Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

История создания фильма «Игла»

Маркиза
Огромное спасибо музыкантам Юрию Дмитриевичу Каспаряну, Игорю Рувимовичу Тихомирову, Александру Валентиновичу Титову и продюсеру проекта Александру Викторовичу Цою за возрождение группы «Кино»!  



80-е — одно из самых противоречивых и ярких десятилетий прошлого века. В том числе и в кинематографе. Пока в Голливуде набирали популярность фантастические картины с синтетическими саундтреками и подростковые ленты, в СССР кино жило другими темами. Заметно ослабевшая при Горбачеве цензура стала пропускать в кинотеатры картины, в которых поднимались ранее табуированные темы. Секс, наркотики, насилие стало возможно показывать в гораздо более натуралистичном ключе. Это нашло отражение в самых сильных лентах того времени: «Ассе», «Интердевочке», «Маленькой Вере», а еще — «Игле» Рашида Нугманова….

Андрей Загудаев

Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
209
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
То есть работаем, словно сами являемся композиторами. Потому там всё очень тщательно собрано, как микс из самых разных кусков, частью которых была музыка Цоя и Кино. Даже фразы диалогов ритмовались, монтировались и вписывались так, чтобы соблюдать ритм, создать сложнопереплетенную аудио-видео амальгаму. Что-то лучше получилось, что-то хуже, но поставленной цели, по-моему, достигли. Поэтому-то в «Игле» важен не только образный ряд, но и звуковой, который порой живет самостоятельно. Мне даже попадались такие чудные поклонники, которые получали удовольствие от многократного прослушивания аудиокассеты с записью звука, отдельно от фильма. А один признался, что любил крутить звукозапись на вечеринках. Но это к слову.
История переписки4
Правда ли что, когда Моро открывает дверь в квартиру Дины, идет звукоряд из фильма «Айболит – 66»? Или это ошибка?

Ошибаетесь. Это довоенный, сталинский «Доктор Айболит».
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Правда ли что, когда Моро открывает дверь в квартиру Дины, идет звукоряд из фильма «Айболит – 66»? Или это ошибка?

Ошибаетесь. Это довоенный, сталинский «Доктор Айболит».
История переписки5
Вы говорили, что «в "Игле" есть три момента, связанных с Beatles - один в изображении, и два в звукоряде». Пересмотрел фильм, но, увы, ничего не нашел. Подскажите.

У вас появился шанс стать суперзнатоком. Факты эти немногим известны. Первый, зрительный, можно раскопать относительно просто, если внимательно смотреть: это надпись The Beatles на стене заполненного желтой листвой бассейна в парке, куда приходит Моро искать Спартака под музыку Магомаева. Её не сразу заметишь, потому что надпись частично заслоняет паренек, который стоит слева от тусовки, оккупировавшей скамейку (этот паренек мой племяш). Но паренёк переминается, и надпись ясно видно. Другой момент посложнее: это условный свист, которым Геннадий Люй с бутылкой кефира в руке подзывает Спартака в зоопарке. Свист этот – мелодия песни "From Me To You". Он стал условным свистом нашего двора в Алма-Ате еще в моем детстве, в 60-х годах. Тут я и отдал дань детству и неосуществленному фильму "Король Брода" о тех временах, который мечтал снять с Цоем (наша самая первая встреча с Цоем и Каспаряном была именно об этом фильме, сюжет которой я им рассказал). Третий момент самый сложный, и об этом знали только считанные люди: мой звукооператор, мой брат, Виктор и может быть еще кто-то, кому мог сказать. Когда Моро возвращается после драки с наркоманами в квартиру, где по телевизору слышно "Доктора Айболита", он открывает дверь в кухню.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Вы говорили, что «в "Игле" есть три момента, связанных с Beatles - один в изображении, и два в звукоряде». Пересмотрел фильм, но, увы, ничего не нашел. Подскажите.

У вас появился шанс стать суперзнатоком. Факты эти немногим известны. Первый, зрительный, можно раскопать относительно просто, если внимательно смотреть: это надпись The Beatles на стене заполненного желтой листвой бассейна в парке, куда приходит Моро искать Спартака под музыку Магомаева. Её не сразу заметишь, потому что надпись частично заслоняет паренек, который стоит слева от тусовки, оккупировавшей скамейку (этот паренек мой племяш). Но паренёк переминается, и надпись ясно видно. Другой момент посложнее: это условный свист, которым Геннадий Люй с бутылкой кефира в руке подзывает Спартака в зоопарке. Свист этот – мелодия песни "From Me To You". Он стал условным свистом нашего двора в Алма-Ате еще в моем детстве, в 60-х годах. Тут я и отдал дань детству и неосуществленному фильму "Король Брода" о тех временах, который мечтал снять с Цоем (наша самая первая встреча с Цоем и Каспаряном была именно об этом фильме, сюжет которой я им рассказал). Третий момент самый сложный, и об этом знали только считанные люди: мой звукооператор, мой брат, Виктор и может быть еще кто-то, кому мог сказать. Когда Моро возвращается после драки с наркоманами в квартиру, где по телевизору слышно "Доктора Айболита", он открывает дверь в кухню.
История переписки6
Там сидит вмазавшаяся Дина и смотрит на лампу, поймав "приход". Так вот, как только он открывает эту дверь, слышится странный, тягучий, низкий звук, наполняющий кухню, помните? Моро еще головой трясет то ли от рябящего в глазах света крутящейся лампы, то ли от этого самого звука. Это и есть музыка Beatles. Я взял "Revolution 9" с Белого Альбома и попросил Андрюшу Влазнева пустить ленту в обратном направлении и замедлить скорость воспроизведения. Почему в обратную сторону? Потому что ходили слухи, что в этой композиции Битлы записали фрагменты задом наперед с какими-то потаёнными месседжами – вот и захотелось послушать их. А поскольку мне нужен был низкий басовый звук, я попросил Андрея замедлить скорость. И тут – ба! Понял, что именно это утробное урчание мне и нужно для сцены "прихода". Как только дверь захлопывается, звук обрывается.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Там сидит вмазавшаяся Дина и смотрит на лампу, поймав "приход". Так вот, как только он открывает эту дверь, слышится странный, тягучий, низкий звук, наполняющий кухню, помните? Моро еще головой трясет то ли от рябящего в глазах света крутящейся лампы, то ли от этого самого звука. Это и есть музыка Beatles. Я взял "Revolution 9" с Белого Альбома и попросил Андрюшу Влазнева пустить ленту в обратном направлении и замедлить скорость воспроизведения. Почему в обратную сторону? Потому что ходили слухи, что в этой композиции Битлы записали фрагменты задом наперед с какими-то потаёнными месседжами – вот и захотелось послушать их. А поскольку мне нужен был низкий басовый звук, я попросил Андрея замедлить скорость. И тут – ба! Понял, что именно это утробное урчание мне и нужно для сцены "прихода". Как только дверь захлопывается, звук обрывается.
История переписки7
Маркиза
Что за песня звучит за кадром, когда Виктор движется по парку, ближе к концу фильма? Похоже на Муслима Магомаева. Как правильно называется песня, и кто ее исполняет?
Песню исполняет Муслим Магомаев, а вот название ее я не знаю. Я попросил своего звукооператора Андрея Влазнева найти редкую песню 60-х, и он нашел её в фонотеке Казахфильма.

Что Вы знаете о записанной музыке к фильму? Правда ли, что было несколько версий?
Музыки было записано с большим запасом. Естественно, не вся она вошла в фильм. Так что вполне могут быть куски, которых вы не услышите в "Игле". Не знаю, из какого именно источника записана звуковая дорожка у поклонников. Мастер-бобина хранилась у Виктора, её точная копия для монтажа - на "Казахфильме". Так что версия была одна.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Что за песня звучит за кадром, когда Виктор движется по парку, ближе к концу фильма? Похоже на Муслима Магомаева. Как правильно называется песня, и кто ее исполняет?
Песню исполняет Муслим Магомаев, а вот название ее я не знаю. Я попросил своего звукооператора Андрея Влазнева найти редкую песню 60-х, и он нашел её в фонотеке Казахфильма.

Что Вы знаете о записанной музыке к фильму? Правда ли, что было несколько версий?
Музыки было записано с большим запасом. Естественно, не вся она вошла в фильм. Так что вполне могут быть куски, которых вы не услышите в "Игле". Не знаю, из какого именно источника записана звуковая дорожка у поклонников. Мастер-бобина хранилась у Виктора, её точная копия для монтажа - на "Казахфильме". Так что версия была одна.
Когда я пытался говорить о возможности духовного толкования, мне отвечали примерно следующее: "всем известно, что это фильм про наркоманию и про мафию, снят по сценарию, никаких духовных толкований не может быть".

Не имеет смысла спорить с теми, кто считает Иглу фильмом о наркомании. Пусть он будет для них о наркомании, ради бога. Это хорошо. Даже если ни для меня, ни для Цоя, ни для Мамонова с Башировым он не был о наркомании, пусть у каждого будет своя правда. Так веселее.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Когда я пытался говорить о возможности духовного толкования, мне отвечали примерно следующее: "всем известно, что это фильм про наркоманию и про мафию, снят по сценарию, никаких духовных толкований не может быть".

Не имеет смысла спорить с теми, кто считает Иглу фильмом о наркомании. Пусть он будет для них о наркомании, ради бога. Это хорошо. Даже если ни для меня, ни для Цоя, ни для Мамонова с Башировым он не был о наркомании, пусть у каждого будет своя правда. Так веселее.
История переписки2
Мне думается, что создание фильма "Игла" имело в своей основе стремление к выражению определённой идеи, и эта идея выражается словом "совесть". Очень интересно было бы узнать, каким образом "высшую идею" фильма представляли сами создатели фильма.

Идея «совести»… Наверное, вы правы. Когда оглядываешься назад, понимаешь, что она имела важное место в работе. Я и политикой-то занялся только поэтому: не мог спокойно наблюдать, как достоинство моей страны насилуется и втаптывается в грязь её «вождями». И все же при работе об этом не думаешь. Ни у Цоя, ни у меня никакой «высшей идеи» не было. Мы просто понимали, что каждый из нас нормальный парень, нам было легко вместе - и в жизни, и на съемках (которую мы от жизни не отделяли) - и никаких мучительных вопросов о бесцельно прожитых годах, часах и минутах не возникало. Прямо наоборот. И этого было достаточно. Не берусь судить, насколько удачна в этом смысле «Игла», но именно это было главным для меня при её создании. Впрочем, как и в других вещах, которыми я когда-либо занимался.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Мне думается, что создание фильма "Игла" имело в своей основе стремление к выражению определённой идеи, и эта идея выражается словом "совесть". Очень интересно было бы узнать, каким образом "высшую идею" фильма представляли сами создатели фильма.

Идея «совести»… Наверное, вы правы. Когда оглядываешься назад, понимаешь, что она имела важное место в работе. Я и политикой-то занялся только поэтому: не мог спокойно наблюдать, как достоинство моей страны насилуется и втаптывается в грязь её «вождями». И все же при работе об этом не думаешь. Ни у Цоя, ни у меня никакой «высшей идеи» не было. Мы просто понимали, что каждый из нас нормальный парень, нам было легко вместе - и в жизни, и на съемках (которую мы от жизни не отделяли) - и никаких мучительных вопросов о бесцельно прожитых годах, часах и минутах не возникало. Прямо наоборот. И этого было достаточно. Не берусь судить, насколько удачна в этом смысле «Игла», но именно это было главным для меня при её создании. Впрочем, как и в других вещах, которыми я когда-либо занимался.
История переписки3
То, что происходит на море, это сон, иллюзия или просто хороший конец истории про молодого человека? Другими словами: Моро убили, и тогда море ему только снилось, или он выжил, и Дина была спасена?

Это и сон, и иллюзия, и реальная поездка – всё вместе. Если припомните, то первый фрагмент этого эпизода Моро видит во сне в начале фильма, когда он задремал на кровати в квартире Дины – он выплыл из перемешавшихся со сном телевизионных кадров. Точно так же вы имеете право трактовать всю поездку к морю как продолжение этого сна. Ведь если выкинуть поездку, то получается непрерывное действие: Моро ночью вернулся в квартиру Дины, застав её вмазавшейся. Она просит его увезти её на море. Потом они просыпаются следующим утром в кровати, Моро говорит: "Завтра уедем отсюда". И тут приходит доктор Артур. Можно предположить, что эта поездка - лишь сон после вмазки Дины. Однако вполне возможно представить, что все это случилось наяву. Аральское море – это не сон, это суровая реальность. И в сценарии эта поездка выписана именно как реальность. Поэтому я оставляю этот вопрос полностью на толкование зрителя.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
То, что происходит на море, это сон, иллюзия или просто хороший конец истории про молодого человека? Другими словами: Моро убили, и тогда море ему только снилось, или он выжил, и Дина была спасена?

Это и сон, и иллюзия, и реальная поездка – всё вместе. Если припомните, то первый фрагмент этого эпизода Моро видит во сне в начале фильма, когда он задремал на кровати в квартире Дины – он выплыл из перемешавшихся со сном телевизионных кадров. Точно так же вы имеете право трактовать всю поездку к морю как продолжение этого сна. Ведь если выкинуть поездку, то получается непрерывное действие: Моро ночью вернулся в квартиру Дины, застав её вмазавшейся. Она просит его увезти её на море. Потом они просыпаются следующим утром в кровати, Моро говорит: "Завтра уедем отсюда". И тут приходит доктор Артур. Можно предположить, что эта поездка - лишь сон после вмазки Дины. Однако вполне возможно представить, что все это случилось наяву. Аральское море – это не сон, это суровая реальность. И в сценарии эта поездка выписана именно как реальность. Поэтому я оставляю этот вопрос полностью на толкование зрителя.
История переписки4
Вообще "Игла" – это мой опыт в создании "пустого действия", т.е. в моем представлении такого действия, которое может позволить максимально широкое толкование рассказанной истории зрителем, не сваливаясь при этом в абсурдизм. Полное отсутствие символизма ради максимального символизма. Это открытое кино, прямая противоположность кино драматическому. Этот стиль я разрабатывал еще на подмостках ВГИКа, в "Йя-Ххе", и в другой короткометражке, снятой осенью 1986 года, "Искусство быть смирным".
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Вообще "Игла" – это мой опыт в создании "пустого действия", т.е. в моем представлении такого действия, которое может позволить максимально широкое толкование рассказанной истории зрителем, не сваливаясь при этом в абсурдизм. Полное отсутствие символизма ради максимального символизма. Это открытое кино, прямая противоположность кино драматическому. Этот стиль я разрабатывал еще на подмостках ВГИКа, в "Йя-Ххе", и в другой короткометражке, снятой осенью 1986 года, "Искусство быть смирным".
История переписки5
Есть еще какие-то подсказки в фильме? Как та, что в начале: женский голос за кадром говорит, что это будет "печальная история", а в конце мужской голос ИРОНИЧНО заявляет, что "на этой оптимистической спортивной ноте мы и закончим наш фильм".

Еще одна подсказка - там же в начале этот женский голос добавляет: "не забудьте обратить внимание на употребление времён". Я всё действие разбил по часам и минутам. Если вы уберете поездку к морю, то по этим часам увидите, что весь фильм занял двое суток. Однако, всё в той же доктрине "пустого действия", я не стал указывать дни недели, чтобы оставить этот вопрос открытым и допустить двойное толкование для тех, кому милее представить поездку на море как реальное. Для таких есть их собственная подсказка: "Две недели прошло" (как титр, повторенный словами Моро). Поэтому оба толкования имеют равное право на существование и зависят только от желания зрителя трактовать так или иначе. Как и сам финал: можно считать, что Моро погиб, а можно надеяться на то, что он добрел до больницы, которая была всего в двух кварталах от того места. В фразе в конце фильма тоже есть свой маленький секрет.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Есть еще какие-то подсказки в фильме? Как та, что в начале: женский голос за кадром говорит, что это будет "печальная история", а в конце мужской голос ИРОНИЧНО заявляет, что "на этой оптимистической спортивной ноте мы и закончим наш фильм".

Еще одна подсказка - там же в начале этот женский голос добавляет: "не забудьте обратить внимание на употребление времён". Я всё действие разбил по часам и минутам. Если вы уберете поездку к морю, то по этим часам увидите, что весь фильм занял двое суток. Однако, всё в той же доктрине "пустого действия", я не стал указывать дни недели, чтобы оставить этот вопрос открытым и допустить двойное толкование для тех, кому милее представить поездку на море как реальное. Для таких есть их собственная подсказка: "Две недели прошло" (как титр, повторенный словами Моро). Поэтому оба толкования имеют равное право на существование и зависят только от желания зрителя трактовать так или иначе. Как и сам финал: можно считать, что Моро погиб, а можно надеяться на то, что он добрел до больницы, которая была всего в двух кварталах от того места. В фразе в конце фильма тоже есть свой маленький секрет.
История переписки6
Оригинальная фраза звучала так: "Ну вот, на этой оптимистической спортивной ноте мы и закончим нашу историю". Это прямой парафраз с финалом "Йя-Ххи", где мужской голос заявляет: "Вы думаете, наша история подошла к концу? Нет... нет... нет... она только начинается". При монтаже я попросил звукооператора оборвать фразу, откинув звук "у": " Ну вот, на этой оптимистической спортивной ноте мы и закончим наш..." – и приклеить вместо "истории" слово, произнесенное женским голосом: "... фильм". Теперь вы понимаете, почему: потому что история еще не закончилась. Закончился только фильм.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Оригинальная фраза звучала так: "Ну вот, на этой оптимистической спортивной ноте мы и закончим нашу историю". Это прямой парафраз с финалом "Йя-Ххи", где мужской голос заявляет: "Вы думаете, наша история подошла к концу? Нет... нет... нет... она только начинается". При монтаже я попросил звукооператора оборвать фразу, откинув звук "у": " Ну вот, на этой оптимистической спортивной ноте мы и закончим наш..." – и приклеить вместо "истории" слово, произнесенное женским голосом: "... фильм". Теперь вы понимаете, почему: потому что история еще не закончилась. Закончился только фильм.
История переписки7
Как Вы снимали отсчет времени на электронных часах? И какое время года в фильме: лето, осень или зима?

Я часы ввел уже после того, как закончились съемки, и первый вариант монтажа был собран. Чего-то мне не хватало в собранном фильме. И тут совершенно интуитивно я понял: физического течения времени, неумолимого отсчета минут и секунд до финального удара ножом в живот. Определил места, куда хотелось вклеить циферблат, и прикинул примерное время суток для каждого эпизода. Потом дома брат поставил камеру перед электронными часами, и я их быстро пощелкал. Время, опять же, чисто интуитивно набирал. По поводу смены времен года. Строго говоря, лета в "Игле" нет. Самый первый кадр был снят в Москве в сентябре. Аральское море - в октябре, Алма-Ата - ноябрь-декабрь, с финальной сценой в январе. Если представлять все действие в двух днях - то это вполне мог быть ноябрь. Погода в Алма-Ате в этом месяце может смениться в течение двух дней с солнечной на пасмурную, со снегопадом к исходу второго вечера. Вот как это происходит в "Игле": первый день в городе солнечный и теплый. К вечеру холодает (пар изо рта Спартака помните во время сцены в ёлках?), а на следующее утро идет дождь (его слышно за кадром, когда они просыпаются после воображаемой поездки к морю).
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Как Вы снимали отсчет времени на электронных часах? И какое время года в фильме: лето, осень или зима?

Я часы ввел уже после того, как закончились съемки, и первый вариант монтажа был собран. Чего-то мне не хватало в собранном фильме. И тут совершенно интуитивно я понял: физического течения времени, неумолимого отсчета минут и секунд до финального удара ножом в живот. Определил места, куда хотелось вклеить циферблат, и прикинул примерное время суток для каждого эпизода. Потом дома брат поставил камеру перед электронными часами, и я их быстро пощелкал. Время, опять же, чисто интуитивно набирал. По поводу смены времен года. Строго говоря, лета в "Игле" нет. Самый первый кадр был снят в Москве в сентябре. Аральское море - в октябре, Алма-Ата - ноябрь-декабрь, с финальной сценой в январе. Если представлять все действие в двух днях - то это вполне мог быть ноябрь. Погода в Алма-Ате в этом месяце может смениться в течение двух дней с солнечной на пасмурную, со снегопадом к исходу второго вечера. Вот как это происходит в "Игле": первый день в городе солнечный и теплый. К вечеру холодает (пар изо рта Спартака помните во время сцены в ёлках?), а на следующее утро идет дождь (его слышно за кадром, когда они просыпаются после воображаемой поездки к морю).
История переписки8
После обеда, когда Моро возвращается со встречи со Спартаком в зоопарке, земля уже слегка припорошена мелким снежком. Ну а к ночи, когда они выходят из бани, начинается настоящий снегопад. Ух, как люблю в Алма-Ате эти крупные ночные снегопады... Для тех, кто предпочитают реальную поездку к морю, действие растягивается недели на три - действительно, со сменой времен года с осени на зиму.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
После обеда, когда Моро возвращается со встречи со Спартаком в зоопарке, земля уже слегка припорошена мелким снежком. Ну а к ночи, когда они выходят из бани, начинается настоящий снегопад. Ух, как люблю в Алма-Ате эти крупные ночные снегопады... Для тех, кто предпочитают реальную поездку к морю, действие растягивается недели на три - действительно, со сменой времен года с осени на зиму.
История переписки9
Есть в Вашем фильме и недостатки. Я их чувствую, но не вижу, так как, к сожалению, до сих пор не могу полностью абстрагироваться от харизмы Виктора.

Мне как раз интереснее мнение о недостатках, ведь о достоинствах было сказано выше крыши за все эти годы. Я понимаю, что личность Виктора трудно отделить от фильма – это одна неделимая ткань. В то же самое время этот фильм – моя глубокая, персональная фантазия, я творил его, как хотел, с полной, безусловной свободой, и ни одного кадрика или звука в нем не вставлено или убрано кем-либо, кроме меня (если не считать износа, порыва и переклейки копий киномеханиками). Ваше преимущество как зрителя: вы не знаете меня как личность, и поэтому вам нет нужды от неё абстрагироваться. Просто попробуйте довериться интуитивному чувству и понять, что в фильме вызывает неприятие. Что бы вы сделали по-другому? Я понимаю, что на свете нет двух персон, дышащих в полный унисон, потому нет и одной истины, но сверка дыхания всегда интересна, особенно между теми, кто дышит в близком ритме.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Есть в Вашем фильме и недостатки. Я их чувствую, но не вижу, так как, к сожалению, до сих пор не могу полностью абстрагироваться от харизмы Виктора.

Мне как раз интереснее мнение о недостатках, ведь о достоинствах было сказано выше крыши за все эти годы. Я понимаю, что личность Виктора трудно отделить от фильма – это одна неделимая ткань. В то же самое время этот фильм – моя глубокая, персональная фантазия, я творил его, как хотел, с полной, безусловной свободой, и ни одного кадрика или звука в нем не вставлено или убрано кем-либо, кроме меня (если не считать износа, порыва и переклейки копий киномеханиками). Ваше преимущество как зрителя: вы не знаете меня как личность, и поэтому вам нет нужды от неё абстрагироваться. Просто попробуйте довериться интуитивному чувству и понять, что в фильме вызывает неприятие. Что бы вы сделали по-другому? Я понимаю, что на свете нет двух персон, дышащих в полный унисон, потому нет и одной истины, но сверка дыхания всегда интересна, особенно между теми, кто дышит в близком ритме.
История переписки10
Маркиза
Виктор Цой о съемках в "Игле": 1. "если я начну вам сейчас ее разбирать, то разнесу в пух и прах»; 2. «согласившись быть композитором картины, я предполагал, что это будет фильм с использованием только рок-музыки». Чем же он всё-таки был недоволен?

Претензии Виктора сводились к двум вещам: недостаточно его музыки и излишнее хамство в сцене в больнице ("он тебя трахает" – конкретно эта фраза, он хотел её выкинуть). Это мнение он высказал при первом просмотре. Но такого, чтобы "разносить в пух и прах", не было близко. Наоборот, он был доволен результатом, а когда ему пошли одно за другим предложения сниматься, он говорил и мне, и при мне, что будет сниматься только у меня. Допускаю, что он мог говорить другие вещи другим людям, но мне такое неизвестно. Хорошо бы найти в публикациях, если есть. Что касается музыки, то практически вся она вошла в фильм. Наверное, Виктор хотел её слышать чаще и дольше, но у меня свой ритм, тут ничего не поделаешь, и он это признавал безоговорочно. Не забывайте, что фильм в то время, его стилистика, визуальная и звуковая, были необычны для нашего зрителя, и Виктор не исключение. Один из соавторов сценария, Александр Баранов, был так ошарашен, что даже потребовал категорическим тоном убрать свое имя из титров. Но потом и он въехал.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Виктор Цой о съемках в "Игле": 1. "если я начну вам сейчас ее разбирать, то разнесу в пух и прах»; 2. «согласившись быть композитором картины, я предполагал, что это будет фильм с использованием только рок-музыки». Чем же он всё-таки был недоволен?

Претензии Виктора сводились к двум вещам: недостаточно его музыки и излишнее хамство в сцене в больнице ("он тебя трахает" – конкретно эта фраза, он хотел её выкинуть). Это мнение он высказал при первом просмотре. Но такого, чтобы "разносить в пух и прах", не было близко. Наоборот, он был доволен результатом, а когда ему пошли одно за другим предложения сниматься, он говорил и мне, и при мне, что будет сниматься только у меня. Допускаю, что он мог говорить другие вещи другим людям, но мне такое неизвестно. Хорошо бы найти в публикациях, если есть. Что касается музыки, то практически вся она вошла в фильм. Наверное, Виктор хотел её слышать чаще и дольше, но у меня свой ритм, тут ничего не поделаешь, и он это признавал безоговорочно. Не забывайте, что фильм в то время, его стилистика, визуальная и звуковая, были необычны для нашего зрителя, и Виктор не исключение. Один из соавторов сценария, Александр Баранов, был так ошарашен, что даже потребовал категорическим тоном убрать свое имя из титров. Но потом и он въехал.
Трудно поверить, что имена в "Игле" выбраны произвольно. Это уже вопрос к Рашиду - по какому принципу героям назначались имена? Моро, Дина, Артур Юсупович, Спартак, Архимед - какой смысл они подразумевали?

Моро – пришло из моего проекта «Король Брода», который я писал с начала 80-х, вначале как воспоминания «бродовских» об алма-атинской жизни 60-х, затем как киносценарий, где Цой должен был сыграть этого самого Короля Брода по кличке «Моро». Кличка реальная, и за ней реальный человек, легендарная личность для узкого круга центровых ребят того времени. Моро умер при довольно темных обстоятельствах. Утонул. Дина и Артур Юсупович – по оригинальному сценарию Баранова и Килибаева. Спартак – подсказала сестра. У этого персонажа в сценарии было какое-то невнятное банальное имя, типа «Филя» или что-то в этом роде. Я хотел же найти нечто мужественное и в то же время нелепое в силу несопоставимости этой мужественности с персонажем, которого, как я сразу определил, будет играть мой вгиковский сокурсник Александр Баширов. Как-то долго не мог найти подходящее имя – всё казалось натянутым, с переборами в ту или иную сторону. И вдруг сестра помогла: назови «Спартаком», говорит - как одного нашего дальнего родственника. Мне понравилось. Архимед – это подлинное имя Архимеда Искакова, который сыграл в фильме друга Спартака.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Трудно поверить, что имена в "Игле" выбраны произвольно. Это уже вопрос к Рашиду - по какому принципу героям назначались имена? Моро, Дина, Артур Юсупович, Спартак, Архимед - какой смысл они подразумевали?

Моро – пришло из моего проекта «Король Брода», который я писал с начала 80-х, вначале как воспоминания «бродовских» об алма-атинской жизни 60-х, затем как киносценарий, где Цой должен был сыграть этого самого Короля Брода по кличке «Моро». Кличка реальная, и за ней реальный человек, легендарная личность для узкого круга центровых ребят того времени. Моро умер при довольно темных обстоятельствах. Утонул. Дина и Артур Юсупович – по оригинальному сценарию Баранова и Килибаева. Спартак – подсказала сестра. У этого персонажа в сценарии было какое-то невнятное банальное имя, типа «Филя» или что-то в этом роде. Я хотел же найти нечто мужественное и в то же время нелепое в силу несопоставимости этой мужественности с персонажем, которого, как я сразу определил, будет играть мой вгиковский сокурсник Александр Баширов. Как-то долго не мог найти подходящее имя – всё казалось натянутым, с переборами в ту или иную сторону. И вдруг сестра помогла: назови «Спартаком», говорит - как одного нашего дальнего родственника. Мне понравилось. Архимед – это подлинное имя Архимеда Искакова, который сыграл в фильме друга Спартака.
История переписки2
Расскажите о кинофестивале в Одессе. Как вообще все это происходило, откуда и куда отходил теплоход «Федор Шаляпин»?
Это был кинофестиваль "Золотой Дюк", в сентябре 1988 года. (В следующем 1989 году нас на нем не было). Это был первый кинофестиваль в длинной фестивальной истории "Иглы". А на экраны "Игла" вышла только в феврале 1989, но зато по первой категории с 1000 копий. "Золотой Дюк" проходил в Одессе под председательством Говорухина. Что-то вроде "фестиваля зрелищных фильмов". Говорухин вроде бы не очень хотел "Иглу", еще никому не известную и не вписывающуюся в привычные тогда критерии "зрелищности", да еще к тому же заявленную в фестиваль авангардного кино "Арсенал" в Риге, сразу следом за Одессой. Но кто-то продавил её участие, кажется, Кирилл Разлогов. Теплоход "Федор Шаляпин" отплывал и возвращался в Морпорт, там, где Потемкинская лестница. Мы втроем (Виктор, Наташа и я) держались особняком от всей киношной тусовки. Казалось, нас тоже все как-то сторонятся, мы чужие были, из другого мира. Но после показа "Иглы" изменилось отношение, много лестных слов пришлось услышать. Тем не менее, мы продолжали держаться особняком, пока не появился Никита Михалков – он одним вечером пришел в открытый фестивальный ресторан и прямиком сел за наш стол (это случилось уже после парохода), и потом все вчетвером ездили по региону на встречи со зрителями.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Расскажите о кинофестивале в Одессе. Как вообще все это происходило, откуда и куда отходил теплоход «Федор Шаляпин»?
Это был кинофестиваль "Золотой Дюк", в сентябре 1988 года. (В следующем 1989 году нас на нем не было). Это был первый кинофестиваль в длинной фестивальной истории "Иглы". А на экраны "Игла" вышла только в феврале 1989, но зато по первой категории с 1000 копий. "Золотой Дюк" проходил в Одессе под председательством Говорухина. Что-то вроде "фестиваля зрелищных фильмов". Говорухин вроде бы не очень хотел "Иглу", еще никому не известную и не вписывающуюся в привычные тогда критерии "зрелищности", да еще к тому же заявленную в фестиваль авангардного кино "Арсенал" в Риге, сразу следом за Одессой. Но кто-то продавил её участие, кажется, Кирилл Разлогов. Теплоход "Федор Шаляпин" отплывал и возвращался в Морпорт, там, где Потемкинская лестница. Мы втроем (Виктор, Наташа и я) держались особняком от всей киношной тусовки. Казалось, нас тоже все как-то сторонятся, мы чужие были, из другого мира. Но после показа "Иглы" изменилось отношение, много лестных слов пришлось услышать. Тем не менее, мы продолжали держаться особняком, пока не появился Никита Михалков – он одним вечером пришел в открытый фестивальный ресторан и прямиком сел за наш стол (это случилось уже после парохода), и потом все вчетвером ездили по региону на встречи со зрителями.
История переписки3
А на пароходе нас много снимал известный и постоянный фотограф всех российских кинофестивалей (имя запамятовал, надо спросить в Доме кино – его там все знают). Порыться бы в его архиве. Кстати, у меня есть вырезка из газеты с того фестиваля с фотографией парохода у Потемкинской лестницы и размышлениями автора об "Игле" накануне её публичного обсуждения (мы тогда с Виктором вдвоем со сцены отвечали на вопросы участников фестиваля, довольно иронично и заносчиво, по-моему).

Виктор Цой и Наташа Разлогова в Одессе
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
А на пароходе нас много снимал известный и постоянный фотограф всех российских кинофестивалей (имя запамятовал, надо спросить в Доме кино – его там все знают). Порыться бы в его архиве. Кстати, у меня есть вырезка из газеты с того фестиваля с фотографией парохода у Потемкинской лестницы и размышлениями автора об "Игле" накануне её публичного обсуждения (мы тогда с Виктором вдвоем со сцены отвечали на вопросы участников фестиваля, довольно иронично и заносчиво, по-моему).

Виктор Цой и Наташа Разлогова в Одессе
История переписки4
Маркиза
Сохранились ли у Вас видеосъемки Иглы, которые не вошли в фильм, так называемые "рабочие материалы"? Можно ли их как-то использовать?

Видеосъемок не было. "Игла" снималась на кинопленку 35мм. Все неиспользованные негативы и срезки с рабочих позитивов хранятся на "Казахфильме" один год после сдачи фильма. Затем они уничтожаются. Эта судьба постигла и "Иглу". Я действительно использовал видеокамеру до съемок, на коротких видеопробах, но эти материалы были стерты техниками тогда же. Надо было, конечно, скопировать. Но мы были слишком беспечными. Даже не подумали об этом. Но если все неиспользованные негативы сохранились, то можно было бы смонтировать забавный материал, этакую параллельную версию "Иглы". Ну, например, в той же последовательности эпизодов, но из неудавшихся дублей. Их там полно. Было бы веселое кино... Или, скажем, фильм из отснятых, но не вошедших в финальный монтаж эпизодов. И т.д. Можно было бы вполне официально запустить такую работу в монтаж.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Сохранились ли у Вас видеосъемки Иглы, которые не вошли в фильм, так называемые "рабочие материалы"? Можно ли их как-то использовать?

Видеосъемок не было. "Игла" снималась на кинопленку 35мм. Все неиспользованные негативы и срезки с рабочих позитивов хранятся на "Казахфильме" один год после сдачи фильма. Затем они уничтожаются. Эта судьба постигла и "Иглу". Я действительно использовал видеокамеру до съемок, на коротких видеопробах, но эти материалы были стерты техниками тогда же. Надо было, конечно, скопировать. Но мы были слишком беспечными. Даже не подумали об этом. Но если все неиспользованные негативы сохранились, то можно было бы смонтировать забавный материал, этакую параллельную версию "Иглы". Ну, например, в той же последовательности эпизодов, но из неудавшихся дублей. Их там полно. Было бы веселое кино... Или, скажем, фильм из отснятых, но не вошедших в финальный монтаж эпизодов. И т.д. Можно было бы вполне официально запустить такую работу в монтаж.
А как Пётр Мамонов попал в эту картину? Он уже снимался ранее или это была его первая роль?

Это его первая роль. Мы были знакомы с Петром и даже намеревались поставить спектакль "Кроткая" по Достоевскому в театре Анатолия Васильева в 1987. И когда вдруг подвернулась "Игла", у меня не было ни малейших сомнений, кто должен сыграть злодея. Кстати, первые кадры с Петром и Виктором мы сняли в сентябре в Москве на квартире Павла Хотина (клавишник "Звуков Му";), в те же дни, что проход Виктора в самом начале фильма. К сожалению, эта съемка не сохранилась. Это был самый-самый первый опыт игры Петра перед камерой.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
А как Пётр Мамонов попал в эту картину? Он уже снимался ранее или это была его первая роль?

Это его первая роль. Мы были знакомы с Петром и даже намеревались поставить спектакль "Кроткая" по Достоевскому в театре Анатолия Васильева в 1987. И когда вдруг подвернулась "Игла", у меня не было ни малейших сомнений, кто должен сыграть злодея. Кстати, первые кадры с Петром и Виктором мы сняли в сентябре в Москве на квартире Павла Хотина (клавишник "Звуков Му";), в те же дни, что проход Виктора в самом начале фильма. К сожалению, эта съемка не сохранилась. Это был самый-самый первый опыт игры Петра перед камерой.
История переписки2
В свое время выходил такой диск - "КИНО в кино". На диске изданы «Невеселая песня», «Следи за собой» и два неизвестных инструментала (треки 8,9,15,16). Что-нибудь из этого имеет отношение к «ИГЛЕ»?
8,9,15,16 - для "Иглы" не записывались. Иначе они, безусловно, в фильм вошли бы. Сам Виктор предложил начать фильм "Звездой" и закончить "Группой крови", а в середину включить только инструменталы. Все инструменталы вошли, но только по разу. Виктор ожидал, что инструментальные темы будут возвращаться периодически, но это противоречило фильму и моему стилю. Давайте я чуть подробнее об этом скажу, иначе постоянно возникает недопонимание в отношении "невошедшей" якобы музыке в "Иглу". Когда после первого просмотра Виктор задал мне вопрос, почему так скупо вошли инструменталы, я ответил: "Виктор, помнишь наши разговоры, когда я говорил тебе о принципе, открытом мной еще в архитектурном институте, и который прочно вошел в мой стиль во всем остальном? Когда я чертил и отмывал акварелью архитектурные проекты, всегда вырезал из картона длинную полосу размером во весь планшет с изображением. В середине вдоль этой полосы вырезал щель шириной в сантиметр и прикладывал к планшету. Если в этой щели появлялись хотя бы два фрагмента одинакового тона, для меня это означало, что работа не закончена, и я продолжал акварельную отмывку.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
В свое время выходил такой диск - "КИНО в кино". На диске изданы «Невеселая песня», «Следи за собой» и два неизвестных инструментала (треки 8,9,15,16). Что-нибудь из этого имеет отношение к «ИГЛЕ»?
8,9,15,16 - для "Иглы" не записывались. Иначе они, безусловно, в фильм вошли бы. Сам Виктор предложил начать фильм "Звездой" и закончить "Группой крови", а в середину включить только инструменталы. Все инструменталы вошли, но только по разу. Виктор ожидал, что инструментальные темы будут возвращаться периодически, но это противоречило фильму и моему стилю. Давайте я чуть подробнее об этом скажу, иначе постоянно возникает недопонимание в отношении "невошедшей" якобы музыке в "Иглу". Когда после первого просмотра Виктор задал мне вопрос, почему так скупо вошли инструменталы, я ответил: "Виктор, помнишь наши разговоры, когда я говорил тебе о принципе, открытом мной еще в архитектурном институте, и который прочно вошел в мой стиль во всем остальном? Когда я чертил и отмывал акварелью архитектурные проекты, всегда вырезал из картона длинную полосу размером во весь планшет с изображением. В середине вдоль этой полосы вырезал щель шириной в сантиметр и прикладывал к планшету. Если в этой щели появлялись хотя бы два фрагмента одинакового тона, для меня это означало, что работа не закончена, и я продолжал акварельную отмывку.
История переписки3
Так и в жизни: посмотри вокруг - нет ни одного повторяющегося фрагмента, каждый фрагмент индивидуален. Тому же звукооператору на монтаже постоянно говорил: обращай внимание на движение камеры - звук никогда не может быть одним и тем же, он постоянно меняется. Звук улицы у фундамента дома не тот, что на крыше, шорох упавшей листвы у корней дерева не тот, что шелест листьев в его кроне, шум ветра у днища "Гидролога" не тот, что на верхушке его мачты..." Этот принцип "постоянного изменения" прошел через весь фильм - как в звукоряде, так и в изображении, и в отношениях героев, и в их осознании самих себя, и в погоде, и в освещении, и в развитии всей истории... В общем, Виктор все понял и согласился. Больше он этот вопрос не поднимал, и в последующих просмотрах всё больше и больше "въезжал" в этот стиль. Может быть, это одна из причин, почему он перестал рассматривать какие-либо другие предложения сниматься, и постоянно теребил меня, чтобы мы начинали новый проект. "Невеселая песня" - при мне в феврале 1988 не записывалась, да и, сдается мне, еще не была придумана к тому времени.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Так и в жизни: посмотри вокруг - нет ни одного повторяющегося фрагмента, каждый фрагмент индивидуален. Тому же звукооператору на монтаже постоянно говорил: обращай внимание на движение камеры - звук никогда не может быть одним и тем же, он постоянно меняется. Звук улицы у фундамента дома не тот, что на крыше, шорох упавшей листвы у корней дерева не тот, что шелест листьев в его кроне, шум ветра у днища "Гидролога" не тот, что на верхушке его мачты..." Этот принцип "постоянного изменения" прошел через весь фильм - как в звукоряде, так и в изображении, и в отношениях героев, и в их осознании самих себя, и в погоде, и в освещении, и в развитии всей истории... В общем, Виктор все понял и согласился. Больше он этот вопрос не поднимал, и в последующих просмотрах всё больше и больше "въезжал" в этот стиль. Может быть, это одна из причин, почему он перестал рассматривать какие-либо другие предложения сниматься, и постоянно теребил меня, чтобы мы начинали новый проект. "Невеселая песня" - при мне в феврале 1988 не записывалась, да и, сдается мне, еще не была придумана к тому времени.
История переписки4
Он показал мне эту песню позже среди возможных тем для следующего фильма, и "Невеселая песня" даже присутствует в ранних сценариях "Дикого Востока". "Следи за собой" - в первый раз он прокрутил запись в Москве у Аркаши Высоцкого. Они с Каспаряном пришли прямиком из студии, очень веселые, страшно довольные тем, что только что записали. Поставили эту свежую, девственную еще кассету в аркашин зачуханный магнитофон, и оттянулись. Помню, Аркаша страшно запал на эту песню, враз. С тех пор она у него, пожалуй, любимая цоевская песня. Но в альбом "Звезда по имени Солнце" она не вошла. Как знаете, ребята из Кино включили её в Черный альбом уже после гибели Виктора. Курьезный момент связан с тем вечером у Аркаши (кажется, именно в тот вечер это произошло).