Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

История создания фильма «Игла»

Маркиза
Огромное спасибо музыкантам Юрию Дмитриевичу Каспаряну, Игорю Рувимовичу Тихомирову, Александру Валентиновичу Титову и продюсеру проекта Александру Викторовичу Цою за возрождение группы «Кино»!  



80-е — одно из самых противоречивых и ярких десятилетий прошлого века. В том числе и в кинематографе. Пока в Голливуде набирали популярность фантастические картины с синтетическими саундтреками и подростковые ленты, в СССР кино жило другими темами. Заметно ослабевшая при Горбачеве цензура стала пропускать в кинотеатры картины, в которых поднимались ранее табуированные темы. Секс, наркотики, насилие стало возможно показывать в гораздо более натуралистичном ключе. Это нашло отражение в самых сильных лентах того времени: «Ассе», «Интердевочке», «Маленькой Вере», а еще — «Игле» Рашида Нугманова….

Андрей Загудаев

Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
209
Маркиза
Но несмотря на такую творческую свободу, некоторые сцены были прописаны досконально. Они давались сложнее. Например, Мамонову никак не удавалось нормально станцевать в сцене в подъезде — не хватало музыки. Тогда помог Цой, который взял гитару и начал что-то наигрывать в духе «Звуков Му» на лестничной площадке выше этажом. После этого сцену сняли очень быстро, а музыка вошла в фильм.

на съемках "Иглы" с Мамоновым
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Но несмотря на такую творческую свободу, некоторые сцены были прописаны досконально. Они давались сложнее. Например, Мамонову никак не удавалось нормально станцевать в сцене в подъезде — не хватало музыки. Тогда помог Цой, который взял гитару и начал что-то наигрывать в духе «Звуков Му» на лестничной площадке выше этажом. После этого сцену сняли очень быстро, а музыка вошла в фильм.

на съемках "Иглы" с Мамоновым
Маркиза
Учитывая урезанный бюджет и сжатые сроки, фильм снимали несколькими наездами — сначала за 10 дней удалось снять все сцены на Аральском море, затем съемочная группа переехала в Алма-Ату. В картине засветились почти все знаменитые места города — ЦУМ, железнодорожный вокзал «Алматы-2», знаменитая улица Тулебаева. Какие-то места существуют до сих пор, каких-то уже нет. Например, на месте заброшенного бассейна в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, где в фильме танцуют неформалы, теперь стоит ресторан.

Выбор натуры для «Иглы»
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Учитывая урезанный бюджет и сжатые сроки, фильм снимали несколькими наездами — сначала за 10 дней удалось снять все сцены на Аральском море, затем съемочная группа переехала в Алма-Ату. В картине засветились почти все знаменитые места города — ЦУМ, железнодорожный вокзал «Алматы-2», знаменитая улица Тулебаева. Какие-то места существуют до сих пор, каких-то уже нет. Например, на месте заброшенного бассейна в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, где в фильме танцуют неформалы, теперь стоит ресторан.

Выбор натуры для «Иглы»
Маркиза
Особые трудности случились с поиском квартиры Дины. Нугманов требовал найти жилье с большим залом, но такие квартиры были в СССР дефицитом. Их выдавали только академикам. Нужную квартиру нашли сценаристы, Алекандр Баранов и Бахыт Килибаев — последний даже жил в ней какое-то время. Из квартиры, правда, пришлось все вынести и поставить новую мебель и перекрасить стены, но камин, который разжигает в фильме герой Цоя, действительно находился в рабочем состоянии.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Особые трудности случились с поиском квартиры Дины. Нугманов требовал найти жилье с большим залом, но такие квартиры были в СССР дефицитом. Их выдавали только академикам. Нужную квартиру нашли сценаристы, Алекандр Баранов и Бахыт Килибаев — последний даже жил в ней какое-то время. Из квартиры, правда, пришлось все вынести и поставить новую мебель и перекрасить стены, но камин, который разжигает в фильме герой Цоя, действительно находился в рабочем состоянии.
Маркиза
Как и подобает фильму с рок-звездой в главной роли, «Игла» переполнена музыкой — в том числе и группы «Кино». Нугманов рассказывал, как Цой сочинял песни прямо на площадке. Он обычно сидел в сторонке с гитарой и блокнотом, что-то бренчал и мычал под нос. Вечером после съемок, когда вся команда собиралась вместе, он уже мог наиграть им новую песню. Именно так была придумана «Звезда по имени Солнце», ставшая заглавной темой фильма. Впрочем, там звучит не только музыка Цоя, хотя изначально была идея весь саундтрек составить из песен будущего альбома «Группа крови». За кадром можно услышать Муслима Магомаева, Эдиту Пьеху, Адриано Челентано и даже группу Shocking Blue. Главная неожиданность — в фильме есть даже любовная тема из «Крестного отца».

Рашид и Виктор
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Как и подобает фильму с рок-звездой в главной роли, «Игла» переполнена музыкой — в том числе и группы «Кино». Нугманов рассказывал, как Цой сочинял песни прямо на площадке. Он обычно сидел в сторонке с гитарой и блокнотом, что-то бренчал и мычал под нос. Вечером после съемок, когда вся команда собиралась вместе, он уже мог наиграть им новую песню. Именно так была придумана «Звезда по имени Солнце», ставшая заглавной темой фильма. Впрочем, там звучит не только музыка Цоя, хотя изначально была идея весь саундтрек составить из песен будущего альбома «Группа крови». За кадром можно услышать Муслима Магомаева, Эдиту Пьеху, Адриано Челентано и даже группу Shocking Blue. Главная неожиданность — в фильме есть даже любовная тема из «Крестного отца».

Рашид и Виктор
Маркиза
Когда Нугманов соглашался снимать «Иглу», он не ожидал, что фильм, даже несмотря на присутствие Цоя, выйдет в прокат. По словам режиссера, он думал, что после довольно живописных сцен с приемом наркотиков, грубой лексики и других спорных моментов, фильму влепят 3-ю категорию (низшая в советской киноиерархии) и положат на полку. Во многом именно поэтому Нугманов снимал «Иглу» в таком свободном стиле, не думая о последствиях. Для него это была возможность сделать фильм с друзьями и получить от процесса удовольствие. Но «Игла» все-таки добралась до широкого проката и пользовалась заметным, хоть и не фантастическим успехом. За 1989 год картину посмотрели почти 15 млн зрителей (для сравнения каждую серию «Интердевочки», вышедшей в том же году, посмотрели в два с половиной раза больше людей) — и это только девятый результат советского проката 1988 года.

Рашид Нугманов на съёмках фильма "Игла", осень 1987
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Когда Нугманов соглашался снимать «Иглу», он не ожидал, что фильм, даже несмотря на присутствие Цоя, выйдет в прокат. По словам режиссера, он думал, что после довольно живописных сцен с приемом наркотиков, грубой лексики и других спорных моментов, фильму влепят 3-ю категорию (низшая в советской киноиерархии) и положат на полку. Во многом именно поэтому Нугманов снимал «Иглу» в таком свободном стиле, не думая о последствиях. Для него это была возможность сделать фильм с друзьями и получить от процесса удовольствие. Но «Игла» все-таки добралась до широкого проката и пользовалась заметным, хоть и не фантастическим успехом. За 1989 год картину посмотрели почти 15 млн зрителей (для сравнения каждую серию «Интердевочки», вышедшей в том же году, посмотрели в два с половиной раза больше людей) — и это только девятый результат советского проката 1988 года.

Рашид Нугманов на съёмках фильма "Игла", осень 1987
Маркиза
Вот кто обогнал «Иглу»: Крокодил Данди- 2 (Авст.), Интердевочка, Роман с камнем (США), Одиночка (Фр.), Враг мой (США), Боны и покой(ЧСФР), Побег(Фр.), Связь через пиццерию(Итал). Но фильм оставался в прокате и на следующий, 1990 год, а после гибели Цоя в августе, возобновился по всей стране. Официальная статистика за этот год отсутствует, но по словам Бахыта Килибаева (одного из сценаристов картины), в Госкино СССР ему озвучивали общую кумулятивную оценку более 30 миллионов зрителей. Позже в интервью Нугманов признался, что больших денег фильм ему не принес. Он работал по обычной режиссерской ставке в 180 рублей, а когда фильм достиг самоокупаемости в прокате (это произошло, когда количество посмотревших перевалило отметку в 9,5 млн зрителей), Нугманов получил премию — 800 рублей.

Рашид и Виктор
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Вот кто обогнал «Иглу»: Крокодил Данди- 2 (Авст.), Интердевочка, Роман с камнем (США), Одиночка (Фр.), Враг мой (США), Боны и покой(ЧСФР), Побег(Фр.), Связь через пиццерию(Итал). Но фильм оставался в прокате и на следующий, 1990 год, а после гибели Цоя в августе, возобновился по всей стране. Официальная статистика за этот год отсутствует, но по словам Бахыта Килибаева (одного из сценаристов картины), в Госкино СССР ему озвучивали общую кумулятивную оценку более 30 миллионов зрителей. Позже в интервью Нугманов признался, что больших денег фильм ему не принес. Он работал по обычной режиссерской ставке в 180 рублей, а когда фильм достиг самоокупаемости в прокате (это произошло, когда количество посмотревших перевалило отметку в 9,5 млн зрителей), Нугманов получил премию — 800 рублей.

Рашид и Виктор
Маркиза
«Игла» понравилась не только аудитории, но и критикам. Вот, например, оценки из журнала «Искусство кино» по почему-то шестибалльной системе. Они показывают, что фильм понравился более-менее всем:
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
«Игла» понравилась не только аудитории, но и критикам. Вот, например, оценки из журнала «Искусство кино» по почему-то шестибалльной системе. Они показывают, что фильм понравился более-менее всем:
Маркиза
Татьяна Хлоплянкина ("Литературная Газета";):
"...Это не столько фильм, сколько жизненное пространство, заключенное в целлулоидную оболочку кинопленки. Пространство, в котором предметы размещены, а люди существуют по определенным, не всегда понятным, подчас кажущимся алогичными, но для него, этого пространства, единственно приемлемым законам. В картине для меня лично много такого, в чем я в силу возраста и сложившихся стереотипов разобраться не могу. Зато мне ясно другое: лента сделана теми, кто эти законы понимает; людей, по ним живущим, принимает, а зло, таящееся внутри и вне того социума, в котором живут герои, отвергает. Принимает и отвергает по-юношески пылко и бесповоротно. А в том, что в этом мире зло комфортно и без тревог существует, есть наверное, и моя вина..."

Алексей Ерохин ("Советский Экран";):
"...Появление "Иглы" радует на фоне жуткого кризиса детского кино. Ведь "Игла - это детский, подростковый фильм новой формации. Главный герой - помесь Робина Гуда с Айболитом и Суперменом. Характерная черта нового детского кино - звезда рока как актер. Так, Цой и в "Ассе" участвовал, а, скажем, Дэвид Боуи - в "Лабиринте". Рокеры - они же как дети..."
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Татьяна Хлоплянкина ("Литературная Газета";):
"...Это не столько фильм, сколько жизненное пространство, заключенное в целлулоидную оболочку кинопленки. Пространство, в котором предметы размещены, а люди существуют по определенным, не всегда понятным, подчас кажущимся алогичными, но для него, этого пространства, единственно приемлемым законам. В картине для меня лично много такого, в чем я в силу возраста и сложившихся стереотипов разобраться не могу. Зато мне ясно другое: лента сделана теми, кто эти законы понимает; людей, по ним живущим, принимает, а зло, таящееся внутри и вне того социума, в котором живут герои, отвергает. Принимает и отвергает по-юношески пылко и бесповоротно. А в том, что в этом мире зло комфортно и без тревог существует, есть наверное, и моя вина..."

Алексей Ерохин ("Советский Экран";):
"...Появление "Иглы" радует на фоне жуткого кризиса детского кино. Ведь "Игла - это детский, подростковый фильм новой формации. Главный герой - помесь Робина Гуда с Айболитом и Суперменом. Характерная черта нового детского кино - звезда рока как актер. Так, Цой и в "Ассе" участвовал, а, скажем, Дэвид Боуи - в "Лабиринте". Рокеры - они же как дети..."
Григорий Симанович ("Советская Культура";):

"...Первое, на что я сразу обратил внимание, - намеренная десентиментальность ленты, ее холодноватость, отстраненность авторов от событий, от героев, участвующих в событиях. "Игла" - картина уникальная. Не в смысле художественных достоинств, уровня профессионализма, с которым она создана,- они и высоки, и бесспорны, а в смысле того, что авторам удалось добиться аберрации зрения человека, смотрящего ленту. Во время просмотра меня не покидало ощущение того, что я "Иглу" не смотрю, а слушаю. Картина воспринимается как мастерски аранжированный хит, которому уготовано место в первых рядах "хит-парадов".
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Григорий Симанович ("Советская Культура";):

"...Первое, на что я сразу обратил внимание, - намеренная десентиментальность ленты, ее холодноватость, отстраненность авторов от событий, от героев, участвующих в событиях. "Игла" - картина уникальная. Не в смысле художественных достоинств, уровня профессионализма, с которым она создана,- они и высоки, и бесспорны, а в смысле того, что авторам удалось добиться аберрации зрения человека, смотрящего ленту. Во время просмотра меня не покидало ощущение того, что я "Иглу" не смотрю, а слушаю. Картина воспринимается как мастерски аранжированный хит, которому уготовано место в первых рядах "хит-парадов".
История переписки2
Маркиза
Один из самых знаменитых текстов про «Иглу» написал искусствовед и кинокритик Сергей Шолохов в журнале «Советский экран», в котором подробно разбирал стиль Нугманова и героя Виктора Цоя. Вот отрывок из статьи под названием «Игла в стогу сена»: «Стремясь создать у нас не столько иллюзию достоверности происходящего на экране, сколько поселить в нас убежденность в иллюзорности созданного на экране мира, Рашид Нугманов находит, на мой взгляд, адекватную идеям неоромантизма киностилистику, и его фильм нельзя прочитать как притчу о романтическом принце, который пришёл освободить свою принцессу из сонного царства. Ибо за пределами наркотического сна её ждёт наркотическое бодрствование, и выхода, по существу, нет. Я думаю, что первый полнометражный фильм Рашида Нугманова можно считать вполне этапным как для нашего кино, так и для нашей рок-культуры. Не впадая в компромисс с существующими эстетическими и идеологическими стереотипами как официоза, так и андеграунда, «Игла» содержит в себе перспективную формулу творчества и поиски стиля, для оценки которого категорий «левый», «правый» уже окажется маловато».
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Один из самых знаменитых текстов про «Иглу» написал искусствовед и кинокритик Сергей Шолохов в журнале «Советский экран», в котором подробно разбирал стиль Нугманова и героя Виктора Цоя. Вот отрывок из статьи под названием «Игла в стогу сена»: «Стремясь создать у нас не столько иллюзию достоверности происходящего на экране, сколько поселить в нас убежденность в иллюзорности созданного на экране мира, Рашид Нугманов находит, на мой взгляд, адекватную идеям неоромантизма киностилистику, и его фильм нельзя прочитать как притчу о романтическом принце, который пришёл освободить свою принцессу из сонного царства. Ибо за пределами наркотического сна её ждёт наркотическое бодрствование, и выхода, по существу, нет. Я думаю, что первый полнометражный фильм Рашида Нугманова можно считать вполне этапным как для нашего кино, так и для нашей рок-культуры. Не впадая в компромисс с существующими эстетическими и идеологическими стереотипами как официоза, так и андеграунда, «Игла» содержит в себе перспективную формулу творчества и поиски стиля, для оценки которого категорий «левый», «правый» уже окажется маловато».
Маркиза
Несмотря на запутанную композицию, постоянные недосказанности и другие признаки авторского стиля, фильм разговаривал со зрителем на простом языке. Для молодой аудитории, которая во времена перестройки несколько опьянела от надвигающейся на страну свободы, «Игла» была своеобразным учебником жизни, а Моро — самым крутым учителем в СССР. Своими действиями он четко иллюстрирует основной месседж фильма — о вреде наркотиков.

Виктор Цой на съёмках фильма "Игла"
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Несмотря на запутанную композицию, постоянные недосказанности и другие признаки авторского стиля, фильм разговаривал со зрителем на простом языке. Для молодой аудитории, которая во времена перестройки несколько опьянела от надвигающейся на страну свободы, «Игла» была своеобразным учебником жизни, а Моро — самым крутым учителем в СССР. Своими действиями он четко иллюстрирует основной месседж фильма — о вреде наркотиков.

Виктор Цой на съёмках фильма "Игла"
Маркиза
В 89-м году редакция журнала «Собеседник» решила заказать рецензии на фильм у молодых читателей.
Марина Птицына (г. Москва): "...Моро и Дина стремятся к счастью тем путем, который многие считают ужасным, неприличным. А я думаю - какая разница, какой дорогой идти, если на ней можно обрести счастье?"
М. М. Лагутин (г. Москва): "Не лучше ли снимать кино про хороших людей, которых я могу уважать. Наше общество состоит из хороших, честных людей. Все остальное - отбросы, а все сейчас только ими и интересуются".
Александр Кропотов (г. Рига): "..."Игла" - кино "ломовое". Я смотрел ее на "тусовке". Сидели, пока картина шла, в полной тишине, а когда свет зажгли, то ребята покрасневшие глаза друг от друга прячут. Стесняются..."
Анна Вербина (г. Киев): "...Мне после этого фильма стало всех жалко - Дину, Моро, их приятелей. Себя - тоже жалко. Думаешь, ну почему мы взъерошенные, слабые, равнодушные такие. Откуда мы такие взялись? Я посмотрела кино дней пять назад, а ответа на вопрос все не найду. Может, вы что скажете или ответите, а?"
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В 89-м году редакция журнала «Собеседник» решила заказать рецензии на фильм у молодых читателей.
Марина Птицына (г. Москва): "...Моро и Дина стремятся к счастью тем путем, который многие считают ужасным, неприличным. А я думаю - какая разница, какой дорогой идти, если на ней можно обрести счастье?"
М. М. Лагутин (г. Москва): "Не лучше ли снимать кино про хороших людей, которых я могу уважать. Наше общество состоит из хороших, честных людей. Все остальное - отбросы, а все сейчас только ими и интересуются".
Александр Кропотов (г. Рига): "..."Игла" - кино "ломовое". Я смотрел ее на "тусовке". Сидели, пока картина шла, в полной тишине, а когда свет зажгли, то ребята покрасневшие глаза друг от друга прячут. Стесняются..."
Анна Вербина (г. Киев): "...Мне после этого фильма стало всех жалко - Дину, Моро, их приятелей. Себя - тоже жалко. Думаешь, ну почему мы взъерошенные, слабые, равнодушные такие. Откуда мы такие взялись? Я посмотрела кино дней пять назад, а ответа на вопрос все не найду. Может, вы что скажете или ответите, а?"
В одном из текстов считывается разочарование режиссерской манерой, и в то же время — несомненный восторг от одного: актера на главной роли. «По отдельности все фрагменты вроде бы хороши, — пишет юная зрительница. — Но показанные вместе, она не воспринимаются как законченное произведение. И если поменять их местами, ничего не изменится». Но буквально в следующем абзаце она восстанавливает справедливость и говорит, что когда на экране появляется Цой и начинает звучать музыка группы «Кино», то «все встает на свои места». В фильме появляется «и настроение, и напряжение, и от экрана не оторваться».
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В одном из текстов считывается разочарование режиссерской манерой, и в то же время — несомненный восторг от одного: актера на главной роли. «По отдельности все фрагменты вроде бы хороши, — пишет юная зрительница. — Но показанные вместе, она не воспринимаются как законченное произведение. И если поменять их местами, ничего не изменится». Но буквально в следующем абзаце она восстанавливает справедливость и говорит, что когда на экране появляется Цой и начинает звучать музыка группы «Кино», то «все встает на свои места». В фильме появляется «и настроение, и напряжение, и от экрана не оторваться».
История переписки2
Маркиза
Как и «Асса» или «Маленькая Вера», с годами «Игла» только набирала вес и становилась лучше. Сейчас картина Нугманова — в том числе и окошко в ушедшую эпоху. Ну а для поклонников Виктора Цоя, которых с годами не становится меньше, «Игла» — это предмет культа: единственная большая роль кумира в кино!

Виктор Цой на съёмках фильма "Игла"