Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Повседневная жизнь крестьян

Евдокия
В жизни крестьян было много горестей и лишений. Но, несмотря на все беды, они продолжали жить по заветам предков и хранить их традиции.
В этой теме речь пойдёт о повседневной жизни русских крестьян, об их работах и заботах, о семье и общине, о рекрутчине, о праздниках и ярмарках.
 
Темы о жизни людей разных сословий:
О дворянах: Повседневная жизнь дворянства (Мадам НД)
О купцах: Купеческие дети и их родители (Мадам НД)
О крестьянах: "Подруга дней моих суровых" Няни, дядьки и прочие дворовые люди (Мадам НД), Воспитание детей в крестьянских семьях
Дворянские имена. И не только.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
291
Евдокия
На рубеже XVII-XVIII веков жизнь высших слоёв населения стала меняться, ориентиром стала западноевропейская культура. Уже к началу XIX века, спустя столетие после начала петровских реформ, жизнь дворян и крестьян очень отличалась. Но именно крестьянство на протяжении ещё всего XIX века сохраняло традиционный жизненный уклад, продолжая ревностно оберегать русские традиции и жить «по заветам предков». Принцип жизни русского человека отражала пословица: «Как отцы и деды, так и мы». Эту же мысль высказал протопоп Аввакум: «… до нас положено: лежи оно так во веки веком!». Русские люди считали, что время движется по кругу, всё повторяется, возвращается «на круги своя». Отклонение от этого привычного порядка воспринималось как нарушение порядка, который мог привести к несчастьям, к хаосу.

Дарья СВ ответ на Евдокия
Евдокия
На рубеже XVII-XVIII веков жизнь высших слоёв населения стала меняться, ориентиром стала западноевропейская культура. Уже к началу XIX века, спустя столетие после начала петровских реформ, жизнь дворян и крестьян очень отличалась. Но именно крестьянство на протяжении ещё всего XIX века сохраняло традиционный жизненный уклад, продолжая ревностно оберегать русские традиции и жить «по заветам предков». Принцип жизни русского человека отражала пословица: «Как отцы и деды, так и мы». Эту же мысль высказал протопоп Аввакум: «… до нас положено: лежи оно так во веки веком!». Русские люди считали, что время движется по кругу, всё повторяется, возвращается «на круги своя». Отклонение от этого привычного порядка воспринималось как нарушение порядка, который мог привести к несчастьям, к хаосу.

Непривычно как, на фото окна очень высоко.
ЕвдокияВ ответ на Дарья С
Дарья С
Непривычно как, на фото окна очень высоко.
История переписки2
Это скорей всего деревня северной губернии. В избах Русского Севера окна вырубали на втором этаже, где были жилые помещения. а на первом были складские помещения, лавки, ремесленные.
Евдокия
Крестьяне считали, что отклонение от привычного порядка вещей вело к несчастьям. «Прежде жили – не тужили, теперь живём – не плачем, так ревём», - эту пословицу крестьяне сложили в начале ХХ века, когда традиционное мироощущение стало разрушаться. Соблюдение заветов предков давало человеку уверенность в правильности своего пути. Новшества, напротив, создавали ощущение нестабильности жизни: «Отцы и деды не знали этого, да жили не хуже нашего».
Даже в 1920-ые годы русский крестьянин сохранял старые дедовские, близкие и родные ему традиции. Но время шло, жизнь в деревне менялась. Многие традиции оказались забыты.
Как жили наши прадеды? Каких традиций они придерживались? Что о жизни крестьян мы не знаем?

Евдокия
Жизнь русского крестьянина проходила в соответствии с народным календарём. По нему организовывали всю хозяйственную и бытовую деятельность, определяли будни и праздники. В основе народного календаря лежал церковный календарь – святцы. Но святцы определяли только время христианских праздников, а всё содержание, обряды, запреты, приметы, поверья – пришли из славянских языческих поверий.
Год чередовался буднями и праздниками. В будни крестьяне работали на полях, в хлеву, в доме, в ремесленных мастерских. Главная забота русского крестьянина – выращивание урожая и уход за скотом.
Ориентируясь на календарь, основные сельскохозяйственные работы начинались с момента таяния снега и заканчивались к Покрову дню (1/14 октября). После Покрова женщины пряли, сучили нитки, с Масленицы начинали ткать; мужчины рубили лес, возили дрова, занимались ремеслом или уходили на отхожие промыслы, возвращаясь к началу пахоты.

Евдокия
Основные работы крестьяне проводили с понедельника до четверга, пятница была предназначена для уборки домашних помещений к воскресенью, в субботу мылись в бане, меняли бельё, подводили итоги проделанной в течение недели работы. Воскресенье предназначалось для отдыха. При этом отдельные дни недели считались лёгкими, другие – тяжёлыми. Тяжёлыми днями, в которые не рекомендовалось начинать ни одного нового дела, были понедельник, среда и пятница. Вторник, четверг и суббота были удачными.

Всегда Рыжая, 3 ребенкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Основные работы крестьяне проводили с понедельника до четверга, пятница была предназначена для уборки домашних помещений к воскресенью, в субботу мылись в бане, меняли бельё, подводили итоги проделанной в течение недели работы. Воскресенье предназначалось для отдыха. При этом отдельные дни недели считались лёгкими, другие – тяжёлыми. Тяжёлыми днями, в которые не рекомендовалось начинать ни одного нового дела, были понедельник, среда и пятница. Вторник, четверг и суббота были удачными.

Так вот почему нельзя начинать худеть с понедельника)
Евдокия
Трудовой день крестьянина начинался с восхода солнца, завершался с его закатом и состоял из уповодов (чередований рабочих часов и отдыха).
Первый уповод длился до обеда, который был приурочен в зависимости от времени года к 10-12 часам. Все работы обычно проходили в пределах крестьянского двора: наводили порядок в избе, убирали хлев, овчарню, ремонтировали изгородь, хозяйственные постройки, варили обед, готовили корм для скота и т.д. В горячую земледельческую пору от этого правила отступали, выезжая на поле с самого раннего утра.
Второй уповод начинался после полуденного отдыха, т.е. около 12-14 часов, и продолжался до 16-17 часов, когда устраивали паужень и сумеречение – вечерний отдых. Второй уповод, как правило, у мужчин проходил вне дома: они ездили в лес за дровами, привозили и укладывали сено, обрабатывали лён, молотили зерно на гумне и т.п.
Третий уповод длился до ужина, т.е. до захода солнца. В это время заканчивали дневные дела, занимались лёгкими работами в доме, готовились к следующему дню.
День начинался и заканчивался молитвой.

Евдокия
Общего завтрака в семьях обычно не было, т.к. вставали все в разное время: первыми хозяин и хозяйка, за ними парни и девушки, а затем дети. На обеде и ужине собирались всей семьёй. Трапеза начиналась с общей молитвы. За столом, всегда покрытым скатертью, полагалось сидеть молча, спокойно, принимать пищу не торопясь, с достоинством. Хлеб делил на всех хозяин, а еду подавала только хозяйка.
Крестьянская пища отличалась простотой и состояла из похлёбки, каши, картофеля или жаркого в скоромный день, огурцов, капусты, молока или кваса. Считалось грехом поставить на стол в будний день любой хмельной напиток или приготовить праздничное блюдо: курник, холодец, пирог, котлеты, жареного гуся.
Сон после обеда был обязателен. Ещё немец А. Олеарий, побывавший в России в I половине XVII века писал: «Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать после еды в полдень. Поэтому большинство лавок в полдень закрыты, а сами лавочники и мальчики их лежат и спят перед лавками. На этом основании русские люди и заметили, что Лжедмитрий не русский по рождению и не сын великого князя, т.к. он не спал в полдень, как другие русские».

NetВ ответ на Евдокия
Евдокия
Общего завтрака в семьях обычно не было, т.к. вставали все в разное время: первыми хозяин и хозяйка, за ними парни и девушки, а затем дети. На обеде и ужине собирались всей семьёй. Трапеза начиналась с общей молитвы. За столом, всегда покрытым скатертью, полагалось сидеть молча, спокойно, принимать пищу не торопясь, с достоинством. Хлеб делил на всех хозяин, а еду подавала только хозяйка.
Крестьянская пища отличалась простотой и состояла из похлёбки, каши, картофеля или жаркого в скоромный день, огурцов, капусты, молока или кваса. Считалось грехом поставить на стол в будний день любой хмельной напиток или приготовить праздничное блюдо: курник, холодец, пирог, котлеты, жареного гуся.
Сон после обеда был обязателен. Ещё немец А. Олеарий, побывавший в России в I половине XVII века писал: «Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать после еды в полдень. Поэтому большинство лавок в полдень закрыты, а сами лавочники и мальчики их лежат и спят перед лавками. На этом основании русские люди и заметили, что Лжедмитрий не русский по рождению и не сын великого князя, т.к. он не спал в полдень, как другие русские».

я тоже лжерусский) не могу спать днем)
Tetyana NekrasovaВ ответ на Net
Net
я тоже лжерусский) не могу спать днем)
История переписки2
А мы еще и грешники:
"Считалось грехом поставить на стол в будний день любой хмельной напиток или приготовить праздничное блюдо: курник, холодец, пирог, котлеты, жареного гуся".
NetВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
А мы еще и грешники:
"Считалось грехом поставить на стол в будний день любой хмельной напиток или приготовить праздничное блюдо: курник, холодец, пирог, котлеты, жареного гуся".
История переписки3
не, ну так то и я грешник отъявленный)
Tetyana NekrasovaВ ответ на Net
Net
не, ну так то и я грешник отъявленный)
История переписки4
Пойду, заем горькое открытие котлеткой... Или блинчиком? Жалко, гуся сегодня нет...))
Мы с котэ следим за тобой., 2 ребенкаВ ответ на Net
Net
я тоже лжерусский) не могу спать днем)
История переписки2
Ну хоть где-то я русская))))
рыжий листопадВ ответ на Евдокия
Евдокия
Общего завтрака в семьях обычно не было, т.к. вставали все в разное время: первыми хозяин и хозяйка, за ними парни и девушки, а затем дети. На обеде и ужине собирались всей семьёй. Трапеза начиналась с общей молитвы. За столом, всегда покрытым скатертью, полагалось сидеть молча, спокойно, принимать пищу не торопясь, с достоинством. Хлеб делил на всех хозяин, а еду подавала только хозяйка.
Крестьянская пища отличалась простотой и состояла из похлёбки, каши, картофеля или жаркого в скоромный день, огурцов, капусты, молока или кваса. Считалось грехом поставить на стол в будний день любой хмельной напиток или приготовить праздничное блюдо: курник, холодец, пирог, котлеты, жареного гуся.
Сон после обеда был обязателен. Ещё немец А. Олеарий, побывавший в России в I половине XVII века писал: «Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать после еды в полдень. Поэтому большинство лавок в полдень закрыты, а сами лавочники и мальчики их лежат и спят перед лавками. На этом основании русские люди и заметили, что Лжедмитрий не русский по рождению и не сын великого князя, т.к. он не спал в полдень, как другие русские».

Про скатерть мне как то неправдоподобно.
И на фото - стол без скатерти -простой, деревянный.
Ели в "грязной" половине, там где печь. Не к месту там скатерть, на мой взгляд. И котелки мне кажется сразу на стол ставили...
ЕвдокияВ ответ на рыжий листопад
рыжий листопад
Про скатерть мне как то неправдоподобно.
И на фото - стол без скатерти -простой, деревянный.
Ели в "грязной" половине, там где печь. Не к месту там скатерть, на мой взгляд. И котелки мне кажется сразу на стол ставили...
История переписки2
В народной традиции скатерть настилали на стол только во время трапезы, как праздничной. так и будничной. Русские люби считали невозможным и неприличным принимать пищу за "голым" столом, рассматривая это как осквернение стола - Божьей ладони. протянутой людям. После окончания трапезы скатерть укладывали в ящик под столешницей.
ЕвдокияВ ответ на рыжий листопад
рыжий листопад
Про скатерть мне как то неправдоподобно.
И на фото - стол без скатерти -простой, деревянный.
Ели в "грязной" половине, там где печь. Не к месту там скатерть, на мой взгляд. И котелки мне кажется сразу на стол ставили...
История переписки2
В крестьянской избе стол ставили в переднем углу под образами. Стол считался святым местом и воспринимался народом как Божий престол, как алтарь в церкви. Святость стола требовала и почтительного отношения к нему: на него нельзя было садиться, класть младенцев, резать его ножом, бегать по нему кошкам, нельзя было класть некоторые предметы - серп, ключи. По столу нельзя было стучать.
Еду подавали не в горшках из печи, а в мисках. Ели из общей миски, ложки для жидких похлёбок были глубокими, чтобы не проливать. Пролить еду на стол, на скатерть считалось очень плохо.
Евдокия
Будничный досуг семейных людей носил замкнутый характер. Взрослые большую часть свободного времени проводили дома, отдыхая или выполняя лёгкую работу: женщины шили, вышивали, вязали; мужчины вили верёвки. Плели сети. Делали мелкий ремонт упряжи и т.п. Работа сопровождалась обсуждением семейных дел, разговорами с детьми. В семьях, где мужчины владели грамотой, вечерами читали вслух Псалтирь или жития святых.

Мужчины могли собираться в трактире или в избе одинокого мужика, чтобы поговорить, послушать новости, поиграть в карты и – редко – выпить; женщины ходили к подругам. Проводить свободное время вместе семейным мужчинам и женщинам не полагалось. Приход гостей без всякого дела, только затем, чтобы поговорить, не одобрялось, как и пустое времяпрепровождение на улице. Люди, наблюдавшие жизнь русских крестьян в XIX веке, говорили, что она была уныло-однообразна, с бесхитростными радостями и скорбями. Иное дело – праздничные дни, но об этом ниже.

Божья КоровкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Будничный досуг семейных людей носил замкнутый характер. Взрослые большую часть свободного времени проводили дома, отдыхая или выполняя лёгкую работу: женщины шили, вышивали, вязали; мужчины вили верёвки. Плели сети. Делали мелкий ремонт упряжи и т.п. Работа сопровождалась обсуждением семейных дел, разговорами с детьми. В семьях, где мужчины владели грамотой, вечерами читали вслух Псалтирь или жития святых.

Мужчины могли собираться в трактире или в избе одинокого мужика, чтобы поговорить, послушать новости, поиграть в карты и – редко – выпить; женщины ходили к подругам. Проводить свободное время вместе семейным мужчинам и женщинам не полагалось. Приход гостей без всякого дела, только затем, чтобы поговорить, не одобрялось, как и пустое времяпрепровождение на улице. Люди, наблюдавшие жизнь русских крестьян в XIX веке, говорили, что она была уныло-однообразна, с бесхитростными радостями и скорбями. Иное дело – праздничные дни, но об этом ниже.

Проводить свободное время вместе семейным мужчинам и женщинам не полагалось.

То есть жена и муж не должны были вместе вечера проводить или семейные пары?
ЕвдокияВ ответ на Божья Коровка
Божья Коровка
Проводить свободное время вместе семейным мужчинам и женщинам не полагалось.

То есть жена и муж не должны были вместе вечера проводить или семейные пары?
История переписки2
Семейным людям в будни не полагалось вместе гулять, ходить в гости. Исключение - молодожёны. По праздникам можно было вместе, в будни - нет: мужчины сами по себе, женщины сами по себе.
Божья КоровкаВ ответ на Евдокия
Евдокия
Семейным людям в будни не полагалось вместе гулять, ходить в гости. Исключение - молодожёны. По праздникам можно было вместе, в будни - нет: мужчины сами по себе, женщины сами по себе.
История переписки3
Интересно, почему так.
ЕвдокияВ ответ на Божья Коровка
Божья Коровка
Интересно, почему так.
История переписки4
Крестьяне не одобряли праздное шатание в будние дни. Для этого были праздники.
Maia TitovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
Семейным людям в будни не полагалось вместе гулять, ходить в гости. Исключение - молодожёны. По праздникам можно было вместе, в будни - нет: мужчины сами по себе, женщины сами по себе.
История переписки3
Я живу в чешской деревне. Тут тоже так. Вечерами мужчины идут в местную деревенскую господу (это кабачок такой) "на пиво". Женщины же собираются у какой нибудь одной дома. Вместе не ходят.
скарлетт старВ ответ на Maia Titova
Maia Titova
Я живу в чешской деревне. Тут тоже так. Вечерами мужчины идут в местную деревенскую господу (это кабачок такой) "на пиво". Женщины же собираются у какой нибудь одной дома. Вместе не ходят.
История переписки4
Какай ужас. Не смогла бы я жить в такой деревне.
Maia TitovaВ ответ на скарлетт стар
скарлетт стар
Какай ужас. Не смогла бы я жить в такой деревне.
История переписки5
Они привыкли. Молодежь ещё вместе иногда собирается, а женатые-замужние уже нет.
Так что, только я с мужем туда иногда захожу, но мы рностранцы, что с нас взять)))