Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Немецкие войска наблюдали над возрастающим движением транспорта; в меру своих сил они бомбили и обстреливали трассу, но желаемого результата не достигали: бомбы пробивали лёд и разрывались на дне, взрывная волна взломать лёд не могла. Образующиеся от бомб и снарядов воронки работники дорожно-комендантской службы тут же отмечали длинными шестами с еловыми ветками на концах. Водители машин их замечали издалека и своевременно объезжали.
Кроме бомбардировок и обстрелов из дальнобойных орудий, немцы производили налёты авиации. Самолёты снижались на небольшую высоту и из пулемётов обстреливали машины.
На помощь пришла наша авиация. Ответственность за прикрытие водной и ледовой коммуникации было возложена на командующего военно-воздушными силами Краснознамённого Балтийского флота М.И. Самохина. По его распоряжению наши истребители постоянно барражировали над озером, охраняя дорогу от вражеских налётов.
Генерал-майор авиации Михаил Иванович Самохин, командующий ВВС Балтийского флота
В ранний майский день 1942 две группы Ме-109 («мессершмитты») вели разведку над Ладожским озером и морской базой Осиновец. Примерно в это же время на разведку вылетело звено Семена Горгуля. К сожалению, один самолет из-за неисправности вернулся, Горгуль с Байдраковым и Дмитриевым ушли на задание тройкой.
Бой разгорелся внезапно. Шестерка «мессеров», скрытая дымкой и облаками, первой навалилась на наше звено. Горгуль, Байдраков и Дмитриев приняли неравный бой. На лёд упал Ме-109, но тут же загорелся и самолет Байдракова. Тяжело раненный летчик покинул самолет на парашюте. Бой принял ожесточенный характер. Нужно было прикрыть медленно спускавшегося на парашюте друга. И Горгуль с Дмитриевым не допустили к нему «мессеров», пока парашют не опустился на торосы. Но Байдраков не встал. Он лежал вверх лицом, будто наблюдал за тяжелым боем товарищей.
Новые взаимные атаки, падает еще один «мессер» и вдруг удар по кабине Семёна Горгули. Летчик ранен, винт закрутился вхолостую. Но Горгуль не покинул машину, повел её на посадку. Его товарищ Ефим Дмитриев остался один против четырех Ме-109. Третий «мессершмитт» вспыхнул факелом и упал на лёд. Но и Горгулю ранило вторично. И все же он, с трудом сохраняя сознание, едва различая ледовый покров, посадил самолет.
У Дмитриева кончилось горючее, он вынужден был выйти из боя. А три Ме-109 тем временем делали заход за заходом, расстреливая стоящий на льду самолет и истекающего кровью Семёна Горгулю. Слабеющей рукой он достал блокнот. Нет сил развернуть планшет, вытащить карандаш, но как страшно умирать, не сказав последнего слова друзьям. И тогда перебитым кровоточащим пальцем Семен Горгуль, шахтер Донбасса, отважный балтийский летчик, нацарапал на листке: «Прощайте, ленинградцы!».
Последние слова не друзьям. Не родным, а ленинградцам. Ленинградцы помнят этот подвиг.
Семён Егорович Горгуль (1917-1942), летчик-истребитель 13 иап/4 гиап ВМФ
22 января 1942 года ГКО принял постановление об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда. Эвакуируемые получали в Ленинграде по карточкам хлеб на день вперёд. Кроме того, каждый получал по 1 кг хлеба в дорогу, в расчёте на два дня пути.
В первую очередь вывозили детей, женщин, больных, престарелых.
Эвакуация была продумана и хорошо проведена. На трассе была установлена сеть обогревательных и питательных пунктов. Как только ленинградцы переезжали озеро и вступали на Большую землю, они получали горячую пищу, о которой так мечтали эти измученные люди. На Большой земле их окружали теплом и заботой.
За всё время работы Дороги жизни из города было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.
Подготовка к сооружению ледовой трассы на зиму 1942—1943 годов велась заблаговременно. На этот раз предполагалось, кроме автодороги, проложить по льду и узкоколейную железную дорогу. Эта ледовая трасса прекратила действовать 31 марта 1943 года, а уже 2 апреля начались водные перевозки по Ладоге, хотя полностью освободились ото льда трассы лишь 26 апреля.
В связи с тем, что в 1943 году значительная часть грузов пошла в Ленинград по железной дороге, заметно уменьшились водные перевозки.
Но военная трасса через Ладогу – Дорога жизни – навсегда вписана в подвиг Ленинграда.
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ольга Берггольц.
Народ назвал Дорогой жизни путь через Ладожское озеро. Именно такой она стала в годы блокады.
У железнодорожной станции Ржевка начинается отсчет белых километровых столбов, которые ведут по всему пути до столбика с указанием 45 километр.
1-й километр. У станции Ржевка стоит памятник «Регулировщица».
Всем спасибо!
Всем спасибо!
Всем спасибо!
Не могу без слез смотреть фильмы про блокаду, особенно документальные.