Врачи-эстонцы очень доброжелательны
По крайней мере, за все наше время пребывания в Эстонии и общение с местными медиками (а общаться пришлось много, с ребенком даже лежали в инфекционной больнице) мы ни разу не столкнулись с негативным к себе отношением. Наш семейный доктор – эстонка, наш педиатр – эстонка, и мы довольны не только самим лечением, но и тем, как с нами обращались. Ни криков, ни объяснений сквозь зубы, ни недовольных гримас...
При приеме в детский сад справка от врача не нужна
Представьте себе – вообще никакая! Даже если ваш ребенок заболел, и вы не ходили неделю или три, возвращаетесь вы в дошкольное учреждение как обычно – без всяких справок. Единственное, о чем просят воспитатели, это сообщить, если ваш малыш заболел ветрянкой, чтобы они могли предупредить других родителей. Но карантин как таковой не вводится.
Врачи не спешат назначать антибиотики и другие лекарства
Я помню, в Москве при температуре сыну назначали достаточно много лекарств – для поддержания иммунитета, антисептические и так далее. Здесь не спешат это делать. У эстонцев есть фраза, которая очень хорошо определяет их отношение к жизни и, соответственно, болезням тоже: «время возьмет». То есть – надо подождать.
Можно в принципе долго спорить, нужны вообще антибиотики или нет. Я считаю, что нужны, но речь не об этом. Все-таки ситуации бывают разные. Как-то у сына в период эпидемии гриппа температура под 40 держалась неделю. В Москве при такой ситуации антибиотики рекомендовали бы уже на третьи сутки, здесь ждали семь дней. И когда мальчику стало реально хуже и температура вообще перестала снижаться, нам сказали, что да, теперь можно.
История болезни и рецепты — в электронном виде
У нас на руках нет вообще ничего. Это удобно: когда ты по какой-либо причине привозишь ребенка в скорую или идешь с ним к другому специалисту, то эти визиты, а также результаты анализов заносятся в электронную карту, а потом попадают к педиатру, который ребенка наблюдает на постоянной основе. Приходя к нашему доктору, которая, например, была в отпуске, мне не нужно ей объяснить, у кого мы были в ее отсутствие, какие у нас взяли анализы, что нам рекомендовал другой врач.
При таком порядке потерять или забыть результат анализов дома просто невозможно. Но и за пределы Эстонии не вывезешь.
В Таллине большие скидки на лекарства для детей, их оплачивает больничная касса, но это в том случае, если данные лекарства выписал доктор. Выписывает он их тоже в электронном виде. Я могу позвонить по телефону, сказать, что вот нам, например, нужен такой-то крем или такие-то капли, и мне их выпишут. Даже не нужно идти к врачу. В аптеке нужно предъявить свой документ, что-то типа паспорта в России, документ ребенка – и ты получаешь лекарство.
С врачом можно созвониться и задать вопрос
В России у нас тоже была такая возможность, но только тогда, когда наш ребенок наблюдался в частной клинике. Звонить педиатрам в обычную поликлинику в России как-то не принято. А здесь у каждого доктора есть телефон, и на звонки отвечает либо он сам, либо медсестра. Если у нас что-то случилось, я могу позвонить и задать вопрос, таким же образом мы записываем ребенка на прием.
У некоторых врачей есть даже специальное время, когда они отвечают на звонки своих пациентов (или их родителей).
Педиатра нельзя вызвать на дом
Если ребенку совсем плохо, то всегда можно вызвать скорую, которая отвезет в больницу. Но если у малыша просто температура, даже высокая, доктор домой не придет. Нужно ехать к нему в поликлинику.
Круглосуточный прием
Если ребенок заболел в тот момент, когда участковый педиатр недоступен (в государственные праздники, выходные, поздно вечером или ночью, в тот момент, когда педиатр в отпуске или сам болеет), с ним можно приехать в приемную наподобие той, что нам показывали в сериале «Доктор Хаус». Провести в очереди можно и 15 минут, и 4 часа. Кстати, в одной очереди могут оказаться дети с абсолютно разными заболеваниями – у одного кашель, а у другого ротавирусная инфекция.
Минимум информации для истории болезни
В Таллине нет такого допроса с пристрастием о том, как проходила моя беременность, как долго рождался ребенок и так далее. Даже не помню, спрашивали нас тут про шкалу Апгар или нет... Когда мы с сыном поступали в инфекционную больницу, нас только спросили о том, чем он болел до сегодняшнего дня. Врачи лечат то состояние, которое есть сейчас, не углубляясь в детали прошлого.
Очень спокойное отношение к детским болезням
Я бы даже сказала, что в чем-то оно поверхностное. По крайней мере, сравнивая с тем, что было у нас в России. Если в Москве нам говорят: «Ваш мальчик болен тем-то и тем-то. Его срочно нужно лечить! Сдавайте вот это и это, и еще вот это!», то, возвращаясь в Таллин, мы слышим: «Ну да, немного он приболел. Но мы и не такое видели. Не надо ничего больше сдавать. Ждите, время возьмет».
И мы привыкаем к такому спокойному, созерцательному отношению. Анализы, кстати, берут только на то, что есть сейчас. На всякий случай давайте еще сдадим вот такой анализ или сделаем вот такое обследование – это не про Таллин.
Нет ощущения, что мы помешали врачу работать
Это не совсем про педиатрию, но про медицину в целом. Когда на родине я приходила к доктору, особенно в государственную поликлинику, у меня часто было ощущение, что я мешаю врачу работать, отвлекаю его от важных дел. Конечно, бывают разные поликлиники, разные доктора, но я сужу по общему впечатлению. По крайней мере, за все время пребывания в Таллине, мы еще ни разу не столкнулись с грубостью или недоброжелательностью медицинского сотрудника.
В комментариях расскажите о своем опыте лечения за границей и в России. Что вас приятно или неприятно удивило? А также читайте 10 интересных фактов о материнстве и детстве в Мексике.