«Если будешь хорошим, послушным,.. то я буду тебя любить, буду тобой доволен...», – говорим мы детям. Но для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что любовь родителей не зависит от его успехов, неудач и прочих условий. Любим мы его не за что-то, а просто так - потому, что он есть. Это бывает нелегко, потому что наше собственное взросление могло проходить иначе, мы можем не знать, как это – быть любимыми без условий. Если родители испытывают подобные трудности, их победой будет уже то, что они захотят научиться показывать свои чувства ребенку.
Что происходит?
Маленький ребенок ничего о себе не знает и видит себя глазами взрослого. Каждым обращением к ребенку – словом, тоном, жестом, молчанием, мы сообщаем ему что-то о нем, то есть, даем обратную связь и формируем таким образом его самооценку.
Если мы часто выражаем одобрение и принятие, то у ребенка складывается ощущение «я хороший», «меня любят», а от осуждения, недовольства и критики – «со мной что-то не так», «я плохой, не нужен». Причем дети понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова, для них важнее смысла. Чем младше дети, тем сильнее влияние информации, которую они получают от нас.
Что делать?
1. Эмоциональные «поглаживания» и поддержка. Соотношение позитивных и негативных высказываний 3:1 – на одно слово критики или замечания приходится три слова поддержки и позитива. Говорите ребенку больше теплых слов: «мы рады тебя видеть», «хорошо, что ты пришел», «мы по тебе соскучились», «хорошо, что ты у нас есть».
2. Тактильный контакт. Не забывайте обнять, приласкать ребенка, прикоснуться к нему. Известно, что человеку необходимо четыре эпизода тактильного контакта любого вида в день (объятия, прикосновения, поглаживания, поцелуя) просто для физического выживания, а для хорошего самочувствия – не менее восьми. Дети интуитивно хотят этого от нас. Малыши садятся на колени, просятся на руки. С возрастом формы меняются. Это может быть чтение перед сном, песенка на ночь, просто разговор или совместные посиделки – такие семейные ритуалы нужны ребенку, чтобы чувствовать себя нужным и любимым.
3. Если выражаете недовольство, то только действиями, а не самим ребенком (суть послания: «ты хороший и я тебя люблю, но поступил ты неправильно и плохо»). Обязательно объясните, как надо было себя повести в той или иной ситуации.
4. Давайте ребенку возможность выражать чувства и эмоции, учите распознавать и называть их. Скрывать и подавлять чувства вредно.
Границы и правила
С одной стороны, ребенку необходима дисциплина, с другой – свобода для проявления собственной индивидуальности. Границы и правила – это права и обязанности ребенка с пониманием того, что они заканчиваются там, где начинаются свободы другого человека.
Что происходит?
Ребенок, не знающий правил, испытывает неизбежные сложности при общении, так как правила, все-таки, сопровождают нас всегда и их трудно игнорировать, если мы не планируем жить на необитаемом острове. Ребенок становится заложником собственных порывов и эмоций, не может ограничивать себя сам, поэтому испытывает тревогу, напряжение и чувство вины.
Дети интуитивно понимают важность правил и границ и по-своему требуют их: они могут выводить нас из себя, тем самым запрашивая ограничения («негативное внимание»). Если правила очень жесткие, могут возникать психосоматические заболевания, так как только сильными раздражителями (болезнями с эффектными проявлениями) можно нарушить порядок и привлечь внимание.
Когда границы размыты, то всем членам семьи трудно жить своей собственной жизнью, возникает спутанность ролей – не ясно, кто принимает решения, кто за что отвечает, кто на что имеет право внутри семьи. Если родителям трудно установить границы, потому что они боятся быть строгими и огорчить ребенка – готовьтесь справляться с последствиями такого воспитания: капризы, негативизм и упрямство.
Что делать?
1. Выработать единые понятные требования к ребенку, которые должны соблюдаться всеми членами семьи (хорошо/плохо, можно/нельзя).
2. Установить разумный баланс между правами и обязанностями ребенка, его желаниями и интересами других людей. Хорошие правила дадут представления о границах, без которых ребенок не может жить. Плохие – будут подавлять его естественные потребности и желания, его личность, и могут сделать из ребенка послушный «объект». Например, в одежде дайте ребенку выбрать цвет и фасон, а взрослый определит максимальную стоимость вещи. Покупая игрушку, предложите ребенку выбор, но из двух приемлемых для вас вариантов.
Родителям необходимо помнить, что воспитывая с любовью, мы помогаем детям вырасти уверенными в себе и счастливыми взрослыми.