь была от нечистой силы. Все колдовские действия обставлялись таинственно. Они свершались ночью или в бане – сакрально нечистом месте. В колдовских ритуалах применяли разные предметы и обязательно «колдовские слова». Магические приёмы знали фактически в каждой семье. Эти знания передавались от матери к дочери.
Профессионально этим занимались особые люди – колдуны, ведуны, ворожеи. Профессиональное колдовство в русской деревне было так же широко распространено, как и домашнее.
Колдунами становились те, кто был недоволен своим положением в обществе, желал иметь власть над людьми, стать богатым, отомстить за обиду и т.п. Этот человек должен был отречься от Бога, пройти специальный обряд.
Отношение к колдунам было двойственное: уважение и страх.

Интересно, а известны случаи сожжения колдуний  в России?Слышала, что всё же единичные были. То ли при деде, то ли при отце Ивана Грозного.
Александра СуслинаВ ответ на Храбрая виолончелистка
Храбрая виолончелистка
Интересно, а известны случаи сожжения колдуний  в России?Слышала, что всё же единичные были. То ли при деде, то ли при отце Ивана Грозного.
История переписки2
Казнь через сожжение практиковалась на Руси, хоть и не в таких масштабах, как в Европе. Первое упоминание о сожжении содержатся в летописи: в 1227 году в Новгороде сожгли четырёх волхвов. Законодательно сожжение как способ казни закрепилось в Соборном уложении 1649 года. Применялось к тем, кто обвинялся в хуле на Бога и ереси, поджогах домов и к тем, кто менял христианскую веру на другую - мусульманскую или иудейскую. Через 4 года сюда добавили статью "за колдовство", а при Петре I казнь через сожжение грозила фальшивомонетчикам. Больше всего пострадали старообрядцы. Массовой казнью также стало сожжение 12 женщин, обвиняемых в распространении чумы, во Пскове в 1411 году и 15 ведуний в 1575 году в Новгороде. Среди преступников, подвергшихся этому наказанию, были плотники Неупокой, Данила и Михаил за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины.
Последний в России приговор к смертной казни через сожжение был вынесен Андрею Козицыну в Яренске в 1762 году. Он был осуждён за колдовство на «казнь смертную сжением в срубе» при «собрании народа». Однако Архангельская губернская канцелярия не утвердила приговор, поскольку указами Сената от 30 сентября 1754 г. и 14 октября 1760 г. был введён мораторий на смертную казнь; для Козицына смертная казнь была заменена каторгой.
Мадам Н.Д.В ответ на Александра Суслина
Александра Суслина
Казнь через сожжение практиковалась на Руси, хоть и не в таких масштабах, как в Европе. Первое упоминание о сожжении содержатся в летописи: в 1227 году в Новгороде сожгли четырёх волхвов. Законодательно сожжение как способ казни закрепилось в Соборном уложении 1649 года. Применялось к тем, кто обвинялся в хуле на Бога и ереси, поджогах домов и к тем, кто менял христианскую веру на другую - мусульманскую или иудейскую. Через 4 года сюда добавили статью "за колдовство", а при Петре I казнь через сожжение грозила фальшивомонетчикам. Больше всего пострадали старообрядцы. Массовой казнью также стало сожжение 12 женщин, обвиняемых в распространении чумы, во Пскове в 1411 году и 15 ведуний в 1575 году в Новгороде. Среди преступников, подвергшихся этому наказанию, были плотники Неупокой, Данила и Михаил за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины.
Последний в России приговор к смертной казни через сожжение был вынесен Андрею Козицыну в Яренске в 1762 году. Он был осуждён за колдовство на «казнь смертную сжением в срубе» при «собрании народа». Однако Архангельская губернская канцелярия не утвердила приговор, поскольку указами Сената от 30 сентября 1754 г. и 14 октября 1760 г. был введён мораторий на смертную казнь; для Козицына смертная казнь была заменена каторгой.
История переписки3
Очен6ь толковые у Вас комментарии! Чувствуется историк- специалист! Подключайтесь в нашу компанию! Ждем тем и от Вас! Пишите о том, что интересно!
Александра СуслинаВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Очен6ь толковые у Вас комментарии! Чувствуется историк- специалист! Подключайтесь в нашу компанию! Ждем тем и от Вас! Пишите о том, что интересно!
История переписки4

Спасибо. Постараюсь что-нибудь самостоятельно родить :) Главное, определиться, что интересно...Я пока сомневаюсь.
Евдокия
Жизнь крестьян состояла не только из будней, но и из праздников. Время праздника считалось священным и было наполнено радостью, весельем, смехом, развлечениями. Крестьяне относились к празднику как к главному событию в круговерти человеческой жизни: «Мы целый год трудимся для праздника», «Жизнь без праздника, что еда без хлеба». Праздник – это отдых. Занимались только самыми необходимыми делами, например, уход за скотом, приготовление пищи, или делами, которые считались развлечением – сбором ягод и грибов, рыбной ловлей или охотой. Все остальные работы были категорически запрещены. Нарушение запрета грозило различными несчастиями: неурожаем, мором скота, пожаром, наводнением и т.п.
В праздничные дни всё выглядело обновлённым: дома, улицы, ограды, колодцы. Избы украшали новыми половиками, развешанными по стенам лубочными картинками и полотенцами с «украсами», расставленной по полкам праздничной утварью, затепленными у икон лампадам. Менялось поведение людей. Характерными чертами праздника были застолье с «хорошей» едой и хмельными напитками, приём гостей и хождение в гости, песни, пляски, совместное гуляние людей, одетых в «добрую» одежду.

Евдокия
Праздничных дней было в русском быту довольно много: около 140-150 в году. В это число входили воскресенья, церковные праздники и праздники, не установленные Церковью (святки, масленица). У крестьян были специальные праздники только мужские либо только женские собрания (братчины, моргосья), а также земледельческие праздники (первый день пахоты, сева, жатвы, окончание жатвы) и скотоводческие (конский праздник, курячьи именины и т.п.).
Среди больших праздников, которые отмечала вся деревня, наиболее почитались Пасха, Рождество Христово, святки, масленица, Троица, Петров день, Покров, Егорьев день, престольные и заветные праздники.
Большие праздники продолжались обычно от 3 до 4 дней, а некоторые, например Пасха и масленица, неделю.

Евдокия
Праздники, молебны, крестные ходы собирали всех жителей деревни, села, городского квартала – всё это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Праздники способствовали укреплению родственных связей, т.к. собирали обычно всю ближнюю и дальнюю родню. На праздники стекалась молодёжь из окрестных деревень, что позволяло выбрать себе брачную пару.
Общение на праздниках с дальними родственниками, балаганщиками, ярмарочными торговцами, нищими, богомольцами позволяло узнавать новости о событиях в стране, получать знания о далёких странах и народах.
Праздники позволяли сделать передышку в череде тяжёлых крестьянских работ, отвлекая от семейных проблем, давали психологическую разрядку, а совместное времяпрепровождение вызывало иллюзию равенства всех людей, хотя бы на время.

Гости на крестьянском празднике. Праздник в деревне
Евдокия
К праздникам приурочивались и ярмарки. Их устраивали в городах и больших сёлах. Ярмарочная торговля была очень распространена. Крупные ярмарки (как, например, Нижегородская) могли проходить около месяца.
На ярмарках заключали крупные сделки, давали представления артисты театров, работали русские и иностранные цирковые труппы, вечером запускали фейерверки, звучала музыка. Наряду с крупными ярмарками в России проводили множество мелких, длившихся два-три дня, на которых торговали в розницу, устраивали много увеселений.

Евдокия
На ярмарках продавали товары, привезённые из разных регионов России, известных ремесленных центров, а также работы местных мастеров.
Товар раставлялся рядами: ряд горшечников, бондарей, ряд с красным галантерейным товаром, ряды с баранками и бубликами, колбасами, сырами, мясом, мёдом. Между рядами ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. Продажа сопровождалась громкими призывами, своеобразной устной рекламой.
На ярмарках предлагали свои услуги различные мастеровые люди: паяльщики, лудильщики, сапожники, брадобреи, часовщики и т.п.

ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
На ярмарках продавали товары, привезённые из разных регионов России, известных ремесленных центров, а также работы местных мастеров.
Товар раставлялся рядами: ряд горшечников, бондарей, ряд с красным галантерейным товаром, ряды с баранками и бубликами, колбасами, сырами, мясом, мёдом. Между рядами ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. Продажа сопровождалась громкими призывами, своеобразной устной рекламой.
На ярмарках предлагали свои услуги различные мастеровые люди: паяльщики, лудильщики, сапожники, брадобреи, часовщики и т.п.

Мадам Н.Д.В ответ на Евдокия
Евдокия
На ярмарках продавали товары, привезённые из разных регионов России, известных ремесленных центров, а также работы местных мастеров.
Товар раставлялся рядами: ряд горшечников, бондарей, ряд с красным галантерейным товаром, ряды с баранками и бубликами, колбасами, сырами, мясом, мёдом. Между рядами ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки. Продажа сопровождалась громкими призывами, своеобразной устной рекламой.
На ярмарках предлагали свои услуги различные мастеровые люди: паяльщики, лудильщики, сапожники, брадобреи, часовщики и т.п.

И зонтики!
ЕвдокияВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
И зонтики!
История переписки2
И их оказалось не мало
Евдокия
Ярмарки предлагали много развлечений, недоступных в обычное время: карусели, на которых катались не только дети, но и молодёжь, американские горы, колесо обозрения. Большой популярностью пользовались вожаки с дрессированным медведем. Особый интерес гулявших на ярмарке людей вызывали балаганы, райки, кукольный театр.
В балаганы зазывали балаганные зазывалы. Зрителям предлагалось посмотреть на чудеса, невиданные в деревне: «американку-геркулеску-огнеедку», «девицу Марью, самую толстую и колоссальную», «женщину-рыбу», «африканского дикаря, пожирающего на глазах почтенных зрителей живого человека» и т.п. Кроме того, там можно было увидеть небольшие пьески из жизни заморских императоров, фараонов, знаменитых разбойников, пантомимы.

Евдокия
Непременной частью развлечений было разглядывание райка. Раёк – небольшой деревянный ящик, в который вставлялась длинная бумажная лента с нанесёнными на неё лубочными картинками. Картинки можно было увидеть через окошечко с увеличительным стеклом. Раешник, медленно перематывая ленту с одного валика на другой, остроумно комментировал содержание картинок.
Традиционным увеселением был кукольный театр. Главным его персонажем был Петрушка, постоянно попадающий в нелепые ситуации, но удачно из них выбиравшийся.
Ярмарка превращала жизнь в сказку, наполняла её весельем, шутками, давала возможность отдохнуть от обыденности.